ГОСТ Р 54505-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность функциональная
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Functional safety. Risk management on railway transport
ОКС 03.220.30
Дата введения 2012-08-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "ИБТранс" (ЗАО "ИБТранс")
2 ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 58 "Функциональная безопасность" и ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2011 г. N 572-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт устанавливает подход и общие правила управления рисками на железнодорожном транспорте, связанными с функциональной безопасностью объектов инфраструктуры и подвижного состава.
Настоящий стандарт распространяется на внутренние и внешние по отношению к субъектам деятельности в сфере железнодорожного транспорта (владельцам инфраструктуры, операторам железнодорожного подвижного состава, перевозчикам и пользователям услуг железнодорожного транспорта) риски.
Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 27.302-2009 Надежность в технике. Анализ дерева неисправностей
ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем
ГОСТ Р 51901.11-2005 (МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство
ГОСТ Р 51901.12-2007 (МЭК 60812:2006) Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов
ГОСТ Р 51901.14-2007 (МЭК 61078:2006) Менеджмент риска. Структурная схема надежности и булевы методы
ГОСТ Р 51901.15-2005 (МЭК 61165:1995) Менеджмент риска. Применение марковских методов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году, Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 анализ риска (risk analysis): Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска. Примечание - Анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска. [ГОСТ Р 51901.1-2002, пункт 2.6] |
3.2 безопасность (safety): Отсутствие недопустимого риска. [ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.1.8] |
3.3 вероятность: Мера того, что событие может произойти. [ГОСТ Р 51897-2002*, статья 3.1.3] |
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 51897-2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
3.4 владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензий и договора.
Примечание - Термин приведен в соответствии с [1], статья 2.
3.5 внешний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на общество (социальный риск) и окружающую среду (экологический риск).
3.6 внутренний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на пассажиров, работников железнодорожного транспорта, с работой объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также с недополучением прибыли субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта.
3.7 допустимый уровень риска: Уровень риска, который приемлем при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.
3.8
железнодорожный подвижной состав (подвижной состав): Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры. Примечание - Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав. [ГОСТ Р 52944-2008, статья 1] |
3.9 жизненный цикл: Совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований, создания, применения и утилизации объекта инфраструктуры и подвижного состава, происходящих в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта инфраструктуры или подвижного состава и заканчивается после этапа утилизации объекта инфраструктуры или подвижного состава.
3.10 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируют все действия по управлению функциональной безопасностью, выявленные опасности, ответственных лиц, принятые и утвержденные решения или же указывают ссылки на связанные с этим процессом документы.
Примечание - Журнал учета опасностей иногда называют протоколом угроз.
3.11 идентификация риска: Процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска. Примечания 1 Элементы риска могут включать в себя источники или опасности, события, последствия и вероятность. 2 Идентификация риска может также отражать интересы причастных сторон. [ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.3.3] |
3.12 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Примечание - Термин приведен в соответствии с [1], статья 2.
3.13 источник риска: Фактор, способный самостоятельно или в сочетании с другими факторами способствовать возникновению рисков.
Примечание - Термин приведен в соответствии с [2], статья 3.5.1.2.
3.14 критерии риска: Правила, по которым оценивают значимость риска. Примечание - Критерии риска могут включать в себя сопутствующие стоимость и выгоды, законодательные и обязательные требования, социально-экономические и экологические аспекты, озабоченность причастных сторон, приоритеты и другие затраты на оценку. [ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.1.6] |
3.15 матрица рисков: Инструмент, позволяющий ранжировать и отражать риски путем определения уровней частот и тяжести последствий.
Примечание - Термин приведен в соответствии с [2], статья 3.6.1.7.
3.16 мониторинг: Постоянная проверка, надзор, наблюдение и определение текущего состояния в целях выявления изменений по сравнению с ожидаемыми или требуемыми показателями.
Примечание - Термин приведен в соответствии с [2], статья 3.8.2.1.
3.17 неисправность: Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) технической документации.
3.18
обработка риска (risk treatment): Процесс выбора и выполнения мероприятий для изменения риска. Примечание 1 - Термин "обработка риска" иногда используют для измерений риска. Примечание 2 - К мероприятиям по обработке риска могут относиться исключение, оптимизация, передача или сохранение риска. [ГОСТ Р 51901.4-2005, пункт 3.6] |
Примечание 3 - Обработку риска, направленную на устранение негативных последствий, часто называют смягчением последствий риска или снижением риска.
3.19 объект: Любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности.
Примечания
1 Примерами объектов могут быть система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент.
2 Объект может состоять из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и может также в частных случаях включать людей.
3 Группу объектов можно рассматривать как самостоятельный объект.
3.20 опасное событие (hazardous event): Событие, которое может причинить вред. [ГОСТ Р 51901.1-2002, пункт 2.3] |
3.21 опасность (hazard): Потенциальный источник возникновения ущерба. [ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.1.2] |
Примечание - Опасность является источником риска применительно к вопросам безопасности.
3.22 оператор железнодорожного подвижного состава: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.
Примечание - Термин приведен в соответствии с [1], статья 2.
3.23 остаточный риск: Риск, остающийся после обработки риска. [ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.4.11] |
3.24 оценивание риска (risk evaluation): Процесс сравнения оцененного риска с данными критериями риска с целью определения значимости риска. [ГОСТ Р 51901.1-2002, пункт 2.10] |
3.25 оценка величины риска (risk estimation): Процесс присвоения значений вероятности и последствий риска. [ГОСТ Р 51901.1-2002, пункт 2.9] |