ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 июля 2017 года N 1455-р

[Об утверждении Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Минпромторгу России обеспечить:

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией;

мониторинг и контроль реализации положений, предусмотренных Стратегией.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании региональных программ развития в пределах своей компетенции предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 июля 2017 года N 1455-р

     

Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года

     

     

     

I. Общие положения


Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года (далее - Стратегия) является программным документом, характеризующим состояние отрасли сельскохозяйственного машиностроения и определяющим основные принципы государственной политики в области сельскохозяйственного машиностроения на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Стратегия подготовлена с учетом положений прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года и изменившихся макроэкономических и отраслевых показателей.

Стратегия направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а также на решение задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В Стратегии учтены решения Правительства Российской Федерации, направленные на обеспечение социальной стабильности и устойчивое развитие экономики, а также положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

Стратегия нацелена на достижение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", в части развития современной конкурентоспособной высокотехнологичной техники российского производства, а также обеспечения модернизации сельского хозяйства для увеличения выпуска базовой сельскохозяйственной продукции.

Прогнозные показатели Стратегии определены на основе индикаторов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", и государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

II. Область распространения


В область распространения Стратегии входит следующая сельскохозяйственная техника, используемая при производстве основных видов продукции растениеводства, включая кормовые культуры:

тракторы сельскохозяйственные (колесные и гусеничные);

самоходные сельскохозяйственные машины (комбайны зерноуборочные, комбайны кормоуборочные, комбайны для уборки корнеклубнеплодов, опрыскиватели для защиты растений);

прицепные и навесные сельскохозяйственные машины (плуги, бороны, культиваторы, сеялки, разбрасыватели органических и минеральных удобрений, прицепные комбайны кормоуборочные, прицепные комбайны для уборки корнеклубнеплодов, прицепные опрыскиватели для защиты растений, машины для заготовки кормов (косилки, пресс-подборщики, грабли и прочие машины), мобильные кормосмесители и кормораздатчики, машины для орошения, машины для специализированных подотраслей сельского хозяйства (хмелеводство, льноводство, овощеводство, садоводство и виноградарство).

Промышленные предприятия сельскохозяйственного машиностроения России в Стратегии определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".

III. Характеристика отрасли

     

     

     
1. Анализ текущего состояния сельскохозяйственного машиностроения в России

     

     

     
Основные хозяйственно-экономические показатели отрасли


Объем производства сельскохозяйственной техники в России в 2016 году составил 88,6 млрд. рублей (+59,1 процента к 2015 году). Такие темпы роста обусловлены изменением внешних условий (девальвация рубля, предоставление субсидий потребителям), которые позволили промышленным предприятиям сельскохозяйственной отрасли выровнять условия конкуренции российских производителей с импортерами и увеличить платежеспособный спрос в стране. Объем экспортных поставок сельскохозяйственной техники, включая запасные части, составил 7,7 млрд. рублей (+10 процентов к 2015 году).

За последние 5 лет география российских экспортных поставок сельскохозяйственной техники охватила 47 стран. При этом на долю государств - членов Евразийского экономического союза приходится более 70 процентов всего экспорта (на долю Казахстана, в частности, - 61 процент). Такая структура экспорта приводит к зависимости отрасли сельскохозяйственного машиностроения от мировых цен на нефть и не позволяет стабилизировать производство, выйти на его новый уровень и получать дополнительную экспортную выручку.

Численность работников промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения на конец 2016 года составила 31,3 тыс. человек.

Доля инвестиций промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по всей отрасли в 2016 году составила 0,67 процента выручки (при этом показатель крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники -более 4 процентов), что значительно ограничивает возможности промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения по реализации потенциала роста. Также о низкой инновационной активности таких предприятий свидетельствует количество задействованных конструкторов - 737 человек. При этом наблюдаются ярко выраженные положительные тенденции в части инноваций. Доля инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выросла с 2014 года в 6,6 раза, а число занятых конструкторов увеличилось на 98 человек (+15,3 процента).

Кроме того, отрасль сельскохозяйственного машиностроения сохранила базовые компетенции в производстве сельскохозяйственной техники. Так, уровень использования иностранных компонентов и материалов не превышает 35 процентов себестоимости выпускаемых машин.

При этом налоговые отчисления в консолидированный бюджет и внебюджетные государственные фонды по итогам 2016 года составили не менее 30 млрд. рублей.

Значимость отрасли для бюджетной системы Российской Федерации


Прямой налоговый эффект сельскохозяйственного машиностроения, по оценке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, в 2016 году составил 36 процентов объема выручки, что в среднем соответствует уровню налоговой нагрузки по экономике в целом. Таким образом, на каждые 100 рублей выручки промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в бюджетную систему страны поступает 36 рублей.

Налоговый эффект в настоящее время формируется из налога на добавленную стоимость (объем отчислений предприятий сельскохозяйственного машиностроения в 2016 году составил более 15 млрд. рублей), налога на доходы физических лиц и отчислений в социальные фонды (объем отчислений предприятий сельскохозяйственного машиностроения в 2016 году составил не менее 4,5 млрд. рублей).

По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджетную систему страны, в 2016 году составила более 1 млрд. рублей.

По экспертной оценке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, остальные налоговые платежи (налог на землю, налог на имущество) составляют порядка 1 процента суммы активов, что в 2016 году обеспечило еще около 600 млн. рублей налоговых отчислений.

Важным источником отчислений промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в федеральный бюджет является утилизационный сбор в отношении самоходных машин, взимаемый на основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Кроме того, следует отметить, что сельскохозяйственное машиностроение обладает высоким мультипликативным эффектом (около 3, увеличение выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения приводит к росту валового внутреннего продукта на 3 рубля), так как обеспечивает спрос на продукцию химической и металлургической отраслей, станкостроения, смежного машиностроения и др., то есть общий налоговый эффект от роста производства и реализации сельскохозяйственной техники достигает 60 процентов.

Основные факторы роста отрасли


Вклад российских промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в валовый внутренний продукт России в настоящее время составляет 0,13 процента (например, в Германии данный показатель составляет 0,35 процента). При этом доля отрасли сельскохозяйственного машиностроения в выпуске машин и оборудования достигает 18,8 процента.

Скромный вклад отрасли сельскохозяйственного машиностроения в национальную экономику объясняется недостаточным платежеспособным спросом на внутреннем рынке (за последние 5 лет средний объем приобретенной сельскохозяйственной техники оказался примерно в 3 раза ниже потенциального объема) и низкой экспортной составляющей (доля экспорта в отгрузках продукции сельскохозяйственного машиностроения на внутренний рынок составляет 12 процентов), в связи с чем в настоящее время показатели загрузки производственных мощностей российских промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения составляют 40-70 процентов (в зависимости от видов сельскохозяйственной техники).

В то же время парк сельскохозяйственной техники в России характеризуется критической недооснащенностью и высокой степенью износа. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество тракторов и самоходных уборочных машин сократилось более чем в 6 раз за последние 25 лет (с 1945 тыс. штук в 1990 году до 312 тыс. штук в 2015 году). Такое сокращение объясняется смещением спроса в сторону более мощных и производительных машин, однако оснащенность сельского хозяйства России по сравнению с оснащенностью сельского хозяйства Канады, схожей с Россией по почвенно-климатическим условиям, урожайности и контурности полей, остается на крайне низком уровне. Так, в России на 1000 гектаров пашни приходится 3 трактора, в то время как в Канаде - 16 тракторов. Аналогичная ситуация наблюдается с уборочными сельскохозяйственными машинами.

При этом доля используемых сельскохозяйственных машин с вышедшими нормативными сроками амортизации и эксплуатации, то есть старше 10 лет, достигает 70 процентов, что приводит к их низкой производительности, срывам принятых агросроков и увеличению потерь продукции при уборке (по оценкам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, потери продукции достигают 10-20 процентов валового сбора).

Помимо низкого платежеспособного спроса на внутреннем рынке, рыночная доля российских производителей сельскохозяйственной техники остается на невысоком уровне (по итогам 2016 года доля российских производителей на внутреннем рынке составила 54 процента в денежном выражении). При этом в ряде сегментов отрасли сельскохозяйственного машиностроения доля российской сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке не превышает 20-30 процентов, а по отдельным типам тракторов потребности сельского хозяйства не обеспечиваются в принципе. Так, импорт гусеничных тракторов 4 и 5 тяговых классов составляет 100 процентов, колесных тракторов с двигателем мощностью до 100 л.с. - 98 процентов. Приведенные данные также свидетельствуют о большом потенциальном рынке для российских производителей сельскохозяйственной техники.

Вместе с тем наряду с внутренним рынком потенциал отрасли сельскохозяйственного машиностроения определяется мировым рынком сельскохозяйственной техники, в котором спрос на сельскохозяйственную технику в 2016 году составил 115 млрд. долларов США. При этом после негативной динамики 2014-2016 годов (падение мирового рынка сельскохозяйственной техники с 133,3 млрд. долларов США в 2014 году) с учетом роста мировых цен на сельскохозяйственную продукцию прогнозируется резкое восстановление рынка в течение последующих 2-3 лет (среднегодовой темп роста мирового рынка при этом оценивается в 5-7 процентов) и последующая стабилизация темпов роста на уровне 3-5 процентов.

Таким образом, российские производители сельскохозяйственной техники имеют возможность нарастить поставки как на традиционных рынках, так и на новых, что подтверждается ростом экспорта сельскохозяйственной техники, например, в Соединенные Штаты Америки, Германию и Канаду, который за 5 лет составил 151,9 процента.

Российский рынок сельскохозяйственной техники


Для оценки объема спроса на отдельные виды сельскохозяйственной техники использовались:

данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по приобретению техники за 2010-2016 годы по форме N 6-Мех "Сведения о состоянии сельскохозяйственной техники и поступлении топлива", утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 4 января 2001 г. N 1 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минсельхозом России статистического наблюдения за состоянием сельскохозяйственного производства" (далее - форма N 6-Мех);

данные Федеральной службы государственной статистики за 2005-2015 годы по форме N 10-Мех "Сведения о наличии тракторов, сельскохозяйственных машин и энергетических мощностей", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 6 августа 2013 г. N 309;

информация субъектов Российской Федерации о приобретении и парке сельскохозяйственной техники за 2014-2016 годы;

данные о продажах техники, полученные на основе информации из статистической системы Ассоциации "Росспецмаш" за 2009-2016 годы об отгрузке и экспорте различных видов сельскохозяйственной техники.

Так, для расчета рынка зерно- и кормоуборочных комбайнов использовались данные формы N 6-Мех, для расчета рынка по комбайнам для уборки корнеклубнеплодов - информация субъектов Российской Федерации о приобретении сельскохозяйственной техники за 2014-2016 годы.

Для оценки объема продаж тракторов в целом использовались данные формы N 6-Мех, распределение объемов рынка тракторов по сегментам в зависимости от мощности двигателя (до 100 л.с., 100-200 л.с., свыше 200 л.с.) осуществлялось на основе данных опроса субъектов Российской Федерации.

Динамика рынка прицепной техники рассчитывалась на основе данных Ассоциации "Росспецмаш" об отгрузке и импорте соответствующего вида сельскохозяйственной техники.

Объем рынка сельскохозяйственной техники в рамках области распространения Стратегии в 2016 году составил 113 млрд. рублей, что является рекордным показателем за последние 8 лет.

Продажи сельскохозяйственных тракторов в 2016 году составили 9492 тыс. штук.

Спрос на сельскохозяйственные тракторы с мощностью двигателя менее 100 л.с. составил 5009 тыс. штук, что в 4 раза ниже среднего уровня продаж предыдущих 5 лет, и обусловлен переходом к использованию энергонасыщенных тракторов. Доля российских производителей в данном сегменте рынка незначительна и не превышает 3 процентов. Так, с учетом сборочных предприятий доля рынка достигла 36 процентов.

Спрос на сельскохозяйственные тракторы с мощностью двигателя от 100 до 200 л.с. в 2016 году составил 1762 единицы техники, что соответствует среднему уровню последних лет. Однако доля российских производителей в данном сегменте даже с учетом сборки не превышает 6 процентов.

В то же время наблюдается постоянный рост спроса на сельскохозяйственные тракторы с мощностью двигателя свыше 200 л.с., который в 2016 году достиг 2720 единиц. Данный сегмент является наиболее перспективным с точки зрения развития российского производства сельскохозяйственной техники, поскольку компетенции в производстве данного вида сельскохозяйственных тракторов сохранены на высоком уровне, а доля российских промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения составляет более 60 процентов.

Рынок самоходных сельскохозяйственных машин в 2016 году составил 7692 единицы техники, а доля российских производителей на нем достигла 72 процентов (с учетом крупноузловой сборки - 97 процентов).

При этом около 25 процентов рынка приходится на производителей государств - членов Евразийского экономического союза, которые осуществляют поставку аналогов российской продукции сельскохозяйственного машиностроения по ценам на 10-15 процентов ниже российских. Кроме того, на территории России на них распространяется действие государственных программ поддержки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»