ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 03 февраля 2010 года №16

О Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года

 

___________________________________________________________________________________________________________

Изменение:

                                 Постановление Правительства Самарской области от 06 сентября 2012 г. № 419

___________________________________________________________________________________________________________

В целях реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на территории Самарской области Правительство Самарской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(с изменениями на 6 сентября 2012 года)

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года.

2. Органам исполнительной власти Самарской области при разработке, реализации и информационном освещении мероприятий в рамках их компетенции учитывать положения Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Самарской области при разработке, реализации и информационном освещении мероприятий в рамках их компетенции учитывать положения Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство спорта Самарской области. (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 сентября 2012 г. № 419)

5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

Губернатор - председатель Правительства Самарской области
 В.В. Артяков

Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 03.02.2010 №16

Стратегия развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 сентября 2012 г. № 419)

1. Общие положения

   Стратегия развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р и Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129.
     В настоящей Стратегии определяются цели, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года в Самарской области.
     Поддержание оптимальной физической активности является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения и помогающим в решении задачи создания условий для роста благосостояния населения Самарской области, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
     Как показывает практика, физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, однако ухудшение состояния здоровья людей и снижение уровня физической подготовки всех категорий населения, особенно молодежи, говорят об имеющихся проблемах в развитии физической культуры и спорта.
     Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо Самарской области, так как это наименее затратные и наиболее эффективные средства морального и физического оздоровления жителей области.
     Правовую базу настоящей Стратегии составляют:
     Конституция Российской Федерации;
     Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
     Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р.

2. Характеристика состояния сферы физической культуры и спорта в Самарской области

  Сфера физической культуры и спорта в Самарской области характеризуется следующими показателями.
     Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу проводят 138 учреждений дополнительного образования детей (в том числе 85 детско-юношеских спортивных школ), 186 физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства, 457 клубов физической культуры предприятий и организаций, 28 организаций адаптивной физической культуры, более 80 федераций по видам спорта.
     Численность занимающихся физической культурой и спортом составляет 397852 человека или 12,5% от общей численности населения Самарской области, в том числе:
     женщин - 159878 человек (40,1% от общего числа занимающихся);
     инвалидов - 5080 человек (1,2% от общего числа инвалидов, проживающих в Самарской области).
     Общая численность штатных работников физической культуры и спорта составляет 6358 человек, из них с высшим специальным образованием - 4211 человек (66,2% от общей численности), со средним специальным образованием - 1133 человека (17,8% от общей численности). В сельской местности работают 1173 специалиста (18,4% от общей численности). Кадровое обеспечение сферы физической культуры и спорта в Самарской области осуществляют государственное учреждение высшего профессионального образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, государственное учреждение высшего профессионального образования Тольяттинский государственный университет (адаптивная физическая культура) и федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Училище (техникум) олимпийского резерва г. Самара».
     В структуру материально-технической базы в области физической культуры и спорта входят 3981 спортивное сооружение, в том числе 43 стадиона, 1355 спортивных залов, 57 плавательных бассейнов, 1953 плоскостных сооружения, 18 лыжных баз, 106 стрелковых тиров. В сельской местности находится 1703 спортивных сооружения (42,8% от общего числа спортсооружений). Единовременная пропускная способность спортивных сооружений составляет 106351 человек (17,6% от нормативной пропускной способности).
     В Самарской области медицинским обеспечением массового спорта и физической культуры, спорта высших достижений занимается государственное учреждение здравоохранения «Самарская областная больница им. М.И. Калинина». Количество лиц, занимающихся физической культурой и спортом, нуждающихся в ежегодных обязательных углубленных медицинских осмотрах, составляет 16360 человек при пропускной способности вышеуказанного учреждения 5850 человек в год. Существующая пропускная способность учреждений врачебно-физкультурной службы Самарской области и ее организационная структура устарели и не могут в полном объеме обеспечить выполнение задач по медицинскому обслуживанию лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
     Состояние сферы физической культуры и спорта в Самарской области в целом позволяет решать задачи развития массового спорта и спорта высших достижений.
     Однако ситуация с ухудшением состояния здоровья населения, с негативными явлениями в молодежной среде свидетельствует о недостаточно эффективном использовании ресурсов физической культуры и спорта в физическом и духовном оздоровлении людей. Она напрямую связана со снижением уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствием возможности у большей части населения заниматься физической культурой и спортом.
     Проблемы в сфере физической культуры и спорта связаны, в первую очередь, с ее недостаточным финансированием. До 90-х годов финансирование деятельности спортивных клубов, добровольных спортивных обществ, детско-юношеских спортивных школ, строительство и содержание спортивных объектов осуществлялось в основном за счет средств предприятий, профсоюзных организаций и Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
     В настоящее время финансовое обеспечение сферы физической культуры и спорта Самарской области осуществляется главным образом за счет бюджетных средств, в том числе 75% - из областного бюджета, 5,9% - из бюджетов муниципальных образований, 2,3% - из федерального бюджета и лишь 16,8% - из внебюджетных источников финансирования. В большинстве муниципальных образований Самарской области финансирование этой сферы деятельности осуществляется по остаточному принципу.
     Недостаточное финансирование деятельности, связанной с развитием физической культуры и спорта, негативным образом сказывается на организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, в учебных заведениях, в трудовых и производственных коллективах.
     Сдерживающим фактором развития физической культуры и спорта является отсутствие единого подхода к организации управления этой сферой деятельности в муниципальных образованиях Самарской области.
     В 19 из 27 муниципальных районах Самарской области непосредственные функции по организации физической культуры и спорта выполняет только один штатный специалист, лишь в каждом четвертом поселении введены ставки инструкторов - методистов по физической культуре.
     Область испытывает дефицит в квалифицированных кадрах в сфере физической культуры и спорта: около 70% выпускников учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров в сфере физической культуры и спорта, не работают по специальности из-за низкого уровня заработной платы. В большинстве учреждений и организаций сокращены ставки инструкторов-методистов. Ощущается недостаток специалистов по работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Средний возраст тренеров-преподавателей, работающих в детско-юношеских спортивных школах, - пятьдесят лет.
     В конце 80-х и особенно в 90-х годах в Самарской области более чем на 1000 единиц произошло сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказались от содержания спортивных и оздоровительных объектов, многие из которых впоследствии были закрыты, проданы, переданы другим собственникам или перепрофилированы. Отсутствие необходимого количества спортивных объектов наблюдается во всех муниципальных образованиях области, однако наиболее остро эта проблема ощущается в городских округах.
           Наряду с низким показателем обеспеченности имеющаяся материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом используется недостаточно эффективно.
      В результате этих и ряда других причин Самарская область по числу жителей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, занимает лишь 62-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации.

3. Цель и задачи Стратегии


Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей Самарской области вести здоровый образ жизни, систематически  заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

создание современной системы физкультурно-спортивного воспитания населения Самарской области;

модернизация системы физического воспитания различных групп населения, в том числе в образовательных учреждениях;

модернизация системы физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы физической культуры и спорта Самарской области;

совершенствование системы медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

совершенствование кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта;

развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.

4. Основные целевые ориентиры и этапы их реализации

     

В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Самарской области на первом этапе (2009 - 2015 годы) и на втором этапе (2016 - 2020 годы) определены:

увеличение доли граждан Самарской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе - с 12,5 процента в 2009 году до 22 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 40 процентов в 2020 году);

увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 28,4 процента до 50 процентов и на втором этапе - до 80 процентов);

увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории (на первом этапе - с 20 процентов до 30 процентов и на втором этапе - до 50 процентов);

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 1,2 процента до 4 процентов и на втором этапе - до 15 процентов);

достижение объема недельной двигательной активности  населения (на первом этапе - от 6 до 8 часов при не менее чем  2-3-разовых занятиях и на втором этапе - 6 - 12 часов при не менее  чем 3-4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других особенностей граждан);

повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (на первом этапе - с 17,6 процента до 22 процентов и на втором этапе - до 40 процентов);

успешное выступление спортсменов и спортивных команд Самарской области на всероссийских и международных соревнованиях.

Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.

5. Создание системы физкультурно-спортивного воспитания населения


5.1. Основными направлениями создания системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:

разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта;

совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;

совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта;

разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп;

разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения.

5.2. Для создания системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих мер:

создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;

совершенствование системы официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Составной частью  календарного плана должна стать система областных спартакиад среди различных групп населения как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в Самарской области;

разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику, в зависимости от индивидуальных особенностей граждан;

обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях;

реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в Самарской области видов спорта;

проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги;

повышение роли общественных организаций в управлении физической культурой и спортом в Самарской области;

принятие областной и муниципальных целевых программ развития физической культуры и спорта;

     совершенствование учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения деятельности органов управления физической культурой и спортом;

совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы в организациях и учреждениях, а также по месту жительства населения;

разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп;

pacпpocтpaнeние пepeдoвoгo oпытa работы по развитию физичecкoй кyльтypы и cпopта.

5.3. Ожидаемыми результатами системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:

на первом этапе:

регулярность проведения спартакиад среди различных групп и категорий населения страны;

выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных учреждений;

доведение до 15 процентов количества образовательных учреждений и крупных организаций, имеющих спортивные клубы;

увеличение до 25 процентов общего числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, объем недельной двигательной активности которых составляет не менее 6 часов;

на втором этапе:

доведение до 45 процентов количества учреждений и крупных организаций, имеющих спортивные клубы;

увеличение до 35 процентов общего числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, объем недельной двигательной активности которых составляет не менее 6 часов.

6. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни


6.1. Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:

определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;

расширение аудитории и повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни ведущих телевизионных каналов;

формирование государственного и муниципального заказов на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;

проведение оценки эффeктивнoсти пропаганды физичecкoй кyльтypы, спорта и здорового образа жизни;

оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»