Статус документа
Статус документа

     
     РД 31.74.07-95

     
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

     

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАВИГАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РАБОТЫ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО ФЛОТА

     

Дата введения 1995-07-01

ПРЕДИСЛОВИЕ

     1. РАЗРАБОТАН

АО "Ростовское ЦПКБ" "Стапель"

     Генеральный директор

А.В.Святенко

     Главный инженер

И.В.Санкин

     Зав. отделом

К.П.Кобец

     Ответственный исполнитель

Н.А.Ирхин     

     СОГЛАСОВАН:


     АО ''Северное морское пароходство"

     Начальник службы дноуглубительных работ

В.П.Шошин

     Северо-Каспийское пароходство

     Начальник пароходства

Н.Д.Абакшин

     Азовское управление морских путей

     Начальник управления

Ю.Н.Романченко

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ письмом Департамента морского транспорта Российской Федерации от 30.05.95 N ДМТ-35/1142. Зам. директора ДМТ Б.С.Гришин.

3. ВЗАМЕН РД 31.74.07-83

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий нормативный документ (НД) устанавливает:

- правила организации и выполнения дноуглубительных работ в районах с повышенной навигационной опасностью;

- перечень участков дноуглубительных работ с повышенной навигационной опасностью.

Определяет условия возникновения аварийной ситуации и безопасные способы съемки и ухода земснаряда в укрытие.

НД является обязательным документом для предприятий, заказывающих и выполняющих дноуглубительные работы, администраций служб, осуществляющих контроль за работой флота в пределах портовых вод, экипажей судов дноуглубительного флота.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем НД использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

РД 31.74.04-79 Технология промерных работ при производстве дноуглубительных работ.

РД 31.74.08-94 Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ.

РД 31.60.14-81 Наставление по борьбе за живучесть судов морского флота (НЖБС).

РД 31.31.47-88  Нормы проектирования морских каналов.

РД 31.29.04-90 Суда дноуглубительного флота. Рабочие устройства. Правила технической эксплуатации.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 К опасным в навигационном отношении участкам дноуглубительных работ относятся:

- участки, на акватории которых имеются подводные и надводные препятствия и гидротехнические сооружения, с малыми забровочными глубинами или расположенные близко к береговой черте или на береге и открытые воздействию штормовых ветров и волнения;

- участки подходных и соединительных каналов с малыми забровочными глубинами, расположенные в прибрежной зоне на значительном удалении от порта-убежища;

- участки, расположенные в узостях с интенсивным судоходством;

- участки с большой массой битого льда с возможной подвижкой ледовых полей при выполнении дноуглубительных работ в зимний период.

Перечень районов, объектов и участков работ с повышенной навигационной опасностью, расположенных на акватории России и ближайшего зарубежья, где возможна работа дноуглубительного флота Российской Федерации, приведен в приложении А.

3.2 Степень повышенной навигационной опасности для районов, не вошедших в указанный перечень, устанавливается по совместному заключению судовладельца, заказчика дноуглубительных работ и капитана порта, в водах которого производятся дноуглубительные работы.

3.3 Несамоходным земснарядам выполнять дноуглубительные работы на опасных в навигационном отношении участках, перечень которых приведен в обязательном приложении А, запрещено.

3.4 Дноуглубительные работы на опасных в навигационном отношении участках должны выполняться в благоприятные периоды года с применением наиболее производительных технических средств дноуглубления.

3.5 На всех судах земкаравана должны быть радиостанции УКВ и организована круглосуточная непрерывная связь с портнадзором,  диспетчерской службой, с судами земкаравана и судами транспортного флота при расхождении с ними.

3.6 Запрещается пребывание на судах посторонних лиц и семей членов экипажа в период выполнения дноуглубительных работ на опасном в навигационном отношении участке.

3.7 Земснаряды и суда, входящие в состав земкаравана, должны быть технически исправны и иметь разрешение инспекции Регистра на право плавания в районе производства дноуглубительных работ.

3.8 Радиосвязь земснаряда с портнадзором и диспетчерской службой порта должна быть круглосуточной и регулярной, обеспечивающей своевременное получение сводок погоды и штормового предупреждения.

3.9 При нахождении на опасном в навигационном отношении участке запрещается проведение на судах профилактического ремонта главных двигателей, вспомогательных механизмов, приводящих в движение винторулевой комплекс, якорное и рабочее устройства. Главные двигатели, палубные механизмы с оснасткой, рабочие устройства и оборудование, а также необходимый инструмент должны быть подготовлены к съемке земснаряда с участка работ в любое время суток. На судах должно присутствовать не менее двух третей экипажа.

3.10 До начала выполнения дноуглубительных работ на участке опасном в навигационном отношении морской инспекцией или опытным капитаном судовладельца должна составляться "Временная инструкция по обеспечению навигационной безопасности земкаравана для конкретного участка работы" (форма типовой временной инструкции приведена в приложении Б). "Временная инструкция" утверждается судовладельцем, согласовывается капитаном порта, в водах которого будут проводиться дноуглубительные работы, и доставляется капитан-багермейстеру земснаряда.

3.11 До прихода земкаравана на объект (участок) дноуглубительных работ должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- выполнен промер на участке работ, в местах разворота судов при следовании на отвал, по трассе движения судов на отвал и на отвале и составлен план промера;

- произведена разбивка и закрепление на местности створными знаками рабочих границ прорези;

- произведен подбор опорных знаков или разбивка опорной сети для определения положения земснаряда на прорези;

- произведено обследование участка работ, мест разворота судов при следовании на отвал, трассы движения судов дноуглубительного флота к местам отвала грунта и отвалов грунта на наличие предметов захламления или навигационных опасностей, по результатам которых составляется акт и вручается капитан-багермейстеру земснаряда;

- при обнаружении предметов, представляющих навигационную опасность, должна быть произведена их уборка или ограждение плавучими светящими знаками и места их нахождения обозначены на плане промера с указанием глубин над ними;

- произведена расстановка плавучих знаков навигационного оборудования по трассе движения судов к местам отвала и на отвале грунта;

- согласованы с природоохранными организациями места отвалов грунта, последовательность и способы укладки грунта на отвале, получено разрешение на производство работ;

- при рефулировании самоотвозным землесосом грунта на береговой или мелководный отвал (склад) оборудовано причальное устройство с установкой стыковочного узла для безопасной швартовки и стоянки землесоса в период разгрузки трюма;

- установлены по согласованию со службой капитана порта места отстоя судов дноуглубительного флота в периоды ожидания погрузки и действия штормовой погоды;

- организована система обеспечения судов земкаравана продовольствием, снабжением водой и топливом, сдачи подсланевых вод и мусора;

3.12 Глубины на участке работ, трассе движения на отвал, акватории для разворота и на отвале для самоотвозных землесосов, самоотвозных грейферных земснарядов и грунтоотвозных шаланд должны быть не менее проходных, устанавливаемых РД 31.74.08-94 "Техническая инструкция no производству морских дноуглубительных работ", или рассчитанных по РД 31.31.47-88 "Нормы проектирования морских каналов".

3.13 Ширина акватории для самостоятельного разворота шаланд и самоотвозных земснарядов на 180° должна быть не менее двух длин корпуса судна. Допускается производить развороты самоотвозных землесосов на участке работ, если ширина акватории с глубинами большими или равными проходной глубине данного землесоса не менее двух длин корпуса.

3.14 Рефулирование самоотвозным землесосом на береговой отвал или мелководье, расположенных на незащищенных от действия ветра и волнения районах допускается при волнении не более трех баллов (высота волны не более 0,5 м).

3.15 Погода считается благоприятной для проведения дноуглубительных и рефулерных работ на опасном в навигационном отношении участке, если скорость действующего ветра и высота волнения не превышают величин, установленных судовыми документами Регистра.

3.16 Судовладелец обязан не реже одного раза в месяц направлять на земкараван, работающий на опасном в навигационном отношении участке, капитана-наставника и багермейстера-наставника для оказания практической помощи в правильной организации мероприятий по обеспечению безаварийной работы земкаравана.

3.17 Инспекция портового надзора и диспетчерская служба порта при получении штормового предупреждения или резком ухудшении погоды обязаны немедленно сообщить об этом капитан-багермейстеру земснаряда, установить с земснарядом систематическую связь, контролировать состояние земкаравана, действия капитан-багермейстера по обеспечению безопасности судна и его экипажа и при возможности возникновения аварийной ситуации направить буксир для оказания помощи земснаряду в съемке с участка работы и уходу в укрытие.

3.18 Капитан-багермейстер, главный (старший) механик, начальник радиостанции и судовой врач во время работы земснаряда на опасном в навигационном отношении участке обязаны постоянно находиться на борту судна. Капитан-багермейстеру разрешается кратковременно оставлять судно только по разрешению судовладельца, о чем должна быть сделана запись в судовом журнале.

3.19 Несвоевременное получение штормового предупреждения или несоответствие прогноза погоды не снимает ответственности с капитанов судов земкаравана, выполняющего дноуглубительные работы на опасном в навигационном отношении участке, за непринятие своевременных мер по обеспечению безопасности судов и их экипажей.

3.20 Настоящий нормативный документ, "Временная инструкция" и РД 31.60.14-81 "Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота" не ограничивают инициативы капитана-багермейстера земснаряда и капитанов судов, входящих в состав земкаравана, в принятии своевременных и надежных мер по обеспечению безопасности судов и людей.

3.21 При составлении сметно-договорной документации на выполнение дноуглубительных работ в портах на участках, опасных в навигационном отношении, договаривающиеся стороны должны оформить обязательства по обеспечению безопасности земкаравана и своевременному оказанию помощи.

4 ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПОДГОТОВКА ЗЕМКАРАВАНА
К РАБОТЕ НА ОПАСНОМ В НАВИГАЦИОННОМ ОТНОШЕНИИ УЧАСТКЕ

4.1 Предупредительные мероприятия

4.1.1 Специфичность выполнения дноуглубительных работ папильонажных земснарядов, их конструктивные особенности:

- увеличенная парусность;

- высокое положение центра тяжести;

- малое количество водонепроницаемых переборок;

- ограниченная управляемость;

- перемещение по прорези с помощью завезенных якорей;

ставят суда этого типа в условия повышенной угрозы безопасности при выполнении дноуглубительных работ на открытых прибрежных участках, в районах расположения гидротехнических сооружений, на мелководье и разработке берега при воздействии неблагоприятных гидрометеорологических условий. Специфика папильонажных земснарядов предъявляет повышенное требование к подготовке экипажей в борьбе за живучесть судна в процессе эксплуатации, а также требует разработки и внедрения специальных мероприятий по обеспечению безопасности судна и его экипажа.

4.1.2 Основным мероприятием, обеспечивающим безопасность земснаряда при работе на опасном в навигационном отношении участке работ, является своевременная съемка и уход в порт-убежище, предотвращение возможности возникновения чрезвычайной и аварийной ситуации и, при их возникновении, избежание аварийного происшествия и аварии. Перед выходом земкаравана на опасный в навигационном отношении участок работы должны быть выполнены подготовительные работы.

4.2 Подготовительные работы

4.2.1 Техническим участком или специальной службой судовладельца до прихода земкаравана на участок выполняются подготовительные работы по организации работы земкаравана и подготовке участка работы:

- комплектуется земкараван;

- разрабатывается "Временная инструкция по обеспечению навигационной безопасности земкаравана на данном участке работы", утверждается и согласовывается с капитаном порта;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs