• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ГОСТ Р 51685-2013

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

Общие технические условия

Railway rails. General specifications


     
ОКС 45.080
ОКП 09 2100

Дата введения 2014-07-01

     
     
Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ОАО "ВНИИЖТ"), Открытым акционерным обществом "Уральский институт металлов" (ОАО "УИМ"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального агентства железнодорожного транспорта" (ФГУП "НИИ мостов и дефектоскопии"), Институтом металлургии и материаловедения имени А.А.Байкова Российской академии наук (ИМет РАН), Обществом с ограниченной ответственностью "ЕвразХолдинг" (ООО "ЕвразХолдинг"), Открытым акционерным обществом "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" (ОАО "ЕВРАЗ НТМК"), Открытым акционерным обществом "Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК").
     

2 ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт" и ТК 367 "Чугун, прокат и металлоизделия".
     

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2013 г. N 1155-ст
     

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений европейского регионального стандарта ЕН 13674-1:2011* "Железные дороги. Путь. Рельсы. Часть 1. Рельсы Виньоля 46 кг/м и более" (EN 13674-1:2011 "Railway applications - Track - Rail - Part 1: Viqnole railway rails 46 kg/m and above", NEQ)
________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.
     

5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта".
     

6 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51685-2000
     
     
     Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
     
     
     ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 24.02.2016 N 65-ст c 01.03.2016

     Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 2016 год
 

Введение


     Разработка нового стандарта взамен ГОСТ Р 51685-2000 осуществлена в целях создания доказательной базы для обеспечения выполнения обязательных требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", для дальнейшего повышения качества, эксплуатационной надежности и конкурентоспособности отечественных железнодорожных рельсов в современных условиях эксплуатации на Российских железных дорогах, а также в целях гармонизации национального стандарта с международными и региональными стандартами.
     
     Анализ действующей за рубежом нормативной документации показал, что наиболее современным стандартом на железнодорожные рельсы является европейский стандарт EN 13674-1:2011 "Железные дороги - Путь - Рельсы. Часть 1: Железнодорожные рельсы Виньоля 46 кг/м и более". Европейский стандарт ориентирован на производство рельсов высокого качества с использованием наиболее передовых технологических процессов и предусматривает нормирование тех характеристик рельсов, которые имеют определяющее значение для производства высококачественной продукции. В него впервые введены квалификационные испытания рельсов, которые включают результаты всех "обычных" приемо-сдаточных испытаний, а также новые испытания для оценки вязкости разрушения (статической и циклической трещиностойкости стали), характеристик сопротивления стали усталости и остаточных напряжений в подошве рельсов, которые определяют безопасное применение рельсов и их ресурс. В стандарт впервые введены все основные технические требования по неразрушающему контролю.
     
     Настоящий стандарт, разработанный взамен ГОСТ Р 51685-2000, содержит ряд технических требований и методов испытаний, установленных в EN 13674-1:2011, но неэквивалентен ему.
     
     В настоящем стандарте по отношению к ГОСТ Р 51685-2000 сохранены в основном структура построения (для выполнения действующих требований стандартизации в Российской Федерации), перечень основных требований, порядок приемки и методы контроля рельсов с учетом реальных и перспективных условий производства рельсов на металлургических комбинатах Российской Федерации и с учетом специфики Российских железных дорог.
     
     Для гармонизации настоящего стандарта с евронормами из EN 13674-1 использованы: значения нормативов допускаемых отклонений размеров и формы поперечного сечения рельсов - в 5.2.1.1 (таблица 3), значение норматива перпендикулярности торцов рельсов - в 5.2.4, значения нормативов прямолинейности рельсов классов А и В - в 5.2.5 (таблица 5), схема контроля отклонений рельсов от прямолинейности и скручивания - в приложении Е (таблицы Е.1, Е.2 и Е.3), норматив, метод оценки и конструкция шаблона для контроля скручивания концов рельсов - в 5.2.6, 7.5.2 (рисунок Ж.15), нормативы качества поверхности класса Е - в 5.7.1 (таблица 9), 5.7.3 (таблица 10), норматив циклической долговечности при усталостных испытаниях образцов из рельсов на растяжение-сжатие - в 5.16, расположение и конструкция образцов - в 7.19 (рисунки 8 и 9), норматив скорости роста усталостной трещины для термоупрочненных рельсов при испытаниях образцов из рельсов при фиксированных значениях размаха коэффициента интенсивности напряжений ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1) - в 5.17, методика испытаний, расположение и конструкция образцов - в 7.20 (рисунки 10 и 11), нормативы статической трещиностойкости ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1) - в 5.19, расположение и конструкция образцов - в 7.22 (рисунки 12 и 13), норматив остаточных растягивающих напряжений в средней части подошвы рельсов - в 5.20, схема разрезки образца - на рисунке 14, схемы расположения образцов для контроля микроструктуры и глубины обезуглероженного слоя в головке рельса - в 7.15.1, 7.15.2 (рисунки 6 и 7), метод контроля обезуглероженного слоя по твердости - в 7.15.2, классификация и методы контроля неметаллических включений (EN 10247) - в 3.2, 5.5, 7.8.2, приложение М, рисунки шаблонов контроля профиля формы и основных размеров поперечного сечения рельсов и расположения болтовых отверстий в вертикальной плоскости - Ж.3, Ж.6, Ж.7, Ж.8, Ж.9 и Ж.13, методы неразрушающего контроля внутренних дефектов в рельсах - в приложении К (рисунки К.3, К.4, К.5), идея введения в стандарт шкалы макроструктуры рельсов - в приложении И (рисунки И.1, И.2, И.3, И.3а, И.4, И.5).
     

Кроме того, в национальном стандарте повышены некоторые имеющиеся в ГОСТ Р 51685-2000 и введены дополнительные требования и методы испытаний из норм безопасности НБ ЖТ ТМ-01-98, а также введены рекомендации по сферам рационального применения рельсов различных категорий.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

1 Область применения


     Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы широкой колеи 1520 мм (далее - рельсы), предназначенные для эксплуатации на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
     
     

2 Нормативные ссылки


     В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
     
     ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений
     
     ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
     
     ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
     
     ГОСТ Р ИСО 14284-2009 Сталь и чугун. Отбор и подготовка образцов для определения химического состава
     
     ГОСТ Р 50542-93 Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения
     
     ГОСТ Р 53442-2009 Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Допуски формы, ориентации, месторасположения и биения
     
     ГОСТ Р 54153-2010 Сталь. Метод атомно-эмиссионного спектрального анализа
     
     ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
     
     ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
     
     ГОСТ 25.502-79 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость
     
     ГОСТ 25.506-85 Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении
     
     ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
     
     ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
     
     ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
     
     ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение
     
     ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
     
     ГОСТ 3749-77 Угольники поверочные 90°. Технические условия
     
     ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
     
     ГОСТ 7565-81 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава
     
     ГОСТ 8026-92 Линейки поверочные. Технические условия
     

ГОСТ 8233-56 Сталь. Эталоны микроструктуры
     
     ГОСТ 8925-68 Щупы плоские для станочных приспособлений. Конструкция
     
     ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования
     
     ГОСТ 9012-59 Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю
     
     ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах
     
     ГОСТ 10243-75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры
     
     ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей
     
     ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
     
     ГОСТ 17745-90 Стали и сплавы. Методы определения газов
     
     ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
     
     ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа
     
     ГОСТ 21014-88 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхности
     
     ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита
     
     ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы
     
     ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора
     
     ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния
     
     ГОСТ 22536.5-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца
     
     ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома
     
     ГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди
     
     ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля
     
     ГОСТ 22536.10-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения алюминия
     
     ГОСТ 22536.11-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения титана
     
     ГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия
     
     ГОСТ 26877-2008 Металлопродукция. Методы измерений отклонений формы
     
     ГОСТ 28033-89 Сталь. Метод рентгенофлюоресцентного анализа
     

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
     
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50542, ГОСТ 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ 21014, а также следующие термины с соответствующими определениями:
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.1.1 плавка: Масса стали, выплавляемая единовременно в сталеплавильном агрегате.
     

3.1.2 серия плавок: Ряд плавок стали одной марки, разливаемых "плавка на плавку" через один промежуточный ковш.
     

3.1.3 смежные плавки: Плавки, смежные в серии.
     

3.1.4 рельсы общего назначения: Рельсы, предназначенные для прямых и пологих кривых участков звеньевого и бесстыкового железнодорожного пути общего пользования и производства стрелочных переводов.
     

3.1.5 рельсы специального назначения: Рельсы, предназначенные для применения в особых условиях эксплуатации (при высокой грузонапряженности, в кривых участках железнодорожного пути общего пользования, при низких температурах, для скоростного совмещенного и высокоскоростного пассажирского движения и др.).
     

3.1.6 контрольный рельс: Рельс, прокатанный из непрерывнолитой заготовки, соответствующей началу или концу разливки одной или серии плавок, от которого отбирают пробы для приемо-сдаточных испытаний.
     

3.1.7 смежные рельсы: Рельсы из одного раската, расположенные последовательно.
     

3.1.8 дифференцированное упрочнение: Различное упрочнение по сечению рельса за счет технологии нагрева и (или) охлаждения по элементам сечения рельса.
     
     Примечание - Элементами сечения рельса являются: головка рельса, шейка рельса и подошва рельса в соответствии с рисунком 1.
     
     

3.1.9 сканирование: Процесс регламентированного перемещения преобразователя по поверхности (или над поверхностью) контролируемого объекта или (и) перемещения контролируемого объекта относительно преобразователя.
     

3.1.10 условный размер несплошности: Расстояние по длине рельса между крайними положениями преобразователя, в которых фиксируют сигнал от несплошности при заданном значении условной чувствительности.
     

3.1.11 условно-дефектный рельс: Рельс, содержащий один или более участков, на которых при первичном контроле информативный параметр неразрушающего метода контроля, принятый в качестве признака дефекта, выходит за пределы, установленные настоящим стандартом.
     

3.1.12 опорный отражатель: Искусственный отражатель в образце объекта контроля или поверхность объекта контроля, используемые для настройки чувствительности контроля.
     

3.1.13 полнопрофильная проба: Отрезок рельса полного сечения заданной длины, предназначенный для испытаний.
     

3.1.14 скоростное совмещенное движение: Способ организации движения железнодорожного подвижного состава, при котором по одним и тем же железнодорожным путям осуществляются грузовое и пассажирское движение со скоростями до 140 км/ч и скоростное пассажирское движение со скоростями более 140 км/ч.
     

3.1.15 гамма-процентная наработка (ресурс) до отказа (ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)-процентная наработка): Величина наработки (в млн. т брутто) пропущенного тоннажа партии рельсов при полигонных испытаниях, в течение которой отказ рельсов по определенным видам дефектов не возникнет с вероятностью ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1), выраженной в процентах.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     

3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения групп неметаллических включений:
     
     ЕВ - строчечные глобулярные включения;
     

ED - отдельные глобулярные включения.
     
     Примечание - В европейской стандартизации данные обозначения установлены в стандарте [2].
     
     

3.3 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
     
     НК - неразрушающий контроль;
     
     СИ - средство измерений;
     
     ЭМАП - электромагнитоакустический преобразователь.
     
     

4 Классификация и категории рельсов

4.1 Рельсы подразделяют:
     
     по назначению:
     

а) рельсы общего назначения;
     

б) рельсы специального назначения:
     

1) рельсы низкотемпературной надежности (НН);
     

2) рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости (ИК);
     

3) рельсы для скоростного совмещенного движения (СС);
     

4) рельсы для высокоскоростного движения (ВС);
     
     по типам:
     

а) Р50;
     

б) Р65;
     

в) Р65К (для наружных нитей кривых участков пути);
     

г) Р75;
     
     по способу выплавки стали:
     

а) в конвертере (К);
     

б) в электропечи (Э);
     
     по термическому упрочнению:
     

а) термоупрочненные, подвергнутые дифференцированному упрочнению по сечению рельса (ДТ);
     

б) термоупрочненные, подвергнутые объемной закалке и отпуску (ОТ);
     

в) нетермоупрочненные (НТ);
     
     по классу прочности (минимальной твердости):
     

а) 370 (термоупрочненные);
     

б) 350 (термоупрочненные);
     

в) 320 (нетермоупрочненные);
     

г) 300 (нетермоупрочненные);
     

д) 260 (нетермоупрочненные);
     
     по классу точности изготовления профиля (классу профиля):
     

а) Х;
     

6) Y;
     
     по классу прямолинейности:
     

а) А;
     

б) В;
     

в) С;
     
     по классу качества поверхности:
     

а) Е;
     

б) Р;
     
     по наличию болтовых отверстий на концах:
     

а) с отверстиями;
     

б) без отверстий.
     

4.2 Классификация по категориям рельсов, изготавливаемых по настоящему стандарту, приведена в таблице 1.
     
     
Таблица 1 - Категории рельсов
     

Обозначение категории

Характеристика категории рельсов

ДТ370ИК

Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева повышенной износостойкости и контактной выносливости

ОТ370ИК

Объемно термоупрочненные повышенной износостойкости и контактной выносливости

ДТ350ВС

Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для высокоскоростного пассажирского движения

ДТ350СС

Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для скоростного совмещенного движения

ОТ350СС

Объемно термоупрочненные для скоростного совмещенного движения

ДТ350НН

Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева низкотемпературной надежности

ОТ350НН

Объемно термоупрочненные низкотемпературной надежности

ДТ350

Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева общего назначения

ОТ350

Объемно термоупрочненные общего назначения

НТ320ВС

Нетермоупрочненные для высокоскоростного пассажирского движения

НТ320

Нетермоупрочненные высокой прочности общего назначения

НТ300

Нетермоупрочненные повышенной прочности общего назначения

НТ260

Нетермоупрочненные обычной прочности общего назначения

Примечание - В обозначениях категорий рельсов использованы сокращения, указанные в 4.1.


     
     Соответствие категорий рельсов, изготавливаемых по настоящему стандарту, категориям рельсов, изготовленных до введения в действие настоящего стандарта, приведено в приложении А.
     
     По соглашению потребителя и изготовителя (далее - сторон) допускается выпуск рельсов других категорий, отличающихся иным сочетанием вида упрочнения, класса прочности, класса точности профиля, класса качества поверхности и класса прямолинейности, установленных в 4.1 и 4.2.
     

4.3 Рекомендуемые сферы применения рельсов приведены в приложении Б.
     

4.4 При заказе рельсов используют схему и примеры обозначения рельсов, приведенные в приложении В.
     
     

5 Технические требования

5.1 Общие требования

5.1.1 Рельсы изготовляют по требованиям настоящего стандарта по конструкторской и технологической документации, разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
     

5.1.2 Предприятие-изготовитель должно иметь сертифицированную систему менеджмента качества не ниже требований ГОСТ Р ИСО 9001.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

5.1.3 Гамма-процентную наработку рельсов до отказа определяют при полигонных испытаниях. Для рельсов типа Р65 и рельсов с большей площадью поперечного сечения категорий ДТ370ИК, ОТ370ИК, ДТ350, ОТ350, НТ320 ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)-процентная наработка до отказа в целях подтверждения соответствия должна составлять не менее 150 млн. т брутто при ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1), равной 100%. Надежность рельсов подтверждается обязательным продолжением полигонных испытаний до определения ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)-процентной наработки рельсов до отказа при ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1), равной 80%.
     

5.1.4 Ремонтопригодность термоупрочненных рельсов обеспечивается твердостью рельсов на глубине 22 мм от поверхности катания (см. 5.9.1) после восстановления профиля рельсов шлифованием и фрезерованием.
     
     Рельсы должны иметь удовлетворительную свариваемость в соответствии с требованиями нормативной документации владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, которая обеспечивается соблюдением всех требований настоящего стандарта и соответствующими режимами сварки и наплавки.
     

5.1.5 Контролепригодность рельсов обеспечивается выполнением требований приложения К. Восстановление контролепригодности рельсов, нарушенной в процессе эксплуатации, допускается шлифованием и фрезерованием.
     

5.1.3-5.1.5 (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

5.2 Конструкция и размеры

5.2.1 Форма и основные размеры поперечного сечения рельсов

5.2.1.1 Форма и основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 2.
          

Рисунок 1 - Основные размеры поперечного сечения рельса

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)


Рисунок 1 - Основные размеры поперечного сечения рельса


     Рисунок 1 (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

Таблица 2 - Основные размеры поперечного сечения рельсов
     

В миллиметрах

Размер поперечного сечения

Обозначение

Значение размера для рельса типа



Р50

Р65

Р65К

Р75

Высота рельса

Н

152,00

180,00

181,00

192,00

Высота шейки

h

83,00

105,00

105,00

104,40

Ширина головки

b

71,59

74,59

75,00

74,59

Ширина подошвы

В

132,00

150,00

150,00

150,00

Толщина шейки

е

16,00

18,00

18,00

20,00

Высота пера подошвы

m

10,50

11,25

11,25

13,55


     Таблица 2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     Отклонения контролируемых размеров и формы поперечного сечения рельсов должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
     


Таблица 3 - Допускаемые отклонения размеров и формы поперечного сечения рельсов
     

В миллиметрах

Наименование показателя

Обозначение

Класс профиля рельса

X

Y

Высота рельса:

типа Р50

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

±0,5

+0,5
-1,0

типа Р65, Р75

±0,6

+0,6
-1,1

типа Р65К

-

+1,3
-1,0

Высота шейки

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

±0,5

±0,6
 

Ширина головки

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

±0,5

+0,6
-0,5

Ширина подошвы

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

±1,0

+1,0
-1,5

Толщина шейки

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

+1,0
-0,5

Высота пера подошвы

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

+0,75
-0,50

Отклонение формы поверхности катания от номинальной для рельсов:

класса прямолинейности А

-

+0,6
-0,3

классов прямолинейности В и С

-

±0,6

Несимметричность рельса

-

±1,2

Выпуклость основания подошвы, не более

-

0,3

0,5

Примечание - Нормы по отклонению формы поверхности катания от номинальной не распространяются на рельсы типа Р65К.


     Таблица 3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

5.2.1.2 Вогнутость основания подошвы рельсов не допускается.
     

5.2.1.3 Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров и не контролируемые при приемке рельсов, приведены в приложении Г.
     

5.2.1.4 Расчетные параметры конструкций рельсов приведены в приложении Д.
     
     

5.2.2 Длина рельсов


     Рельсы без болтовых отверстий изготавливают:
     
     - длиной до 20 м включ. с допускаемым отклонением ±1 мм на метр длины;
     
     - длиной свыше 20 до 25 м включ. с допускаемым отклонением ±20 мм;
     
     - длиной свыше 25 до 100 м включ. с допускаемым отклонением ±30 мм.
     
     Рельсы с болтовыми отверстиями изготавливают длиной 25,00; 24,92; 24,84; 12,52; 12,50; 12,46; 12,42; 12,38 м с допускаемым отклонением ±4 мм.
     
     Примечание - Длина рельсов указана при температуре 15 °С. Результаты измерений, проведенных при других температурах, должны быть скорректированы с учетом температурного линейного расширения рельсов.
     
     

5.2.3 Болтовые отверстия в рельсах


     Расположение, число и диаметр болтовых отверстий в шейке на концах рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 2 и в таблице 4.
     
     

Рисунок 2 - Расположение болтовых отверстий

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)


Рисунок 2 - Расположение болтовых отверстий


     
Таблица 4 - Расположение и размеры болтовых отверстий
     

В миллиметрах

Тип рельса

Номинальное значение

Допускаемое отклонение

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

Р50

34,0

68,5

66,0

216,0

356,0

± 0,7

Р65, Р65К

36,0

78,5

96,0

316,0

446,0

Р75

36,0

80,4

96,0

316,0

446,0


     
     По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, числом и диаметром болтовых отверстий.
     
     Болтовые отверстия должны иметь фаски размером от 1,5 до 3,0 мм, снятые под углом около 45°.
     
     

5.2.4 Перпендикулярность торцов рельсов


     Отклонение поверхностей торцов от перпендикулярности по отношению к поверхности рельса не должно превышать 0,6 мм.
     
     

5.2.5 Прямолинейность рельсов


     Отклонения от прямолинейности на заданной базовой длине для рельсов соответствующих классов не должны превышать значений, указанных в таблице 5.
     


Таблица 5 - Допускаемые отклонения рельсов от прямолинейности
     

Элемент рельса*

Направление отклонения

Класс А

Класс В

Класс С



d, мм

L, м

d, мм

L, м

d, мм

L, м

Основная часть рельса

В вертикальной плоскости

3
и
0,20               1

3
и
0,30              1

0,60

1,5


В горизонтальной плоскости

0,45

1,5

0,60

1,5

0,80


Концевая зона рельса

Длина зоны

2 м

1,5 м


В вертикальной плоскости вверх

2
и
0,30            1

0,50

1,5

0,70

1,5


В вертикальной плоскости вниз

еГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)0,2 мм при FГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)0,6 м


В горизонтальной плоскости

2
и
0,40                1

0,50

1,5

0,50

1,5

Переходная зона

Длина зоны

2 м

1,5 м


В вертикальной плоскости

0,30

2

0,40

1,5

-**

-


В горизонтальной плоскости

0,60

2

0,60

1,5

-

-

Рельс в целом

В вертикальной плоскости

Для рельса длиной более 25 м, лежащего на подошве или на головке, зазор d не более 10 мм


В вертикальной и горизонтальной плоскостях

Для рельсов длиной 25 м и менее:



Стрела прогиба
не более 1/2500 длины рельса

Стрела прогиба не более 1/2200 длины рельса

* Элементы рельса приведены в приложении Е.
     
     Примечание - Обозначения:
     
     d - нормируемая величина отклонения (стрелы прогиба), зазора;
     
     L - базовая длина, для которой установлена нормируемая величина отклонения;
     
     е - нормируемая величина отклонения конца рельса вниз;
     
     F - расстояние от торца до начала отклонения конца рельса вниз.
     
     ** - значение не нормируется.
     


     Таблица 5 (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     Нормы прямолинейности класса А применяют для рельсов категорий ВС и СС, классов В и С - для рельсов остальных категорий.
     
     

5.2.6 Скручивание рельсов


     Скручивание рельсов длиной менее 18,00 м не должно превышать 1,25 мм, длиной от 18,00 до 24,84 м включительно - не более 2,0 мм, длиной свыше 24,84 м - не более 2,5 мм.
     
     Скручивание концов рельсов на длине 1 м не должно превышать: для рельсов типа Р50 - 0,4 мм, для рельсов типов Р65, Р65К и Р75 - 0,5 мм.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

5.3 Требования к технологии производства

5.3.1 Для производства рельсов используют непрерывно-литые заготовки из стали кислородно-конвертерного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке и вакуумированию.
     

5.3.2 Технология производства и контроля рельсов должна предусматривать удаление окалины при помощи гидросбива, возможность правки рельсов в двух плоскостях на роликоправильных машинах и прессах, автоматизированный контроль отклонения рельсов от прямолинейности, автоматизированный контроль размеров и формы профиля рельсов, автоматизированный ультразвуковой контроль внутренних дефектов, автоматизированный неразрушающий контроль качества поверхности рельсов, систему идентификации рельсов по технологическому потоку.
     

5.3.3 По соглашению сторон допускается изготовление рельсов с изменением отдельных требований, установленных в 5.3.1 и 5.3.2. В этом случае особенности технологии производства и контроля указывают в соглашении о поставке рельсов или в заказе.
     

5.3.4 Коэффициент вытяжки при прокатке рельсов типов Р50, Р65 и Р65К должен быть не менее 9,0, а при прокатке рельсов типа Р75 - не менее 7,6.
     

5.3.5 Допускается однократная повторная правка рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях на роликоправильных машинах и неоднократная правка местных и концевых искривлений на прессах.
     

5.3.6 Технология производства должна обеспечивать отсутствие флокенов в рельсах.
     
     При массовой доле водорода в жидкой стали в промежуточном ковше:
     
     - до 0,00020% (2,0 ppm) включ. допускается не проводить противофлокенную обработку заготовок и рельсов;
     
     - свыше 0,00020% (2,0 ppm) до 0,00025% (2,5 ppm) включ. проведение противофлокенной обработки заготовок или рельсов обязательно;
     
     - свыше 0,00025% (2,5 ppm) сталь не назначают для производства рельсов.
     
     

5.4 Химический состав

5.4.1 Химический состав стали, определяемый по ковшовой пробе, должен соответствовать указанному в таблице 6.
     


Таблица 6 - Химический состав стали
     

Марка стали

Массовая доля элементов, %

Углерод

Марганец

Кремний

Ванадий

Хром

Азот

Фосфор

Сера

Алюминий

Не более

90ХАФ

0,83-0,95

0,75-1,25

0,25-0,60

0,08-0,15

0,20-0,60

0,010-0,020

0,020

0,020

0,004

76ХАФ

0,71-0,82

0,75-1,25

0,25-0,60

0,05-0,15

0,20-0,80

0,010-0,020

0,020

0,020

0,004

76ХФ

0,71-0,82

0,75-1,25

0,25-0,60

0,03-0,15

0,20-0,80

-

0,020

0,020

0,004

76ХСФ

0,71-0,82

0,75-1,25

0,30-1,10
 

0,05-0,15

0,50-1,25

-

0,020

0,020

0,004

90АФ

0,83-0,95

0,75-1,25

0,25-0,60

0,08-0,15

-

0,010-0,020

0,020

0,020

0,004

76АФ

0,71-0,82

0,75-1,25

0,25-0,60

0,05-0,15

-

0,010-0,020

0,020

0,020

0,004

76Ф

0,71-0,82

0,75-1,25

0,25-0,60

0,03-0,15

-

-

0,020

0,020

0,004

Примечание - К обозначению марки стали добавляют спереди букву "К" для конвертерной и букву "Э" для электропечной стали.


     Таблица 6 (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

5.4.2 Массовая доля остаточных элементов в стали не должна превышать:
     
     - меди - 0,20%;
     
     - никеля - 0,20% для рельсов категорий ОТ350НН, ДТ350НН, ОТ350 и ДТ350,
     
     - 0,15% для рельсов всех остальных категорий;
     
     - суммарная никеля и меди - 0,27%;
     
     - хрома - 0,20%;
     
     - титана - 0,010%.
     
     При этом суммарная массовая доля указанных элементов и хрома, если он является остаточным элементом, должна быть не более 0,40%.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

5.4.3 Допускаемые отклонения химического состава рельсов указаны в таблице 7.
        


Таблица 7 - Допускаемые отклонения химического состава рельсов, не более
     

В процентах

Углерод

Марганец

Кремний

Ванадий

Хром

Азот

Фосфор

Сера

Алюминий

±0,02

±0,05

±0,02

+0,02

±0,02
 

±0,005

+0,005

+0,005

+0,001


     Таблица 7 (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

5.4.4 Массовая доля общего кислорода в рельсах не должна превышать 0,0020% (20 ppm).
     
     Допускается не более 5% плавок от месячного объема поставки с массовой долей общего кислорода свыше 0,0020% (20 ppm) до 0,0030% (30 ppm).
     

5.4.5 Массовая доля кислорода в высокоглиноземистых оксидных включениях не должна превышать 0,0010% (10 ppm). Данная норма начинает действовать через один год после даты введения в действие настоящего стандарта.
     

5.4.6 Категории рельсов устанавливаются с учетом марки стали и термической обработки рельсов по таблице 8.
     


Таблица 8 - Категории рельсов в зависимости от марки стали и термической обработки рельсов
     

Марка стали

Категории рельсов по термическому упрочнению

ДТ

ОТ

НГ

90ХАФ

ДТ370ИК

-

-

90АФ

ДТ370ИК

ОТ370ИК

-

76ХАФ

ДТ350НН

-

-

76АФ

ДТ350НН

ОТ350НН

-

76ХФ

ДТ350ВС
ДТ350СС
ДТ350

НТ300

76ХСФ

-

-

НТ320ВС
НТ320

76Ф

ДТ350ВС
ДТ350СС
ДТ350

ОТ350СС
ОТ350

НТ260


     Таблица 8 (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

5.5 Загрязненность стали неметаллическими включениями

5.5.1 Размер наибольшего диаметра ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1) отдельных глобулярных включений (группы ED) не должен превышать 30 мкм при оценке по каждому из шести шлифов и 20 мкм при оценке усредненного диаметра по шести шлифам.
     

5.5.2 Размер наибольшей длины ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1) строчечных глобулярных включений (группы ЕВ) не должен превышать:
     
     - для рельсов специального назначения 353 мкм при оценке максимального размера по каждому из шести шлифов и 300 мкм при оценке максимального размера, усредненного по шести шлифам;
     
     - для рельсов общего назначения 705 мкм при оценке максимального размера по каждому из шести шлифов и 500 мкм при оценке максимального размера, усредненного по шести шлифам.
     

5.5.3 Суммарный коэффициент загрязненности рельсов строчечными глобулярными включениями и отдельными глобулярными включениями ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1), должен быть не более 30 мкмГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)/ммГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1) для каждой группы включений. Данная норма начинает действовать через один год после даты введения в действие настоящего стандарта.
     
     

5.6 Внутренние дефекты и дефекты макроструктуры

5.6.1 В рельсах не допускаются флокены, расслоения, трещины, корочки, пятнистая ликвация, инородные металлические и шлаковые включения.
     
     Вид, характер и место расположения допускаемых и недопускаемых дефектов макроструктуры должны соответствовать нормам, установленным шкалой макроструктуры рельсов в соответствии с приложением И.
     

5.6.2 В рельсах не допускаются выявляемые при ультразвуковом контроле внутренние дефекты, амплитуда эхо-сигналов от которых или ослабление донного сигнала которыми превышают установленный уровень (приложение К).
     
     

5.7 Качество поверхности

5.7.1 Поверхность рельса должна быть без раскатанных загрязнений, трещин, рванин, раскатанных корочек, плен, закатов, раковин от окалины, подрезов, вмятин, продиров, поперечных рисок и поперечных царапин.
     
     Вид и максимальные значения параметров допускаемых дефектов поверхности в зависимости от места их расположения приведены в таблице 9.
     
     
Таблица 9 - Допускаемые дефекты поверхности рельсов
     

В миллиметрах

Вид дефекта

Параметр дефекта

Место расположения и параметры дефекта для классов качества поверхности рельсов Е и Р

поверхность катания

средняя треть основания подошвы

остальные элементы профиля

Е

Р

Е

Р

Е

Р

Раскатанные пузыри, волосовины

Глубина

0,35

1,00

0,30

0,30

0,50

1,00

Длина

500

1000

500

1000

500

1000

Продольные риски, царапины, морщины

Глубина

0,30

0,50

0,30

0,30

0,50

0,50

Примечание - На поверхности шейки рельсов вне зоны сопряжения с накладками допускаются выпуклые отпечатки высотой не более 5 мм.


     

5.7.2 На поверхности рельсов, предназначенных для сварки, на длине менее 200 мм от торцов не допускаются раскатанные пузыри, морщины и волосовины.
     

5.7.3 Допускается удаление недопустимых дефектов пологой зачисткой абразивным инструментом вдоль рельса, без прижогов, на глубину, не превышающую установленную в таблице 10. После зачистки размеры профиля должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 2 и 3.
     
     
Таблица 10 - Допускаемая глубина удаления дефектов
     

В миллиметрах

Место расположения дефекта

Глубина удаления дефектов для рельсов классов качества поверхности, не более

Е

Р

Поверхность катания

0,35

0,50

Средняя треть основания подошвы

0,30

0,50

Остальные элементы профиля

0,50

1,00


     

5.7.4 Допускается удаление отпечатков и знаков выпуклой маркировки на шейке рельса в зоне сопряжения с накладками зачисткой абразивным инструментом вдоль направления прокатки при обеспечении размеров шейки.
     

5.7.5 На поверхности катания головки и основания подошвы рельсов не допускаются дефекты, выявляемые методами неразрушающего контроля согласно требованиям раздела К.5 (приложение К, метод В).
     

5.7.6 Поверхность торцов рельсов должна быть без рванин, расслоений и трещин. Кромки торцов рельсов должны быть без заусенцев и наплывов металла.
     
     Для рельсов без болтовых отверстий рекомендуется притуплять кромки торцов по контуру головки и шейки.
     
     На термоупрочненных рельсах с болтовыми отверстиями, на торцах по нижним кромкам головки рельсов и верхней части перьев подошвы должна быть снята фаска размером до 3 мм.
     

5.7.7 Поверхность болтовых отверстий и фасок должна быть без рванин, задиров, винтовых следов от сверления.
     

5.7.8 Для рельсов назначений ВС, СС и НН применяют нормы качества поверхности класса Е, для рельсов остальных назначений применяют нормы качества поверхности класса Е или Р.
     
     

5.8 Механические свойства


     Механические свойства при испытаниях на растяжение и ударный изгиб должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 11.
     
     
Таблица 11 - Механические свойства
     

Категория рельсов

Временное сопротивление,
ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1), Н/ммГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

Предел текучести, ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1), Н/ммГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

Относительное удлинение, ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1), %

Относительное сужение, ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1), %

Ударная вязкость, ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1), Дж/смГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

не менее

ОТ370ИК

1280

870

8,0

20,0

15

ДТ370ИК

9,0

14,0

ОТ350
ОТ350НН
ОТ350СС

1180

800

8,0

25,0

25

ДТ350
ДТ350НН
ДТ350СС
ДТ350ВС

1180

800

9,0

25,0

15

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

Название документа: ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Изменением N 1)

Номер документа: 51685-2013

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2014 год

Фактическая дата официального опубликования стандарта - май 2014 года (информация с сайта http://www.gost.ru/ по состоянию на 16.05.2014)

Дата принятия: 14 октября 2013

Дата начала действия: 01 июля 2014
Дата редакции: 24 февраля 2016
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах