Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2017 года N 24


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 29.12.2023 N 794.
____________________________________________________________________


Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Внести в Государственную программу Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 года N 404 "О Государственной программе Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 11 февраля 2013 года N 29, от 25 февраля 2013 года N 59, от 1 июля 2013 года N 247, от 8 июля 2013 года N 260, от 23 сентября 2013 года N 399, от 31 марта 2014 года N 121, от 28 апреля 2014 года N 188, от 16 июня 2014 года N 277, от 18 августа 2014 года N 377, от 20 октября 2014 года N 525, от 8 декабря 2014 года N 590, от 2 февраля 2015 года N 42, от 16 марта 2015 года N 148, от 8 апреля 2015 года N 189, от 25 мая 2015 года N 294, от 18 июня 2015 года N 370, от 30 июня 2015 года N 389, от 28 августа 2015 года N 498, от 2 ноября 2015 года N 615, от 14 декабря 2015 года N 703, от 11 марта 2016 года N 119, от 23 мая 2016 года N 268, от 29 августа 2016 года N 441, от 4 октября 2016 года N 497, от 23 декабря 2016 года N 632), изменения, изложив ее в следующей редакции:

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ


 Паспорт Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы

Наименование Государственной программы

-

Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Государственной программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Участники Государственной программы

-

Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия;

Государственная инспекция Республики Мордовия по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

ФГБОУ ДПОС "Мордовский институт переподготовки кадров агробизнеса" (по согласованию)

Подпрограммы Государственной программы

-

подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства";

подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства";

подпрограмма "Развитие мясного скотоводства"; подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования";

подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие";

подпрограмма "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014 - 2020 годы";

подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы";

подпрограмма "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства";

подпрограмма "Развитие молочного скотоводства";

подпрограмма "Развитие племенного дела селекции и семеноводства";

подпрограмма "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания";

подпрограмма "Поддержка и развитие кадрового потенциала в АПК";

подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса";

подпрограмма "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе"

Программно-целевые инструменты Государственной программы

-

ведомственные целевые программы:

"Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная приказом Первого заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 24 декабря 2014 г. N 319-П;

"Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная приказом Первого заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 29 декабря 2014 г. N 323-П;

"Профилактика и предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2015 - 2017 годы", утвержденная приказом Первого заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 11 февраля 2016 г. N 25-П

Цели Государственной программы

-

повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой республиканскими сельхозтоваропроизводителями, на внутреннем и внешнем рынках;

повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства;

обеспечение эпизоотического благополучия;

обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения;

создание и совершенствование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и поддержки кадрового потенциала в агропромышленном комплексе Республики Мордовия, способствующей решению стратегических задач социально-экономического и демографического развития республики

Задачи Государственной программы

-

стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов, направленное на импортозамещение;

обеспечение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;

повышение инвестиционной привлекательности отрасли, развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; обеспечение противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;

модернизация технической и технологической базы селекции и семеноводства;

поддержка малых форм хозяйствования;

обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

повышение качества жизни сельского населения;

развитие биотехнологий;

создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, сохранение и повышение плодородия почв;

развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;

создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих развитию системы непрерывного профессионального агрообразования и поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Мордовия;

сокращение дефицита трудовых ресурсов аграрной отрасли;

создание стимулирующих условий для молодых специалистов, решивших работать в сельскохозяйственных организациях после получения профессионального образования аграрного профиля

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

-

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), к предыдущему году, процентов;

индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), к предыдущему году, процентов;

индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), к предыдущему году, процентов;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки табака (в сопоставимых ценах), к предыдущему году, процентов;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, к предыдущему году, процентов;

рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), процентов;

среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), рублей;

индекс производительности труда (в сельскохозяйственных предприятиях), к предыдущему году, процентов;

количество высокопроизводительных рабочих мест (в сельскохозяйственных предприятиях), единиц;

удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства, процентов

Сроки реализации Государственной программы

-

1 января 2013 г. - 31 декабря 2020 г.

Объемы финансового обеспечения Государственной программы

-

общий объем финансирования Государственной программы составляет 30187899,8 тыс. рублей, в том числе за счет бюджетных ассигнований из средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 12968824,2 тыс. рублей, федерального бюджета - 16704444,4 тыс. рублей, внебюджетных источников - 514631,2 тыс. рублей, в том числе на реализацию:

подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства", составляет 5559795,9 тыс. рублей

подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" составляет 8116536,2 тыс. рублей;

подпрограммы "Развитие мясного скотоводства" составляет 167353,4 тыс. рублей;

подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" составляет 912055,6 тыс. рублей;

подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" составляет 196645,6 тыс. рублей;

подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014 - 2020 годы", составляет 803630,0 тыс. рублей;

подпрограммы "Обеспечение реализации Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" составляет 842876,9 тыс. рублей;

подпрограммы "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" составляет 193271 тыс. рублей;

подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" составляет 813728,3 тыс. рублей;

подпрограммы "Развитие племенного дела селекции и семеноводства" составляет 248238,0 тыс. рублей, подпрограммы "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания" составляет 411105,3 тыс. рублей;

подпрограммы "Поддержка и развитие кадрового потенциала в АПК" составляет 245938,6 тыс. рублей;

подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" составляет 5200502,4 тыс. рублей;

подпрограммы "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" составляет 6476222,6 тыс. рублей Общий объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы - 30187899,8 тыс. рублей в текущих ценах, в том числе по годам:

2013 год - 3890603,7 тыс. рублей;

2014 год - 4414713,2 тыс. рублей;

2015 год - 4701783,6 тыс. рублей;

2016 год - 4318126,7 тыс. рублей;

2017 год - 3323399,1 тыс. рублей;

2018 год - 3286641,5 тыс. рублей;

2019 год - 3174490,6 тыс. рублей;

2020 год - 3078141,4 тыс. рублей;

в том числе средства республиканского бюджета Республики Мордовия, всего - 12968824,2 тыс. рублей в текущих ценах, в том числе по годам:

2013 год - 1369953,4 тыс. рублей;

2014 год - 2265162,4 тыс. рублей;

2015 год - 1984560,1 тыс. рублей;

2016 год - 2148857,0 тыс. рублей;

2017 год - 1510276,9 тыс. рублей;

2018 год - 1274468,4 тыс. рублей;

2019 год - 1231347,6 тыс. рублей;

2020 год - 1184198,4 тыс. рублей,

средства федерального бюджета, всего - 16704444,4 тыс. рублей в текущих ценах, в том числе по годам:

2013 год - 2520650,3 тыс. рублей;

2014 год - 2116712,8 тыс. рублей;

2015 год - 2674368,5 тыс. рублей;

2016 год - 2032237,1 тыс. рублей;

2017 год - 1732950,3 тыс. рублей;

2018 год - 1932456,3 тыс. рублей;

2019 год - 1862926,1 тыс. рублей;

2020 год - 1832143,0 тыс. рублей,

средства внебюджетных источников, всего - 514631,2 тыс. рублей в текущих ценах, в том числе по годам:

2013 год - 0,0 тыс. рублей;

2014 год - 32838,0 тыс. рублей;

2015 год - 42855,0 тыс. рублей;

2016 год - 137032,6 тыс. рублей;

2017 год - 80171,9 тыс. рублей;

2018 год - 79716,8 тыс. рублей;

2019 год - 80216,9 тыс. рублей;

2020 год - 61800,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

-

увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 27%, пищевых продуктов - на 38,3%;

обеспечение годового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 году до 3,1%;

повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее 13 - 15% (с учетом субсидий);

повышение уровня среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве (без субъектов малого предпринимательства) до 25,5 тыс. рублей в месяц;

повышение производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях за 2015 - 2020 годы на 29,6%;

обеспечение высокопроизводительных рабочих мест в сельскохозяйственных предприятиях в 2020 году в количестве 5300 мест;

доведение удельного веса затрат на приобретение энергоресурсов в сельскохозяйственных предприятиях в структуре затрат на основное производство в 2016 году до 9,9%.

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Государственная программа разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 года N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия".

Главными приоритетами Государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, обеспечение роста объемов производства основных видов продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса республики.

Сельское хозяйство - важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности - сырьем, обеспечивающая продовольственную и экономическую безопасность.

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Состояние и уровень развития агропромышленного комплекса во многом определяют социально-экономическую ситуацию в республике, устойчивость развития сельских территорий. За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы в Республике Мордовия проделана значительная работа по развитию агропромышленного производства.

Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2006 - 2012 годах, несмотря на неблагоприятные погодные условия 2010 года, увеличился на 24,8% и достиг в действующих ценах объема 39,2 млрд. рублей (в 2005 г. - 16,05 млрд. рублей). Рост объемов пищевых продуктов за этот период составил 36,7%, или 5,2% в среднем в год.

Сельское хозяйство Мордовии производит около 13,7% валового регионального продукта и 1,2% от сельскохозяйственного производства в России (оценка 2012 года), обеспечивает занятость 19,8% населения.

Сельскохозяйственные угодья составляют 1657,6 тыс. га, или 63,4% территории республики и 0,8% площади сельхозугодий, используемых в сельскохозяйственном производстве России. Доля обрабатываемой пашни 84,2 процента.

На 1 января 2013 г. в республике осуществляют производственно-хозяйственную деятельность 243 сельскохозяйственных предприятия. Функционируют 1136 крестьянских (фермерских) хозяйств с общей земельной площадью 84 тыс. га, или в среднем по 74 га на одно хозяйство. Доля производства продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в общем объеме сельскохозяйственного производства республики составляет 2,8 процента. Насчитывается более 160 тыс. личных подсобных хозяйств населения, их доля в объеме производства 43,5 процента.

Сельскохозяйственными предприятиями производится зерна - 87,3%, сахарной свеклы - 96%, мяса - 78,3%, молока - 62,3% и 91,2% яиц. В хозяйствах населения выращивается 88,2% картофеля и 72,7% овощей.

Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство - 56,6% (молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство). Отрасль растениеводства производит 43,4% валовой продукции. Выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, картофель, кормовые культуры.

Сегодня, во многом благодаря государственной поддержке, агропромышленный комплекс Мордовии входит в число лидеров в Приволжском федеральном округе и в России.

По сравнению с 2005 года в 2012 года общая посевная площадь зерновых культур увеличилась на 27,4 тыс. га, или на 6,8%, и составила 426,2 тыс. га. Посевная площадь по техническим культурам за 6 лет (2006 - 2012 годы) увеличилась на 26,5 тыс. га и составляет 38,6 тыс. га, в том числе площади под сахарной свеклой возросли в 2,1 раза, или на 11,5 тыс. га.

Земледельцами республики в 2012 года собрано 876,3 тыс. тонн зерна. Сахарной свеклы произведено 985,5 тыс. тонн.

В целях поддержки малых форм хозяйствования с 2012 года реализуются ведомственные целевые программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Мордовия на 2012 - 2014 годы "Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия на 2012 - 2014 годы", реализация которых будет продолжена в 2015 - 2017 годах и в период до 2020 года.

За период реализации Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы построено, реконструировано и модернизировано 68 молочных комплексов, 16 свинокомплексов, завершена реализация 5 проектов в птицеводстве.

По состоянию на 1 января 2013 г. в республике насчитывается 286 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 102,9 тыс. голов коров. Поголовье свиней составляет 321 тыс. голов (увеличилось по отношению к уровню 2005 г. на 40%), численность птицы в сельхозпредприятиях достигло 9846 тыс. голов (увеличилась по отношению к уровню 2005 г. в 2,6 раза).

В 2012 г. произведено 145,0 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе, молока - 467,5 тыс. тонн, яиц - 1323,5 млн. шт. Темпы роста по отношению к уровню 2005 г. по мясу составили 50%, молоку - 13,6%, яйцу - в 2,6 раза. Надой на одну корову за 2012 г. составил 4652 кг и увеличился за 2006 - 2012 годы на 1884 кг, или в среднем в год на 269 кг.

Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий в сельхозпредприятиях существенно возросли объемы производства свинины - в 3,5 раза (28,9 тыс. тонн), мяса птицы - в 3 раза (63,8 тыс. тонн).

По производству животноводческой продукции на душу населения республика входит в первую пятерку по России и ряд последних лет сохраняет лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе. В 2012 г. произведено яйца на душу населения 1603 шт., молока - 566 кг, мяса скота и птицы - 176 кг.

Значительную роль в экономике Республики Мордовия играют предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. В 2012 г. ими отгружено продукции на 33,4 млрд. рублей, что составляет 29,9% от общего объема отгрузки промышленной продукции по республике в целом.

Предприятиями отрасли в 2012 г. к уровню 2005 г. производство мяса, включая субпродукты 1 категории, увеличено в 2,2 раза (61 тыс. тонн), цельномолочной продукции - в 1,9 раза (147,1 тыс. тонн), сыра - в 2, раза (13,2 тыс. тонн), макаронных изделий - в 1,7 раза (18,3 тыс. тонн), кондитерских изделий - на 23,7% (34,9 тыс. тонн), свекловичного сахара-песка - в 4,5 раза (107,9 тыс. тонн).

За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе АО "Агрофирма "Октябрьская", ОАО "Агрофирма "Норов", Мордовское агропромышленное объединение, ЗАО "Мордовский бекон", ООО "Сыродельный комбинат "Ичалковский", ОАО "Молочный комбинат "Саранский", ОАО "Консервный завод "Саранский", ООО "Ромодановосахар", ОАО "Ламзурь", ОАО "Саранский комбинат макаронных изделий" и др.

В 2011 году в республике введен в эксплуатацию крупный сыроваренный завод ООО "Сармич" по производству 9000 тонн твердых сыров мощностью 350 тонн переработки молока в сутки.

Активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий (в 2006 - 2012 годах введено в эксплуатацию 201,6 тыс. кв. метров жилья), несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций.

Вместе с тем в агропромышленном комплексе республики сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли.

Основными причинами относительно медленного развития агропромышленного комплекса республики являются финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 году, а также засуха 2010 году (в регионе погибло более 70% посевных площадей сельскохозяйственных культур), которые негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе республики, динамике развития сельскохозяйственного производства.

В числе проблем следует выделить:

недостаточный уровень доходности сельскохозяйственного производства для осуществления модернизации. Закредитованность большинства сельхозпредприятий не позволяет привлекать краткосрочные и инвестиционные кредиты для осуществления проектов обновления и расширения производства. Из-за недостатка финансовых средств по ряду инвестиционных проектов не выдерживаются запланированные сроки сдачи в эксплуатацию строящихся объектов;

медленные темпы развития пищевой и перерабатывающей промышленности;

отсутствие оптово-распределительных центров, недостаток мощностей по хранению, подработке, упаковке и транспортировке пищевой продукции;

неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции в условиях возрастающей монополизации торговых сетей. Необходимы дополнительные меры для активизации деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов в создании системы сбыта производимой продукции;

опережающий рост цен на промышленную продукцию, энергоресурсы по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный медленными темпами социального развития сельских территорий, определяющими ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, низкий уровень заработной платы работников (71,3% от средней заработной платы по экономике республики), сокращение численности сельского населения более высокими темпами, чем городского (за период с 2005 года сельское население республики уменьшилось на 9,6%, городское - на 1%).

В этих обстоятельствах создание условий для ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики республики.

Для вывода агропромышленного комплекса республики на рубежи, обеспечивающие максимальное импортозамещение на внутреннем рынке продукции, сырья и продовольствия и отвечающие требованиям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, необходимо привлечение значительных финансовых ресурсов (кредитов банков, средств внутренних и внешних инвесторов и др.), а также концентрация средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, на наиболее приоритетных направлениях в увязке с конечными результатами и усилением контроля за их целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития Республики Мордовия в рассматриваемой перспективе.

Глава 2. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДО 2020 ГОДА


Развитие сельского хозяйства является одним из наиболее приоритетных направлений социально-экономической политики Правительства Республики Мордовия в рассматриваемой перспективе. Создание предпосылок для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса республики, использования имеющегося потенциала для роста производства продовольствия, повышения занятости и уровня жизни сельского населения и обеспечения роста объемов производства основных видов продукции агропромышленного комплекса является важной задачей, для решения которой необходим программный метод.

Динамика развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года будет формироваться под воздействием принятых в последние годы мер по повышению устойчивости агропромышленного производства республики. В то же время сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В прогнозном периоде наметятся следующие значимые тенденции:

повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

увеличение инвестиций на повышение плодородия почв и развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

стабилизация производства в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

ускорение обновления сельскохозяйственной техники, применение новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов;

минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции в рамках вступления России во всемирную торговую организацию;

Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам и республиканским целевым программам, включенным в Государственную программу.

В части основных показателей Государственной программы прогнозируются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»