• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2017 года N 90

О прогнозе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года

(с изменениями на 20 января 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.
____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2015 N 396-75 "О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2011 N 555 "О мерах по разработке прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Елина Е.И.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

Приложение. Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 14 февраля 2017 года N 90

(с изменениями на 20 января 2020 года)

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2015-2017 годы

(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.


В сложных условиях макроэкономической нестабильности экономика Санкт-Петербурга демонстрирует устойчивую положительную динамику роста показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Согласно официальной статистической информации валовой региональный продукт Санкт-Петербурга (далее - ВРП) в 2015 году составил 3387,4 млрд.руб., в 2016 году - 3666,0 млрд.руб., в 2017 году - 3866,4 млрд.руб. Индекс физического объема ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году в 2015 году составил 101,4%, в 2016 году - 102,3%, в 2017 году - 100,2%. В структуре производства ВРП наибольший удельный вес имели следующие отрасли: промышленное производство (20,5%), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (17,5%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (11,2%), транспортировка и хранение (10,5%). ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге в 2015 году составил 650,3 тыс.руб. (рост к 2014 году на 26,1%), в 2016 году - 697,8 тыс.руб. (рост к 2015 году на 7,3%), в 2017 году - 727,2 тыс.руб. (рост к 2016 году на 4,2%).

В 2015 году индекс промышленного производства (далее - ИПП) уменьшился на 7% относительно 2014 года. Вместе с тем с 2016 года началось постепенное восстановление промышленного производства Санкт-Петербурга. По итогам 2016 года ИПП в сравнении с 2015 годом вырос и составил 103,9%. Наиболее высокие темпы роста зафиксированы в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (ИПП - 216,4%), пищевых продуктов (ИПП - 125,6%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (ИПП - 118,9%), производстве бумаги и бумажных изделий (ИПП - 118,1%). Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2016 году увеличился на 8,2% и составил 2140,8 млрд.руб. По оценке Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (далее - Комитет), по итогам 2017 года ИПП составил 105,5% к 2016 году. Наиболее высокие темпы роста отмечены в производстве кожи и изделий из кожи (ИПП - 180,8%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (ИПП - 163,9%), производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (ИПП - 118,4%), металлургическом производстве (ИПП - 105,7%). Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2017 году, по оценке Комитета, составил 2171,4 млрд.руб. и вырос на 5,8%.

Конкурентоспособность современной экономики определяется лидерством в исследованиях и разработках, динамикой приобретения новых знаний и создания инновационной продукции. Санкт-Петербург является вторым после Москвы научно-техническим центром Российской Федерации, где сосредоточено более 10% ее научного потенциала, и занимает ведущие позиции по сумме затрат на технологические инновации и количеству созданных передовых технологий среди регионов Российской Федерации.

В 2015 году объем научных исследований и разработок, научно-технических услуг, выполненных организациями Санкт-Петербурга, составил 116,9 млрд.руб. и вырос по сравнению с 2014 годом на 9%. Научные исследования и разработки выполняли 79,1 тыс. работников в 299 организациях. В 2016 году рост объема научных исследований и разработок, научно-технических услуг, выполненных организациями Санкт-Петербурга, продолжился и составил относительно 2015 года 107%. В 2017 году объем научных исследований и разработок вырос до 136,6 млрд.руб., что на 9,3% больше чем в 2016 году.

В 2015 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП составила 3,2%, что в 2,5 раза выше среднероссийского уровня (1,4%). По итогам 2016 и 2017 годов доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП составила 3,1%. Индекс технологической инновационной активности организаций Санкт-Петербурга в 2015 году составил 14,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - 13,0%, в 2016 году - 13,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - 12,3%, в 2017 году - 14,5%, в том числе в обрабатывающих производствах - 14,8%.

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг по итогам 2015 года составил 7,3%, в 2016 году - 8,7%, в 2017 году - 9,1%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году составил 678,6 млрд.руб., что в сопоставимых ценах на 31,1% больше, чем в 2015 году. В 2017 году инвестиции в основной капитал составили 672,4 млрд.руб., что в сопоставимых ценах ниже, чем в 2016 году на 3,7%. В структуре инвестиций наибольшую долю составили вложения в операции с недвижимым имуществом (26,1%), в транспортировку и хранение (13,5%), а также в обрабатывающие производства (13,1%).

В результате введения санкционного режима в отношении Российской Федерации рядом европейских стран и США, а также ответных мер в 2015 году внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга составил 36,0 млрд. долларов США, продемонстрировав снижение на 28,2%. По итогам 2016 года рост внешнеторгового оборота восстановился и составил 37,2 млрд. долларов США или 103,2% по сравнению с 2015 годом. В 2017 году внешнеторговый оборот увеличился до 44,7 млрд. долларов США, что на 20,2% больше, чем в 2016 году. При этом доля экспорта во внешнеторговом обороте увеличилась на 6,2 процентных пункта и составила 48,8%.

Объем строительных работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", по итогам 2016 года составил 626,1 млрд.руб., в 2017 году - 517,5 млрд.руб., что в сопоставимых ценах на 24,4% ниже, чем в 2016 году. Отрицательная динамика изменения объемов выполненных работ по виду деятельности "Строительство" в 2017 году обусловлена высоким значением указанного показателя в 2016 году, в котором были введены в эксплуатацию крупные объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Отрицательная динамика оборота розничной торговли в 2015 году (снижение на 5,0% по сравнению с 2014 годом) связана с сокращением потребительского спроса ввиду снижения доходов населения и ростом сберегательной активности. Вместе с тем по итогам 2016 года началось постепенное восстановление темпов роста оборота розничной торговли, который составил 1234,3 млрд.руб. (увеличение на 0,1% по сравнению с 2015 годом в сопоставимых ценах). В 2017 году оборот розничной торговли продемонстрировал устойчивый рост на 3,4% к уровню 2016 года и составил 1326,3 млрд.руб.

В результате нестабильности внешнеэкономической ситуации в 2015 году в Санкт-Петербурге наблюдался существенный рост индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) до 117,41% по сравнению с 2014 годом. По итогам 2016 года инфляция снизилась до 106,98%, а в 2017 году достигла исторического минимума в 104,31%.

Среднемесячная номинальная заработная плата в 2015 году составила 44,2 тыс.руб. и выросла до 53,7 тыс.руб. по итогам 2017 года. При этом рост реальной заработной платы в 2017 году составил 105,8%, что позволило Санкт-Петербургу стать лидером по указанному показателю среди субъектов Российской Федерации.

Ситуация на рынке труда остается стабильной с низким уровнем безработицы. Численность экономически активного населения (рабочей силы) на конец 2017 года составила 3,05 млн. человек. Уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) на протяжении последних лет является одним из самых низких в стране. Уровень безработицы в 2015 году составил 2,1% экономически активного населения (рабочей силы), в 2016 и 2017 годах - 1,6%.

Численность населения Санкт-Петербурга к концу 2017 года достигла 5,35 млн. человек и выросла по сравнению с началом 2015 года на 160 тыс. человек. Несмотря на продолжающийся с 2012 года естественный прирост населения, общий объем прироста населения более чем на 85% обеспечен миграционным приростом, который по итогам 2017 года составил 64,6 тыс. человек.

2. Внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года

2.1. Варианты социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года


Настоящий прогноз разработан в трех вариантах: базовый, базовый плюс и целевой.

Базовый вариант социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее - базовый вариант) предполагает инерционное развитие Санкт-Петербурга в условиях сохранения негативного тренда развития макроэкономических показателей. Прогнозируется умеренное восстановление роста экономики Санкт-Петербурга (около 3% в год) на фоне роста производительности труда в среднем на 2,3% ежегодно. Предполагается, что по данному варианту существенный вклад в ВРП будет продолжать вносить промышленность преимущественно за счет традиционных для Санкт-Петербурга видов обрабатывающих производств.

Вариант базовый плюс социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее - вариант базовый плюс) рассматривается в качестве наиболее вероятного и предполагает инерционное развитие в условиях существенного улучшения макроэкономической ситуации, укрепления курса национальной валюты, ускоренного роста экспортной деятельности и увеличения производительности труда за счет трансфера технологий и реализации политики импортозамещения. Адаптация продовольственного рынка к ограничениям импортных поставок позволит замедлиться инфляционным процессам в экономике Санкт-Петербурга до уровня не более 4% в год, что в свою очередь будет способствовать росту инвестиционных вложений (с выходом на уровень около 6% в год) и потребительского спроса. Среднегодовые темпы роста ВРП Санкт-Петербурга в прогнозном периоде по данному варианту оцениваются в среднем на уровне 4%.

Целевой вариант социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее - целевой вариант) долгосрочного прогноза основан на предположении о наиболее успешном использовании конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга и инструментов ускорения социально-экономического роста путем реализации Правительством Санкт-Петербурга мер поддержки и стимулирования экономики, разработанных для развития приоритетных отраслей, технологий и территорий. В условиях целевого варианта стабильный рост инвестиций в основной капитал (с выходом на 25% от ВРП к 2035 году) позволит получить максимальный эффект от развития приоритетных отраслей экономики, снизить долю традиционной для Санкт-Петербурга промышленности и достичь к концу прогнозного периода доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП 45%. Эффективная реализация мер поддержки отраслей с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичные промышленные производства, сфера информационных технологий, научные исследования и разработки, туризм) обеспечит на протяжении всего прогнозного периода стабильно высокий рост экономики (3,2-4% в 2018-2020 годах и далее 5% ежегодно) и производительности труда (до 4,4% к 2035 году).

2.2. Научно-техническое развитие


Высокая концентрация научных учреждений, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, многоотраслевая структура экономики Санкт-Петербурга, обеспечивающая благоприятную среду для внедрения результатов научных исследований и инновационных продуктов, являются важнейшими факторами, определяющими социально-экономического развитие Санкт-Петербурга в долгосрочном периоде.

При реализации различных вариантов социально-экономического развития Санкт-Петербурга прогнозируется дальнейшая активизация инвестиционного процесса, развитие рынка технологий, увеличение высокотехнологичного сектора промышленности Санкт-Петербурга, внедрение в производство и в сферу услуг результатов научно-технической деятельности, продвижение на внутренний и внешний рынки наукоемкой, конкурентоспособной продукции, обеспечивающих экономический рост и повышение качества жизни населения, сокращение технологического отставания от зарубежных товаропроизводителей.

Приоритетными направлениями научно-технологического развития Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе будут направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат переход:

к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создания систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, формированию новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

к высокотехнологичному здравоохранению, в том числе за счет повышения эффективности рационального применения лекарственных препаратов;

к созданию интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, занятию и удержанию лидерских позиций в освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

1.3. Демографическое развитие

________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


В сфере демографического развития в Санкт-Петербурге по всем трем вариантам социально-экономического развития Санкт-Петербурга будет наблюдаться сохранение положительных тенденций с устойчивой динамикой роста численности населения.

Расчет прогнозной численности населения включает две составляющие: естественный прирост населения и миграционный прирост. Ожидается, что с учетом естественного и миграционного приростов численность населения Санкт-Петербурга к 2030 году увеличится до 5714,7 тыс. человек по базовому варианту, до 5894,5 тыс. человек по варианту базовый плюс и достигнет 6079,3 тыс. человек в целевом варианте. Численность населения по целевому варианту к 2035 году увеличится до 6355,3 тыс. человек.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Естественный прирост населения, рассчитываемый исходя из динамики рождаемости и смертности, к концу прогнозного периода составит 2,68, 2,90 и 3,27 в расчете на 1000 человек (по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно), обеспечивая около 30% роста численности населения.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Ожидается, что общий коэффициент рождаемости сохранит положительную динамику. Рост указанного показателя в прогнозном периоде будет обеспечен мерами материального стимулирования рождаемости, реализацией программ по совершенствованию всех форм оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, а также активным развитием репродуктивной медицины. Таким образом, к 2035 году значение коэффициента рождаемости составит 13,62 промилле по базовому варианту и 13,80 - по варианту базовый плюс. Целевой вариант характеризуется достижением к 2035 году значения 14,10 на 1000 чел. населения.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Величина суммарного коэффициента рождаемости в прогнозном периоде характеризуется стабильно положительной динамикой с достижением к 2035 году значения 1,601 по базовому варианту, 1,668 - по варианту базовый плюс и 1,735 - по целевому варианту, однако не достигает уровня, необходимого для простого замещения поколения родителей поколением детей (2,14 ребенка на женщину).
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

К 2035 году ожидается снижение общего коэффициента смертности до 10,94 промилле по базовому варианту и до 10,91 и 10,83 промилле по базовому плюс и целевому вариантам соответственно. Вместе с тем с учетом положительной динамики общего коэффициента смертности ожидается снижение смертности населения трудоспособного возраста с 380,2 умерших на 100 тыс. населения в 2017 году до 344,3 умерших на 100 тыс. населения по целевому варианту к 2035 году. Снижение указанных показателей в прогнозном периоде может быть обеспечено за счет реализации мер по пропаганде здорового образа жизни, реализации системных мер развития здравоохранения, развития превентивной и профилактической медицины, а также разработки инновационных лекарственных препаратов.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Снижение смертности также обуславливается сокращением числа случаев смертности от болезней системы кровообращения. В 2017 году значение данного показателя в Санкт-Петербурге составило 637,1 умерших на 100 тыс. населения. В прогнозном периоде ожидается снижение показателя до значения менее 600 умерших на 100 тыс. населения по целевому варианту.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Сдерживающим фактором снижения общего коэффициента смертности является высокая распространенность онкологических заболеваний: по итогам 2017 года число случаев смертности от новообразований (в том числе злокачественных) составило 256,6 умерших на 100 тыс. населения. В прогнозном периоде по целевому варианту ожидается достижение целевого значения показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" (248,0 умерших на 100 тыс. населения), с дальнейшим сокращением значения к 2035 году: 242,8, 240,7 и 237,0 умерших на 100 тыс. населения по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Сокращение коэффициента смертности также обеспечивается за счет увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Целевое значение показателя "Ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации", установленное Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", на 2018 год (74 года) было достигнуто в Санкт-Петербурге еще в 2013 году (74,2 года). Значение этого показателя в Санкт-Петербурге является одним из самых высоких среди российских регионов, однако не достигает общеевропейского (81 год). В прогнозном периоде ожидается, что данный показатель достигнет значения 80 лет в 2028 году по целевому варианту, в 2029 году - по варианту базовый плюс и в 2030 году - по базовому варианту.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни обуславливают в том числе рост нагрузки на трудоспособное население.

Прогнозные значения миграционного прироста определяются на основе потребности экономики в трудовых ресурсах, рассчитанной исходя из роста ВРП, которые не обеспечиваются естественным приростом населения и компенсируются притоком мигрантов. В прогнозном периоде, несмотря на ожидаемое наращивание темпов экономического роста, ожидается отсутствие острой нехватки в миграционной рабочей силе ввиду увеличения уровня занятости постоянного населения. Рост занятости в прогнозном периоде будет в том числе обусловлен увеличением пенсионного возраста и возрастающей долей пенсионеров в структуре наличной рабочей силы.

Вместе с тем политика в сфере регулирования трудовой миграции осуществляется в направлении привлечения в Санкт-Петербург наиболее квалифицированных кадров дефицитных специальностей. В связи с этим в базовом плюс и целевом вариантах предполагается качественное изменение структуры миграционного потока и замещение высокопроизводительных рабочих мест высококвалифицированными иностранными специалистами, которые обеспечат более интенсивный экономический рост при меньшей численности низкоквалифицированных мигрантов в прогнозном периоде.

По итогам 2017 года численность населения трудоспособного возраста составила 3079,5 тыс. человек, что на 1,6% ниже уровня 2015 года. Указанная тенденция связана со снижением численности населения, родившегося в 90-е годы, и высоким уровнем смертности населения трудоспособного возраста. В прогнозном периоде с учетом мер государственной поддержки в сфере демографической политики, а также реализации поэтапного повышения пенсионного возраста ожидается рост численности трудоспособного населения к 2035 году до 3529,9 тыс. человек по базовому плюс варианту и 3650,3 тыс. человек по целевому варианту.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10)

2.4. Состояние окружающей среды и природных ресурсов


В настоящее время экологическая ситуация в Санкт-Петербурге характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду: на подземные и поверхностные воды, атмосферный воздушный слой, почвы и зеленые насаждения. Кроме того, угрозами экологической безопасности являются аварии, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, хозяйственная деятельность, осуществляемая с нарушением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, требований безопасности, а также незаконная хозяйственная и иная деятельность с использованием опасных химических веществ и биологических агентов.

Характерными для всех трех вариантов социально-экономического развития Санкт-Петербурга станут следующие экологические условия глобального характера в Санкт-Петербурге: изменение климата, деградация основных компонентов биосферы, рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов. В то же время повышение энергетической эффективности во всех секторах экономики, развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии также будут наблюдаться в меньшей или большей степени согласно каждому варианту социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

В условиях ограниченности бюджетных средств, а также собственной низкой инвестиционной активности предприятий согласно базовому варианту возможно сокращение финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности, отказ от принятия новых программ и долгосрочных масштабных проектов, направленных на повышение уровня экологической безопасности. В связи с этим повышается вероятность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций при сохранении удельных показателей всех видов воздействия на окружающую среду.

При реализации базового плюс и целевого вариантов ожидается, что при государственном софинансировании на предприятиях различных отраслей экономики будет происходить реконструкция и перевооружение производств с ориентацией на внедрение экологически безопасных и наилучших доступных технологий, что приведет к снижению как абсолютных, так и удельных показателей воздействия на окружающую среду; сократится площадь территории, занятой санкционированными и несанкционированными объектами по размещению отходов; наметится тенденция снижения заболеваемости, обусловленной загрязнением окружающей среды.

3. Факторы и ограничения экономического роста Санкт-Петербурга на период до 2035 года


В прогнозируемом периоде глобальными рисками недостижения прогнозируемой динамики таких показателей, как темп роста ВРП в результате ограничений внешнеторговой деятельности, а также индекса потребительских цен будут выступать возможные изменения внешнеэкономической конъюнктуры и ужесточение политической обстановки.

Внутренним ограничением развития Санкт-Петербурга в первую очередь будет являться более низкий рост численности населения Санкт-Петербурга. Это связано с достаточно высокими показателями рождаемости, закладываемыми в прогноз, как за счет воспроизводства коренного населения, так и за счет допущения в продолжающемся притоке в Санкт-Петербург женщин-мигрантов в детородном возрасте. В случае частичной или полной отмены мер материального стимулирования рождаемости и низкой доступности репродуктивной медицины, а также при вводе ограничений миграционного потока в Российскую Федерацию существует риск, что естественный прирост населения не сможет обеспечить прогнозируемое увеличение масштабов рынков товаров и услуг, а также темпов экономического роста.

С точки зрения внутренних ограничений и рисков наибольшее влияние на достижение прогнозируемых темпов роста в отдельных отраслях может стать недостаточная степень инновационной активности среди предпринимателей, а также низкий уровень коммерциализации научных разработок исследователями. Кроме того, ввиду ограничений расходной части бюджета Санкт-Петербурга потребуется оказание содействия Правительством Санкт-Петербурга организациям в участии в федеральных программах и проектах.

Закладываемые при разработке прогноза темпов производительности труда допущения о научно-технологическом развитии не учитывают появления в течение 15 лет прорывных технологий и полной автоматизации процессов в сфере производства и оказания услуг. Данный факт может способствовать недостижению прогнозных значений количества трудовых ресурсов, включая мигрантов, привлекаемых на рынок труда Санкт-Петербурга и обеспечивающих прогнозируемые темпы экономического роста.

В результате более активного развития энергосберегающих технологий и их внедрения на предприятиях и в системе коммунального хозяйства Санкт-Петербурга большими темпами будут высвобождаться мощности генерирующих ресурсоснабжающих организаций, что одновременно негативно отразится на результатах работы энергетической отрасли и позитивно с точки зрения повышения бюджетной эффективности и снижения экологического воздействия.

С другой стороны, сохраняющееся преобладание ресурсоемких секторов в структуре экономики, высокая степень износа основных производственных фондов, а также неликвидированные объекты накопленного экологического ущерба станут внутренними вызовам экологической безопасности Санкт-Петербурга.

4. Направления социально-экономического развития Санкт-Петербурга и показатели долгосрочного прогноза

4.1. Экономическое развитие

4.1.1 ВРП

4.1.1. ВРП

(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Среднегодовой темп роста ВРП в 2016-2017 годах составил 101,3%, с учетом повышения экономической активности в период 2018-2019 годов ожидается среднегодовой темп роста ВРП на уровне 103,2% по базовому плюс варианту.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

В долгосрочной перспективе среднегодовой рост ВРП по базовому плюс варианту составит от 103,4-104,0% в период 2020-2025 годов до 104,6% к 2035 году, по целевому варианту - после 2020 года на уровне 105,0% ежегодно. Для расчета реальных темпов роста ВРП (в сопоставимых ценах) в прогнозном периоде в качестве дефлятора применено прогнозное значение ИПЦ по Санкт-Петербургу. Совокупный индекс физического объема ВРП сложился по результатам прогнозирования развития отраслей экономики Санкт-Петербурга.

Темпы роста ВРП по обрабатывающим производствам в целом будут составлять в среднем 106,1% ежегодно (целевой вариант). Ожидается, что в промышленности Санкт-Петербурга при условии оказания соответствующих мер поддержки наиболее высокими темпами будут развиваться отрасли с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичное машиностроение, производство фармацевтической продукции).
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Среднегодовые темпы роста машиностроения (включая высокотехнологичную продукцию в производстве транспортных средств, машин и оборудования и производстве компьютеров, электронных и оптических изделий) составят 107%. Опережающими темпами будет характеризоваться развитие фармацевтической отрасли: в период 2020-2025 годов среднегодовой темп роста составит 110% ежегодно, далее - 106%.

В производстве и распределении электроэнергии, газа и пара, кондиционировании воздуха, а также в предоставлении услуг водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений по всем вариантам прогноза ожидается замедление темпов роста (не выше 1-4% в год), что отражает тенденцию сокращения потребления энергоресурсов вследствие развития в Санкт-Петербурге технологий энергосбережения.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Рост строительной отрасли на уровне 105,4% в год (по целевому варианту) на 70% обеспечен за счет темпов жилищного строительства в соответствии с целевыми темпами ввода жилья в Санкт-Петербурге, а также на 30% - за счет объема работ нежилого строительства с тенденцией роста на уровне экономики Санкт-Петербурга в целом.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Сфера оптовой и розничной торговли традиционно вносит большой вклад в формирование общего индекса физического объема ВРП. В варианте базовый плюс среднегодовой темп роста ВРП в сфере торговли составит 103,9%, в целевом - 104,1%. При этом наибольшая доля приходится на оптовую торговлю нефтепродуктами, производство которых на территории Санкт-Петербурга не ведется, но отражено по месту регистрации организаций-производителей. Основным фактором роста в розничной торговле в прогнозном периоде являются увеличивающиеся масштабы потребительского спроса за счет прироста численности населения Санкт-Петербурга и роста реальной заработной платы.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Деятельность гостиниц и ресторанов также обеспечит среднегодовые темпы роста валовой добавленной стоимости на уровне выше среднего (в среднем на 6,3% в год по целевому варианту и на 4,6% по варианту базовый плюс), что будет обеспечено развитием различных направлений туризма, общим приростом туристического потока, увеличением номерного фонда гостиниц.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Рост туристической привлекательности Санкт-Петербурга также окажет влияние на развитие сферы транспорта и обеспечит общий рост валовой добавленной стоимости по отрасли в прогнозном периоде в среднем на 104,3% в год по целевому варианту. При прогнозировании темпов роста валовой добавленной стоимости в транспортной сфере учитывалось потенциальное увеличение пассажиропотока воздушного и морского транспорта, а также на сухопутном пассажирском транспорте, где темп прироста пассажиропотока сложился в зависимости от темпов роста численности населения и уровня его реальных доходов.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Виды экономической деятельности в области информации и связи, а также профессиональная, научная и техническая деятельность относятся к приоритетным в развитии экономики Санкт-Петербурга. Реализация мер поддержки этих отраслей позволит обеспечить по ним высокие среднегодовые темпы роста валовой добавленной стоимости до 107,2% и 106,4% по целевому варианту соответственно.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Прогноз темпов роста валовой добавленной стоимости по сферам "Образование" и "Здравоохранение" по целевому варианту выше, чем общий темп роста экономики и основывается на параметрах прогноза численности населения в разрезе возрастной структуры населения. По отрасли "Образование" индекс физического объема ВРП учитывает темп роста численности детей, обучающихся в различных образовательных организациях, по отрасли "Здравоохранение" - темп роста посещаемости учреждений здравоохранения населением трудоспособного возраста (с сохранением текущего количества посещений на одного человека) и населением пожилого возраста (которое с развитием доступности новых видов современной медицинской помощи станет посещать учреждения здравоохранения чаще) с учетом соотношения удельных весов данных групп в структуре населения, при этом доля последнего увеличивается по мере роста продолжительности жизни.

Описанные тенденции развития отраслей экономики приведут к существенному изменению отраслевой структуры ВРП к 2035 году. Доля обрабатывающей промышленности в целевом варианте прогноза увеличится с 16,7% в 2017 году до 21,0% в 2035 году, при этом произойдет рост удельного веса фармацевтической промышленности и ведущих отраслей машиностроения. Также ожидается снижение доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Доля туризма возрастет в 1,3 раза, вклад профессиональной, научной и технической деятельности в ВРП вырастет на 2,7%. В структуре ВРП доля торговли по-прежнему будет существенной, но снизится более чем на 2% в целевом варианте, что обусловлено опережающим ростом высокотехнологичных и наукоемких отраслей.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

В целом отрасли, характеризующиеся как высокотехнологичные и наукоемкие, обеспечат в 2035 году 45% общего объема ВРП по целевому варианту прогноза. Для того чтобы обеспечить ускоренные темпы развития экономики, а также создать предпосылки для увеличения производительности труда, необходимо существенно увеличить затраты на исследования и разработки. В 2016 и 2017 годах затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки составляли 3,1% от ВРП, что в целом соответствует показателям европейских стран-лидеров. Однако для перехода на следующий технологический уклад предполагается увеличение удельного веса затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в ВРП по целевому варианту в 1,9 раза к 2030 году.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

4.1.2 Промышленное производство

4.1.2. Промышленное производство


После спада промышленного производства в 2015 году ожидается его восстановление в 2016 году и далее стабильный рост по всем вариантам прогноза со среднегодовыми темпами по варианту базовый плюс - 103,5%, по целевому варианту - 103,8%. При этом негативный вклад в общий индекс вносит отрицательная динамика по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, прогноз которой основан на подходе к сокращению потребления в Санкт-Петербурге энергоресурсов и развитии энергосбережения. При этом в целевой вариант заложено наибольшее снижение по данному виду деятельности. Общий индекс промышленного производства в основном складывается по итогам работы предприятий обрабатывающих производств, доля которых в общем объеме отгрузки составляет более 90%.

Целевой вариант базируется на концепции инновационно-технологического развития обрабатывающей промышленности и развитии отраслей с высокой добавленной стоимостью. Прогнозные показатели рассчитаны исходя из опережающих темпов роста производства продукции всех отраслей высокотехнологичного сектора промышленности и более высоких показателей ИПП в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака по сравнению с вариантом базовый плюс.

ИПП в обрабатывающей промышленности по целевому варианту прогнозируется с ежегодным ростом в среднем на 104,5% (по варианту базовый плюс в среднем 104,2%). Наиболее высокими темпами роста будет характеризоваться химическое производство и фармацевтическая промышленность (среднегодовой ИПП 107,5% и 109,7% соответственно), производство машин и оборудования (106,3%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (105,6%), а также производство транспортных средств и оборудования (105,4%). Существенный вклад в ИПП будет продолжать вносить пищевая промышленность.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

В фактической структуре отгрузки продукции обрабатывающих производств наибольшую долю (21,0% в 2017 году) занимают нефтепродукты, производство которых на территории Санкт-Петербурга не ведется, но отражено по месту регистрации организаций-производителей. Несмотря на ожидаемое сохранение роста отгрузки нефтепродуктов в стоимостном выражении на протяжении всего прогнозного периода, опережающие темпы промышленного производства в ведущих отраслях промышленности позволят внести в структуру отгрузки существенные изменения. Суммарная доля машиностроения по целевому варианту возрастет к 2030 году на 4,0 процентных пункта до 39,9%, к 2035 году - до 42,5%. Доля производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в общей отгрузке обрабатывающих производств составит к 2035 году 19,3%, машин и оборудования - 7,5%, компьютеров, электронного и оптического оборудования - 7,0%, электрического оборудования - 4,7%. Существенная доля будет приходиться на пищевую промышленность (11,9%). Среднегодовой темп роста отгрузки обрабатывающей промышленности по целевому варианту будет составлять в прогнозном периоде 106,2%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Предполагается, что высокие темпы роста промышленности в высокотехнологичных отраслях позволят достичь доли инновационной продукции в общем объеме отгрузки (без учета отгрузки нефтепродуктов) до 30% к 2035 году (в 2017 году - 16,6%). Доля продукции, отгруженной на экспорт, в общем объеме отгруженной продукции в обрабатывающих производствах (без учета данных по производству кокса, нефтепродуктов) к 2035 году увеличится по сравнению с 2017 годом на 1,7 процентных пункта и составит 14% по целевому варианту прогноза.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

4.1.3 Производительность труда

4.1.3. Производительность труда


Индекс производительности труда в Санкт-Петербурге, достигнув в 2011 году значения 106,5%, от года к году снижался и в 2014 году составил 100,4%, что ниже значения соответствующего показателя по Российской Федерации (100,7%), а также является одним из самых низких среди регионов Северо-Западного федерального округа. В то же время уровень производительности труда является одним из важнейших факторов эффективности использования финансовых, трудовых и других ресурсов, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Среднегодовой темп роста индекса производительности труда в Санкт-Петербурге в прогнозном периоде до 2035 года составит: по базовому варианту - 102,3%, по варианту базовый плюс - 102,8%, по целевому варианту - 103,2%. Таким образом, к 2035 году ожидается, что производительность труда в Санкт-Петербурге вырастет более чем в 1,5 раза по отношению к текущему уровню в базовом варианте и в 1,8 раза - в целевом варианте.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Долгосрочный прогноз темпов роста индекса производительности труда по экономике Санкт-Петербурга в целом был рассчитан на основе прогноза темпов роста индексов производительности труда по отдельным отраслям экономики Санкт-Петербурга, при расчете которых учитывался не только темп роста индексов физического объема ВРП по соответствующим отраслям, но и изменения в ключевых факторах социально-экономического развития Санкт-Петербурга (изменение численности населения, структурные изменения экономики, изменения мировой экономики и т.п.), а также потенциал внедрения результатов научно-технического прогресса при производстве товаров и услуг в соответствующих отраслях. В целевом варианте заложен существенный вклад в повышение производительности труда наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности, а также сферы услуг, связанной с использованием информационных технологий, научных исследований и разработок.

4.1.4 Высокопроизводительные рабочие места

4.1.4. Высокопроизводительные рабочие места


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (далее - Указ) к 2020 году были запланированы создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных мест.

В 2013 году Санкт-Петербург находился на втором месте (после Москвы) в рейтинге по темпам роста создания высокопроизводительных рабочих мест. Однако начиная с 2014 года в целом по Российской Федерации темпы роста по данному показателю значительно снизились, а в некоторых регионах приняли отрицательную динамику. По Санкт-Петербургу количество высокопроизводительных рабочих мест в 2015-2016 годах снизилось на 77,4 тыс. мест. Однако в 2017 году количество высокопроизводительных рабочих мест выросло на 152,7 тыс. мест, что позволило компенсировать спад предыдущих лет и выйти на темпы роста, запланированные в соответствии с Указом.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Расчет прогноза количества высокопроизводительных рабочих мест в экономике Санкт-Петербурга до 2035 года производился в соответствии с методикой расчета, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 09.10.2017 N 665 "Об утверждении методики расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", а также исходя из предположения, что в структуре обрабатывающей промышленности 71,8% рабочих мест являются высокопроизводительными (рассчитано на основе ретроспективных данных). Таким образом, по варианту базовый плюс в 2030 году 1324,1 тыс. рабочих мест будут высокопроизводительными, в 2035 году - 1376,7 тыс. При расчете целевого варианта также был учтен эффект от ускоренного прироста отдельных высокотехнологичных отраслей экономики Санкт-Петербурга, за счет которого в 2030 году будет создано 1415,9 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, в 2035 году - 1477,0 тыс.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.1.5. Инвестиции


Инвестиции являются основным фактором экономического роста, повышение производительности труда, внедрение новых технологий также невозможно без соответствующих финансовых вложений.

Долгосрочный прогноз объемов инвестиций в основной капитал формировался на основе данных, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период. Базовый вариант рассматривает развитие экономики в условиях сохранения консервативных тенденций, достаточно жестких условиях заимствования капитала, общей неуверенности инвесторов. В варианте базовый плюс на фоне повышения цен на нефть, укрепления курса рубля, сокращения оттока капитала и смягчения кредитных условий инвестиции в основной капитал будут восстанавливаться более быстрыми темпами.

Среднегодовой темп роста инвестиций по варианту базовый плюс составит 106,4% в период с 2020 по 2025 год и 106,7% - с 2026 по 2035 год. Ожидается, что в базовом варианте среднегодовые темпы роста инвестиционных вложений до 2020 года составят 104,6%, в последующие периоды - 105,2%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

При формировании прогноза по целевому варианту ожидается улучшение инвестиционного климата и формирование благоприятных условий для дальнейшей реализации и расширения инвестиционных программ, а также увеличение доли инвестиций в ВРП, характерной для стран со схожей с Санкт-Петербургом диверсифицированной структурой экономики и высокой долей высокотехнологичных производств. Среднегодовой темп роста инвестиций по целевому варианту составит 108,3% в период с 2020 по 2025 год, до 108,2% - к 2035 году. Доля инвестиций в ВРП к 2030 году увеличится до 22%, к 2035 году - до 25%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Доля иностранных инвестиций в ВРП восстановится до докризисного уровня по целевому варианту прогноза к 2030 году и составит 17,8%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

4.1.6 Внешнеторговый оборот

4.1.6. Внешнеторговый оборот


Существенное сокращение объемов внешней торговли в 2015 году в большей мере обусловлено падением импортных поставок в условиях действия санкционного режима, а также снижением экспорта минеральных продуктов (в связи с тем, что в таможенной статистике по Санкт-Петербургу учитываются номинально зарегистрированные нефтеперерабатывающие компании).

Долгосрочный прогноз внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга формировался на основе данных, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период. Базовый вариант рассматривает развитие экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических и иных условий. Вариант базовый плюс рассматривает развитие экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях на фоне повышения цен на нефть, укрепления курса рубля.

В долгосрочной перспективе среднегодовой рост экспорта по варианту базовый плюс в период с 2020 по 2035 год составит 103%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

При формировании прогноза по целевому варианту предполагается, что в связи с расширением мер поддержки экспортной деятельности доля отгруженных товаров, направляемая на экспорт предприятиями Санкт-Петербурга, будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовом варианте и варианте базовый плюс. Ожидается, что среднегодовой темп роста по целевому варианту составит в период с 2020 по 2035 год 104%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Абзац исключен - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510..

По укрупненным товарным группам в базовом варианте и варианте базовый плюс структурные сдвиги в экспорте незначительные.

Изменения в структуре экспорта Санкт-Петербурга ожидаются в целевом варианте. Ожидается увеличение удельного веса групп товаров "машины, оборудование, транспортные средства" и "химическая промышленность" (до 26% и до 6% к 2035 году в целевом варианте соответственно), которое будет обусловлено интенсивными и опережающими темпами развития отраслей, благоприятным внешнеэкономическим сотрудничеством.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Ожидаемый среднегодовой прирост экспорта в группе товаров "машины, оборудование, транспортные средства", а также продукции химической промышленности на весь долгосрочный период составит 9%.

По базовому варианту импорт товаров к 2030 году восстановится до докризисных значений, среднегодовой темп роста при этом составит 104%.

Сдержанная динамика импорта в целевом варианте будет обусловлена эффективным покрытием внутреннего спроса импортозамещающими отечественными товарами, на весь долгосрочный период в целевом варианте ожидается устойчивая динамика импорта на уровне 102% ежегодно (по варианту базовый плюс темп роста составит 103%).

По укрупненным товарным группам в базовом варианте и варианте базовый плюс структурные сдвиги в импорте незначительные. В целевом варианте к 2035 году продолжится тенденция сокращения доли импорта продовольственных товаров примерно на 5 процентных пунктов. В структуре импорта на протяжении всего прогнозного периода будет увеличиваться доля товарной группы "машины, оборудование, транспортные средства" (в среднем на 3 процентных пункта за весь период) за счет ожидаемого увеличения объемов инвестиций в основной капитал и дальнейшего развития высокотехнологичных производств.

4.1.7. Численность занятых в экономике


Прогноз численности занятых в экономике и потребности в рабочей силе основан на предположении, что в отраслях экономики, в которых растут объемы производства продукции или предоставления услуг, численность занятых также увеличивается. Вместе с тем при темпах роста производительности труда, опережающих темпы роста объемов производства продукции и предоставления услуг, численность занятых может снижаться. Такая ситуация характерна для производств, сокращающих трудозатраты и/или увеличивающих выпуск продукции или объем предоставляемых услуг за счет автоматизации производственных процессов или внедрения иных достижений научно-технического прогресса. Таким образом, численность занятых в отрасли работников в прогнозном периоде определялась с учетом темпов роста ВРП и производительности труда в соответствующей отрасли.

По базовому варианту среднегодовой темп роста численности занятого населения до 2035 года составит 100,7%; по варианту базовый плюс - 101,2%; по целевому варианту - 101,5%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Наибольший среднегодовой темп роста численности занятого населения до 2035 года в соответствии с вариантом базовый плюс прогнозируется в таких отраслях, как:

производство фармацевтической продукции;

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

гостиницы и рестораны;

деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

научные исследования и разработки.

В 2017 году численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составила 1191,9 тыс. человек. В прогнозном периоде среднегодовой темп численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, по целевому варианту прогноза составит 103,4%.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10)

4.1.8. Заработная плата


Прогноз среднемесячной заработной платы работников организаций производился исходя из объемов ВРП и темпов роста среднесписочной численности работников организаций на соответствующий прогнозный период. В указанном расчете также учитывались структурные изменения в экономике, в соответствии с которыми рост количества работающих в сегментах с более высокими заработными платами выше, чем в среднем по экономике. Прогнозируемый среднегодовой рост номинальной заработной платы составит от 107,4% до 110,1% согласно целевому варианту прогноза.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Ожидается, что пик роста реальной заработной платы по целевому варианту придется на 2030-2035 годы и составит в среднем 104,2%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

В 2017 году численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составила 1191,9 тыс. человек. В прогнозном периоде среднегодовой темп численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, по целевому варианту прогноза составит 103,4%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

4.1.9 Потребительский рынок

4.1.9. Потребительский рынок


Инфраструктура потребительского рынка в Санкт-Петербурге является одной из крупнейших в России, она представлена организациями различных типов, видов, форм и форматов.

Снижение оборота розничной торговли в 2015 году было связано с переключением повседневного потребления домашних хозяйств на продовольственные товары более низкого ценового сегмента и ростом сберегательной активности населения в результате падения реальных зарплат, а также изменением структуры импорта непродовольственных товаров в связи с действием санкционного режима.

С учетом тенденций постепенного восстановления потребительского спроса на товары и услуги в 2016-2017 годах в результате роста реальных доходов и снижения инфляции ожидается, что среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в текущих ценах до 2035 года составят 103,2%, 103,9%, 104,7% по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно. Основным фактором прироста оборота розничной торговли станет прирост численности населения и реальных заработных плат.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Абзац исключен - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510..

Ожидается, что с учетом ожидаемого увеличения спроса со стороны населения на непродовольственные товары в долгосрочном периоде на индекс-дефлятор оборота розничной торговли в большей степени будет оказывать влияние ИПЦ на непродовольственные товары.

В долгосрочном периоде также ожидается восстановление объемов оборота в сфере общественного питания как за счет увеличения количества посещений кафе и ресторанов населением Санкт-Петербурга, так и в связи с прогнозируемым ростом туристического потока. При этом на туристов придется около 50% прироста оборота общественного питания, остальной вклад внесет прирост численности населения и его покупательной способности. Ожидается, что среднегодовой прирост оборота общественного питания в текущих ценах по вариантам составит 103,1% - по базовому варианту, 105,5% - по варианту базовый плюс, 107,6% - по целевому варианту.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Основную долю в структуре платных услуг населению составляют услуги жилищно-коммунального хозяйства (24,3%), телекоммуникационные (19,4%) и транспортные услуги (16,7%). Ожидается, что предпосылкой роста платных услуг в первую очередь станет прирост численности населения и его реальных доходов. Среднегодовой темп роста объема платных услуг в течение всего периода прогнозирования составит 101,9%, 103,3%, 104,0% по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

4.1.10. Индекс потребительских цен


С учетом существенного замедления инфляционных процессов, которое в большей мере обеспечено за счет замедления роста цен на продовольственные товары, по итогам 2016 года ИПЦ составил 107,0%, а в 2017 году показатель вышел на докризисный уровень и составил 104,3%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Формирование долгосрочного прогноза ИПЦ Санкт-Петербурга производилось на основе данных, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, а именно в базовом варианте снижение ИПЦ по Российской Федерации до 103,9% в 2025 году, до 103,2% - к 2035 году. Однако с учетом высокого потребительского спроса, свойственного мегаполису, уровень инфляции в Санкт-Петербурге исторически выше, чем в среднем по Российской Федерации, что было учтено в прогнозе. В базовом варианте умеренные темпы инфляции ожидаются в среднем немногим более 105% в период 2020-2025 годов со снижением до 103,8%.

Целевой вариант предполагает укрепление курса национальной валюты, динамичный рост спроса населения и как следствие увеличение конкуренции и снижение среднего уровня инфляции до 104,7% в среднем в период 2020-2025 годов и до 103,5% - к 2035 году.

Предполагается, что структура потребления населения будет характеризоваться постепенным изменением со смещением в сторону увеличения расходов на непродовольственные товары, что характерно для развитых стран. К 2035 году в целевом варианте в структуре расходов населения будут преобладать расходы на непродовольственные товары, а доля продовольственных товаров заметно снизится, в результате чего основной прирост ИПЦ будет обеспечен за счет роста цен на непродовольственные товары.

4.2. Социальная сфера

4.2.1 Образование

4.2.1. Образование

С учетом естественного и миграционного приростов среднегодовой темп роста численности детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, на протяжении всего периода прогнозирования в базовом варианте составит 101,5%, в варианте базовый плюс - 101,8%, в целевом варианте - 102,1%.

Численность обучающихся в образовательных учреждениях также планомерно растет: темп роста по трем вариантам прогноза составит: 102,9%, 103,2% и 103,5% соответственно. К 2035 году планируется обучать 692,9 - 775,2 тыс. человек по трем вариантам прогноза, при этом практически весь контингент составят обучающиеся в государственных общеобразовательных учреждениях (98,6%).

Численность обучающихся государственных учреждений профессионального образования в 2017 году составляла 95,7 тыс. человек. С учетом изменения курса на обучение по рабочим специальностям и повышения интереса работодателей к специалистам среднего звена прогнозируется устойчивый рост числа выпускников и общей численности студентов образовательных учреждений профессионального образования. Среднегодовой прирост численности обучающихся в учреждениях профессионального образования в прогнозируемом периоде по трем вариантам прогноза составит от 1,3% до 1,6%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.2.2 Физическая культура и спорт


В рамках дальнейшего развития общедоступной инфраструктуры физической культуры и спорта и активной пропаганды здорового образа жизни ожидается, что к 2035 году доля жителей Санкт-Петербурга, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения вырастет с 39,5% до 57,0% по целевому варианту.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.3. Развитие городской среды

4.3.1 Автомобильные дороги

4.3.1. Автомобильные дороги

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге на конец 2017 года составила 3455,0 км, из них 74,6 км имеют статус дорог общего пользования федерального значения и находятся в ведении федерального казенного учреждения "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства".

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге в 2017 году составила 2,39 тыс.км дорог на 1000 кв.км территории Санкт-Петербурга. Расчет прогноза плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге до 2035 года произведен исходя из предположения о неизменности площади Санкт-Петербурга до 2035 года (1446 кв.км). В соответствии с вариантом базовый плюс в 2030 году плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге составит 2,50 тыс.км дорог на 1000 кв.км площади Санкт-Петербурга, в 2035 году - 2,54 тыс.км, в целевом варианте плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге составит в 2030 году 2,51 тыс.км дорог на 1000 кв.км площади Санкт-Петербурга, в 2035 году - 2,55 тыс.км.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в 2017 году составила 64% от общей протяженности автомобильных дорог регионального значения. Ожидается, что по целевому варианту доля таких автомобильных дорог к 2035 году увеличится на 25 процентных пунктов и составит 89% от их общей протяженности.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10)
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.3.2 Пассажирский транспорт

4.3.2. Пассажирский транспорт


Общий объем пассажирских перевозок пассажирского транспорта внутригородского сообщения (автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен) в 2017 году составил 1385,2 млн. пассажиров и имел следующую структуру распределения пассажиропотока по видам городского пассажирского транспорта: перевезено автобусами 25% пассажиров, перевезено трамваями 12% пассажиров, перевезено троллейбусами 10% пассажиров, перевезено метрополитеном 53% пассажиров.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

При расчете прогноза пассажиропотока городского пассажирского транспорта на период с 2018 года до 2035 года предполагалось, что темпы прироста пассажиропотока будут в полной мере зависеть от темпов прироста населения Санкт-Петербурга в прогнозном периоде.

Среднегодовой темп прироста пассажиропотока до 2035 года в соответствии с вариантом базовый плюс составит 100,8%, пассажиропоток городского пассажирского транспорта в 2025 году составит 1463,2 млн. пассажиров, в 2030 году - 1544,4 млн. пассажиров, в 2035 году - 1600,2 млн. пассажиров, в целевом варианте в 2030 году будет перевезено 1593,3 млн. пассажиров, в 2035 году - 1659,9 млн. пассажиров.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Кроме того, в варианте базовый плюс и целевом варианте заложено изменение в структуре распределения пассажиропотока по видам городского пассажирского транспорта в результате реализации мероприятий по повышению доступности и комфортности использования городского пассажирского транспорта, а также развития новых видов транспорта (интенсивное развитие метрополитена, запуск скоростного трамвая и т.п.). Оценивается, что к 2035 году доля пассажиров, перевезенных трамваем, а также воспользовавшихся метрополитеном, в варианте базовый плюс вырастет до 15% и 55% соответственно, в целевом варианте - до 18% и 58% соответственно. Вместе с тем доля пассажиров, перевезенных автобусами и троллейбусами, уменьшится в варианте базовый плюс до 21% и 9% соответственно, в целевом варианте - до 17% и 7% соответственно.

Таким образом, изменение в структуре распределения пассажиропотока по видам городского пассажирского транспорта на конец прогнозного периода приведет:

к увеличению пассажиропотока при перевозке трамваями по варианту базовый плюс почти на 50% и более чем на 60% по целевому варианту;

к увеличению пассажиропотока метрополитена по варианту базовый плюс более чем на 15% и по целевому варианту почти на 30%;

к уменьшению пассажиропотока при перевозке автобусами по варианту базовый плюс более чем на 50%, по целевому варианту более чем в 1,2 раза;

к уменьшению пассажиропотока при перевозке троллейбусами по варианту базовый плюс более чем на 70% и по целевому варианту почти в 1,5 раза.

Общий объем пассажирских перевозок на морских и воздушных видах транспорта международного, междугородного и пригородного сообщения в 2017 году составил около 14,32 млн. пассажиров, из них 0,68 млн. пассажиров перевезено морскими видами транспорта и 13,65 млн. пассажиров - воздушными.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Прогноз пассажиропотока на воздушных видах транспорта на период 2018-2035 годов сформирован исходя из прогноза объемов туристического потока (внутренние и внешние туристы) с учетом объема туристов, прибывающих в Санкт-Петербург на других видах транспорта. В соответствии с вариантом базовый плюс объем пассажиропотока на воздушном транспорте в 2030 году составит 15,69 млн. пассажиров, в 2035 году - 18,31 млн. пассажиров. В целевом варианте долгосрочный прогноз изменения пассажиропотока на воздушных видах транспорта рассчитан исходя из предположения о создании с 2025 года в Санкт-Петербурге местной авиакомпании.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

Таким образом, в соответствии с целевым вариантом объем пассажиропотока на воздушных видах транспорта составит в 2030 году 17,43 млн. пассажиров, в 2035 году - 21,77 млн. пассажиров, что практически вдвое выше текущего уровня. Создание местной авиакомпании потенциально позволит увеличить среднегодовой пассажиропоток воздушного транспорта к 2035 году по варианту базовый плюс на 1 млн. человек и на 2 млн. человек по целевому варианту.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

В прогнозном периоде доля населения, проживающего в пешеходной доступности станций метрополитена, увеличится с 35,1% в 2017 году до 44,6% в 2035 году по целевому варианту. При прогнозировании показателя применялся радиус доступности 900 м от станций метрополитена. Рост показателя обеспечен как за счет прироста населения, проживающего в пешей доступности от действующих в настоящий момент станций метрополитена, так и за счет ожидаемого развития метрополитена, в частности, планов по вводу новых станций.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.3.3 Легковой автомобильный транспорт

4.3.3. Легковой автомобильный транспорт


По данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по Российской Федерации составила 305,0 ед. на 1000 жителей. В Санкт-Петербурге этот показатель в 2017 году имел значение 301,4 ед. на 1000 жителей. По сравнению со странами Европы данный показатель в Санкт-Петербурге на 20-30% ниже.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

В соответствии с материалами по обоснованию расчетных показателей нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, разработанными Комитетом, в целях определения минимально допустимого уровня обеспеченности населения Санкт-Петербурга парковками заложено значение показателя обеспеченности легковыми автомобилями в Санкт-Петербурге 420 легковых автомобилей на 1000 жителей.

В основу расчета долгосрочного прогноза обеспеченности легковыми автомобилями в Санкт-Петербурге заложено влияние темпов роста численности и доходов населения Санкт-Петербурга. При этом данный показатель имеет обратную зависимость от темпов роста населения и более чем на 20% зависит от темпов роста доходов населения Санкт-Петербурга. Кроме того, по целевому варианту заложено влияние смещения приоритета поездок населения на личном автотранспорте с увеличением доли поездок общественным пассажирским транспортом за счет мероприятий Правительства Санкт-Петербурга по повышению доступности и комфортности его использования. Таким образом, по варианту базовый плюс среднегодовой темп прироста обеспеченности легковыми автомобилями населения Санкт-Петербурга составит 102,6% и в 2025 году составит 392,36 легковых автомобилей на 1000 жителей, в 2030 году - 418,31 легковых автомобилей, в 2035 году - 483,02 легковых автомобилей.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.3.4 Услуги связи

4.3.4. Услуги связи


К услугам связи относятся международная, междугородная и местная телефонная связь, почтовая связь, доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", радиосвязь, телевидение, спутниковая связь и т.д. При расчете прогноза объемов услуг связи до 2035 года предполагалось, что с учетом уже достаточно конкурентного рынка и высокого уровня информатизации общества основной эффект на показатель будет оказывать увеличение объемов спроса за счет прироста населения. В соответствии с вариантом базовый плюс объем услуг связи в 2030 году составит 246,3 млрд.руб., в 2035 году - 297,6 млрд.руб. В соответствии с целевым вариантом объем услуг связи в 2030 году составит 268,2 млрд.руб., в 2035 году - 332,6 млрд.руб.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.3.5 Строительство

4.3.5. Строительство

Строительство является одной из важнейших отраслей экономики Санкт-Петербурга. В 2015-2017 годах доля строительной отрасли в структуре ВРП составляла около 5%. В объеме строительных работ 70% занимает жилищное строительство. В 2016 и 2017 годах в Санкт-Петербурге было сдано 3116,3 и 3536,1 тыс.кв.м жилья соответственно. Согласно целевому варианту планируется, что среднегодовой объем ввода жилья до 2035 года составит 2620,6 тыс.кв.м, что позволит дополнительно сдать к 2030 году 36279,8 тыс.кв.м жилья, к 2035 году - 47171,0 тыс.кв.м жилья. С учетом прогнозируемых темпов ввода нового жилья к 2030 году общий объем жилого фонда Санкт-Петербурга составит 168158,3 тыс.кв.м, к 2035 году - 179049,5 тыс.кв.м в соответствии с целевым вариантом. При этом коэффициент обеспеченности общей жилой площадью будет на уровне 27,3 кв.м на человека в 2030 году и 28,0 кв.м на человека в 2035 году.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Таким образом, с учетом прогнозируемых темпов ввода жилья, а также прироста нежилого строительства, соразмерного темпам роста экономики, по варианту базовый плюс объем выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" в 2030 году составит 1049,2 млрд.руб., в 2035 году - 1430,2 млрд.руб., в целевом варианте объем выполненных работ в 2030 году составит 1193,0 млрд.руб., в 2035 году - 1731,7 млрд.руб.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.3.6 Коммунальная инфраструктура

4.3.6. Коммунальная инфраструктура


К системе коммунальной инфраструктуры относятся системы тепло-, электро-, газо- и водоснабжения. Одной из главных существующих в отрасли проблем, препятствующих эффективному использованию ресурсов и предоставлению качественных услуг, является высокий износ основных фондов указанных систем. Общий износ основных фондов коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга в 2017 году составил 46,1%. Особенно сложная ситуация сложилась в системе водоснабжения и водоотведения, где износ основных сетей составляет более 55%.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

Реконструкция инженерных сетей осуществляется за счет бюджетных средств, и кроме того существенная доля текущих расходов, выделяемых на данную сферу, направляется на ремонт и устранение аварий. Таким образом, с учетом ограниченных финансовых ресурсов оценивается, что к 2030 году снижение износа возможно лишь до 43,6% в целевом варианте и до 43,7% в варианте базовый плюс.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.3.7 Потребление электроэнергии

4.3.7. Потребление электроэнергии


Электроснабжение потребителей, расположенных на территории Санкт-Петербурга, осуществляется энергосистемой Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которая является единым технологическим объектом, включающим совокупность объектов генерации электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств потребителей, связанных общностью технологического режима работы.

В 2017 году объем потребленной электроэнергии составил 28204,5 млн.кВт в час, в том числе 5289,7 млн.кВт в час потреблено населением и 12951,1 млн.кВт в час - прочими потребителями. Средний тариф на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей, составил 4180,9 руб./тыс.кВт в час (для населения - 2941,9 руб./тыс.кВт в час, для прочих потребителей - 4690,0 руб./тыс.кВт в час).
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

При расчете долгосрочного прогноза объемов потребления электроэнергии и средних тарифов до 2035 года использована оценка Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, в соответствии с которой по варианту базовый плюс в 2030 году будет потреблено 27501,0 млн.кВт в час при среднем тарифе на электроэнергию 8317,7 руб./тыс.кВт в час, в 2035 году - 28195,5 млн.кВт в час по тарифу 10871,2 руб./тыс.кВт в час.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.3.8 Обработанные, утилизированные, обезвреженные твердые коммунальные отходы

4.3.8. Обработанные, утилизированные, обезвреженные твердые коммунальные отходы


На территории Санкт-Петербурга в настоящее время в результате деятельности населения, организаций и предприятий Санкт-Петербурга образуется более 10 млн.куб.м отходов в год или 1550 тыс. тонн. По экспертным оценкам с учетом роста численности населения к 2025 году это значение превысит 13 млн.куб.м отходов в год. Часть отходов, образуемых в Санкт-Петербурге, перерабатывается на двух производственных площадках специализированного мусороперерабатывающего завода (в 2017 году лишь 15,1% обработанных твердых коммунальных отходов было утилизировано и обезврежено), основная часть отходов размещается на полигонах по захоронению без переработки.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

При расчете долгосрочного прогноза на основе экспертных оценок, а также с учетом мероприятий, запланированных Правительством Санкт-Петербурга по повышению эффективности системы обращения с отходами, значение показателя "доля обработанных, утилизированных, обезвреженных твердых коммунальных отходов в общем объеме образовавшихся твердых коммунальных отходов" в целевом варианте на 2030 год составило 100,0%, в варианте базовый плюс на 2030 год составило 84,6% и 100,0% на 2035 год.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510.

4.4. Территориальное развитие


Прогноз численности населения по районам Санкт-Петербурга разработан с учетом тенденций жилищного строительства в разрезе жилых территорий Санкт-Петербурга (далее - инвестиционный прирост) на основе анализа социально-экономического развития территорий. В случае, если суммарный инвестиционный прирост по всем территориям Санкт-Петербурга меньше прогнозируемого прироста численности населения Санкт-Петербурга, распределение разности, не покрытой инвестиционным приростом, по территориям Санкт-Петербурга производилось исходя из человекоемкости территорий Санкт-Петербурга.

Прогнозная плотность населения по районам Санкт-Петербурга рассчитана исходя из условия, что площадь районов Санкт-Петербурга не меняется. Таким образом, к 2035 году наибольший прирост численности населения будет наблюдаться в районах массовой жилой застройки: Приморском, Красногвардейском, Пушкинском, Московском и Красносельском районах Санкт-Петербурга.

При прогнозировании плотности рабочих мест (численности занятого населения) в разрезе районов Санкт-Петербурга в качестве предпосылки учитывался полицентричный принцип территориального развития Санкт-Петербурга исходя из прогнозной численности населения и условия приближения рабочих мест к местам проживания.

4.5. Потребность в объектах социальной инфраструктуры

В рамках прогноза рассчитаны показатели прогнозной потребности населения Санкт-Петербурга в объектах социальной инфраструктуры в соответствии с расчетными показателями нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга и долей численности населения Санкт-Петербурга, пользующейся услугами отдельных видов объектов социальной инфраструктуры, согласно материалам по обоснованию расчетных показателей нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, разработанным Комитетом.

Расчет прогноза указанных показателей производился на основе прогноза численности населения Санкт-Петербурга, а также допущения о неизменной площади территории Санкт-Петербурга в прогнозном периоде.
(Подраздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

4.6. Показатели прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года

(Подраздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10.

_______________

* Подраздел 4.6 см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

5. Основные параметры государственных программ Санкт-Петербурга


Основные параметры государственных программ Санкт-Петербурга сформированы на основе прогноза текущих расходов и расходов развития по каждой государственной программе Санкт-Петербурга.

Прогноз текущих расходов рассчитан на основе объема текущих расходов, скорректированного на значение ИПЦ в прогнозном периоде. Прогноз расходов развития рассчитан в пределах прогнозных объемов средств бюджета Санкт-Петербурга на реализацию адресной инвестиционной программы с учетом необходимости максимального обеспечения потребности населения Санкт-Петербурга в объектах социальной инфраструктуры в соответствии с материалами по обоснованию расчетных показателей нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга.

Кроме того, финансирование государственных программ Санкт-Петербурга по целевому варианту прогноза включает в себя дополнительный объем средств, необходимый для достижения показателей социально-экономического развития по указанному варианту прогноза.

Основные параметры государственных программ Санкт-Петербурга

_______________

* Основные параметры см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.




Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О прогнозе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (с изменениями на 20 января 2020 года)

Название документа: О прогнозе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (с изменениями на 20 января 2020 года)

Номер документа: 90

Вид документа: Постановление Правительства Санкт-Петербурга

Принявший орган: Правительство Санкт-Петербурга

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 14 февраля 2017

Дата начала действия: 14 февраля 2017
Дата редакции: 20 января 2020