• Текст документа
  • Статус
Действующий


ГОСТ 1561-75

Группа Д56

     
     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

РЕЗЕРВУАРЫ ВОЗДУШНЫЕ ДЛЯ АВТОТОРМОЗОВ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Технические условия

Air reservoirs for railway car automatic brakes. Specifications*

______________
* Наименование стандарта. Измененная редакция, Изм. N 1.



Дата введения 1977-01-01

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. N 1894 срок введения установлен с 01.01.77

ПРОВЕРЕН в 1987 г. Постановлением Госстандарта СССР от 08.06.87 N 1889 срок действия продлен до 01.01.93*
________________

* Ограничение срока действия снято по протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 2, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.


ВЗАМЕН ГОСТ 1561-65

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 1987 г.

ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 16 от 08.10.99). Государство-разработчик Россия. Постановлением Госстандарта России от 28.12.99 N 775-ст введено в действие на территории РФ с 01.07.2000

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2000 год


Настоящий стандарт распространяется на воздушные резервуары для автоматических тормозов грузовых и пассажирских вагонов, электропоездов, дизель-поездов исполнения У по ГОСТ 15150-69, а также вагонов метрополитена и трамваев.

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Типы и основные параметры резервуаров должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)


1 - штуцер днища; 2 - днище с отверстием; 3 - кольцо подкладное; 4 - обечайка;
5 - пробка; 6 - штуцер обечайки; 7 - днище глухое.




Типо-
размеры резер-
вуаров

Расчетное давление, МПа (кгс/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1))

Вмес-
тимость,
л

Размеры, мм

Номинальный размер резьбы штуцера, дюймы

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

не менее

обечайки

днища

Р7-8

0,7 (7)

8

210

250

300

2,5

3,0

0,1ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

16

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р7-12

12

300

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р7-24

24

550

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1); ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р7-38

38

605

300

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р7-55

55

860

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1); ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р7-78

78

1210

Р7-100

100

1510

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р7-110

110

1653

Р7-135

135

1180

400

Р10-9

1,0 (10)

9,5

234

250

3,9

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р10-20

20

475

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р10-55

55

860

303

3,9

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р10-100

100

1050

358

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р10-170

170

1362

416

400

4,0

5,0

24

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1); ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1); ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Р10-300

300

1172

610

502

5,0

6,0

50

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1); ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

__________________
* По заказу потребителя.

Примечания:

1. Допускается увеличение высоты днища за счет уменьшения длины обечайки.

2. Допускается дополнительно устанавливать штуцеры на глухом днище и обечайке по согласованию с потребителем.

3. Допускается применение подкладных планок для продольных сварных соединений.

4. Отклонения фактической вместимости резервуаров от указанной в таблице не должны превышать 3%.


Пример условного обозначения резервуара с расчетным давлением 0,7 МПа (7 кгс/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)), вместимостью 100 л:

Резервуар P7-100 ГОСТ 1561-75


То же, с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)):

Резервуар Р10-100 ГОСТ 1561-75

1.2. Штуцеры обечайки и днища резервуара должны иметь трубную резьбу по ГОСТ 6357-81, класс В.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Резервуары должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Детали резервуара должны изготовляться из стали следующих марок:

а) днище, обечайка, подкладные кольца и планки - 10ХНДП по ГОСТ 19281-89, 15 по ГОСТ 1050-74* и ВСт3сп5 по ГОСТ 380-71 при толщине металла 5 мм и более; 10ХНДП по ГОСТ 19281-89, 15 по ГОСТ 1050-74* и ВСт3сп2 по ГОСТ 380-71 при толщине металла от 4 до 5 мм; 4-IV-ВСт3сп или 4-IV-15 по ГОСТ 16523-70 и 10ХНДП при толщине металла 3,9 мм и менее.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 1050-88, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Допускается применение полуспокойных сталей тех же марок для резервуаров с расчетным давлением 0,7 МПа (7 кгс/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)).

Для резервуаров с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)) допускается применение полуспокойной стали по согласованию с потребителем.

По согласованию с потребителем допускается применение других материалов.

Для вагонов метрополитена допускается изготовление резервуаров из стали марок 20 по ГОСТ 1577-81* и 5-III-20 по ГОСТ 16523-70;
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 1577-93. - Примечание изготовителя базы данных.

б) штуцер - из стали марки ВСт3 по ГОСТ 380-71 любой степени раскисления.

Допускается применение стали марок 15, 20 по ГОСТ 1050-74 или 15Л-I, 20Л-I по ГОСТ 977-75*;
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 977-88, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

в) пробка - из стали Ст0, Ст1, Ст2, Ст3 любой группы и способа раскисления по ГОСТ 380-71.

Допускается изготовлять пробки из литой стали марок 15Л-I, 20Л-I, 25Л-I, 40Л-I по ГОСТ 977-75, а также из пластмасс.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3. Резьба штуцера и пробки должна быть чистой. Не допускаются нитки с сорванной или неполной резьбой, если их длина превышает 10% общей длины резьбы по винтовой линии.

2.4. Днища резервуара должны быть изготовлены горячей или холодной штамповкой.

Днища должны подвергаться термообработке, если температура окончания штамповки ниже 700 °С.

2.5. На участке малого радиуса отштампованного днища допускается утонение до 10% толщины листа.

2.6. Состояние поверхности обечайки и днища должно отвечать требованиям, установленным стандартами на исходный материал.

Не допускаются дефекты, образующиеся в процессе изготовления обечайки и днища резервуаров, глубиной более 0,2 мм при толщине металла до 5 мм, 0,3 мм при толщине металла свыше 5 мм и выводящие толщину металла за пределы минусового допуска.

Не допускаются надрывы и расслоения металла.

2.7. Горф* цилиндрической части днища не должен превышать 0,5 мм для днища диаметром до 400 мм и 1 мм диаметром более 400 мм.
__________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.8. Отклонения от правильной геометрической формы резервуара (нецилиндричность, некруглость) допускаются в пределах допуска на диаметр.

2.9. Подготовка деталей к сварке, производство сварочных работ, марки применяемых сварочных материалов должны соответствовать нормативно-технической документации на изготовление сварных конструкций железнодорожных вагонов.

2.10. Продольные и кольцевые швы должны быть выполнены встык электродуговой сваркой по ГОСТ 8713-79 или ГОСТ 14771-76.

2.11. Штуцеры должны быть приварены в центре днища и середине обечайки.

Допускается приваривать штуцер обечайки со смещением от середины на расстоянии не менее 100 мм от продольного и поперечного швов.

2.12. Прочность сварного соединения должна быть не менее прочности основного металла.

Качество применяемых сварочных материалов должно обеспечивать: временное сопротивление металла шва - не менее нижнего предела прочности основного металла, относительное удлинение - не менее 18% и ударную вязкость - не менее 0,8 МДж/мГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1) (8 кгс·м/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)) при температуре плюс 20 °С и не менее 0,4 МДж/мГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1) (4 кгс·м/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)) при температуре минус 20 °С.

2.13. При угле изгиба в 100° в сварных соединениях не должно быть трещин.

2.14. Швы резервуаров должны быть плотными.

2.15. Сварка должна производиться сварщиками, прошедшими испытания согласно действующим правилам Госгортехнадзора.

2.16. Наружная поверхность резервуаров должна быть окрашена по ГОСТ 7409-73*, ГОСТ 12549-80** и ГОСТ 22947-78***.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 7409-90;

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12549--2003;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 31365-2008. - Примечание изготовителя базы данных.

Перед окраской резервуары должны быть подвергнуты всем видам испытаний и контроля.

2.17. Срок службы резервуаров - 20 лет, для вагонов метрополитена - 31 год. По истечении срока службы резервуаров вагонов метрополитена эксплуатация их должна быть прекращена. Решение о возможности дальнейшей эксплуатации принимается по результатам обследования технического состояния каждого резервуара по согласованной методике.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Для проверки соответствия резервуаров требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания.

3.2. При приемо-сдаточных испытаниях должны контролироваться внешний вид резервуара на соответствие требованиям пп.2.3, 2.5-2.8, 2.11, 2.16 и качество сварных швов на соответствие требованиям пп.2.10, 2.12-2.14.

3.3. При проверке качества сварных швов должны контролироваться:

а) внешний вид, размеры и наружные дефекты сварных швов;

б) механические свойства;

в) внутренние дефекты;

г) плотность швов.

3.4. Проверке по пп.3.3а, г должен подвергаться каждый резервуар, а по п.3.3б - выборочно от партии резервуаров, устанавливаемой предприятием-изготовителем.

3.5. Проверке по п.3.3 в должен подвергаться каждый резервуар с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)), а с расчетным давлением 0,7 МПа (7 кгс/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)) - выборочно от партии резервуаров по согласованию с потребителем.

3.6. Результаты проверки и испытания резервуаров должны быть занесены в специальную книгу предприятия-изготовителя.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Проверка внешнего вида резервуара и размеров сварных швов должна проводиться наружным осмотром и обмером.

4.2. Проверка наружных дефектов сварных швов - по ГОСТ 3242-79.

4.3. Определение механических свойств сварных соединений - по ГОСТ 6996-66.

4.4. Определение внутренних дефектов в швах сварных соединений должно проводиться методом просвечивания проникающими излучениями по ГОСТ 7512-82 или методом ультразвуковой дефектоскопии по ГОСТ 14782-86.

Просвечиванию подлежат продольные и кольцевые швы на протяжении не менее 25% общей длины выполненных стыковых швов испытываемого резервуара.

Допускается, по согласованию с потребителем, уменьшение процента от общей длины сварных швов и количества просвечиваемых резервуаров.

4.5. Плотность швов должна проверяться гидравлическим испытанием.

Гидравлическое испытание резервуара должно проводиться пробным (полуторным расчетным) давлением, под которым он выдерживается в течение 3 мин, резервуаров вместимостью 170 и 300 л - 5 мин.

При испытании должны производиться осмотр резервуара и обстукивание сварных швов деревянным молотком массой 0,5 кг.

Течь, "слезки" и потение при испытаниях не допускаются.

4.6. К каждому резервуару с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)) должна прикладываться эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601-68* (по заказу потребителя).
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006. - Примечание изготовителя базы данных.

5. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. На глухом днище или обечайке резервуара должны быть нанесены белой масляной краской следующие надписи и знаки:

условный номер или товарный знак предприятия-изготовителя;

обозначение резервуара;

номер резервуара по системе нумерации предприятия-изготовителя;

год и месяц изготовления.

Кроме того, на штуцере обечайки должны быть выбиты: номер резервуара, год и месяц изготовителя и условный номер или товарный знак предприятия-изготовителя.

По заказу потребителя на резервуарах с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/смГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)) могут быть указаны другие данные.

5.2. Резервуары после гидравлических испытаний должны быть просушены внутри, отверстия штуцеров должны быть покрыты антикоррозионной смазкой и заглушены пробкой, исключающей попадание ее внутрь.

5.3. Группа условий хранения резервуаров - С по ГОСТ 15150-69.

5.4. При транспортировании резервуары должны быть предохранены от ударов и механических повреждений.

6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие резервуаров требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации, транспортирования и хранения.

Гарантийный срок устанавливается 5 лет со дня ввода резервуара в эксплуатацию.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1988



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена АО "Кодекс"

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Название документа: ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия (с Изменением N 1)

Номер документа: 1561-75

Вид документа: ГОСТ

Принявший орган: Госстандарт СССР

Статус: Действующий

Опубликован: официальное издание

М.: Издательство стандартов, 1988 год

Дата принятия: 23 июля 1975

Дата начала действия: 01 января 1977
Дата редакции: 28 декабря 1999
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах