ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2017 года N 90

О прогнозе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года

(с изменениями на 14 апреля 2021 года)

Информация об изменяющих документах



В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2015 N 396-75 "О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2011 N 555 "О мерах по разработке прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Батанова Э.В.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 апреля 2021 года N 193. - См. предыдущую редакцию)

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 14 февраля 2017 года N 90

     
Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года

(с изменениями на 14 апреля 2021 года)

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2015-2017 годы

(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10. - См. предыдущую редакцию)

          

В сложных условиях макроэкономической нестабильности экономика Санкт-Петербурга демонстрирует устойчивую положительную динамику роста показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Согласно официальной статистической информации валовой региональный продукт Санкт-Петербурга (далее - ВРП) в 2015 году составил 3387,4 млрд.руб., в 2016 году - 3666,0 млрд.руб., в 2017 году - 3866,4 млрд.руб. Индекс физического объема ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году в 2015 году составил 101,4%, в 2016 году - 102,3%, в 2017 году - 100,2%. В структуре производства ВРП наибольший удельный вес имели следующие отрасли: промышленное производство (20,5%), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (17,5%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (11,2%), транспортировка и хранение (10,5%). ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге в 2015 году составил 650,3 тыс.руб. (рост к 2014 году на 26,1%), в 2016 году - 697,8 тыс.руб. (рост к 2015 году на 7,3%), в 2017 году - 727,2 тыс.руб. (рост к 2016 году на 4,2%).

В 2015 году индекс промышленного производства (далее - ИПП) уменьшился на 7% относительно 2014 года. Вместе с тем с 2016 года началось постепенное восстановление промышленного производства Санкт-Петербурга. По итогам 2016 года ИПП в сравнении с 2015 годом вырос и составил 103,9%. Наиболее высокие темпы роста зафиксированы в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (ИПП - 216,4%), пищевых продуктов (ИПП - 125,6%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (ИПП - 118,9%), производстве бумаги и бумажных изделий (ИПП - 118,1%). Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2016 году увеличился на 8,2% и составил 2140,8 млрд.руб. По оценке Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (далее - Комитет), по итогам 2017 года ИПП составил 105,5% к 2016 году. Наиболее высокие темпы роста отмечены в производстве кожи и изделий из кожи (ИПП - 180,8%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (ИПП - 163,9%), производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (ИПП - 118,4%), металлургическом производстве (ИПП - 105,7%). Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2017 году, по оценке Комитета, составил 2171,4 млрд.руб. и вырос на 5,8%.

Конкурентоспособность современной экономики определяется лидерством в исследованиях и разработках, динамикой приобретения новых знаний и создания инновационной продукции. Санкт-Петербург является вторым после Москвы научно-техническим центром Российской Федерации, где сосредоточено более 10% ее научного потенциала, и занимает ведущие позиции по сумме затрат на технологические инновации и количеству созданных передовых технологий среди регионов Российской Федерации.

В 2015 году объем научных исследований и разработок, научно-технических услуг, выполненных организациями Санкт-Петербурга, составил 116,9 млрд.руб. и вырос по сравнению с 2014 годом на 9%. Научные исследования и разработки выполняли 79,1 тыс. работников в 299 организациях. В 2016 году рост объема научных исследований и разработок, научно-технических услуг, выполненных организациями Санкт-Петербурга, продолжился и составил относительно 2015 года 107%. В 2017 году объем научных исследований и разработок вырос до 136,6 млрд.руб., что на 9,3% больше чем в 2016 году.

В 2015 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП составила 3,2%, что в 2,5 раза выше среднероссийского уровня (1,4%). По итогам 2016 и 2017 годов доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП составила 3,1%. Индекс технологической инновационной активности организаций Санкт-Петербурга в 2015 году составил 14,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - 13,0%, в 2016 году - 13,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - 12,3%, в 2017 году - 14,5%, в том числе в обрабатывающих производствах - 14,8%.

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг по итогам 2015 года составил 7,3%, в 2016 году - 8,7%, в 2017 году - 9,1%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году составил 678,6 млрд.руб., что в сопоставимых ценах на 31,1% больше, чем в 2015 году. В 2017 году инвестиции в основной капитал составили 672,4 млрд.руб., что в сопоставимых ценах ниже, чем в 2016 году на 3,7%. В структуре инвестиций наибольшую долю составили вложения в операции с недвижимым имуществом (26,1%), в транспортировку и хранение (13,5%), а также в обрабатывающие производства (13,1%).

В результате введения санкционного режима в отношении Российской Федерации рядом европейских стран и США, а также ответных мер в 2015 году внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга составил 36,0 млрд. долларов США, продемонстрировав снижение на 28,2%. По итогам 2016 года рост внешнеторгового оборота восстановился и составил 37,2 млрд. долларов США или 103,2% по сравнению с 2015 годом. В 2017 году внешнеторговый оборот увеличился до 44,7 млрд. долларов США, что на 20,2% больше, чем в 2016 году. При этом доля экспорта во внешнеторговом обороте увеличилась на 6,2 процентных пункта и составила 48,8%.

Объем строительных работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", по итогам 2016 года составил 626,1 млрд.руб., в 2017 году - 517,5 млрд.руб., что в сопоставимых ценах на 24,4% ниже, чем в 2016 году. Отрицательная динамика изменения объемов выполненных работ по виду деятельности "Строительство" в 2017 году обусловлена высоким значением указанного показателя в 2016 году, в котором были введены в эксплуатацию крупные объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Отрицательная динамика оборота розничной торговли в 2015 году (снижение на 5,0% по сравнению с 2014 годом) связана с сокращением потребительского спроса ввиду снижения доходов населения и ростом сберегательной активности. Вместе с тем по итогам 2016 года началось постепенное восстановление темпов роста оборота розничной торговли, который составил 1234,3 млрд.руб. (увеличение на 0,1% по сравнению с 2015 годом в сопоставимых ценах). В 2017 году оборот розничной торговли продемонстрировал устойчивый рост на 3,4% к уровню 2016 года и составил 1326,3 млрд.руб.

В результате нестабильности внешнеэкономической ситуации в 2015 году в Санкт-Петербурге наблюдался существенный рост индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) до 117,41% по сравнению с 2014 годом. По итогам 2016 года инфляция снизилась до 106,98%, а в 2017 году достигла исторического минимума в 104,31%.

Среднемесячная номинальная заработная плата в 2015 году составила 44,2 тыс.руб. и выросла до 53,7 тыс.руб. по итогам 2017 года. При этом рост реальной заработной платы в 2017 году составил 105,8%, что позволило Санкт-Петербургу стать лидером по указанному показателю среди субъектов Российской Федерации.

Ситуация на рынке труда остается стабильной с низким уровнем безработицы. Численность экономически активного населения (рабочей силы) на конец 2017 года составила 3,05 млн. человек. Уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) на протяжении последних лет является одним из самых низких в стране. Уровень безработицы в 2015 году составил 2,1% экономически активного населения (рабочей силы), в 2016 и 2017 годах - 1,6%.

Численность населения Санкт-Петербурга к концу 2017 года достигла 5,35 млн. человек и выросла по сравнению с началом 2015 года на 160 тыс. человек. Несмотря на продолжающийся с 2012 года естественный прирост населения, общий объем прироста населения более чем на 85% обеспечен миграционным приростом, который по итогам 2017 года составил 64,6 тыс. человек.    

2. Внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года

2.1. Варианты социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года


Настоящий прогноз разработан в трех вариантах: базовый, базовый плюс и целевой.

Базовый вариант социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее - базовый вариант) предполагает инерционное развитие Санкт-Петербурга в условиях сохранения негативного тренда развития макроэкономических показателей. Прогнозируется умеренное восстановление роста экономики Санкт-Петербурга (около 3% в год) на фоне роста производительности труда в среднем на 2,3% ежегодно. Предполагается, что по данному варианту существенный вклад в ВРП будет продолжать вносить промышленность преимущественно за счет традиционных для Санкт-Петербурга видов обрабатывающих производств.

Вариант базовый плюс социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее - вариант базовый плюс) рассматривается в качестве наиболее вероятного и предполагает инерционное развитие в условиях существенного улучшения макроэкономической ситуации, укрепления курса национальной валюты, ускоренного роста экспортной деятельности и увеличения производительности труда за счет трансфера технологий и реализации политики импортозамещения. Адаптация продовольственного рынка к ограничениям импортных поставок позволит замедлиться инфляционным процессам в экономике Санкт-Петербурга до уровня не более 4% в год, что в свою очередь будет способствовать росту инвестиционных вложений (с выходом на уровень около 6% в год) и потребительского спроса. Среднегодовые темпы роста ВРП Санкт-Петербурга в прогнозном периоде по данному варианту оцениваются в среднем на уровне 4%.

Целевой вариант социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее - целевой вариант) долгосрочного прогноза основан на предположении о наиболее успешном использовании конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга и инструментов ускорения социально-экономического роста путем реализации Правительством Санкт-Петербурга мер поддержки и стимулирования экономики, разработанных для развития приоритетных отраслей, технологий и территорий. В условиях целевого варианта стабильный рост инвестиций в основной капитал (с выходом на 25% от ВРП к 2035 году) позволит получить максимальный эффект от развития приоритетных отраслей экономики, снизить долю традиционной для Санкт-Петербурга промышленности и достичь к концу прогнозного периода доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП 45%. Эффективная реализация мер поддержки отраслей с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичные промышленные производства, сфера информационных технологий, научные исследования и разработки, туризм) обеспечит на протяжении всего прогнозного периода стабильно высокий рост экономики (3,2-4% в 2018-2020 годах и далее 5% ежегодно) и производительности труда (до 4,4% к 2035 году).

2.2. Научно-техническое развитие


Высокая концентрация научных учреждений, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, многоотраслевая структура экономики Санкт-Петербурга, обеспечивающая благоприятную среду для внедрения результатов научных исследований и инновационных продуктов, являются важнейшими факторами, определяющими социально-экономического развитие Санкт-Петербурга в долгосрочном периоде.

При реализации различных вариантов социально-экономического развития Санкт-Петербурга прогнозируется дальнейшая активизация инвестиционного процесса, развитие рынка технологий, увеличение высокотехнологичного сектора промышленности Санкт-Петербурга, внедрение в производство и в сферу услуг результатов научно-технической деятельности, продвижение на внутренний и внешний рынки наукоемкой, конкурентоспособной продукции, обеспечивающих экономический рост и повышение качества жизни населения, сокращение технологического отставания от зарубежных товаропроизводителей.

Приоритетными направлениями научно-технологического развития Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе будут направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат переход:

к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создания систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, формированию новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

к высокотехнологичному здравоохранению, в том числе за счет повышения эффективности рационального применения лекарственных препаратов;

к созданию интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, занятию и удержанию лидерских позиций в освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

1.3*. Демографическое развитие

________________
     * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


В сфере демографического развития в Санкт-Петербурге по всем трем вариантам социально-экономического развития Санкт-Петербурга будет наблюдаться сохранение положительных тенденций с устойчивой динамикой роста численности населения.

Расчет прогнозной численности населения включает две составляющие: естественный прирост населения и миграционный прирост. Ожидается, что с учетом естественного и миграционного приростов численность населения Санкт-Петербурга к 2030 году увеличится до 5714,7 тыс. человек по базовому варианту, до 5894,5 тыс. человек по варианту базовый плюс и достигнет 6079,3 тыс. человек в целевом варианте. Численность населения по целевому варианту к 2035 году увеличится до 6355,3 тыс. человек.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510. - См. предыдущую редакцию)

Естественный прирост населения, рассчитываемый исходя из динамики рождаемости и смертности, к концу прогнозного периода составит 2,68, 2,90 и 3,27 в расчете на 1000 человек (по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно), обеспечивая около 30% роста численности населения.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510. - См. предыдущую редакцию)

Ожидается, что общий коэффициент рождаемости сохранит положительную динамику. Рост указанного показателя в прогнозном периоде будет обеспечен мерами материального стимулирования рождаемости, реализацией программ по совершенствованию всех форм оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, а также активным развитием репродуктивной медицины. Таким образом, к 2035 году значение коэффициента рождаемости составит 13,62 промилле по базовому варианту и 13,80 - по варианту базовый плюс. Целевой вариант характеризуется достижением к 2035 году значения 14,10 на 1000 чел. населения.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510. - См. предыдущую редакцию)

Величина суммарного коэффициента рождаемости в прогнозном периоде характеризуется стабильно положительной динамикой с достижением к 2035 году значения 1,601 по базовому варианту, 1,668 - по варианту базовый плюс и 1,735 - по целевому варианту, однако не достигает уровня, необходимого для простого замещения поколения родителей поколением детей (2,14 ребенка на женщину).

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510. - См. предыдущую редакцию)

К 2035 году ожидается снижение общего коэффициента смертности до 10,94 промилле по базовому варианту и до 10,91 и 10,83 промилле по базовому плюс и целевому вариантам соответственно. Вместе с тем с учетом положительной динамики общего коэффициента смертности ожидается снижение смертности населения трудоспособного возраста с 380,2 умерших на 100 тыс. населения в 2017 году до 344,3 умерших на 100 тыс. населения по целевому варианту к 2035 году. Снижение указанных показателей в прогнозном периоде может быть обеспечено за счет реализации мер по пропаганде здорового образа жизни, реализации системных мер развития здравоохранения, развития превентивной и профилактической медицины, а также разработки инновационных лекарственных препаратов.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10. - См. предыдущую редакцию)

Снижение смертности также обуславливается сокращением числа случаев смертности от болезней системы кровообращения. В 2017 году значение данного показателя в Санкт-Петербурге составило 637,1 умерших на 100 тыс. населения. В прогнозном периоде ожидается снижение показателя до значения менее 600 умерших на 100 тыс. населения по целевому варианту.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года N 10. - См. предыдущую редакцию)

Сдерживающим фактором снижения общего коэффициента смертности является высокая распространенность онкологических заболеваний: по итогам 2017 года число случаев смертности от новообразований (в том числе злокачественных) составило 256,6 умерших на 100 тыс. населения. В прогнозном периоде по целевому варианту ожидается достижение целевого значения показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" (248,0 умерших на 100 тыс. населения), с дальнейшим сокращением значения к 2035 году: 242,8, 240,7 и 237,0 умерших на 100 тыс. населения по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510. - См. предыдущую редакцию)

Сокращение коэффициента смертности также обеспечивается за счет увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Целевое значение показателя "Ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации", установленное Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", на 2018 год (74 года) было достигнуто в Санкт-Петербурге еще в 2013 году (74,2 года). Значение этого показателя в Санкт-Петербурге является одним из самых высоких среди российских регионов, однако не достигает общеевропейского (81 год). В прогнозном периоде ожидается, что данный показатель достигнет значения 80 лет в 2028 году по целевому варианту, в 2029 году - по варианту базовый плюс и в 2030 году - по базовому варианту.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 года N 510. - См. предыдущую редакцию)

Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни обуславливают в том числе рост нагрузки на трудоспособное население.

Прогнозные значения миграционного прироста определяются на основе потребности экономики в трудовых ресурсах, рассчитанной исходя из роста ВРП, которые не обеспечиваются естественным приростом населения и компенсируются притоком мигрантов. В прогнозном периоде, несмотря на ожидаемое наращивание темпов экономического роста, ожидается отсутствие острой нехватки в миграционной рабочей силе ввиду увеличения уровня занятости постоянного населения. Рост занятости в прогнозном периоде будет в том числе обусловлен увеличением пенсионного возраста и возрастающей долей пенсионеров в структуре наличной рабочей силы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»