ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 14 ноября 2014 года №692


Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Самарской области на 2014-2017 годы  


     В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» на территории Самарской области Правительство Самарской области

     постановляет:

1.  Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Самарской области на 2014-2017 годы.
2.  Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области в срок до 1 декабря 2014 года разработать и утвердить стратегии действий в интересах детей на территории городских округов и муниципальных районов в Самарской области на 2014-2017 годы.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

И.о. вице-губернатора - председателя Правительства
Самарской области
С.С. Кандеев


Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 14.11.2014 №692

Стратегия действий в интересах детей в Самарской области на 2014-2017 годы



I. Введение


     Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
     Семейная политика обеспечивает защиту и реализацию прав и интересов детей в Российской Федерации и является основой демографической и социальной политики государства.
     Реализация государственной политики по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации обусловлена стоящими перед обществом задачами, определяемыми Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
     В Самарской области сформирована система мер и действий комплексного обслуживания семьи и детей, что позволяет на достаточно высоком уровне обеспечить достижение основной стратегической цели семейной политики - развитие позитивных социальных явлений в сфере семьи и детства.
     Мероприятия, реализуемые Правительством Самарской области в рамках семейной политики, направлены на укрепление семьи как социального института, воспитание и развитие детей. Основная задача органов исполнительной и законодательной власти Самарской области - увеличение численности успешных семей, способных выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.
     Реализация семейной и демографической политики является одним из важных направлений социально-экономической политики, реализуемой Правительством Самарской области, которая соответствует приоритетам развития Российской Федерации. Региональная политика в сфере поддержки семьи и народонаселения реализуется в Самарской области на основе утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 08.09.2010 № 396 Плана мероприятий по реализации в Самарской области в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, разработанного в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, а также Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31.01.2013, в разделе «Повышение качества и доступности услуг институтов социальной сферы» определены целевые ориентиры благополучия детей по ключевым сферам их жизнедеятельности, в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» определены целевые показатели, определяющие эффективность мер по стабилизации демографической ситуации в регионах.
     Кроме того, основные направления региональной политики в данной сфере определены Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129. В частности, предусмотрены следующие приоритетные цели развития:
     динамичное развитие позитивных социальных явлений;
     повышение роли и значения семьи, создание необходимых условий для реализации семьей ее функций;
     поддержка семьи как важнейшего института развития и социализации детей, создание благоприятных социально-экономических условий для ее жизнедеятельности.
     Практическим решением многих вопросов в сфере детства стала реализация:
     Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 03.02.2010 № 16;
     государственной программы Самарской области «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Самарской области на 2014-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 626;
     государственной программы Самарской области «Доступная среда в Самарской области» на 2014 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 671;
     государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 674;
     государственной программы Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 682;
     государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 683;
     государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684;
     государственной программы Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 700;
     государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 23.07.2014 № 418.
     В целях обеспечения государственных гарантий в сфере защиты прав и интересов ребенка в Самарской области Законом Самарской области от 06.05.2002 № 18-ГД «Об Уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области.
     В целях реализации государственной политики по улучшению положения детей в Самарской области во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, принято распоряжение Правительства Самарской области от 27.02.2013 № 94-р «Об утверждении Плана основных мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Самарской области».
     В связи с необходимостью определения дальнейших стратегических направлений в деятельности профильных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, законодательных органов власти по улучшению положения детей, а также консолидации усилий всех заинтересованных общественных институтов в решении проблем семьи, материнства и детства становится актуальным разработка и принятие Стратегии действий в интересах детей в Самарской области на 2014-2017 годы (далее - Стратегия).
     Главная цель Стратегии - определить в Самарской области основные направления и задачи политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

1. Основные проблемы в сфере детства

     Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и законных интересов детей.
     Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
     Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей по реализации жилищных прав детей, в том числе из многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также семей, имеющих детей-инвалидов.
     Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
     Недостаточная эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
     Недостаточный уровень квалификации специалистов, работающих в сфере детства, слабое внедрение в практику новых технологий работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, с детьми, находящимися в конфликте с законом.
     Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей, сохранением физического и психологического здоровья детей.       

2. Ключевые принципы Стратегии


     Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Самарской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Необходимо принять дополнительные меры по развитию всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, принять необходимые нормативные правовые акты, меры материального и морального стимулирования, развить альтернативные формы устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.
     Защита прав каждого ребенка. В Самарской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
     Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Самарской области необходимо продолжить работу по созданию условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. При этом должна быть выстроена система дополнительного образования детей и молодежи, представляющая широкий выбор услуг по интересам.
     Сбережение здоровья каждого ребенка. В Самарской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях, привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом.
     Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. Система социальной поддержки семей с детьми развивается в направлении усиления адресности предоставления мер. Внедряется система социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи.
     Данная технология предусматривает, что малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые хотят предпринять активные действия по преодолению бедности, оказывается более весомая материальная поддержка в том случае, если будет заключен социальный контракт и принята индивидуальная программа социальной адаптации.
     Получатели помощи на основании социального контракта выходят на более высокий уровень жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышается их социальная ответственность, более полно реализуется трудовой потенциал семьи, ослабевает иждивенческий мотив их поведения.
     Граждане берут на себя обязательства по выполнению мероприятий программы социальной адаптации, предусмотренной контрактом, в том числе по поиску работы, профессиональному обучению, развитию личного подсобного хозяйства, осуществлению индивидуальной трудовой деятельности по производству товаров и услуг.
     В связи с этим в Самарской области необходимо шире внедрять технологии социальной работы, основанные на системе социальных контрактов, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
     Особое внимание категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В Самарской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, способствующие реабилитации и полноценной интеграции их в общество.
     Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Самарской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
     Партнерство во имя ребенка. В Самарской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

3. Основные направления Стратегии


     Стратегия разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Плана основных мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Самарской области и призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти в Самарской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
     Стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, которая включает следующие основные цели:
     способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем;
     искоренение всех форм насилия в отношении детей;
     гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.
     Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
     семейная политика детствосбережения;
     доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
     здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;
     равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
     создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;
     дети - участники реализации Стратегии.

II. Семейная политика детствосбережения

1. Краткий анализ ситуации


     Среднегодовая численность постоянного населения в Самарской области в 2013 году, по данным Самарастат, составила 3212,2 тыс. человек.
     Численность детского населения в Самарской области увеличивается. По состоянию на 1 января 2012 года в области проживало 541 161 ребенок в возрасте 0-17 лет (включительно), а по состоянию на 1 января 2013 года - 547 063 ребенка, что на 5 902 ребенка больше по сравнению с 2012 годом.
     Наблюдается рост рождаемости. Так, в 2011 году были рождены 36 829 детей, а в 2012 году - 38 989 детей, что на 2 160 детей больше по сравнению с 2012 годом. В 2013 году продолжилась данная положительная тенденция - число родившихся детей увеличилось на 1,6 % по сравнению с прошлым годом и составило 39626 детей. Число умерших увеличилось на 2,6 процента, превысив число родившихся в 1,16 раза (в 2012 году - в 1,14 раза). Общая характеристика воспроизводства населения Самарской области за указанный период представлена в нижеприведенной таблице:

Наименование
показателя

Значения показателя по годам, тыс. человек

2010

2011

2012

2013

Число родившихся

37,2

36,8

39,0

39,6

Число умерших, всего

В том числе детей в возрасте до 1 года

48,9
0,2

46,3
0,2

44,8
0,3

46,0
0,3

Естественная убыль населения

-11,7

- 9,5

- 5,8

- 6,4



Таким образом, наблюдается тенденция уменьшения темпов естественной убыли населения в регионе.

Количество  абортов за последние 5 лет ежегодно сокращается на фоне устойчивого роста числа родившихся, что говорит о позитивном репродуктивном выборе жителей Самарской области. Снижение числа абортов происходит за счет уменьшения количества прерываний беременности по желанию женщины (артифициальные аборты).       

Наименование
показателя

Значение показателя по годам

2011

2012

2013

Число абортов, всего

17075

11962

10584

В том числе:

число абортов у несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (вкл.)

11

11

16

число абортов у несовершеннолетних в возрасте 15-17 (вкл.)

303

280

210

     Соотношение числа родов и числа абортов в 2013 году в Самарской области составило 1: 0,43 (2012 г. - 1:0,47; РФ - 1:0,59; ПФО - 1:0,64; 2011 г. - Самарская область - 1:0,46; РФ - 1:0,56; ПФО - 1:0,64). Показатель распространенности абортов на 1000 женщин фертильного возраста составил 20,8; в 2012 г.- 22,0 (Самарская область, 2011 г. - 20,3; РФ, 2011 г. - 26,7; ПФО, 2010 г. - 29,6).
     Удельный вес абортов у несовершеннолетних в 2013 году снизился с 1,5% до 1,3% (2011 г. - 1,8%, 2010 г. - 2,1%). Уменьшается показатель распространенности абортов у детей до 14 лет. В 2013 году на 1000 детей до 14 лет показатель составил 0,03; в 2012 г. - 0,051, в 2011 г. - 0,052.
     Отмечается снижение удельного веса родов у несовершеннолетних в 2013 году с 1,04 % до 0,7 %. Показатель распространенности родов у детей до 14 лет в 2013 году составил 0,004 (абсол. 2); в 2012 г. - 0, в 2011 - 0,018 (на 1000 детей).
    Доля детского населения в общей численности населения Самарской области составила в 2011 году - 16,8 %; в 2012 году - 17,0 % (рост на 0,2 %).
    В Российской Федерации на начало 2013 года численность детского населения составила 26,9 млн. человек, или 18,8 % от общей численности населения в Российской Федерации.
    По сравнению с 2012 годом в 2013 году число зарегистрированных браков сократилось на 0,5 процента, а число разводов - на 6,9 процента. В целом по Самарской области на 1000 образовавшихся брачных пар пришлось 509 распавшихся (в 2012 году - 544).

Наименование
показателя

Значение показателя по годам, единиц

2010

2011

2012

2013

Число браков

27 455

30 229

28 179

28 048

Число разводов

15 452

15 779

15 340

14 288

     Положительная динамика демографических процессов связана с реализацией комплекса мер по стимулированию рождаемости и поддержке многодетных семей.
     В частности, социальная поддержка в настоящее время в основном предусматривает принятие дополнительных мер, направленных на стимулирование рождений вторых и последующих детей. Объем денежных средств для организации социальных выплат семьям с детьми составляет 3,6 млрд. рублей из бюджетов всех уровней, из них 2,6 млрд. рублей (72,2 %) из областного бюджета, 977,7 млн. рублей (27,8 %) - из федерального бюджета.
     В 2011-2013 годах в целях стимулирования рождаемости семьям с детьми, проживающим на территории Самарской области, были введены следующие дополнительные меры социальной поддержки.
     Семьям, в которых после 30.11.2011 рожден или усыновлен третий или последующий ребенок, с 1 декабря 2011 года предоставлено право на единовременную денежную выплату (семейный капитал) в размере 100 тыс. рублей (в 2012 году данную выплату получила 181 семья, в 2013 году - 2207 семей).
     С 2013 года выплачивается ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка: в 2013 г. - 7109 рублей, в 2014 г. - 7492 рубля. По состоянию на 31.12.2013 данная выплата производилась на 3400 детей.
     В целях расширения мер социальной поддержки молодых семей с детьми и многодетных семей установлены следующие выплаты:
     с 2013 года ежегодная денежная выплата в связи с празднованием Светлого Христова Воскресения - Пасхи семьям, воспитывающим четырех и более несовершеннолетних детей, и одиноким матерям, воспитывающим двух и более несовершеннолетних детей, в размере 1500 рублей на каждого ребенка (в 2013 году выплачено на 18015 детей);
     с 1 августа 2013 года увеличено ежегодное единовременное пособие на ребенка к началу учебного года отдельным категориям семей, в том числе семьям, воспитывающим четырех и более несовершеннолетних детей, и одиноким матерям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей, до 1000 рублей (в 2013 году выплачено на 5127 детей).
     Начиная с 2012 года при награждении многодетных матерей, родивших и достойно воспитавших пять и более детей, знаком отличия «Материнская доблесть» за счет средств областного бюджета каждой награжденной предоставляется единовременная денежная выплата, размер которой с 2014 года увеличен до 20 820 рублей (в 2012-2013 годах - 20 000 рублей). За 2012-2014 годы данная выплата уже предоставлена 222 многодетным матерям.
     Необходима активная работа с молодежью по стимулированию повышения рождаемости в более раннем возрасте (до 23 лет). Одной из таких мер стало предоставление в регионе с 2014 года пособия на детей в студенческих семьях в размере 3000 рублей.
     Для борьбы с бесплодием активно реализуется программа экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО). В 2013 году на процедуру ЭКО за счет средств бюджета Самарской области, а также средств ОМС (всего 130,194 млн. рублей) было направлено 1154 супружеские пары, в результате родилось 537 детей. В 2014 году на процедуру ЭКО планируется направить 1196 супружеских пар, на 01.06.2014 в результате процедуры ЭКО рождено 402 ребенка, общая сумма финансирования за счет средств бюджета Самарской области, а также средств ОМС составляет 143,548 млн. рублей.
     Создаются условия для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, включая мероприятия по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет: обеспечение доступности дошкольных образовательных организаций, детских оздоровительных организаций, иных организаций, предоставляющих услуги в области досуга и развития несовершеннолетних детей; содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости; информирование о содержании мероприятий и о ходе их реализации.
     В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации и Законом Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено право бесплатно однократно получить сформированный земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно сведениям, предоставленными органами местного самоуправления, по состоянию на 01.06.2014 земельные участки получило 1940 многодетных семей. Изъявило желание получить земельный участок 9761 многодетная семья, на учет поставлено 7 578 семей. Планируется, что до конца 2014 года около 7000 участков будут сформированы для поcледующего предоставления многодетным гражданам.
     В целях повышения статуса семьи, пропаганды семейных ценностей в Самарской области проводятся праздничные мероприятия, посвященные Международному дню семьи, Дню семьи, любви и верности (231 семья региона, в которой супруги прожили вместе не менее 25 лет, награждена общественной наградой - медалью «За любовь и верность»), Дню матери, а также чествованию отцов. Самарские регион один из немногих субъектов Российской Федерации, в котором уже длительное время (начиная с 2007 года) проводится областное мероприятие «Отец. Отчество. Отечество». За семь лет со дня основания данного мероприятия общественной наградой «Во славу отцовства» награждено 268 мужчин.
     С 2009 года при награждении орденом «Родительская слава» одному из награжденных родителей (усыновителей) из федерального бюджета выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 тыс. рублей, а с 2012 года при награждении этим орденом одному из награжденных родителей (усыновителей) также из бюджета Самарской области одновременно выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 тыс. рублей. С 2012 года при награждении медалью ордена «Родительская слава» одному из родителей (усыновителей) из бюджета Самарской области выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 25 тыс. рублей.
     В Самарской области 6 семей награждены Президентским орденом «Родительская слава», 3 семьи из нашего региона награждены медалью Президентского ордена «Родительская слава».
     Однако остаются острыми вопросы жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. Еще не в полной мере обеспечиваются права несовершеннолетних на безопасность, защиту жизни и здоровья, хотя в данном направлении наметились положительные тенденции.
     По данным ГУ МВД России по Самарской области, в период с 2010 по 2013 год в области наблюдается снижение количества преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних: в 2010 году в отношении несовершеннолетних совершено 1701 преступление, в 2011 году - 1181, в 2012 году - 1038, в 2013 году - 756, в том числе по следующим составам преступлений:
     убийства: 2010 год - 8, 2011 год - 6, 2012 год - 10, 2013 год - 9;
     причинение тяжкого вреда здоровью: 2010 год - 17, 2011 год - 14, 2012 год - 9; 2013 год -7;
     изнасилования: 2010 год - 6, 2011 год - 10, 2012 год - 16, 2013 год - 21;
     половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста: 2010 год - 22, 2011 год - 46, 2012 год - 20; 2013 год - 16;
     развратные действия: 2010 год - 43, 2011 год - 26, 2012 год - 9, 2013 год -26.
     По состоянию на 01.01.2013 на учетах в органах внутренних дел области состояло 3382 родителя, отрицательно влияющего на детей (2011 год - 2963; 2010 год - 2955).
     В 2013 году выявлено и поставлено на учет в ПДН ОВД области 1946 родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, а также отрицательно влияющих на детей (2012 год - 1980; 2011 год - 1636; 2010 год - 1664). Рост социальных девиаций в семье обусловлен многими факторами, поскольку имеет в своей основе целый комплекс причин, который необходимо рассматривать только в контексте конкретных социальных условий. К числу наиболее социально значимых кризисных явлений современных семей следует отнести нарушение ее структуры и функций, значительное число разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей. Уровень семейного неблагополучия показывают следующие статистические данные.
     В частности, в 2013 году к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (статья 5.35 КоАП РФ) привлечено 7257 родителей (лиц их заменяющих) (2012 год - 7334; 2011 год - 7030; 2010 год - 7089). Возбуждено 16 уголовных дел, предусмотренных статьей 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних) (2012 год -15; 2011 год - 27; 2010 год - 36).
     Особую тревогу вызывает высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав. В 2013 году органами опеки и попечительства выявлено и поставлено на учет 1601 ребенок, оставшийся без попечения родителей. Родительских прав лишены оба родителя или единственный родитель в 868 семьях, 212 родителей за указанный период времени ограничены в родительских правах. Число детей, оставленных матерями (родителями) при рождении, в указанный период составило 121 ребенок.
     В целях оказания психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, в Самарской области создан и функционирует на базе государственного бюджетного учреждения «Областной центр социальной помощи семье и детям» реабилитационный стационар для оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Реабилитационный стационар рассчитан на 14 коек в режиме круглосуточного пребывания. В 2012 году реабилитировано 179 детей, из них 22 ребенка, пострадавших от жестокого обращения, за 9 месяцев 2013 года - 132 ребенка, из которых 12 детей реабилитировано в связи с жестоким обращением.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»