Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2013 года N 305-П

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2020 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства ЯНАО от 25.12.2013 N 1142-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в "Красном Севере" (спецвыпуск) - 31.12.2013).
____________________________________________________________________



В целях развития здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2020 годы, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2020 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

     Губернатор
     Ямало-Ненецкого автономного округа
     Д.Н.КОБЫЛКИН


 Утверждена
     постановлением Правительства
     Ямало-Ненецкого автономного округа
     от 29 апреля 2013 года N 305-П

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2013 - 2020 ГОДЫ"


ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Ответственный исполнитель государственной программы      

департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа                                                   

Соисполнители государственной программы      

департамент строительства и жилищной политики Ямало- Ненецкого автономного округа                             

Цели государственной программы      

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки                                                    

Задачи государственной программы      

- обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; - повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; - развитие взаимодействия государственной и частной систем здравоохранения; - повышение эффективности службы родовспоможения и детства; - развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей; - обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей; - обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; - совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях; - повышение эффективности и результативности процессов управления здравоохранением на региональном уровне и на уровне учреждений здравоохранения; - совершенствование организации медицинской помощи       

Сроки реализации государственной программы      

государственная программа реализуется в два этапа: первый этап: 2013 - 2015 годы; второй этап: 2016 - 2020 годы                            

Целевые показатели эффективности реализации государственной программы      

- смертность от всех причин; - уровень материнской смертности; - уровень младенческой смертности; - смертность от болезней системы кровообращения; - смертность от дорожно-транспортных происшествий; - смертность от новообразований; - смертность от туберкулеза; - потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь); - распространенность потребления табака среди взрослого населения; - распространенность потребления табака среди детей и подростков; - заболеваемость туберкулезом; - обеспеченность врачами на 10 тыс. населения; - соотношение врачей и среднего медицинского персонала; - средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в автономном округе (процент); - средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Ямало-Ненецком автономном округе (процент); - средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Ямало-Ненецком автономном округе (процент); - ожидаемая продолжительность жизни при рождении         

Подпрограммы   

Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико- санитарной помощи". Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации". Подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства". Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка". Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям". Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям". Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения". Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях". Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении". Подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере здравоохранения"                          

Программно- целевые инструменты    

- окружная долгосрочная целевая программа "Охрана здоровья населения и профилактика социально значимых заболеваний в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2015 годы" (утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года N 567-П); - окружная долгосрочная целевая программа "Развитие и совершенствование организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы" (утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2011 года N 68-П); - окружная долгосрочная целевая программа "Организация профилактики и лечения онкологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2012 - 2016 годов" (утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2011 года N 1000-П); - окружная долгосрочная целевая программа "Организация диагностики и лечения ревматологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2012 - 2016 годов" (утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2011 года N 900-П); - целевая программа ведомства "Развитие телекоммуникационной инфраструктуры здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2013 годы" (утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2012 года N 307-П)       

Ресурсное обеспечение государственной программы      

всего: средства окружного бюджета (по предварительной оценке) - 55833241,0 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы); справочно: федеральные средства (по предварительной оценке) - 10599,0 тыс. рублей (с 2013 по 2015 годы); средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (по предварительной оценке) - 116397274,5 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы); дополнительная потребность в средствах <*> окружного бюджета - 12192282,5 тыс. рублей (с 2014 по 2020 годы); Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - 42291150,1 тыс. рублей (с 2014 по 2020 годы). Подпрограмма 1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико- санитарной помощи. Всего: средства окружного бюджета 6293598,2 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы); справочно: федеральные средства - 3742,0 тыс. рублей (с 2013 по 2015 годы); средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - 45109191,9 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы); дополнительная потребность в средствах окружного бюджета - 53430,0 тыс. рублей (с 2014 по 2020 годы). Подпрограмма 2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. Всего: средства окружного бюджета - 34201386,9 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы); справочно: федеральные средства - 6857,0 тыс. рублей (с 2013 по 2015 годы); средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - 49778941,1 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы); дополнительная потребность в средствах окружного бюджета - 141437,0 тыс. рублей (с 2014 по 2020 годы). Подпрограмма 3. Развитие государственно-частного партнерства. Справочно: средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - 2118915,8 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 4. Охрана здоровья матери и ребенка. Всего: средства окружного бюджета - 1853806,5 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы); справочно: средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - 19390225,7 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 5. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям. Всего: средства окружного бюджета - 88806,0 тыс. рублей (с 2013 по 2015 годы). Дополнительная потребность в средствах окружного бюджета - 88579 тыс. рублей (с 2014 по 2020 годы). Подпрограмма 6. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям. Всего: средства окружного бюджета - 445989,8 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 7. Кадровое обеспечение системы здравоохранения. Всего: средства окружного бюджета - 2357370,0 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы). Дополнительная потребность в средствах окружного бюджета - 254700 тыс. рублей (с 2014 по 2020 годы). Подпрограмма 8. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях. Всего: средства окружного бюджета - 3757086,6 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 9. Развитие информатизации в здравоохранении. Всего: средства окружного бюджета - 515913,0 тыс. рублей (с 2013 по 2020 годы). Дополнительная потребность в средствах окружного бюджета - 850965,1 тыс. рублей (с 2014 по 2016 годы). Подпрограмма 10. Совершенствование системы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере здравоохранения. Дополнительная потребность в средствах окружного бюджета - 7962548,4 тыс. рублей (с 2014 по 2020 годы); средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - 42291150,1 тыс. рублей (с 2014 по 2020 годы). Программно-целевые инструменты: всего: средства окружного бюджета - 6319284,0 тыс. рублей (с 2013 по 2016 годы); дополнительная потребность в средствах окружного бюджета - 2840623,0 тыс. рублей (с 2014 по 2020 годы)            

Ожидаемые результаты реализации государственной программы      

- снижение смертности от всех причин до 5,3 случая на 1000 населения; - снижение материнской смертности до 12,5 случая на 100 тыс. родившихся живыми; - снижение младенческой смертности до 7,5 случая на 1000 родившихся живыми; - снижение смертности от болезней системы кровообращения до 210,4 случая на 100 тыс. населения; - снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 9,5 случая на 100 тыс. населения; - снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 76,5 случая на 100 тыс. населения; - снижение смертности от туберкулеза до 9,0 случая на 100 тыс. населения; - снижение потребления алкогольной продукции до 10,0 литра на душу населения в год; - снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 39%; - снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 18%; - снижения уровня заболеваемости туберкулезом до 39,0 случая на 100 тыс. населения; - увеличение обеспеченности врачами до 41,0 на 10 тыс. населения; - соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1:3; - повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200% от средней заработной платы в Ямало-Ненецком автономном округе; - повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в Ямало- Ненецком автономном округе; - повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в Ямало-Ненецком автономном округе; - увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,2 лет                                     

     
     ________________

<*> Дополнительная потребность в средствах окружного бюджета подлежит ежегодному уточнению в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа, устанавливающими новые расходные обязательства, и законом об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

I. Характеристика текущего состояния развития здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа


Государственная программа направлена на улучшение демографической ситуации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по управляемым здравоохранением причинам путем создания интегрированной пациентоориентированной системы здравоохранения (далее - автономный округ).

1.1. Приоритетные задачи социально-экономического развития автономного округа, на решение которых направлена государственная программа


Стратегической целью социально-экономического развития автономного округа является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения.

Решающим фактором экономики и в период индустриализации, и на этапе формирования постиндустриального общества был человек. Человеческие ресурсы обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов. В современной экономике человеческие ресурсы выступают как трудовые ресурсы, как трудоспособное население, ограниченное определенными возрастными пределами. Одним из качественных аспектов трудовых ресурсов является состояние здоровья, физическая дееспособность населения.

Благоприятные условия для жизни, работы и отдыха населения на территории автономного округа, в том числе качественное и доступное медицинское обслуживание, являются важнейшим фактором развития и привлечения качественного человеческого капитала, лежат в основе развития человеческого потенциала, его профессионального и социального роста.

Таким образом, эффективное развитие региональной системы здравоохранения является необходимым условием для достижения целей Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839.

Приоритетной задачей социально-экономического развития автономного округа, на решение которой направлена государственная программа, является улучшение здоровья нации.

Государственная программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

1) Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

2) Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";

3) распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р;

4) распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р;

5) Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839;

6) постановление Правительства автономного округа от 14 марта 2013 года N 147-П "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа".

1.2. Демографическая ситуация в автономном округе.
Общая демографическая характеристика


Автономный округ во многих аспектах является чрезвычайно специфичным регионом с экстремальными климатогеографическими условиями, низкой плотностью населения (1,4 на 1 кв. км), сложной транспортной схемой, наличием труднодоступных, малочисленных поселков с населением, находящимся в длительной изоляции (расстояния до районного центра от 50 до 400 км); отсутствием дорог особенно в сельских территориях, особенностями образа жизни проживающего на территории автономного округа населения, ведущего кочевой образ жизни; наличием эндемичных очагов некоторых паразитарных болезней и предрасположенности к их распространению, заключенной в менталитете жизнедеятельности коренных и малочисленных народов Севера.

Численность населения автономного округа на 01 января 2012 года составила 536,6 тыс. человек, что на 2,2% больше, чем в 2011 году (на 01 января 2011 года - 524,9 тыс. человек). Городское население, составляющее 85%, компактно проживает в 8 относительно крупных городах, оставшиеся 15% - сельские жители, проживают на обширной территории в 102 малочисленных поселках, в 45 из которых менее 100 жителей.

Среди коренных и малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, 17 тыс. человек по настоящее время ведут кочевой образ жизни. В тундре вместе с родителями проживают более 4000 детей, из них до года - более 500.

Половозрастной состав населения автономного округа на 01 января 2012 года имел следующую структуру: мужчины - 50,3% численности населения; женщины - 49,7%; дети в возрасте 0 - 14 лет - 20,5%; подростки 15 - 17 лет - 3,9%; взрослые 18 лет и старше - 75,6%.

За последние 5 лет структура половозрастного состава автономного округа практически не изменилась.

Почти каждый четвертый житель автономного округа - ребенок. Это один из самых высоких показателей в Уральском Федеральном округе, Российской Федерации (далее - УрФО, РФ). Данный факт определяет высокую актуальность вопросов охраны здоровья детей.

Средний возраст населения автономного округа в 2011 году составил 32,4 года, в том числе мужчин - 31,85 лет, женщин - 32,96 лет.

Численность населения моложе трудоспособного (детей и подростков до 16 лет) равна 117 тыс. человек, что на 73,5 тыс. человек больше, чем лиц старше трудоспособного возраста (43,5 тыс. человек).

Основную долю (94,0%) общего прироста населения составляет естественный прирост. В результате за 2012 год число городского населения в автономном округе увеличилось на 2,4%, сельского - на 1,1%. В 2012 году естественный прирост составил 11,4 на 1000 населения.

1.3. Динамика демографических показателей в автономном округе

          
     Таблица

 Показатель                

2010 год

2011 год

2012 год

 УрФО 2012 год

РФ 2012 год  

 1                    

 2  

 3  

 4  

 5    

 6   

Смертность на 1000 населения             

5,5

5,4

5,3

 12,6  

 13,3  

Рождаемость на 1000 населения            

15,8

15,6

16,7

 15,1  

 13,3  

Естественный прирост (убыль) населения на 1000 населения                           

10,3

10,2

11,4

 2,5   

 0,0  

Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми                        

12,2

10,6

10,7

 7,7   

 8,7  

Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет                               

 -  

71,8

72,0

 -    

 70,5  


Коэффициент рождаемости в автономном округе в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился на 7,1% и составил 16,7 рождения на 1000 населения (2011 год - 15,6). При этом коэффициент рождаемости в автономном округе выше показателя по УрФО на 10,6% и в целом по РФ - на 25,6%. Положительная динамика роста рождаемости населения, а также превышение показателя в УрФО и РФ в целом наблюдается в автономном округе последние 5 лет.

Коэффициент смертности в автономном округе в 2012 году снизился на 1,9% и составил 5,3 случая смерти на 1000 населения (2011 год - 5,4). Коэффициент смертности населения в автономном округе ниже, чем УрФО в 2,4 раза и в целом по России - в 2,5 раза. Смертность городского населения в 2012 году составила 4,85 на 1000 населения, смертность сельского населения составила 8,27 на 1000 населения (на 70,5% выше, чем у городского населения). Удельный вес умерших на селе в общем количестве умерших составил 23,2%.

Основной причиной смертности населения автономного округа, как и в целом по России, остаются болезни системы кровообращения. Наблюдается ежегодная незначительная динамика роста на 1,4% выше показателя 2011 года. В 2012 году удельный вес умерших от болезней системы кровообращения в автономном округе составил 40,5% с показателем 215,7 на 100 тыс. населения, что по прежнему в 3 раза ниже, чем в целом по России - 729,3 на 100 тыс. населения и УрФО - 658,5.

Второе место в структуре причин смертности населения (в отличие от РФ, где находится смертность от новообразований) занимают несчастные случаи, отравления и травмы с 4-процентной динамикой снижения относительно 2011 года. Удельный вес в структуре смертности составил 22,3% с показателем 118,8 на 100 тыс. населения, который остается ниже среднероссийского на 5%.

На третьем месте смертность от новообразований с увеличением на 11,6% в сравнении с 2011 годом и удельным весом в структуре смертности 16,9%. Показатель ниже среднероссийского более чем в 2 раза и составляет 90,2 на 100 тыс. населения.

Показатель смертности сохраняется на низких значениях, однако тенденция ежегодного роста онкологической заболеваемости, как и в целом по РФ, способствует увеличению смертности.

Показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни интегрально отражает множество самых разнообразных факторов, начиная от эффективности системы здравоохранения, экологических условий проживания, заканчивая стереотипами поведения и психологическим самочувствием населения. Благоприятная демографическая ситуация отразилась на ожидаемой средней продолжительности жизни, которая составила в 2012 году 72,0 и выросла за последние пять лет на 2%.

Коэффициент младенческой смертности в автономном округе по сравнению с 2011 годом уменьшился и составил 10,7 случая на 1000 родившихся. На протяжении последних 6 лет этот показатель сохраняется выше показателя по УрФО (7,7 на 1000 родившихся) и по РФ в целом (8,7 на 1000 родившихся).

 

1.4. Показатель младенческой смертности в автономном округе по городу и селу в 2009 - 2012 годах на 1000 родившихся живыми
          
     Таблица

 Территория    

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Темп снижения (%) к уровню 2007 года

 1         

 2  

 3  

 4  

 5  

 6  

 7  

 8         

Автономный округ  

13,3

11,4

10,7

12,2

11,0

10,7

 -19,5       

УрФО              

 8,3

 7,9

 7,1

 6,8

 6,6

 7,7

 -7,2       

РФ                

 9,4

 8,5

 8,1

 7,5

 7,3

 8,7

 -7,4       


В автономном округе наблюдается стойкая динамика снижения показателя младенческой смертности. В отличие от других субъектов УрФО, в которых снижение показателя младенческой смертности в основном зависит от снижения перинатальной смертности (смертности детей до 28 дня жизни), в автономном округе значительная доля ресурса снижения показателя младенческой смертности приходится на сельское и тундровое население.

В 2012 году, по данным учреждений здравоохранения, в автономном округе родилось 9015 детей, из них живыми - 8965, мертвыми - 50. Умерло детей первого года жизни 88, из них:

- в городской местности - 39;

- в сельской местности - 49;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»