ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 июля 2023 года N 1788-р

[Об утверждении Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.

3. Минсельхозу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных целевых программ и иных документов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 4 июля 2023 года N 1788-р



Стратегия развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года



I. Общие положения


Стратегия развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение решения Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 мая 2021 г.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации;

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

Федеральный закон "Об охране окружающей среды";

Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";

Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.";

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Федеральный закон "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 861-рп "О Климатической доктрине Российской Федерации";

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы";

Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации";

национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";

национальный проект "Международная кооперация и экспорт";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1215-р;

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р;

Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 1364-р;

цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1912-р;

Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Стратегия представляет собой отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации в сфере производства органической продукции, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного регулирования до 2030 года, индикативные сценарии развития отрасли в зависимости от применяемых механизмов и объемов государственной поддержки и конъюнктуры рынка.

Производство органической продукции представляет собой совокупность подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, транспорта, оптовой и розничной торговли, обеспечивающих производство, транспортировку, хранение, переработку и реализацию на внутреннем и внешнем рынках органической продукции, сертифицированной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органическое сельское хозяйство Российской Федерации - совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке органической сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв.

Органическая продукция - экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, при производстве которых не используются минеральные удобрения и химические вещества (агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и откорма животных, гормональные препараты), за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.

При применении побочных продуктов животноводства, а также в целом в ходе работы производителей органической продукции особое внимание должно уделяться соблюдению требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в целях минимизации оказываемого на нее негативного воздействия.

Минимизация негативного воздействия на окружающую среду производителями органической продукции обеспечивается в том числе посредством:

предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод, повышения качества воды в загрязненных водных объектах, восстановления водных экосистем;

эффективного использования природных ресурсов;

предотвращения деградации земель и почв;

внедрения инновационных и экологически чистых технологий, развития экологически безопасных производств;

развития системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создания индустрии утилизации, в том числе повторного применения, таких отходов;

строительства и модернизации очистных сооружений, а также внедрения технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;

проведения мероприятий по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий;

осуществления эффективных мер по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе лесных, охотничьих и водных биологических ресурсов, по сохранению экологического потенциала лесов.

Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие органического сельского хозяйства.

II. Современное состояние и тенденции развития производства органической продукции в Российской Федерации

1. Общая характеристика состояния органического сельского хозяйства


Для обеспечения питанием населения планеты к 2050 году в соответствии с докладом Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) "Состояние мировых земельных и водных ресурсов для сферы продовольствия и сельского хозяйства" мировому сообществу потребуется увеличить производство продуктов на 70 процентов по сравнению с уровнем их производства в 2009 году. Однако деградация земель, снижение плодородия почв, неустойчивое водопользование, избыточная эксплуатация рыбных ресурсов и деградация морской среды в совокупности сокращают возможности природной ресурсной базы для обеспечения продовольствием. Для удовлетворения возрастающего спроса на мировом рынке Российская Федерация обладает высоким потенциалом по увеличению объемов сельскохозяйственного производства, в том числе производства органической продукции. Органическое сельское хозяйство позволит сохранить высокий сельскохозяйственный потенциал страны в долгосрочной перспективе.

Рынок органической продукции в Российской Федерации находится в стадии формирования. С 1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ключевыми показателями, характеризующими состояние производства органической продукции в Российской Федерации по итогам 2021 года, являются:

количество сертифицированных производителей органической продукции, получивших сертификаты соответствия производства органической продукции, выданные аккредитованными в области производства органической продукции органами по сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (далее - российский сертификат соответствия), а также производителей, экспортирующих органическую продукцию и получивших сертификат соответствия производства органической продукции, выданный аккредитованным органом иностранного государства (далее - иностранный сертификат соответствия), - 173;

объем производимой органической продукции - 12,8 млрд. рублей, в том числе объем экспортируемой органической продукции - 3,7 млрд. рублей;

доля органической продукции на мировом рынке - 0,2 процента (исходя из объема мирового рынка органической продукции в 2020 году, составляющего 120,6 млрд. евро, и объема российского рынка органической продукции, составляющего 248 млн. евро);

объем импортируемой органической продукции, сертифицированной за рубежом, - 15,3 млрд. рублей (или 176 млн. евро);

доля органической продукции на продовольственном рынке России - 0,13 процента (показатель рассчитывается как доля потребления органической пищевой продукции в Российской Федерации (24,4 млрд. рублей) во всем розничном товарообороте продовольственных товаров (18,3 трлн. рублей).

Специфика органического сельского хозяйства Российской Федерации характеризуется следующими основными чертами:

количество субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется производство органической продукции, - 47 (производителями, сертифицированными по российским стандартам);

площадь земель, занятых под производство сертифицированными производителями органической продукции, - 655,5 тыс. гектаров, площадь земель, на которых сертифицированные предприятия ведут сбор пищевых лесных ресурсов, - 801,7 тыс. гектаров (по данным Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (FiBL).

В 2020 и 2021 годах произошло интенсивное формирование инфраструктуры для органического сельского хозяйства.

В настоящее время в Российской Федерации аккредитованы 16 органов по сертификации производства органической продукции, что значительно превышает национальные потребности и соответствует государствам - лидерам производства органической продукции, реализуются образовательные программы по подготовке, повышению квалификации кадров в сфере органического сельского хозяйства, продолжается совершенствование нормативной базы органического сельского хозяйства, приняты 2 национальных стандарта на производство органической продукции, законодательно введен знак органической продукции единого образца, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ведется единый государственный реестр производителей органической продукции.

Рынок органической продукции в Российской Федерации в 2021 году, по экспертным оценкам, составил 24,4 млрд. рублей (в том числе 15,3 млрд. рублей - импортная продукция, сертифицированная зарубежными органами сертификации). В 2010-2014 годах российский рынок показывал достаточно интенсивный рост - в среднем на 10 процентов в год, но кризис 2014 года и ряд косвенных факторов привели к тому, что в 2015-2016 годах рынок снизил темпы роста приблизительно до 4 процентов в год. За 2017-2019 годы ситуация восстановилась, и последние несколько лет наблюдается устойчивый рост на 8-10 процентов ежегодно.

По экспертным оценкам, доля отечественной продукции на российском рынке органической продукции в 2021 году составила 37 процентов, а в некоторых массовых сегментах еще меньше. Остальную часть занимает импортная продукция, сертифицированная за рубежом.

Доля Российской Федерации на мировом рынке органической продукции составляет 0,2 процента.

Производство российской органической продукции для реализации конечным потребителям внутри Российской Федерации (без учета потребления внутри отрасли) в 2021 году составило 9,2 млрд. рублей, в том числе производство консервированной продукции, соков и другой продукции переработки овощей, фруктов, зерновых и зернобобовых (консервированный горошек и кукуруза) - 1 млрд. рублей, крупы, муки, хлопьев - 1,8 млрд. рублей, детского питания - 1,1 млрд. рублей, молочной продукции - 1,4 млрд. рублей, питьевого молока - 1,3 млрд. рублей, мясной продукции - 1 млрд. рублей, алкогольной продукции - 0,6 млрд. рублей, овощей и фруктов - 0,6 млрд. рублей, продукции пищевых лесных ресурсов - 0,3 млрд. рублей, другой органической продукции - около 0,1 млрд. рублей.

По состоянию на апрель 2022 г. в Российской Федерации работают 111 производителей органической продукции, получивших российские сертификаты соответствия. Из них 20 компаний имеют двойную сертификацию - российский сертификат соответствия, а также иностранный сертификат соответствия, 62 производителя органической продукции обладают только иностранными сертификатами соответствия, то есть имеют право экспортировать продукцию, признанную органической в странах-импортерах. Дополнительно около 50 организаций находятся на этапе перехода на производство органической продукции (еще не получили соответствующий сертификат).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»