• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2013 года N 1142-П


Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения на 2014 - 2024 годы"

(с изменениями на 3 декабря 2019 года)

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 01.04.2014 N 246-П, от 10.12.2014 N 1017-П, от 29.12.2014 N 1127-П, от 29.01.2015 N 58-П, от 14.09.2015 N 862-П, от 03.12.2015 N 1149-П, от 01.04.2016 N 302-П, от 12.05.2016 N 441-П, от 20.10.2016 N 993-П, от 13.03.2017 N 167-П, от 17.03.2017 N 183-П, от 14.04.2017 N 333-П, от 19.06.2017 N 592-П, от 29.08.2017 N 894-П, от 22.12.2017 N 1390-П, от 08.05.2018 N 506-П, от 23.07.2018 N 773-П, от 31.07.2018 N 802-П, от 18.12.2018 N 1294-П, от 20.03.2019 N 263-П, от 03.12.2019 N 1260-П)




В целях развития здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 - 2024 годы, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:


(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 23.07.2018 N 773-П, от 03.12.2019 N 1260-П)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения на 2014 - 2024 годы".


(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 23.07.2018 N 773-П, от 03.12.2019 N 1260-П)


2. Признать утратившим силу постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года N 305-П "Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2020 годы".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в социальной сфере.


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 23.07.2018 N 773-П)



Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения на 2014 - 2024 годы"



Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 декабря 2013 года N 1142-П

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 01.04.2014 N 246-П, от 10.12.2014 N 1017-П, от 29.12.2014 N 1127-П, от 29.01.2015 N 58-П, от 14.09.2015 N 862-П, от 03.12.2015 N 1149-П, от 01.04.2016 N 302-П, от 12.05.2016 N 441-П, от 20.10.2016 N 993-П, от 13.03.2017 N 167-П, от 17.03.2017 N 183-П, от 14.04.2017 N 333-П, от 19.06.2017 N 592-П, от 29.08.2017 N 894-П, от 22.12.2017 N 1390-П, от 08.05.2018 N 506-П, от 23.07.2018 N 773-П, от 31.07.2018 N 802-П, от 18.12.2018 N 1294-П, от 20.03.2019 N 263-П, от 03.12.2019 N 1260-П)

Паспорт государственной программы

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 01.04.2016 N 302-П)

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа

Соисполнители Государственной программы

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Участники Государственной программы

отсутствуют

Цели Государственной программы

- обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки;

- повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи детям

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 31.07.2018 N 802-П)

Задачи Государственной программы

- обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, развитие взаимодействия государственной и частной систем здравоохранения;

- повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации, обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

- повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

- развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

- обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

- совершенствование системы обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания;

- повышение эффективности и результативности процессов управления здравоохранением на региональном уровне и на уровне учреждений здравоохранения;

- совершенствование организации медицинской помощи;

- кадровое, нормативно-правовое и финансовое обеспечение Государственной программы;

- дооснащение детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций медицинскими изделиями с целью приведения их в соответствие с требованиями приказа Минздрава России от 07 марта 2018 года N 92н;

- развитие профилактической направленности педиатрической службы;

- внедрение стационарозамещающих технологий в амбулаторном звене;

- создание комфортных условий пребывания детей и родителей в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медицинских организаций

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 18.12.2018 N 1294-П)

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2024 годы

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 03.12.2019 N 1260-П)

Показатели Государственной программы

- смертность от всех причин;

- младенческая смертность;

- смертность от болезней системы кровообращения;

- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных);

- смертность от туберкулеза;

- обеспеченность врачами, работающими в государственных медицинских организациях на 10 тыс. населения;

- отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе (процентов);

- отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе (процентов);

- отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе (процентов);

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.03.2019 N 263-П)

Подпрограммы

Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи".

Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям".

Подпрограмма 3 "Охрана здоровья матери и ребенка".

Подпрограмма 4 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям".

Подпрограмма 5 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения и меры социальной поддержки работников медицинских организаций Ямало-Ненецкого автономного округа".

Подпрограмма 6 "Совершенствование системы обеспечения лекарственными препаратами, лечебным питанием и медицинскими изделиями".

Подпрограмма 7 "Развитие информатизации в здравоохранении Ямало-Ненецкого автономного округа".

Подпрограмма 8 "Совершенствование системы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере здравоохранения".

Подпрограмма 9 "Обеспечение реализации Государственной программы"

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 08.05.2018 N 506-П)

Финансовое обеспечение Государственной программы (тысяч рублей)

(в ред. постановления Правительства ЯНАО

от 03.12.2019 N 1260-П)

Общий объем финансирования - 216615323

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

Объем финансирования Государственной программы, утвержденный законом об окружном бюджете/планируемый к утверждению, - 216615323

(в том числе средства федерального бюджета - 1798728)

Объем внебюджетных средств (справочно: бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа) - 148534397

2014 год - 15293470

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

15293470 (в том числе средства федерального бюджета - 305498)

5313348

2015 год - 15320256

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

15320256 (в том числе средства федерального бюджета - 371157)

9883382

2016 год - 15599715

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

15599715 (в том числе средства федерального бюджета - 303483)

10705745

2017 год - 16880886

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

16880886 (в том числе средства федерального бюджета - 201251)

11351665

2018 год - 20171240

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

20171240 (в том числе средства федерального бюджета - 197590)

13686346

2019 год - 22028099

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

22028099 (в том числе средства федерального бюджета - 69333)

14781456

2020 год - 21320561

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

21320561 (в том числе средства федерального бюджета - 70044)

15791059

2021 год - 22500274

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

22500274 (в том числе средства федерального бюджета - 70093)

16755349

2022 год - 22500274

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

22500274 (в том числе средства федерального бюджета - 70093)

16755349

2023 год - 22500274

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

22500274 (в том числе средства федерального бюджета - 70093)

16755349

2024 год - 22500274

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

22500274 (в том числе средства федерального бюджета - 70093)

16755349

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

- снижение смертности от всех причин до 5,0 случая на 1000 населения;

- снижение младенческой смертности до 4,6 случая на 1000 родившихся живыми;

- снижение смертности от болезней системы кровообращения

до 180,0 случая на 100 тысяч населения;

- снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 87,0 случая на 100 тысяч населения;

- снижение смертности от туберкулеза до 6,4 случая на 100 тысяч населения;

- обеспеченность врачами, работающими в медицинских организациях, подведомственных департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, - 51,1 на 10 тысяч населения;

- повышение отношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе до 200%;

- повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе до 100%;

- повышение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе до 100%;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76,21 лет

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 03.12.2019 N 1260-П)

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа


Государственная программа автономного округа "Развитие здравоохранения на 2014 - 2024 годы" направлена на улучшение демографической ситуации на территории автономного округа по управляемым здравоохранением причинам путем создания интегрированной ориентированной на пациента системы здравоохранения.


(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 23.07.2018 N 773-П, от 03.12.2019 N 1260-П)

1.1. Приоритетные задачи социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, на решение которых направлена Государственная программа

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.04.2017 N 333-П)



Основные понятия и сокращения:


Автономный округ - Ямало-Ненецкий автономный округ;


АГ - артериальная гипертензия;


БСК - болезни системы кровообращения;


ВИЧ - вирус иммунодефицита человека;


ВМД - возрастная макулярная дегенерация;


ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь;


ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;


ГБУЗ ЯНАО - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;


ГКУ - государственное казенное учреждение;


ГКУЗ - государственное казенное учреждение здравоохранения;


ДМО - диабетический макулярный отек;


ДЦП - детский церебральный паралич;


ЗОЖ - здоровый образ жизни;


ИБС - ишемическая болезнь сердца;


ИМ - инфаркт миокарда;


ИМТ - избыточная масса тела;


ИТ - информационные технологии;


КТ - компьютерная томография;


ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения;


МИБП - медицинские иммунобиологические препараты;


МРТ - магнитно-резонансная томография;


НИЗ - неинфекционные заболевания;


НФА - низкая физическая активность;


ОГКУ - окружное государственное казенное учреждение;


ОДЦ - окружная долгосрочная программа;


ОИМ - острый инфаркт миокарда;


ОКС - острый коронарный синдром;


ОМС - обязательное медицинское страхование;


ОНМК - острое нарушение мозгового кровообращения;


ОФЭКТ - однофотонная эмиссионная компьютерная томография;


ПНП - приоритетный национальный проект;


ПЭТ - позитронно-эмиссионная томография;


РФ - Российская Федерация;


СМИ - средства массовой информации;


СМП - скорая медицинская помощь;


ТЛТ - тромболитическая терапия;


ТФОМС - территориальный фонд обязательного медицинского страхования;


УрФО - Уральский федеральный округ;


ФАП - фельдшерско-акушерские пункты;


ФП - фельдшерские пункты;


ФР ХНИЗ - факторы риска хронических неинфекционных заболеваний;


ФФОМС - федеральный фонд обязательного медицинского страхования;


ХНИЗ - хронические неинфекционные заболевания;


ХПН - хроническая почечная недостаточность.


Стратегической целью социально-экономического развития автономного округа является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения.


Решающим фактором экономики и в период индустриализации, и на этапе формирования постиндустриального общества был человек. Человеческие ресурсы обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов. В современной экономике человеческие ресурсы выступают как трудовые ресурсы, как трудоспособное население, ограниченное определенными возрастными пределами. Одним из качественных аспектов трудовых ресурсов является состояние здоровья, физическая дееспособность населения.


Благоприятные условия для жизни, работы и отдыха населения на территории автономного округа, в том числе качественное и доступное медицинское обслуживание, являются важнейшим фактором развития и привлечения качественного человеческого капитала, лежат в основе развития человеческого потенциала, его профессионального и социального роста.


Таким образом, эффективное развитие региональной системы здравоохранения является необходимым условием для достижения целей Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839.


Приоритетной задачей социально-экономического развития автономного округа, на решение которой направлена Государственная программа, является улучшение здоровья нации.


Государственная программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:


1) Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";


2) Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";


3) Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 N 294;


4) распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 года N 2599-р;


5) Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839;


6) постановление Губернатора автономного округа от 22 июля 2014 года N 539-П "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа".

1.2. Демографическая ситуация в автономном округе. Общая демографическая характеристика


Автономный округ во многих аспектах является чрезвычайно специфичным регионом с экстремальными климатогеографическими условиями, низкой плотностью населения (1,4 на 1 кв. км), сложной транспортной схемой, наличием труднодоступных, малочисленных поселков с населением, находящимся в длительной изоляции (расстояния до районного центра от 50 до 400 км); отсутствием дорог особенно в сельских территориях, особенностями образа жизни проживающего на территории автономного округа населения, ведущего кочевой образ жизни; наличием эндемичных очагов некоторых паразитарных болезней и предрасположенности к их распространению, заключенной в менталитете жизнедеятельности коренных и малочисленных народов Севера.


Численность населения автономного округа на 01 января 2012 года составила 536,6 тыс. человек, что на 2,2% больше, чем в 2011 году (на 01 января 2011 года - 524,9 тыс. человек). Городское население, составляющее 85%, компактно проживает в 8 относительно крупных городах, оставшиеся 15% - сельские жители, проживают на обширной территории в 102 малочисленных поселках, в 45 из которых менее 100 жителей.


Среди коренных и малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, 17 тыс. человек по настоящее время ведут кочевой образ жизни. В тундре вместе с родителями проживают более 4 000 детей, из них до года - более 500.


Половозрастной состав населения автономного округа на 01 января 2012 года имел следующую структуру: мужчины - 50,3% численности населения, женщины - 49,7%; дети в возрасте 0 - 14 лет - 20,5%, подростки 15 - 17 лет - 3,9%, взрослые 18 лет и старше - 75,6%.


За последние 5 лет структура половозрастного состава автономного округа практически не изменилась.


Почти каждый четвертый житель автономного округа - ребенок. Это один из самых высоких показателей в УрФО, РФ. Данный факт определяет высокую актуальность вопросов охраны здоровья детей.


Средний возраст населения автономного округа в 2011 году составил 32,4 года, в том числе мужчин - 31,85 лет, женщин - 32,96 лет.


Численность населения моложе трудоспособного (детей и подростков до 16 лет) равна 117 тыс. человек, что на 73,5 тыс. человек больше, чем лиц старше трудоспособного возраста (43,5 тыс. человек).


Основную долю (94,0%) общего прироста населения составляет естественный прирост. В результате за 2012 год число городского населения в округе увеличилось на 2,4%, сельского - на 1,1%. В 2012 году естественный прирост составил - 11,4 на 1 000 населения. Динамика демографических показателей отражена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика демографических показателей в автономном округе



Таблица 1

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

УрФО 2012 год

РФ 2012 год

1

2

3

4

5

6

Смертность, на 1000 населения

5,5

5,4

5,3

12,6

13,3

Рождаемость, на 1000 населения

15,8

15,6

16,7

15,1

13,3

Естественный прирост (убыль) населения, на 1000 населения

10,3

10,2

11,4

2,5

0,0

Младенческая смертность, на 1000 родившихся живыми

12,2

10,6

10,7

7,7

8,7

Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет

-

71,8

72,0

-

70,5


Коэффициент рождаемости в автономном округе в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, увеличился на 7,1% и составил 16,7 рождений на 1 000 населения (2011 год - 15,6). При этом коэффициент рождаемости в автономном округе выше показателя по УрФО на 10,6% и в целом по России на 25,6%. Положительная динамика роста рождаемости населения, а также превышение показателя в федеральном округе и России целом наблюдается в автономном округе последние 5 лет.


Коэффициент смертности в автономном округе в 2012 году снизился на 1,9% и составил 5,3 случая смерти на 1 000 населения (2011 год - 5,4). Коэффициент смертности населения в автономном округе ниже, чем УрФО в 2,4 раза и в целом по России в 2,5 раза. Смертность городского населения в 2012 году составила 4,85 на 1 000 населения, смертность сельского населения составила 8,27 на 1 000 населения (на 70,5% выше, чем у городского населения). Удельный вес умерших на селе в общем количестве умерших составил 23,2%.


Основной причиной смертности населения автономного округа, как и в целом по России, остаются болезни системы кровообращения. Наблюдается ежегодная незначительная динамика роста на 1,4% выше показателя 2011 года. В 2012 году удельный вес умерших от болезней системы кровообращения в автономном округе составил 40,5% с показателем 215,7 на 100 тыс. населения, что по-прежнему в 3 раза ниже, чем в целом по России - 729,3 на 100 тыс. населения и УрФО - 658,5.


Второе место в структуре причин смертности населения (в отличие от РФ, где находится смертность от новообразований), занимают несчастные случаи, отравления и травмы с 4-процентной динамикой снижения относительно 2011 года. Удельный вес в структуре смертности составил 22,3%, с показателем 118,8 на 100 тыс. населения, который остается ниже среднероссийского на 5%.


На третьем месте смертность от новообразований, с увеличением на 11,6% в сравнении с 2011 годом, и удельным весом в структуре смертности 16,9%. Показатель ниже среднероссийского более чем в 2 раза и составляет 90,2 на 100 тыс. населения.


Показатель смертности сохраняется на низких значениях, однако тенденция ежегодного роста онкологической заболеваемости, как и в целом по РФ, способствует увеличению смертности.


Показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни интегрально отражает множество самых разнообразных факторов, начиная от эффективности системы здравоохранения, экологических условий проживания, заканчивая стереотипами поведения и психологическим самочувствием населения. Благоприятная демографическая ситуация отразилась на ожидаемой средней продолжительности жизни, которая составила в 2012 году 72,0 и выросла за последние пять лет на 2%.


Отличительной чертой автономного округа от других субъектов РФ является наличие кочующего населения. Эта категория населения, которую составляют оленеводы, численностью 17 000 человек, из них 4 000 детей, в их числе 500 в возрасте до 1 года, круглогодично кочует в экстремальных погодных условиях Крайнего Севера, передвигаясь по тундре до 1 000 километров в течение года. Условия жизни тундровиков в совокупности с их культурным уровнем и с низкой доступностью медицинской помощи определяют высокую смертность детей, что значительно влияет на показатель младенческой смертности в целом по автономному округу.


Так, непосредственно в тундре без оказания медицинской помощи умерло детей первого года жизни:


2010 год - 39 детей, или 39,0% от умерших в целом по автономному округу;


2011 год - 19, или 22,4%;


2012 год - 21, или 23,6%.


Коэффициент младенческой смертности в автономном округе по сравнению с 2011 годом уменьшился и составил 10,7 случаев на 1 000 родившихся. На протяжении последних 6 лет этот показатель сохраняется выше показателя по УрФО (7,7 на 1 000 родившихся) и по России в целом (8,7 на 1 000 родившихся). Динамика показателя младенческой смертности в автономном округе представлена в таблице 2.

Таблица 2. Показатель младенческой смертности в 2009 - 2012 годах на 1000 родившихся живыми



Таблица 2

Наименование территории

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Темп снижения (%) к уровню 2007 года

1

2

3

4

5

6

7

8

Автономный округ

13,3

11,4

10,7

12,2

11,0

10,7

-19,5

УрФО

8,3

7,9

7,1

6,8

6,6

7,7

-7,2

РФ

9,4

8,5

8,1

7,5

7,3

8,7

-7,4


В автономном округе наблюдается стойкая динамика снижения показателя. В отличие от других субъектов УрФО, в которых снижение показателя младенческой смертности в основном зависит от снижения перинатальной смертности (смертности детей до 28 дня жизни), в автономном округе значительная доля ресурса снижения показателя младенческой смертности приходится на сельское и тундровое население.


В 2012 году по данным учреждений здравоохранения в автономном округе родилось 9 015 детей, из них живыми 8 965, мертвыми 50. Умерло детей первого года жизни 88, из них:


- в городской местности - 39;


- в сельской местности - 49;


- детей коренной национальности - 33;


- недоношенных - 30, в том числе недоношенных с экстремально низкой массой тела - 16.


Высокий уровень показателя младенческой смертности по отношению к общероссийскому обусловлен смертностью детей первого года жизни среди населения, проживающего в экстремальных условиях тундры.


В 2012 году 23,9% случаев младенческой смертности произошли в тундре без оказания медицинской помощи. Причинами смерти детей в тундре являются исключительно заболевания органов дыхания и воздействие внешних причин.


Динамика младенческой смертности в городе и сельской местности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика младенческой смертности в разрезе город, село



Рисунок 1


Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа



Рост младенческой смертности в городах на 8,2% до 6,6 промилле объясняется переходом учреждений здравоохранения на рекомендованные ВОЗ новые критерии живорожденности.


Меры социальной направленности по снижению младенческой смертности в сельской местности результативны на протяжении последних 4-х лет. Снижение показателя в сельской местности составило 37,2%.

1.3. Заболеваемость населения автономного округа


В силу ряда особенностей автономного округа организация здравоохранительных мероприятий среди населения представляется крайне непростой задачей.


Социально-экономическое развитие автономного округа во многом обусловлено притоком в автономный округ производительных сил из других регионов России, более благоприятных в климатическом отношении. При этом пришлое население сталкивается со специфическими и неспецифическими факторами региона, которые оказывают существенное негативное влияние на здоровье человека.


Стоит отметить, что оценка общепатологических сдвигов, характеризующих пребывание на Севере, рассматривается со стороны состояния эндокринной системы и общего метаболизма, состояния иммунной системы, психоэмоциональной сферы, сердечно-сосудистой системы, которые являются одними из главных мишеней воздействия экстремальных арктических факторов.


Рост по классу болезней эндокринной системы отражает и общемировые тенденции "неинфекционной эпидемии" в отношении сахарного диабета, метаболического синдрома, тиреоидной патологии.


Длительные и суровые периоды низкой температуры воздуха с сильными ветрами, осуществление трудовой деятельности по освоению и эксплуатации топливно-энергетического комплекса с длительным пребыванием на открытом воздухе создают условия для ускоренного формирования болезней органов дыхания, они занимают первое место в структуре первичной заболеваемости на протяжении последних двух лет.


1.3.1. Общая заболеваемость. Показатель общей заболеваемости населения автономного округа за последние пять лет имеет стабильное значение с двухпроцентным ростом. В сравнении с 2011 годом произошло снижение на 3%, показатель составил 2 007,2 на 1 тысячу населения (по УрФО - 1 509,9 и по РФ - 1 604,0 на 1 000 населения).


В период с 2008 по 2012 годы максимальный уровень как общей, так и впервые выявленной заболеваемости был зарегистрирован в 2011 году (2 069,0 и 1 193,8 на 1 000 населения соответственно). Данная ситуация объясняется в первую очередь увеличением выявляемости заболеваний. В 2011 - 2012 годах благодаря реализации региональной программы модернизации здравоохранения, окружных целевых программ, национального проекта "Здоровье" было закуплено новое оборудование, проведены ремонты зданий медицинских организаций, внедрены стандарты оказания стационарной медицинской помощи, в результате чего удалось увеличить доступность медицинской помощи и, как следствие, выявляемость заболеваний. Динамика заболеваемости населения автономного округа в период с 2008 по 2012 годы представлена в таблице 3, динамика общей заболеваемости - в таблице 4.

Таблица 3. Динамика заболеваемости населения в 2008 - 2012 годы



Таблица 3

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

6

Общая заболеваемость

1966,2

1927,6

1962,5

2069,0

2007,2

Заболеваемость с впервые установленным диагнозом

1137,9

1121,4

1105,1

1193,8

1130,3

Таблица 4. Динамика общей заболеваемости населения в 2008 - 2011 годы



Таблица 4

Наименование территории

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

6

РФ

1561,5

1607,2

1588,3

1604,0

-

УрФО

1478,1

1508,2

1483,2

1509,9

-

Автономный округ

1966,2

1927,6

1962,5

2069,0

2007,2


В 2012 году в автономном округе снижение уровня общей заболеваемости регистрируется практически по всем классам болезней, от снижения на 9,1% по классу болезни мочеполовой системы (168,7 - 2012 год, 185,5 - 2011 год), до снижения на 0,2% по классу болезни системы кровообращения (151,0 - 2012 год, 151,3 - 2011 год).


Рост уровня общей заболеваемости регистрируется по следующим классам: болезни крови на 9,7%; симптомы, признаки и отклонения от нормы на 9,3%; болезни органов пищеварения на 5,1%; болезни эндокринной системы на 4,9%; болезни костно-мышечной системы на 0,3%.


По итогам 2012 года структура общей заболеваемости населения выглядит следующим образом:


- на I месте - болезни органов дыхания (относительно 2011 года снижение на 2,0%);


- на II месте - болезни костно-мышечной системы (относительно 2011 года рост на 0,3%);


- на III месте - болезни мочеполовой системы (относительно 2011 года снижение на 9,1%).


Структура заболеваемости населения автономного округа типична для северных территорий, обусловлена климатическими условиями и спецификой жизненного уклада населения и представлена в таблице 5.

Таблица 5. Общая заболеваемость населения (на 1000 населения)



Таблица 5

Наименование классов

2011 год

2012 год

Отклонение (%)

1

2

3

4

Всего

2069,0

2007,2

-3,0

Инфекционные и паразитарные болезни

90,0

84,1

-6,6

Новообразования

55,9

53,8

-3,8

Болезни крови и кроветворных органов

17,5

19,2

9,7

Болезни эндокринной системы

86,5

90,7

4,9

Психические расстройства

70,6

68,7

-2,7

Болезни нервной системы

78,1

77,6

-0,6

Болезни глаза и его придаточного аппарата

144,1

133,4

-7,4

Болезни уха и сосцевидного отростка

46,6

46,0

-1,3

Болезни системы кровообращения

151,3

151,0

-0,2

Болезни органов дыхания

563,8

552,5

-2,0

Болезни органов пищеварения

121,7

127,9

5,1

Болезни кожи и подкожной клетчатки

94,4

90,5

-4,1

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

170,7

171,2

0,3

Болезни мочеполовой системы

185,5

168,7

-9,1

Врожденные аномалии (пороки развития)

11,1

10,4

-6,3

Симптомы, признаки и неточно

обозначенные состояния

10,7

11,7

9,3

Травмы и отравления

103,5

100,3

-3,1


В 2012 году по сравнению с 2011 годом уровень общей заболеваемости населения снизился во всех возрастных группах населения.


Так у детей в возрасте 0 - 14 лет по итогам 2012 года показатель общей заболеваемости составил 2 946,0 на тысячу детского населения и снизился по отношению к 2011 году на 2,3% (3 016,7 - 2011 год).


У подростков 15 - 17 лет в 2012 году по сравнению с 2011 годом показатель общей заболеваемости снизился на 2,7% и составил 2 527,8 на тысячу соответствующего населения.


Наибольшее снижение показателя общей заболеваемости у детей (0 - 14 лет) регистрируется по классам болезни глаза и его придаточного аппарата на 10,3% (188,7 - 2012 год, 210,4 - 2011 год), болезни уха и сосцевидного отростка на 10,1% (68,3 - 2012 год, 76,0 - 2011 год). Наибольший рост уровня общей заболеваемости в данной возрастной группе отмечен по классам болезни крови (32,9 - 2012 год, 27,6 - 2011 год, рост на 19,2%) и болезни эндокринной системы (36,1 - 2012 год, 31,5 - 2011 год, рост на 14,6%).


В структуре общей заболеваемости детей (0 - 14 лет) на первом месте болезни органов дыхания (1 717,9 - 2012 год, 1 697,0 - 2011 год, рост на 1,2%), на втором месте болезни глаза и его придаточного аппарата (188,7 - 2012 год, 210,4 - 2011 год, снижение на 10,3%), на третьем месте болезни органов пищеварения (160,5 - 2012 год, 161,4 - 2011 год, снижение на 0,6%).


Среди подростков 15 - 17 лет снижение уровня общей заболеваемости в 2012 году по сравнению с 2011 годом произошло по следующим классам болезней: болезни глаза и его придаточного аппарата на 14,2% (263,3 - 2012 год, 307,0 - 2011 год); психические расстройства на 11,1% (90,2 - 2012 год, 101,5 - 2011 год); болезни уха и сосцевидного отростка на 6,1% (43,2 - 2012 год, 46,0 - 2011 год).


По остальным классам болезней уровень общей заболеваемости среди подросткового населения в 2012 году вырос по сравнению с 2011 годом, рост более чем на 10% регистрируется по классам: новообразования (20,2%), болезни крови (31,1%), болезни системы кровообращения (12,4%), болезни кожи и подкожной клетчатки (10,1%), болезни костно-мышечной системы (12,3%). Первое место по уровню общей заболеваемости среди подростков в 2012 году занимают болезни органов дыхания (973,5 - 2012 год), на втором месте - болезни глаза и его придаточного аппарата (263,3 - 2012 год), на третьем месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (172,0 - 2012 год).


Наибольшее снижение уровня общей заболеваемости в 2012 году по сравнению с 2011 годом зарегистрировано среди взрослого населения и составило 3,2% (1 725,3 - 2012 год, 1 781,6 - 2011 год). Снижение показателя отмечается практически по всем классам болезней, рост регистрируется по болезням крови на 4,7%, болезням эндокринной системы на 3,6%, болезням уха и сосцевидного отростка на 3,9%, болезням органов пищеварения на 7,3%. В структуре общей заболеваемости взрослых (18 лет и старше) в 2012 году на первом месте, с показателем 214,3 на тысячу взрослого населения (231,8 - 2011 год) - болезни органов дыхания, на втором месте - болезни мочеполовой системы (204,0 - 2012 год, 226,1 - 2011 год), на третьем месте - болезни костно-мышечной системы (200,3 - 2012 год, 200,4 - 2011 год). Общая заболеваемость детей и подростков представлена в таблице 6.

Таблица 6. Общая заболеваемость детей 0 - 14 и подростков 15 - 17 лет (на 1000 соответствующего населения)



Таблица 6

Наименование классов

Дети 0 - 14 лет

Подростки 15 - 17 лет

2011 год

2012 год

Отклонение (%)

2011 год

2012 год

Отклонение (%)

1

2

3

4

5

6

7

Всего

3016,7

2946,0

-2,3

2597,6

2527,8

-2,7

Инфекционные и паразитарные болезни

119,2

116,8

-2,0

65,5

66,6

1,7

Новообразования

10,3

10,5

1,9

8,4

10,1

20,2

Болезни крови и кроветворных органов

27,6

32,9

19,2

12,2

16,0

31,1

Болезни эндокринной системы

31,5

36,1

14,6

76,8

84,1

9,5

Психические расстройства

45,2

44,5

-1,5

101,5

90,2

-11,1

Болезни нервной системы

88,2

88,2

0,0

111,4

116,2

4,3

Болезни глаза и его придаточного аппарата

210,4

188,7

-10,3

307,0

263,3

-14,2

Болезни уха и сосцевидного отростка

76,0

68,3

-10,1

46,0

43,2

-6,1

Болезни системы кровообращения

13,7

13,5

-1,5

35,6

40,0

12,4

Болезни органов дыхания

1697,0

1717,9

1,2

973,6

973,5

0,0

Болезни органов пищеварения

161,4

160,5

-0,6

159,6

169,6

6,3

Болезни кожи и подкожной клетчатки

143,0

138,6

-3,1

143,5

158,0

10,1

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

65,1

63,7

-2,2

153,2

172,0

12,3

Болезни мочеполовой системы

51,2

49,9

-2,5

109,4

110,6

1,1

Врожденные аномалии (пороки развития)

37,8

36,8

-2,6

18,4

18,9

2,7

Симптомы, признаки и неточно обозначенные состояния

22,1

21,8

-1,4

15,0

16,9

12,7

Травмы и отравления

109,0

104,1

-4,5

165,7

168,2

1,5


По классу болезни системы кровообращения, как из наиболее значимых, среди всех классов болезней, снижение уровня общей заболеваемости в 2012 году по сравнению с 2011 годом составило 0,6%, а показатель общей заболеваемости по итогам 2012 года равен 194,0 на тысячу взрослого населения (195,1 - 2011 год).


В структуре болезней системы кровообращения на первом месте традиционно располагаются болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (106,4 - 2012 год, 107,3 - 2011 год, снижение на 0,8%), основную массу которых составляет гипертоническая болезнь сердца. На втором месте - ишемические болезни сердца, с показателем 28,0 на тысячу взрослого населения и ростом по отношению к 2011 году на 4,0% (26,9 - 2011 год). Основной вклад в данный раздел вносят стенокардия и хронические ишемические болезни сердца. Третье место занимают цереброваскулярные болезни (18,5 - 2012 год, 18,8 - 2011 год, снижение на 1,6%).


Наметившиеся позитивные тенденции в состоянии здоровья детского и взрослого населения автономного округа во многом связаны с устойчивым развитием и совершенствованием системы здравоохранения и социальной политики в целом, эффективной реализацией программных мероприятий в сфере охраны здоровья населения, существенным обновлением медицинского оборудования, расширением объема профилактических мероприятий.


Тем не менее, складывающиеся тенденции требуют дальнейших шагов по оптимизации медицинского обеспечения в профилактическом направлении, ранней диагностики заболеваний и их своевременной коррекции. Структура общей заболеваемости взрослых представлена в таблице 7.

Таблица 7. Общая заболеваемость взрослых 18 лет и старше (на 1000 соответствующего населения)



Таблица 7

Наименование классов

2011 год

2012 год

Отклонение (%)

1

2

3

4

Всего

1781,6

1725,3

-3,2

Инфекционные и паразитарные болезни

83,2

76,2

-8,4

Новообразования

70,8

67,8

-4,2

Болезни крови и кроветворных органов

14,9

15,6

4,7

Болезни эндокринной системы

102,1

105,8

3,6

Психические расстройства

76,0

74,1

-2,5

Болезни нервной системы

73,6

72,7

-1,2

Болезни глаза и его придаточного аппарата

117,5

111,7

-4,9

Болезни уха и сосцевидного отростка

38,6

40,1

3,9

Болезни системы кровообращения

195,1

194,0

-0,6

Болезни органов дыхания

231,8

214,3

-7,5

Болезни органов пищеварения

108,9

116,9

7,3

Болезни кожи и подкожной клетчатки

78,5

73,9

-5,9

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

200,5

200,3

-0,1

Болезни мочеполовой системы

226,2

204,0

-9,8

Врожденные аномалии (пороки развития)

3,3

2,9

-12,1

Травмы и отравления

98,7

95,7

-3,0


1.3.2. Первичная заболеваемость по данным обращаемости населения. Уровень впервые выявленной заболеваемости за последние пять лет имеет стабильное значение с 0,7-процентным снижением. В 2012 году показатель составил 1 130,3 на 1 000 населения, что на 13,7% ниже уровня 2011 года. Снижение уровня первичной заболеваемости всего населения в 2012 году отмечается практически по всем классам болезней и колеблется от 26,7% по классу психические расстройства, до 1,8% по классу отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. Структура первичной заболеваемости представлена в таблице 8.

Таблица 8. Первичная заболеваемость населения (на 1000 населения)



Таблица 8

Наименование классов

2011 год

2012 год

Отклонение (%)

1

2

3

4

Всего

1193,8

1130,3

-13,7

Инфекционные и паразитарные болезни

51,4

45,3

-11,9

Новообразования

14,8

16,2

9,5

Болезни крови

7,1

8,0

12,7

Болезни эндокринной системы

14,3

16,4

14,7

Психические расстройства

8,6

6,3

-26,7

Болезни нервной системы

27,3

24,4

-10,6

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения на 2014 - 2024 годы" (с изменениями на 3 декабря 2019 года)

Название документа: Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения на 2014 - 2024 годы" (с изменениями на 3 декабря 2019 года)

Номер документа: 1142-П

Вид документа: Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа

Принявший орган: Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа

Статус: Действующий

Опубликован: "Красный Север", спецвыпуск N 89, 31.12.2013 (постановление, программа (до раздела II подпрограммы 3)), "Красный Север", спецвыпуск N 89/1, 31.12.2013 (программа, приложения NN 1-2 к программе (до п.п. 6.24)), "Красный Север", спецвыпуск N 89/2, 31.12.2013 (приложения N 2 (до конца), N 2.1 к программе), Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф, 05.01.2014.
Дата принятия: 25 декабря 2013

Дата редакции: 03 декабря 2019