• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


РД 31.74.07-95

     
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

     

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАВИГАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РАБОТЫ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО ФЛОТА



Дата введения 1995-07-01

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАН

АО "Ростовское ЦПКБ" "Стапель"

Генеральный директор

А.В.Святенко

Главный инженер

И.В.Санкин

Зав. отделом

К.П.Кобец

Ответственный исполнитель

Н.А.Ирхин

СОГЛАСОВАН:


АО ''Северное морское пароходство"

Начальник службы дноуглубительных работ

В.П.Шошин

Северо-Каспийское пароходство

Начальник пароходства

Н.Д.Абакшин

Азовское управление морских путей

Начальник управления

Ю.Н.Романченко

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ письмом Департамента морского транспорта Российской Федерации от 30.05.95 N ДМТ-35/1142. Зам. директора ДМТ Б.С.Гришин.

3. ВЗАМЕН РД 31.74.07-83

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий нормативный документ (НД) устанавливает:

- правила организации и выполнения дноуглубительных работ в районах с повышенной навигационной опасностью;

- перечень участков дноуглубительных работ с повышенной навигационной опасностью.

Определяет условия возникновения аварийной ситуации и безопасные способы съемки и ухода земснаряда в укрытие.

НД является обязательным документом для предприятий, заказывающих и выполняющих дноуглубительные работы, администраций служб, осуществляющих контроль за работой флота в пределах портовых вод, экипажей судов дноуглубительного флота.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем НД использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

РД 31.74.04-79 Технология промерных работ при производстве дноуглубительных работ.

РД 31.74.08-94 Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ.

РД 31.60.14-81 Наставление по борьбе за живучесть судов морского флота (НЖБС).

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов.

РД 31.29.04-90 Суда дноуглубительного флота. Рабочие устройства. Правила технической эксплуатации.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 К опасным в навигационном отношении участкам дноуглубительных работ относятся:

- участки, на акватории которых имеются подводные и надводные препятствия и гидротехнические сооружения, с малыми забровочными глубинами или расположенные близко к береговой черте или на береге и открытые воздействию штормовых ветров и волнения;

- участки подходных и соединительных каналов с малыми забровочными глубинами, расположенные в прибрежной зоне на значительном удалении от порта-убежища;

- участки, расположенные в узостях с интенсивным судоходством;

- участки с большой массой битого льда с возможной подвижкой ледовых полей при выполнении дноуглубительных работ в зимний период.

Перечень районов, объектов и участков работ с повышенной навигационной опасностью, расположенных на акватории России и ближайшего зарубежья, где возможна работа дноуглубительного флота Российской Федерации, приведен в приложении А.

3.2 Степень повышенной навигационной опасности для районов, не вошедших в указанный перечень, устанавливается по совместному заключению судовладельца, заказчика дноуглубительных работ и капитана порта, в водах которого производятся дноуглубительные работы.

3.3 Несамоходным земснарядам выполнять дноуглубительные работы на опасных в навигационном отношении участках, перечень которых приведен в обязательном приложении А, запрещено.

3.4 Дноуглубительные работы на опасных в навигационном отношении участках должны выполняться в благоприятные периоды года с применением наиболее производительных технических средств дноуглубления.

3.5 На всех судах земкаравана должны быть радиостанции УКВ и организована круглосуточная непрерывная связь с портнадзором, диспетчерской службой, с судами земкаравана и судами транспортного флота при расхождении с ними.

3.6 Запрещается пребывание на судах посторонних лиц и семей членов экипажа в период выполнения дноуглубительных работ на опасном в навигационном отношении участке.

3.7 Земснаряды и суда, входящие в состав земкаравана, должны быть технически исправны и иметь разрешение инспекции Регистра на право плавания в районе производства дноуглубительных работ.

3.8 Радиосвязь земснаряда с портнадзором и диспетчерской службой порта должна быть круглосуточной и регулярной, обеспечивающей своевременное получение сводок погоды и штормового предупреждения.

3.9 При нахождении на опасном в навигационном отношении участке запрещается проведение на судах профилактического ремонта главных двигателей, вспомогательных механизмов, приводящих в движение винторулевой комплекс, якорное и рабочее устройства. Главные двигатели, палубные механизмы с оснасткой, рабочие устройства и оборудование, а также необходимый инструмент должны быть подготовлены к съемке земснаряда с участка работ в любое время суток. На судах должно присутствовать не менее двух третей экипажа.

3.10 До начала выполнения дноуглубительных работ на участке опасном в навигационном отношении морской инспекцией или опытным капитаном судовладельца должна составляться "Временная инструкция по обеспечению навигационной безопасности земкаравана для конкретного участка работы" (форма типовой временной инструкции приведена в приложении Б). "Временная инструкция" утверждается судовладельцем, согласовывается капитаном порта, в водах которого будут проводиться дноуглубительные работы, и доставляется капитан-багермейстеру земснаряда.

3.11 До прихода земкаравана на объект (участок) дноуглубительных работ должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- выполнен промер на участке работ, в местах разворота судов при следовании на отвал, по трассе движения судов на отвал и на отвале и составлен план промера;

- произведена разбивка и закрепление на местности створными знаками рабочих границ прорези;

- произведен подбор опорных знаков или разбивка опорной сети для определения положения земснаряда на прорези;

- произведено обследование участка работ, мест разворота судов при следовании на отвал, трассы движения судов дноуглубительного флота к местам отвала грунта и отвалов грунта на наличие предметов захламления или навигационных опасностей, по результатам которых составляется акт и вручается капитан-багермейстеру земснаряда;

- при обнаружении предметов, представляющих навигационную опасность, должна быть произведена их уборка или ограждение плавучими светящими знаками и места их нахождения обозначены на плане промера с указанием глубин над ними;

- произведена расстановка плавучих знаков навигационного оборудования по трассе движения судов к местам отвала и на отвале грунта;

- согласованы с природоохранными организациями места отвалов грунта, последовательность и способы укладки грунта на отвале, получено разрешение на производство работ;

- при рефулировании самоотвозным землесосом грунта на береговой или мелководный отвал (склад) оборудовано причальное устройство с установкой стыковочного узла для безопасной швартовки и стоянки землесоса в период разгрузки трюма;

- установлены по согласованию со службой капитана порта места отстоя судов дноуглубительного флота в периоды ожидания погрузки и действия штормовой погоды;

- организована система обеспечения судов земкаравана продовольствием, снабжением водой и топливом, сдачи подсланевых вод и мусора;

3.12 Глубины на участке работ, трассе движения на отвал, акватории для разворота и на отвале для самоотвозных землесосов, самоотвозных грейферных земснарядов и грунтоотвозных шаланд должны быть не менее проходных, устанавливаемых РД 31.74.08-94 "Техническая инструкция no производству морских дноуглубительных работ", или рассчитанных по РД 31.31.47-88 "Нормы проектирования морских каналов".

3.13 Ширина акватории для самостоятельного разворота шаланд и самоотвозных земснарядов на 180° должна быть не менее двух длин корпуса судна. Допускается производить развороты самоотвозных землесосов на участке работ, если ширина акватории с глубинами большими или равными проходной глубине данного землесоса не менее двух длин корпуса.

3.14 Рефулирование самоотвозным землесосом на береговой отвал или мелководье, расположенных на незащищенных от действия ветра и волнения районах допускается при волнении не более трех баллов (высота волны не более 0,5 м).

3.15 Погода считается благоприятной для проведения дноуглубительных и рефулерных работ на опасном в навигационном отношении участке, если скорость действующего ветра и высота волнения не превышают величин, установленных судовыми документами Регистра.

3.16 Судовладелец обязан не реже одного раза в месяц направлять на земкараван, работающий на опасном в навигационном отношении участке, капитана-наставника и багермейстера-наставника для оказания практической помощи в правильной организации мероприятий по обеспечению безаварийной работы земкаравана.

3.17 Инспекция портового надзора и диспетчерская служба порта при получении штормового предупреждения или резком ухудшении погоды обязаны немедленно сообщить об этом капитан-багермейстеру земснаряда, установить с земснарядом систематическую связь, контролировать состояние земкаравана, действия капитан-багермейстера по обеспечению безопасности судна и его экипажа и при возможности возникновения аварийной ситуации направить буксир для оказания помощи земснаряду в съемке с участка работы и уходу в укрытие.

3.18 Капитан-багермейстер, главный (старший) механик, начальник радиостанции и судовой врач во время работы земснаряда на опасном в навигационном отношении участке обязаны постоянно находиться на борту судна. Капитан-багермейстеру разрешается кратковременно оставлять судно только по разрешению судовладельца, о чем должна быть сделана запись в судовом журнале.

3.19 Несвоевременное получение штормового предупреждения или несоответствие прогноза погоды не снимает ответственности с капитанов судов земкаравана, выполняющего дноуглубительные работы на опасном в навигационном отношении участке, за непринятие своевременных мер по обеспечению безопасности судов и их экипажей.

3.20 Настоящий нормативный документ, "Временная инструкция" и РД 31.60.14-81 "Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота" не ограничивают инициативы капитана-багермейстера земснаряда и капитанов судов, входящих в состав земкаравана, в принятии своевременных и надежных мер по обеспечению безопасности судов и людей.

3.21 При составлении сметно-договорной документации на выполнение дноуглубительных работ в портах на участках, опасных в навигационном отношении, договаривающиеся стороны должны оформить обязательства по обеспечению безопасности земкаравана и своевременному оказанию помощи.

4 ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПОДГОТОВКА ЗЕМКАРАВАНА К РАБОТЕ НА ОПАСНОМ В НАВИГАЦИОННОМ ОТНОШЕНИИ УЧАСТКЕ

4.1 Предупредительные мероприятия

4.1.1 Специфичность выполнения дноуглубительных работ папильонажных земснарядов, их конструктивные особенности:

- увеличенная парусность;

- высокое положение центра тяжести;

- малое количество водонепроницаемых переборок;

- ограниченная управляемость;

- перемещение по прорези с помощью завезенных якорей;

ставят суда этого типа в условия повышенной угрозы безопасности при выполнении дноуглубительных работ на открытых прибрежных участках, в районах расположения гидротехнических сооружений, на мелководье и разработке берега при воздействии неблагоприятных гидрометеорологических условий. Специфика папильонажных земснарядов предъявляет повышенное требование к подготовке экипажей в борьбе за живучесть судна в процессе эксплуатации, а также требует разработки и внедрения специальных мероприятий по обеспечению безопасности судна и его экипажа.

4.1.2 Основным мероприятием, обеспечивающим безопасность земснаряда при работе на опасном в навигационном отношении участке работ, является своевременная съемка и уход в порт-убежище, предотвращение возможности возникновения чрезвычайной и аварийной ситуации и, при их возникновении, избежание аварийного происшествия и аварии. Перед выходом земкаравана на опасный в навигационном отношении участок работы должны быть выполнены подготовительные работы.

4.2 Подготовительные работы

4.2.1 Техническим участком или специальной службой судовладельца до прихода земкаравана на участок выполняются подготовительные работы по организации работы земкаравана и подготовке участка работы:

- комплектуется земкараван;

- разрабатывается "Временная инструкция по обеспечению навигационной безопасности земкаравана на данном участке работы", утверждается и согласовывается с капитаном порта;

- определяется необходимость охранного буксира и его мощность, при отсутствии буксира в составе дноуглубительного флота судовладельца производится аренда буксира необходимой мощности в других организациях;

- производится подготовка участка работы согласно требованиям РД 31.74.08-94;

- с капитаном порта и портовой администрацией согласовываются места отстоя судов в ожидании освобождения борта земснаряда для погрузка и при действии штормовой погоды, согласовываются вопросы доставки на суда земкаравана продовольствия, запасов воды и топлива, сдачи подсланевых вод и мусора.

4.2.2 Заказчиком дноуглубительных работ получается разрешение на производство дноуглубительных работ, согласовывается место отвала грунта с природоохранными организациями.

4.2.3 На судах земкаравана изучаются особенности естественного режима района работ, особое внимание уделяется определению господствующего направления штормового ветра (скорость ветра более пяти баллов (более 9,8 м/с)), волнения с высотой волны более допустимой для данного земснаряда, течения и его скорости.

4.2.3.1 По плану промера, ситуационному плану, навигационным картам большого масштаба и лоциям производится ознакомление с особенностями участка работ, наличием надводных и подводных препятствий, направлением трассы движения судов на отвал грунта, особенностями отвала грунта.

4.2.3.2 Производится изучение обязательного постановления по порту, в водах которого расположен участок работ, настоящего нормативного документа, "Временной инструкции по обеспечению навигационной безопасности", разработанной морской инспекцией управления, технического задания на производство дноуглубительных работ и документации по обследованию участка работы, трассы движения на отвал и отвала.

4.2.3.3 Корректируется судовое расписание по тревогам по фактическому составу экипажа судна и с учетом особенностей предстоящей работы.

4.2.3.4 Производится проверка в действии судовых систем исправности и герметичности всех закрытий. На иллюминаторы, расположенные ниже главной палубы, устанавливаются металлические заглушки.

4.2.3.5 Проводится учебная тревога в борьбе за живучесть судна с разбором результатов и разработкой мероприятий по выявленным недостаткам.

4.2.4 Hа многочерпаковых земснарядах подготавливаются буйки с буйрепами для рабочих тросов на случай их сматывания и оставления на участке работы. На рабочих якорях устанавливаются буйки с буйрепами, длина которых позволяет подъем буйка на мотозавозню и намотку буйрепа на турачку лебедки.

4.2.4.1 На рабочих лебедках производится крепление рабочих тросов на барабанах с учетом их быстрой отдачи при сматывании. Регулируется тормозная система барабанов на свободное стравливание рабочих тросов. Проверяется работа тросоукладчиков шкивов и блоков.

4.2.4.2 Проверяется готовность к работе и укомплектованность газорезательного (электрорезательного) аппарата.

4.2.5 Разрабатывается схема съемки земснаряда и уход в порт-убежище по вариантам:

- съемка с участка с уборкой всех якорей на борт земснаряда;

- съемка с участка со сматыванием и оставлением рабочих тросов на участке работ;

- съемка с участка работ с использованием охранного буксира.

4.2.6 На случай использования буксира для буксировки земснаряда в порт-убежище подготавливается и заводится буксирная брага.

4.3 Предупредительные мероприятия при производстве дноуглубительных работ

4.3.1 После установки земснаряда на участке работы капитан-багермейстер обязан проинформировать об этом службу капитана порта, организовать систематическое наблюдение за состоянием погоды и получение прогнозов погоды и штормовых предупреждений.

4.3.2. На многочерпаковом, грейферном и штанговом земснарядах капитан-багермейстер должен провести совещания с капитанами судов, входящих в состав земкаравана, с целью разработки и отработки схемы совместных действий на случай резкого ухудшения погоды и необходимости экстренной съемки земснаряда с участка работы.

4.3.2.1 Отработать с вахтенной службой земснаряда задачи по съемке земснаряда с участка работы в штормовую погоду по вариантам:

- самостоятельная съемка с участка работы;

- съемка с участка с помощью охранного буксира;

- связь с портнадзором;

- вызов буксира и обеспечение его безопасного подхода к земснаряду, прием буксирного троса.

4.3.2.2 Согласовать с портнадзором и отработать с вахтенной службой земснаряда порядок расхождения с крупнотоннажными судами транспортного флота.

4.3.3 На самоотвозном землесосе при выполнении дноуглубительных работ необходимо выполнять следующие требования:

- разработку мелководной бровки при наличии дрейфа, вызываемого действием бокового ветра и течения, следует производить грунтозаборным устройством наветренного борта;

- если дрейф землесоса от действия ветра и течения невозможно компенсировать действием подруливающего и рулевого устройства землесоса, работа землесоса должна быть остановлена;

- при ширине акватории на участке работ с глубинами, равными или превышающими проходную глубину землесоса, менее полуторной длины землесоса или действие ветра и течения увеличивают траекторию разворота землесоса на 180°, разворот для смены галсов должен производиться на акваториях с достаточной площадью для выполнения маневра;

- расхождение землесоса с судами транспортного флота должно производиться строго по правилам предупреждения столкновений судов на море (ППСС) и предварительной договоренности с судном;

- при расхождении с крупнотоннажными судами, идущими на предельной осадке, землесос должен прекратить грунтозабор и поднять грунтоприемники;

- при рефулировании грунта из трюма на береговой или мелководный отвал по напорному грунтопроводу, стыковочное устройство которого расположено на причальном сооружении, причальное сооружение в ночное время должно иметь надежное и достаточное освещение, швартовка землесоса должна производиться специальной бригадой швартовщиков, находящихся на причальном сооружении;

- если площадь акватории у причального устройства недостаточна для самостоятельной швартовки землесоса к причалу или конструкция причального устройства имеет ограничения по судовым нагрузкам, швартовка землесоса должна производиться с использованием буксиров-контовщиков;

- если стыковочное устройство напорного грунтопровода находится на буйке, в местах расположения буйка должны устанавливаться швартовные бочки для надежной швартовки землесоса и его стоянки в процессе разгрузки трюма.

4.3.4 Проводить на земснаряде и судах земкаравана учебные тревоги согласно требованиям РД 31.60.14-81 в любое время суток и при любой погоде, производить разбор результатов и принимать меры к немедленному устранению всех выявленных недостатков как в техническом состоянии отдельных устройств, так и в знаниях экипажа судна.

5 ТИПОВЫЕ СХЕМЫ УСТАНОВКИ, СЪЕМКИ И УХОДА ЗЕМСНАРЯДА В УКРЫТИЕ, РАБОТАЮЩЕГО НА ОПАСНОМ В НАВИГАЦИОННОМ ОТНОШЕНИИ УЧАСТКЕ

5.1 Вся прибрежная зона, на которой расположены морские порты и подходы к ним является опасной для судоходства. В этой мелководной зоне в период действия штормового явления происходит деформация волн, образование сложных дрейфовых течений, движение донных наносов. Для защиты акватории порта от волнения и входа в порт oт интенсивной заносимости возводятся оградительные сооружения, которые, являясь искусственной преградой, нарушают естественный режим побережья и вызывают сложный гидрологический режим в местах их расположения.

Для защиты основания оградительных сооружений от размыва подводным потоком, образованным oт воздействия волн на сооружение, берменная часть сооружений закрепляется каменной отсыпкой или наброской из фигурных бетонных массивов, что создает дополнительную опасность даже в хорошую погоду. Отражение и дифракция волн на входе между оградительными сооружениями создает трехмерное волнение "толчею" с неустановившимися параметрами. Местное сужение на входе и дальнейшее расширение акватории вдоль оградительных сооружений приводит в период действия шторма к образованию сложных дрейфовых течений на всей огражденной акватории, при этом направления и скорости поверхностных и придонных течений могут быть различны.

В настоящем разделе приведены рекомендации по установке и съемке многочерпакового земснаряда на наиболее характерных участках работы, расположенных в прибрежной зоне побережья.

5.2 Участок расположен на акватории, защищенной сходящимися оградительными сооружениями на удалении от оголовков оградительных сооружений (см. рисунок 1)

Рисунок 1 Съемка земснаряда с участка, расположенного между молами

РД 31.74.07-95 Наставление по обеспечению навигационной безопасности работы дноуглубительного флота

Рисунок 1 Съемка земснаряда с участка, расположенного между молами

1...3 - положения земснаряда при съемке


Земснаряд устанавливается носом на вход в порт, рабочие папильонажные якоря завозятся под стенку сооружений (при отсутствии берменной отсыпки) или к границе берменной отсыпки. При недостаточной ширине акватории троса закрепляются на стенке сооружений. При нахождении черпакового устройства на корме земснаряда завозится носовой становой якорь на расстояние 150...200 м от начала работы земснаряда. При прямом заходе высота волны может достигать величину, превышающую допустимую для работы земснаряда, а при силе ветра более шести баллов (12,4 м) держащей силы рабочих якорей недостаточно для удержания земснаряда. Кроме этого, находящийся на бровке канала земснаряд представляет препятствие для заходящих и выходящих судов в сложных гидрометеорологических условиях. Поэтому, при получении штормового предупреждения или при усилении ветра до шести баллов рекомендуется земснаряду сняться с участка работы и уйти в порт на место отстоя.

Съемку земснаряда рекомендуется производить с оставлением рабочих тросов на участке работы на буйках. При расположении черпакового устройства на корме земснаряда и отстое земснаряда на наветренной бровке сматываются и оставляются на буйках тросы с авантовой и лебедок подветренного борта. Приподнимается черпаковая рама и земснаряд протягивается вперед до прохода кормой буйка оставленного кормового троса. Опускается черпаковая рама на грунт, сматывается и оставляется на буйке трос кормовой лебедки наветренного борта. Сматывается трос с носовой лебедки наветренного борта и поднимается черпаковая рама. Выбирая трос носового станового якоря и, работая движителями, земснаряд подходит к становому якорю, подрывает его и берет на борт. Освободившись от тросов и якорей, земснаряд уходит к месту отстоя.

При расположении черпакового устройства в носовой части земснаряда после сматывания тросов с лебедок подветренного борта земснаряд по авантовому тросу протягивается вперед до оставления за кормой буйка с оставленным кормовым тросом. Сматывается и оставляется на буйке носовой трос наветренного борта. Сматывается и оставляется на буйке кормовой трос наветренного борта. Земснаряд, выбирая авантовый трос и работая движителем, уходит с участка работы.

5.3 Участок работы находится на входе акватории, огражденной сходящимися оградительными сооружениями

Земснаряд устанавливается носом на вход в порт (см. рисунок 2).

Рисунок 2 Схема съемки земснаряда с участка, расположенного между головками молов

РД 31.74.07-95 Наставление по обеспечению навигационной безопасности работы дноуглубительного флота

Рисунок 2 Схема съемки земснаряда с участка, расположенного между головками молов

1...4 - положения земснаряда при съемке


Папильонажные якоря завозятся к стенке оградительного сооружения к границе берменной отсыпки. При недостаточности расстояния для завозки якоря, рабочий трос закрепляется на стенке оградительного сооружения. При расположении черпакового устройства в корме земснаряда в сторону порта завозится носовой становой якорь, который закладывается на расстоянии 150...200 м от начала работы земснаряда под бровку, со стороны которой наблюдается наибольшая повторяемость ветра силой более пяти баллов. При расположении черпакового устройства в носу земснаряда кормовой становой якорь завозить не следует. Авантовый якорь завозится на всю длину троса. При получении штормового предупреждения или при ухудшении погоды необходимо прекратить работу земснаряда и приступить к съемке с участка работы. Земснаряд устанавливается на наветренной бровке прорези на раме. При расположении черпакового устройства в корме земснаряда, сматываются и оставляются на буйках тросы с папильонажных лебедок подветренного борта и авантовый трос. Приподняв черпаковую раму, земснаряд протягивается вперед на носовом становом якоре при поддержке наветренных папильонажных якорей за пределы буйков оставленных тросов. Опускается на грунт черпаковая рама и сматывается трос с кормовой лебедки наветренного борта. Удерживаясь на носовом становом якоре и черпаковой раме, сматывается и оставляется на буйке трос с носовой лебедки наветренного борта, приподнимается рама и земснаряд, работая ходовыми движителями и выбирая носовой становой трос, подходит к якорю, подрывает его и поднимает на борт. Освободившись от тросов, земснаряд уходит к месту отстоя.

При расположении черпакового устройства в носу земснаряда, земснаряд устанавливается на наветренной бровке, сматываются и оставляются на буйках тросы носовых папильонажных лебедок и трос кормовой подветренной лебедки.

Приподняв черпаковую раму, земснаряд по авантовому тросу протягивается вперед, поддерживая корму на кормовом тросе. После прохода буйков, оставленных на смотанных тросах, сматывается трос с кормовой лебедки наветренного борта и оставляется на буйке. Земснаряд, выбирая авантовый трос и работая движителем, подходит к якорю, подрывает авантовый якорь и подвешивает на борт. Освободившись от тросов и якорей, земснаряд уходит к месту отстоя.

При работе на подобном участке не рекомендуется при съемке земснаряда, связанной с ухудшением погоды или с получением штормового предупреждения, производить уборку рабочих якорей и тросов, так как это требует больших затрат времени и сопряжено с опасностью выброса мотозавозни на каменную или массивную отсыпку бермы.

Рисунок 3 Схема съемки земснаряда с участка, расположенного между оголовками молов

РД 31.74.07-95 Наставление по обеспечению навигационной безопасности работы дноуглубительного флота

Рисунок 3 Схема съемки земснаряда с участка, расположенного между оголовками молов

1...3 - положения земснаряда при съемке


5.4 Участок работ расположен на открытой акватории за пределами оградительных сооружений, забровочные глубины не позволяют выход земснаряда за бровку и отстой на якорях

Земснаряд устанавливается носом на вход в порт на пяти якорях (см. рисунок 4).

Рисунок 4 Схема съемки земснаряда на мелководном открытом участке

РД 31.74.07-95 Наставление по обеспечению навигационной безопасности работы дноуглубительного флота

Рисунок 4 Схема съемки земснаряда на мелководном открытом участке

1...3 - положения земснаряда при съемке


При ухудшении погоды или получении штормового предупреждения земснаряд должен сняться с участка работы и уйти в место отстоя. Съемку с участка рекомендуется производить с оставлением рабочих тросов на буйках. Необходимо помнить, что при силе ветра более шести баллов рабочие якоря не смогут удержать земснаряд на месте.

5.5 Участок работы расположен на открытой акватории, глубины за бровкой позволяют выход земснаряда за бровку и отстой на якорях

Земснаряд устанавливается носом в море (см. рисунок 5).

Рисунок 5 Схема отстоя земснаряда за бровкой на открытом глубоководном участке

РД 31.74.07-95 Наставление по обеспечению навигационной безопасности работы дноуглубительного флота

Рисунок 5 Схема отстоя земснаряда за бровкой на открытом глубоководном участке

1...3 - положения земснаряда при установке для отстоя за бровкой


При ухудшении погоды или получении штормового предупреждения по усмотрению капитан-багермейстера земснаряд может отстаиваться на участке работы. Для этого земснаряд на носовом папильонажном тросе и по направлению ветра и волнения оттягивается за наветренную бровку на расстояние 50...60 м. Отдается судовой якорь с наветренного борта. Земснаряд спускается по направлению ветра, подтравливая якорную цепь на длину равную шести, восьми глубин места стоянки. Черпаковая рама поднимается над грунтом на высоту три, четыре метра и расклинивается в прорези деревянными клиньями. Земснаряд разворачивается на носовых якорях по ветру и волне путем потравливания остальных тросов. Необходимо следить, чтобы корпус земснаряда не перегораживал канал.

При решении капитан-багермейстера сняться с участка и уйти в порт на отстой, земснаряд оттягивается за наветренную бровку, отдается судовой якорь и земснаряд спускается по якорю на 1,5...2,0 смычки (до забора якоря). Земснаряд устанавливается на раме и производит уборку якорей с помощью мотозавозни.

5.6 Участок работ расположен на мелководье или в береге на открытой акватории, глубины за бровкой менее проходных глубин земснаряда (рисунок 6)

Рисунок 6 Съемка земснаряда с помощью охранного буксира с участка, расположенного в береговой черте

РД 31.74.07-95 Наставление по обеспечению навигационной безопасности работы дноуглубительного флота

Рисунок 6 Съемка земснаряда с помощью охранного буксира с участка, расположенного в береговой черте

1...4 - положения земснаряда и буксира при съемке


Работа земснаряда на таком участке должна обеспечиваться охранным буксиром. Работа земснаряда с черпаковым устройством на носу без охранного буксира на таком участке не допускается. Чаще всего, при разработке такого участка рабочие якоря завозятся мелкосидящей несамоходной завозней и катером, а авантовый трос закрепляется на "мертвяке" на берегу. Носовые (кормовые у земснарядов с черпаковым устройством в носовой части) папильонажные якоря завозятся с отставанием на 30° для оттягивания земснаряда с забоя (см. рисунок 6).

При получении штормового предупреждения или ухудшении погоды необходимо оттянуть земснаряд с забоя на пять, десять метров и установиться на наветренной бровке.

Смотать и оставить на буйках авантовый и папильонажные тросы подветренного борта. Вызвать охранный буксир, который должен спуститься к земснаряду на якоре, отданном на наветренной или за наветренной бровкой, подать на земснаряд буксирный трос и оттянуться назад к якорю. Земснаряд протягивается в сторону моря на папильонажных якорях до положения, когда буйки смотанных тросов останутся за кормой земснаряда, устанавливается на раме и сматывает кормовой (носовой) папильонажный трос, черпаковая рама поднимается над грунтом и подается на охранный буксир команда: "Выйти на буксир!". После получения подтверждения с охранного буксира о выполнении команды "Выйти на буксир" на земснаряде сматывается последний трос и после его сброса на буйке сообщается на охранный буксир: "Земснаряд чист". Буксир выводит земснаряд на глубокую воду.

Земснаряд с черпаковым устройством на корме может самостоятельно сняться с участка работы. После сматывания и оставления на буйке кормового троса наветренного борта поднимается черпаковая рама и земснаряд на носовом папильонажном тросе наветренного борта протягивается вперед до прохождения буйка оставленного троса за кормой. Когда за кормой "чисто", включаются движители и земснаряд, удерживаясь на ветер, отдает судовой якорь наветренного борта. Удерживаясь на якоре и движителях, сматывается и оставляется на буйке носовой папильонажный трос наветренного борта. После освобождения от троса земснаряд увеличивает частоту вращения движителей, поднимает якорь и уходит с участка.

5.7 Приведенные типовые схемы не охватывают всего разнообразия вариантов условий работы земснаряда. Капитан-багермейстер в каждом конкретном случае принимает решения по обеспечению безопасности работы земснаряда в соответствии с фактической обстановкой и с учетом хорошей морской практики.

6 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕМКАРАВАНА ПРИ УХУДШЕНИИ ПОГОДЫ ИЛИ ПОЛУЧЕНИИ ШТОРМОВОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

6.1 Основными мероприятиями обеспечения безопасности земкаравана при работе на открытых и опасных в навигационном отношении участках работы являются:

- своевременная доставка штормового предупреждения на земкараван;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

РД 31.74.07-95 Наставление по обеспечению навигационной безопасности работы дноуглубительного флота

Название документа: РД 31.74.07-95 Наставление по обеспечению навигационной безопасности работы дноуглубительного флота

Номер документа: ДМТ-35/1142

31.74.07-95

Вид документа: Письмо Департамента морского транспорта Минтранса России

РД

Принявший орган: Департамент морского транспорта Минтранса России

Статус: Действующий

Опубликован: / Министерство транспорта РФ; Департамент морского транспорта. - М., 1995 год
Дата принятия: 30 мая 1995

Дата начала действия: 01 июля 1995
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах