Статус документа
Статус документа

     
     СМТ ЭТ 006-04

     

Стандарт Министерства транспорта Российской Федерации

Вагоны трамвайные пассажирские. Общие технические требования

     

Дата введения 01.03.2004 г.

Срок действия до 31.12.2010 г.



1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Научно-исследовательским институтом городского электрического транспорта (ЗАО НИИГЭТ) совместно с Федеральным Государственным унитарным предприятием "Усть-Катавский трамвайный завод" (ФГУП "УКВЗ")

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 03.02.2004 г. N АК-11-р

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1. Область применения


Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые и модернизируемые на их основе пассажирские трамвайные вагоны с жесткой базой и сочлененные (далее в тексте - вагоны) исполнения У категории I по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1, предназначенные для эксплуатации на городских маршрутах, оборудованных контактной сетью и рельсовыми путями с шириной колеи 1524 мм, соответствующих требованиям СНиП 2.05.09.

Требования стандарта по обеспечению безопасности трамвайных вагонов для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества пассажиров и обслуживающего персонала, а также создание комфортных условий проезда пассажиров, изложенные в разделах 4, 6, 8, 9, 11, являются обязательными.

2. Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-92* ЕСКД. Эксплуатационные документы

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 2.601-95. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 9.032-74 Покрытия лакокрасочные. Классификация и обозначения

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.009-76 ССБТ. Электробезопасность. Термины и определения

ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.1.033-81 Пожарная безопасность. Термины и определения

ГОСТ 12.1.044-91* ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 12.1.004-91. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.1-75 ССБТ. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.6-75 ССБТ. Аппараты коммутационные низковольтные. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.11-75 ССБТ. Преобразователи полупроводниковые. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.12-88 ССБТ. Источники тока химические. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.046-91 ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования

ГОСТ Р 15.201-2000 Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ 15.309-98 СРПП. Испытание и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог

ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Технические требования

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 6144-90 Оси трамвайных вагонов. Технические условия

ГОСТ 6962-75 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений

ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов

ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 19350-74 Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ 25712-88 Бандажи чистые для вагонов трамвая. Технические условия

ГОСТ 29205-91 Нормы допускаемых индустриальных помех. Допустимые значения. Методы испытаний

ГОСТ Р 51090-97 Средства общественного транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов

3. Определения


В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями.

Вагон трамвайный - транспортное средство, приводимое в движение электрическими двигателями, получающими электроэнергию от внешнего источника по контактному проводу и рельсам, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов.

Высота габаритная - расстояние от уровня головки рельс (УГР) до плоскости, параллельной трамвайному пути и касательной к наиболее высокой точке оборудования, установленного на крыше трамвайного вагона, в том числе токоприемника в сложенном состоянии.

Выход - служебная дверь или запасной выход.

Дверь служебная - дверь трамвайного вагона, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации трамвайного вагона, когда водитель находится на рабочем месте.

Длина габаритная - расстояние между плоскостями, перпендикулярными продольной оси кузова трамвайного вагона, касательными к наиболее выступающим частям, за исключением сцепных аппаратов.

Длина тормозного пути - расстояние, пройденное трамвайным вагоном с момента воздействия на орган управления тормозной системой до прекращения движения.

Запасный выход - запасная дверь или окно, предназначенные для использования пассажирами в качестве выхода в случае опасности, в том числе служебные двери, приспособленные для выхода в случае опасности.

Запасное окно - под запасным окном подразумевается окно, не обязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

Исходная ось - характерная ось огня, определяемая предприятием-изготовителем огня и служащая ориентиром при установке на транспортном средстве.

Максимальная техническая масса - сумма порожней массы вагона и массы пассажиров, занимающих все места для сидения и стоящих из расчета 0,125 м/чел на площади, предназначенной для проезда стоя (вес пассажира принят 68 кг). Определяется по приложению Б.

Масса при номинальной вместимости - сумма порожней массы вагона и массы пассажиров, занимающих все места для сидения и стоящих из расчета 0,2 м/чел на площади, предназначенной для проезда стоя.

Максимальная техническая масса, приходящаяся на ось - часть от полной максимальной технической массы, приходящаяся на ось.

Материалы негорючие - негорючие (несгораемые) вещества и материалы, не способные к горению в воздухе.

Механический энергоаккумулятор - тормозной привод, функционирующий за счет энергии предварительно сжатых пружин.

Остаточное пространство - пространство, которое должно сохраняться в пассажирском помещении во время и после проведения одного из испытаний конструкции, предусмотренных ГОСТ Р 41.66.

Передняя обзорность - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно продольной плоскости вагона.

Плавность хода - характеристика ходовых качеств трамвайного вагона, зависит от интенсивности и спектрального состава колебаний кузова вагона, измеряется в баллах.

Пожарная безопасность - термины и определения по ГОСТ 12.1.033 и ГОСТ 12.1.044.

Пожарная нагрузка - это мера пожарной опасности, представляет собой общий потенциал горючих материалов, приходящихся на единицу площади горения, измеряется в кг/м или МДж/м.

Порожняя масса - масса вагона в снаряженном состоянии без пассажиров, с учетом массы водителя и кондуктора, если для последнего предусмотрено специальное место (вес каждого 75 кг), а также суммы масс омывающей жидкости, смазки, песка в бункерах песочниц, инструментов и принадлежностей.

Режим принудительного торможения осуществляется без участия водителя в случае срабатывания устройства безопасности, при воздействии на рукоятки (кнопки) "СТОП" в помещении для пассажиров и в случае разрыва автосцепки при работе вагонов по СМЕ. Режим принудительного торможения, как правило, обеспечивается совместным действием систем механических и рельсовых тормозов с автоматической подачей песка под колеса вагона.

Система рабочего торможения - это совокупность исправных тормозных систем различного типа, установленных на вагоне, которая служит для уменьшения скорости и остановки вагона. Система рабочего торможения выполняет функции служебного, экстренного торможения, удержания вагона на остановке и уклоне и принудительного торможения. Она состоит из системы электрического тормоза, системы рельсового тормоза и системы механического тормоза.

Система аварийного торможения - это совокупность тормозных систем, одна из которых находится в неисправном состоянии.

Система многих единиц (СМЕ) - совместная работа трамвайных вагонов в составе поезда с управлением из кабины головного вагона.

Система противоюзовая/противобуксовочная - часть электрического оборудования, которая во время разгона или электрического торможения автоматически уравнивает скорости вращения одной или нескольких колесных пар трамвайного вагона.

Система торможения - комплекты электрического и механического оборудования, создающие искусственное сопротивление движению вагона.

Скорость конструкционная - поступательная скорость трамвайного вагона, при превышении которой возможно разрушение конструктивных элементов механического или электрического оборудования, например карданного вала, якоря тягового двигателя.

Скорость сообщения - параметр, определяемый при движении вагона по конкретному маршруту с учетом времени стоянки на перегонах и остановочных пунктах.

Скорость установившаяся - скорость движения вагона с номинальной нагрузкой, при номинальном напряжении в контактной сети, при движении в режиме тяги на горизонтальном участке сухого и чистого рельсового пути без ускорения или замедления.

Служебное торможение - это торможение, осуществляемое электрическим торможением с последующим дотормаживанием механическими тормозами до полной остановки.

Сочлененный вагон - трамвайный вагон, который состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных друг с другом, помещения которых взаимно соединены таким образом, что пассажиры могут свободно перемещаться между ними; жесткие секции постоянно соединены и могут быть разъединены с помощью приспособлений, обычно имеющихся только в мастерской.

Степень очистки нормативной зоны - отношение площади поверхности нормативной зоны ветрового стекла, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.

Стояночная тормозная система - это тормозная система, обеспечивающая неподвижность вагона (при максимальной технической массе) на уклоне предельной величины.

Торможение - управляемое замедление движения вагона.

Тормозной путь - расстояние, пройденное вагоном с момента, когда водитель начинает воздействовать на орган управления тормозной системы, до прекращения движения.

Торможение экстренное - это торможение, необходимое для предельно быстрой остановки вагона, осуществляемое совместным действием тормозных систем.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».