ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2013 года N 493


Об утверждении государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан"

(с изменениями на 9 ноября 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 04.09.2014 N 418, от 31.12.2014 N 674, от 30.03.2015 N 97, от 01.10.2015 N 429, от 12.04.2016 N 133, от 21.06.2016 N 244, от 21.06.2017 N 275, от 04.05.2018 N 196, от 09.07.2018 N 316, от 14.11.2018 N 540, от 24.12.2018 N 633, от 14.05.2019 N 282, от 11.06.2019 N 340, от 12.12.2019 N 732, от 30.12.2019 N 795, от 06.04.2020 N 208, от 23.07.2020 N 445, от 09.11.2020 N 692)




Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 19 августа 2013 года N 1033-р Правительство Республики Башкортостан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Программа).


2. Определить ответственным исполнителем Программы Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.



Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 28 октября 2013 г. N 493



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 04.09.2014 N 418, от 31.12.2014 N 674, от 30.03.2015 N 97, от 01.10.2015 N 429, от 12.04.2016 N 133, от 21.06.2016 N 244, от 21.06.2017 N 275, от 04.05.2018 N 196, от 09.07.2018 N 316, от 14.11.2018 N 540, от 24.12.2018 N 633, от 14.05.2019 N 282, от 11.06.2019 N 340, от 12.12.2019 N 732, от 30.12.2019 N 795, от 06.04.2020 N 208, от 23.07.2020 N 445, от 09.11.2020 N 692)



Паспорт государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 21.06.2016 N 244)

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан

Соисполнители государственной программы

Государственное бюджетное учреждение "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация"

(введено Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 N 795)

Цель и задачи государственной программы

Цель:

обеспечить эффективное управление и распоряжение земельным и имущественным комплексами Республики Башкортостан

Задачи:

обеспечить оптимизацию состава государственного имущества;

создать условия для эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами, расширения класса собственников

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 N 633)

Перечень региональных проектов

"Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности"

(введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.06.2019 N 340)

Срок и этапы реализации государственной программы

2013 - 2020 годы без деления на этапы

Перечень подпрограмм

1) "Повышение эффективности использования государственного имущества Республики Башкортостан";

2) "Создание эффективной системы государственного и муниципального управления и распоряжения земельными ресурсами в Республике Башкортостан";

3) "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан";

а также в части программных мероприятий на период 2013 - 2014 годов, исполнителем которых является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, следующих программ:

4) Республиканской целевой программы "Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан" на 2013 - 2018 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 марта 2013 года N 77;

5) Республиканской целевой программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года N 323 (с последующими изменениями);

6) Республиканской целевой программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2009 года N 382 (с последующими изменениями);

7) республиканской целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Башкортостан на 2011 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2011 года N 31 (с последующими изменениями);

8) Республиканской целевой программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 2014 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 года N 302 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 августа 2014 года N 406)

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

Объем доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества;

степень выполнения бюджетного задания по обеспечению поступлений в бюджет Республики Башкортостан доходов от использования и продажи государственного имущества Республики Башкортостан и земельных участков;

объем доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, получаемых в виде арендной платы за земельные участки

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 N 633)

Ресурсное обеспечение государственной программы

Общий объем финансового обеспечения реализации государственной программы составит 9292045,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 8300738,3 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 659903,6 тыс. рублей;

2014 год - 821092,7 тыс. рублей;

2015 год - 520001,8 тыс. рублей;

2016 год - 472606,2 тыс. рублей;

2017 год - 1665752,5 тыс. рублей;

2018 год - 2208224,7 тыс. рублей;

2019 год - 938099,6 тыс. рублей;

2020 год - 1015057,2 тыс. рублей;

б) федерального бюджета - 31481,5 тыс. рублей, из них по годам:

2018 год - 20000,0 тыс. рублей;

2019 год - 9793,6 тыс. рублей;

2020 год - 1687,9 тыс. рублей;

в) местных бюджетов - 4830,0 тыс. рублей, из них по годам:

2016 год - 843,5 тыс. рублей;

2017 год - 1173,2 тыс. рублей;

2018 год - 1147,8 тыс. рублей;

2019 год - 628,2 тыс. рублей;

2020 год - 1037,3 тыс. рублей;

г) внебюджетных источников - 954995,5 тыс. рублей, из них по годам:

2017 год - 149995,5 тыс. рублей;

2018 год - 260000,0 тыс. рублей;

2019 год - 275000,0 тыс. рублей;

2020 год - 270000,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 09.11.2020 N 692)



1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 674)



Неотъемлемой составляющей структурных преобразований экономики Республики Башкортостан является развитие земельных и имущественных отношений. Соответствующая деятельность направлена на последовательное претворение в жизнь Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, реализацию основных положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан, федеральных и республиканских нормативных правовых актов, Концепции развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2011 года N 396, Программы деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий до 2019 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 мая 2015 года N 175, выполнение мероприятий, предусмотренных к реализации комплексным планом обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Башкортостан и ежегодно утверждаемыми приоритетными направлениями деятельности Правительства Республики Башкортостан.


(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 01.10.2015 N 429, от 21.06.2017 N 275)


Несмотря на структурные преобразования экономики, Республика Башкортостан по-прежнему остается наиболее крупным собственником. По состоянию на 1 января 2013 года в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан зарегистрировано имущество суммарной остаточной стоимостью 88,7 млрд. рублей, в том числе 41674 объекта недвижимости. Из общей стоимости государственного имущества остаточная стоимость имущества казны Республики Башкортостан составляет 12,6 млрд. рублей.


Анализ состояния дел по управлению объектами недвижимости Республики Башкортостан выявил, что за период с 2007 по 2012 год общее количество объектов государственного имущества Республики Башкортостан сократилось более чем на 3 тыс. единиц. Кроме того, изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации, способствовали значительному уменьшению общей площади государственных объектов недвижимости коммерческого назначения, то есть объектов, арендные платежи от использования которых поступают в бюджет Республики Башкортостан. В соответствии с вышеотмеченными изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации из неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации исключены доходы от сдачи в аренду имущества государственных унитарных предприятий, а также имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации. В результате по состоянию на 1 января 2013 года 81% объектов, зарегистрированных в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан, не являются источником получения неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан согласно законодательству (это имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, оперативном управлении государственных учреждений, объекты, не завершенные строительством, жилищный фонд, а также объекты, находящиеся в безвозмездном пользовании).


(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 674)


Абзац исключен. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 674.


В соответствии с ежегодно утверждаемыми прогнозными планами (программами) приватизации, формируемыми на основе предложений республиканских органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, юридических и физических лиц, проводится отчуждение объектов государственного имущества Республики Башкортостан в целях исполнения плановых заданий по доходам от приватизации, осуществляется передача объектов в федеральную и муниципальную собственность.


Согласно Федеральному закону "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реализуются права субъектов малого и среднего предпринимательства на преимущественное приобретение арендуемых площадей, что приводит к сокращению общего количества объектов государственного имущества Республики Башкортостан, приносящих доход в виде арендных платежей.


Необходимо отметить, что ежегодный рост объема поступлений доходов от сдачи в аренду государственного нежилого фонда за период с 2007 по 2012 год был обеспечен за счет индексации арендных ставок по действующим договорам аренды, совершенствования методики расчета арендных платежей, а также проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды государственного нежилого фонда Республики Башкортостан. Согласно данным Федерального казначейства проводимая в данном направлении работа обеспечила Республике Башкортостан по итогам 2012 года лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе по уровню поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан доходов от сдачи в аренду объектов нежилого фонда и третье место среди всех субъектов Российской Федерации.


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 674)


Вместе с тем существуют проблемы в сфере управления объектами нежилого фонда, связанные с наличием большого количества объектов незавершенного строительства, не вовлеченных в оборот, а также с отсутствием в ряде случаев регистрации права Республики Башкортостан на принадлежащие ей объекты нежилого фонда и земельные участки под ними, что затрудняет распоряжение данным видом имущества.


В этой связи возникает необходимость разработки комплекса мероприятий по обеспечению сохранности государственного имущества Республики Башкортостан, повышению эффективности его использования.


Одной из ключевых функций государства является участие в деятельности хозяйствующих субъектов. По состоянию на 1 января 2013 года в государственной собственности Республики Башкортостан находятся 184 государственных унитарных предприятия, 50 казенных предприятий и пакеты акций (доли в уставном капитале) 90 хозяйственных обществ. Кроме того, в 10 обществах при отсутствии государственной доли за республикой закреплено специальное право ("золотая акция") на участие в управлении их деятельностью. Из общего числа в стадии ликвидации и различных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, находятся 15 государственных унитарных предприятий и 14 хозяйственных обществ.


Результаты деятельности вышеуказанных предприятий по итогам 2012 года характеризуются следующими показателями: являются рентабельными (получили чистую прибыль) - 128 государственных унитарных предприятий (69%) и 66 хозяйственных обществ (73%), являются нерентабельными (убыточными) - 25 государственных унитарных предприятий (13%) и 16 хозяйственных обществ (17%).


Консолидированный финансовый результат деятельности государственных унитарных предприятий за 2012 год характеризуется совокупной чистой прибылью в объеме 107,2 млн. рублей. В бюджет Республики Башкортостан за 2012 год перечислено доходов в виде отчислений части чистой прибыли на сумму 91,2 млн. рублей.


В отношении хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан такой результат оценивается совокупной чистой прибылью в объеме 14315,2 млн. рублей. Деятельность по управлению данным видом имущества обеспечила в 2012 году поступления в бюджет Республики Башкортостан дивидендов в размере 3015,2 млн. рублей.


По состоянию на 1 января 2013 года в Республике Башкортостан насчитывается 898 государственных учреждений, в том числе 96 автономных.


Данные, полученные в результате проведения инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, свидетельствуют, что определенная часть этого имущества используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду).


Во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" разработаны нормативные правовые акты Республики Башкортостан, республиканских органов исполнительной власти, направленные на усиление контроля за деятельностью учреждений.


Анализ количественного состава государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан, а также их финансового положения за период с 2007 по 2012 год выявил следующие изменения. По состоянию на 1 января 2008 года в Республике Башкортостан насчитывалось 239 государственных унитарных предприятий и 57 казенных предприятий. Республика Башкортостан выступала собственником пакетов акций (долей в уставном капитале) 268 хозяйственных обществ, а также при отсутствии государственной доли обладала специальным правом ("золотой акцией") на участие в управлении деятельностью 33 хозяйственных обществ. Из общего числа в стадии ликвидации и различных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, находились 75 государственных унитарных предприятий и 126 хозяйственных обществ. На эту же дату в Республике Башкортостан насчитывалось 1006 государственных учреждений.


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 674)


В результате проведенных за период с 2007 по 2012 год мероприятий по реформированию предприятий государственного сектора общее количество государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан сократилось на 23%, государственных учреждений - на 11%, хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан - в 3 раза. При этом доля прибыльных государственных унитарных предприятий в их общем количестве повысилась с 60% до 69%, прибыльных хозяйственных обществ в общем количестве хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан - с 43% до 73%. Обеспечено значительное сокращение количества государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, вовлеченных в процедуры ликвидации и банкротства, путем их завершения (в 5 и 9 раз соответственно). По данным Федерального казначейства за 2012 год о поступлениях в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов в виде дивидендов на долю государственного участия в хозяйственных обществах и отчислений части чистой прибыли государственных унитарных предприятий Республика Башкортостан занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе и входит в первую тройку субъектов Российской Федерации.


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 674)


Анализ показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, получаемых доходов от использования ими государственного имущества свидетельствует, что при значительных ежегодных бюджетных расходах, направленных на поддержку этих предприятий, колоссальном объеме имущества, переданного в их хозяйственное ведение, в государственной собственности Республики Башкортостан продолжают оставаться предприятия, у которых отсутствует реальная возможность повышения доходности без изменения формы собственности.


В этой связи руководством Российской Федерации и Республики Башкортостан поставлены задачи сокращения государственного имущества, не имеющего прямого отношения к осуществлению государственных функций, и активизации работ по приватизации такого имущества. В связи с этим внесены изменения в Закон Республики Башкортостан "О приватизации государственного имущества в Республике Башкортостан" в части расширения способов приватизации государственных унитарных предприятий путем преобразования их в общества с ограниченной ответственностью.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»