ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 сентября 2022 года N 2567-р

[Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года]

(с изменениями на 23 ноября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2023 года N 3309-р.

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных целевых программ и иных документов.

4. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 2798-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 48, ст.6905);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 16, ст.2668);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 мая 2022 г. N 1152-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 20, ст.3347).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 сентября 2022 года N 2567-р



Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года

(с изменениями на 23 ноября 2023 года)



I. Общие положения


Целью разработки и реализации Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) является обеспечение долгосрочного и перспективного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации (далее - агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы), импортозамещения критически важных видов продукции агропромышленного комплекса, усиления продовольственной безопасности, развития новых направлений экспорта, эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения, в том числе вовлечения их в оборот, воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также цифровой трансформации с учетом текущих внешнеполитических и экономических рисков.

В последние годы агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы демонстрируют уверенный рост, в том числе за счет поддержки государства, являются одними из основных движущих направлений отечественной экономики и оказывают непосредственное влияние на состояние продовольственной безопасности и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, обеспечение которого в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.

В свете глобальных экономических тенденций, связанных с последствиями распространения в 2020-2021 годах новой коронавирусной инфекции, а также усилившегося с 2022 года внешнего геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики возникает необходимость внедрения новой модели экономического развития, способной обеспечить динамичный и устойчивый рост российской экономики, основанный на внутренних факторах конкурентоспособности государства и прежде всего на повышении экономической эффективности производства.

В настоящее время требуется, чтобы национальная экономика развивалась ускоренными темпами (выше среднемировых), опираясь на основные цели экономического роста, которыми являются социальное благополучие и высокие стандарты жизни граждан России, качественное инфраструктурное развитие и продовольственная безопасность страны.

Ввиду этого возникает необходимость разработки документа долгосрочного планирования в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, учитывающего текущую ситуацию и тенденции развития современной экономики, которым является Стратегия. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы являются одними из крупнейших базовых отраслей российской экономики, составляя важнейшую часть производственной и социальной инфраструктуры государства, а также стимулируют деловую и товарную активность в смежных отраслях.

Развитие агропромышленного комплекса при этом обеспечивается в первую очередь на сельских территориях, являющихся ключевым ресурсом Российской Федерации, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития страны. Ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых городов и сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны, установлены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, определяет основы построения равновесного каркаса расселения, опирающегося на сельские поселения, поселки городского типа, малые города.

В связи с этим разрабатываемая Стратегия с учетом ее основных целевых показателей должна быть связана с другими документами стратегического планирования, в том числе Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, актуализированной исходя из текущих условий.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации;

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.";

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина продовольственной безопасности);

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ о национальных целях);

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства);

государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы" (далее - Федеральная научно-техническая программа);

государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее -государственная программа развития сельских территорий);

Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" (далее - Госпрограмма вовлечения в оборот земель);

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (далее - Стратегия пространственного развития);

Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. N 1796-р;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности);

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р;

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;

перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р;

стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 3971-р;

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.

В Стратегии учитывается необходимость обеспечения комплексного подхода к достижению национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях:

комфортная и безопасная среда для жизни (национальная цель N 3);

достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство (национальная цель N 4);

цифровая трансформация (национальная цель N 5).

В Стратегии представлена декомпозиция указанных национальных целей в цели агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации, а также определены ключевые цели и мероприятия долгосрочной экономической политики в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, направленные на стимулирование положительных структурных изменений в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.

В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров определен 2020 год.

II. Текущее состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов


За последние 12 лет произошел существенный прорыв, связанный со строительством новых сельскохозяйственных предприятий с внедрением на них современной техники и оборудования. Кроме того, Российская Федерация входит в десятку стран мира по величине добавленной стоимости, произведенной в сельском хозяйстве.

За последние семь лет выпуск сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации увеличился на 15 процентов, продуктов питания - более чем на 25 процентов. По основным группам продовольствия внутренний рынок полностью обеспечен продовольствием собственного производства, а по отдельным позициям (например, по зерну и подсолнечному маслу) спрос покрыт с избытком, в связи с чем возник очень хороший экспортный потенциал России.

По итогам 2020 и 2021 годов Российская Федерация стала нетто-экспортером продукции агропромышленного комплекса.

По предварительным данным Росстата, индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2021 году составил 99,1 процента.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия, в 2021 году валовой сбор зерна в весе после доработки составил 121,4 млн. тонн, что ниже уровня 2020 года на 9 процентов (133,5 млн. тонн), валовой сбор сои составил рекордные 4,8 млн. тонн, что больше его производства в 2020 году на 10,5 процента (4,3 млн. тонн). Валовой сбор рапса в 2021 году составил 2,8 млн. тонн в весе после доработки, что на 8,6 процента больше, чем в 2020 году (2,6 млн. тонн). Валовой сбор подсолнечника составил 15,7 млн. тонн маслосемян в весе после доработки (в 2020 году - 13,3 млн. тонн) при урожайности 16,2 центнера на гектар (в 2020 году - 15,9 центнера на гектар).

Валовой сбор картофеля во всех категориях хозяйств в 2021 году составил 18,3 млн. тонн (в 2020 году - 19,6 млн. тонн), овощей - 13,5 млн. тонн (в 2020 году - 13,9 млн. тонн). Производство овощей в зимних теплицах составило 1,42 млн. тонн (в 2020 году - около 1,37 млн. тонн), что является рекордным показателем. Валовой сбор плодов и ягод составил рекордные за всю историю 4 млн. тонн (в 2020 году - 3,7 млн. тонн).

Кроме того, по данным органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, в 2021 году сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели рекордные 4,7 млн. тонн в действующем веществе (далее - д.в.) минеральных удобрений, что на 685,6 тыс. тонн д.в. больше, чем в 2020 году (4 млн. тонн д.в.).

По данным субъектов Российской Федерации, в 2021 году сельскохозяйственными товаропроизводителями по всем каналам реализации было приобретено 23516 тракторов и комбайнов, что на 19 процентов больше по сравнению с 2020 годом, в том числе 15779 тракторов (на 19 процентов больше уровня 2020 года), 7036 зерноуборочных комбайнов (на 20 процентов больше уровня 2020 года), 701 кормоуборочный комбайн (на 2,5 процента меньше уровня 2020 года). В 2021 году производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий составило 15,7 млн. тонн, что на 0,6 процента больше уровня 2020 года.

Наращивание объемов производства сырого молока (темп роста составил 100,4 процента) влияет на объемы выработки молочной продукции.

Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2021 году составило 32,3 млн. тонн (на 0,4 процента больше, чем в 2020 году). Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях вырос по сравнению с 2020 годом на 279 килограммов и составил 7007 килограммов.

Производство яиц в хозяйствах всех категорий за 2021 год составило 44,9 млрд. штук, то есть на уровне 2020 года. Средняя яйценоскость 1 курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях (кроме субъектов малого предпринимательства) по сравнению с 2020 годом снизилась на 4 яйца и составила 308 штук.

В себестоимости производства продукции животноводства корма занимают более 70 процентов. В 2021 году произведено более 32,1 млн. тонн кормов, по оценке Минсельхоза России, в текущем году производство кормов составит порядка 33 млн. тонн, производство премиксов - 505,2 тыс. тонн. На сегодняшний день в Российской Федерации производится две кормовые аминокислоты такие, как лизин и метионин. В 2022 году, по оценке производителей, производство лизина составит 67 процентов от потребности, метионина - 47 процентов. Недостающая потребность в аминокислотах и витаминах, в особенности которые не производятся на территории Российской Федерации, обеспечивается за счет ввоза импортного сырья.

В рамках Федеральной научно-технической программы постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. N 1489 "О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы" утверждена подпрограмма "Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных", разработанная Минсельхозом России совместно с Минобрнауки России, Минпромторгом России и Российской академией наук и позволяющая перейти к увеличению объемов производства высококачественных кормов (в том числе концентрированных и объемистых), белково-витаминно-минеральных концентратов и премиксов для животных.

В настоящее время на территории России сформирована племенная база генетических ресурсов по 13 видам сельскохозяйственных животных.

Вместе с тем производство мяса птицы (бройлеров) в России осуществляется за счет использования собственного инкубационного яйца, а также импортируемого финального гибрида (доля использования которого имеет тенденцию снижения). Поставщиками же генетического материала являются 2 ведущие транснациональные компании, которые сопровождают технологии выращивания и содержания поставляемой птицы.

В настоящее время активно ведется работа по расширению использования отечественного кросса "Смена 9" (доля рынка в России - около 1,7 процента).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»