• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


РД 31.31.47-88

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОРСКИХ КАНАЛОВ

Дата введения 1988-10-01

РАЗРАБОТАНЫ Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта

"Союзморниипроект"

Одесским филиалом "Черноморниипроект"

Главный инженер В.М.Таран

Начальник сектора стандартизации и метрологии И.С.Вулихман

Руководитель разработки д.т.н. В.Г.Мирошниченко

Исполнители: Б.Т.Соколов, к.т.н. Г.Д.Журавицкий, М.А.Краснова, к.т.н. В.И.Шепсис

Одесским институтом инженеров моpcкoгo флота

Проректор д.т.н. П.С.Никеров

Исполнители: д.т.н. Ю.Л.Воробьев, к.т.н. Э.B.Koxaнoв

СОГЛАСОВАНЫ Минводхозом СССР, письмо от 27.11.86 N 60-01-20/9422

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством морского флота СССР (инструктивное письмо Минморфлота СССР от 14 июля 1988 года N 114)

ВЗАМЕН ВСН 19-70/ММФ


Настоящие нормы разработаны в развитие раздела "Каналы" СНиП 2.06.01-86 "Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования", полностью согласуются с рекомендациями по назначению оптимального режима проводки судов на морских каналах РД 31.63.03-86 и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих морских каналов, кроме каналов, предназначенных для движения судов или плавучих объектов специального назначения. В этих случаях допускается, при соответствующем обосновании, применение отдельных положений и методов расчета, предусмотренных нормами.

Критерием определения размеров морского канала принята навигационная безопасность движения судов.

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАНАЛА

1.1. Исходные данные должны включать:

сведения о размерениях расчетного судна; сведения о планируемом судопотоке; характеристики естественных условий района прокладки трассы канала; величины ущерба водным, биологическим ресурсам и рыбным запасам от строительства и эксплуатации канала.

1.2. В качестве расчетного судна может быть принято конкретное или условное судно. Сведения о нем должны включать:

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - водоизмещение, т;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - осадка судна на ровном киле без хода в воде стандартной плотности (РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов=1025 кг/мРД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов), м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - ширина по миделю, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - длина между перпендикулярами, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналовРД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - отношение площадей парусности надводного и подводного бортов.
РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов
В основу размерений условного судна берется величина осадки, остальные элементы определяются в зависимости от типа судна по формулам:

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов; РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов; РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, (1)

где РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов,РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - коэффициенты, определяемые по табл.1;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, (2)

где РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - высота надводного борта, м.


Таблица 1

Коэффи- циент

Тип судна

Универ- сальное

Лихтеровоз

Танкер

Газовоз

Комбини- рованное

Морской
паром

Контей- неровоз

Лесовоз

Пасса- жирское

Углеру- довоз

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов

3,3

3,5

2,6

3,0

2,4

3,6

3,2

2,4

4,0

2,7

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов

17,5

18,2

17,5

16,5

15,5

19,5

17,8

17,5

20,1

17,2


1.3. Сведения о планируемом судопотоке должны включать:

количество судопроходов в год и среднесуточный судопоток в течение месяца с наибольшим судооборотом;

состав судопотока по типам судов, их размерениям и количеству.

1.4. Характеристики естественных условий должны включать:

планы акваторий трассируемого канала и прилегающей территории;

литологические разрезы по намечаемым вариантам трасс канала с характеристиками грунтов;

элементы метеорологического режима не менее чем за 12 лет, включающие данные повторяемости ветров по скорости, направлению и их продолжительности;

сведения о характере течений; их направлении и скорости;

режимные функции высот волн 3% обеспеченности в системе, по восьми румбам;

график обеспеченности ежесуточных уровней воды;

среднегодовую метеорологическую дальность видимости и преобладающий для данного района коэффициент прозрачности атмосферы с повторяемостью не менее 65%;

продолжительность ледового периода;

сведения о динамике берега и интенсивности движения наносов.

1.5. Оценка ущерба водным, биологическим ресурсам и рыбным запасам должна определяться на стадии технико-экономического обоснования проекта канала и учитывать:

характеристику загрязненности извлекаемых грунтов по химическим и биологическим показателям;

состояние среды кормовой базы и ихтиофауны в районе дампинга;

оценку отрицательного влияния дноуглубления и дампинга на окружающую среду;

мероприятия по предотвращению и снижению ущерба;

мероприятия по компенсации неустраняемого ущерба.

2. ТРАССИРОВКА КАНАЛА

2.1. Трасса канала должна быть проложена так, чтобы затраты на ее строительство и эксплуатационные расходы были минимальными.

2.2. При анализе предполагаемых затрат необходимо учитывать:

а) объемы извлекаемого грунта при строительстве канала по формуле:

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, (3)

где РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - средняя величина глубины прорези на участке, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - проектная ширина канала, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - угол наклона откоса к горизонту, град.;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - длина участка канала, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - количество участков;

б) объемы ремонтного дноуглубления в зависимости от заносимости канала при различных вариантах трассы;

в) сравнительную производительность дноуглубительных снарядов в зависимости от вида грунта;

г) зависимость размеров канала от гидрометеорологических факторов;

д) зависимость ширины канала от расстановки знаков ведущих створов.

2.3. Длина канала РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов определяется его направлением, естественным рельефом дна и расчетной навигационной глубиной.

2.4. Трасса канала должна быть проложена так, чтобы строительство канала и его эксплуатация удовлетворяли требованиям природоохранных органов (согласована с органами водо- и рыбоохраны Минводхоза СССР и Минрыбхоза СССР на стадии подготовки предпроектной документации).

3. ГЛУБИНА КАНАЛА

3.1. Отсчетный уровень глубины проектируемого канала назначается с обеспеченностью от 98 до 99,5% в соответствии с табл.2 п.12.5 СНиП 2.06.01-86, где входным аргументом является разность уровней 50% обеспеченности РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналови минимально наблюденного уровня РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов.

При реконструкции действующих каналов допускается, при соответствующем обосновании, сохранять ранее принятый отсчетный уровень глубины.

Приведение навигационной глубины при назначенной обеспеченности уровня к нулю глубин морской навигационной карты производится по формуле

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, (4)

где РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - глубина, указанная на карте, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - разность абсолютных значений назначенного отсчетного уровня и уровня, принятого на морской навигационной карте, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - навигационная глубина, м.

Соответственно изменяется и проектная глубина РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов.

Примечания: 1. Глубины на морских навигационных картах приведены для безливных морей к среднему многолетнему уровню, то есть имеют 50% обеспеченность; для морей с приливо-отливными явлениями - к наинизшему теоретическому уровню, подразумевающему только астрономические факторы.

2. При РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов>1,40 м, отсчетный уровень глубины должен быть таким, чтобы обеспечивался пропуск планируемого судопотока.

3. В зависимости от интенсивности судоходства отсчетный уровень допустимо принимать с обеспеченностью меньшей, чем указано в п.3.1 при обязательном технико-экономическом обосновании, выполняемом в соответствии с рекомендуемым приложением 1.

3.2. Навигационная глубина РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов и проектная глубина РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов (рис.1) канала определяются по формулам:

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м, (5)

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м (6)

где РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - осадка расчетного судна, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - поправка на изменение осадки расчетного судна при плотности РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов (солености, ‰) воды в районе проектируемого канала, отличающейся от стандартной РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов=1025 кг/мРД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов; величина РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов определяется по табл.2;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - суммарный навигационный запас глубины, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - запас глубины на заносимость, м.

Рис.1. Поперечные профили судового хода

Поперечные профили судового хода

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов


Рис.1

Таблица 2

Плотность РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, кг/мРД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов

Соленость, ‰

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м

1025

32

0,000 Т

1020

26

0,004 Т

1015

20

0,008 Т

1010

13

0,012 Т

1005

7

0,016 Т

1000

0

0,020 Т


Примечание. Грузовая шкала морских судов строится в предположении, что судно плавает в воде стандартной плотности (РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналовкг/мРД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов).

3.3. Суммарный навигационный запас глубины определяется по формуле:

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м, (7)

где РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - минимальный навигационный запас, необходимый для обеспечения управляемости судна, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - волновой запас на погружение оконечности судна при волнении, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - запас на изменение осадки судна на ходу на тихой воде по сравнению с осадкой без хода, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - запас на крен судна, возникающий от воздействия расчетного ветра и гидродинамических сил на повороте, м.

3.3.1. Минимальный навигационный запас РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м, определяется по табл.3 в зависимости от осадки судна РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов и вида грунта.

Таблица 3

Грунт дна в интервале между РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов и РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м

Ил

0,04 Т

Наносный грунт (песок заиленный, ракуша, гравий)

0,05 Т

Плотный слежавшийся грунт (песок, глина, супесь, суглинки, галька)

0,06 Т

Скальный грунт, валуны, сцементированные породы
(песчаники, известняки, мел и др.)

0,07 Т


Примечания: 1. При неоднородных грунтax в интервале между РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов и РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м, в расчет принимается наиболее плотный грунт.

2. При плотном слежавшемся грунте, скальном грунте, грунте с включением валунов и сцементированных пород дноуглубительные работы должны заканчиваться проверкой глубины гидрографическим тралением, о чем необходимо указывать в проектно-сметной документации.

3. Для каналов, расположенных севернее параллели 66°30', а также для Берингова, Охотского морей и Татарского пролива при расчетных судах водоизмещением не более 20 тыс. т. необходимо вводить поправку на увеличение осадки судна при обледенении, равную 0,1 м.

3.3.2. Волновой запас РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м, для одиночного и расходящихся судов определяется по графикам на рис.2, 3 в зависимости от длины расчетного суднаРД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м, числа Фруда РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов и РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов- высоты волны 3% обеспеченности в системе волн наиболее опасного направления в районе судового хода при действии расчетного ветра. Скорость ветра РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов принимается из условий управляемости судна и равняется 5РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов. (РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов выбирается в соответствии с обязательным приложением 2)

Рис.2. Определение числа Фруда

Определение числа Фруда по длине РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м и скорости РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, уз. расчетного судна

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов


Рис.2

Рис.3. Определение волнового запаса


Определение волнового запаса РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м при различных углах волнения и числах Фруда РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов


Рис.3

3.3.3. Скоростной запас РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м при движении одиночного судна определяется с помощью графиков рис.4, 5 и табл.4:

а) график (черт.4) служит для определения скоростного запаса при движении судна на мелководье РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов. На графике РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов(определяется из рис.2); РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов. РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов определяется методом последовательных приближений. Величина третьего слагаемого РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, входящего в РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, сначала принимается равной 0,35 и из графика (рис.4) выбирается РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, затем найденная РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналовподставляется в РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов вместо 0,35, и вычисления повторяются. Как правило, действия ограничиваются двумя первыми подстановками;

б) график (рис.5) уточняет величину скоростного запаса для судна, движущегося в каналах неполного профиля. Входным аргументом являются число Фруда РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналови отношение площади сечения условного канала полного профиля, полученного путем продолжения откосов до уровня воды РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, к площади погруженного миделевого сечения судна РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов. Выбранный из графика рис.5 коэффициент умножается на РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов; РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м;

в) с помощью табл.4 определяется скоростная поправка глубины для каналов полного профиля. Величина скоростного запаса для мелководья РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов умножается на коэффициент РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, выбранный из табл.4; РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м.

Рис.4. Определение скоростного запаса

Определение скоростного запаса РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м на мелководье по осадке судна РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м, числу Фруда РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов и запасу глубины РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов


Рис.4

Рис.5. Определение поправочного коэффициента К(1)


Определение поправочного коэффициента РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов для каналов неполного профиля по числу Фруда и отношению площадей РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов


Рис.5



Таблица 4

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов

6


8

10

12

14

16

18

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов

1,90

1,68

1,50

1,38

1,27

1,24

1,15


Для каналов с двухсторонним движением вычисленное значение скоростного запаса увеличивается на 80%.

3.3.4. Запас на крен судна РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м, определяется по формулам:

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м (8)

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м (9)


где РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - угол крена от ветра, град., выбирается из табл.5;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - динамический угол крена, град., выбирается из табл.6.

Формула (8) применяется при расчетах РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, для прямых участков канала, формула (9) - для участков сопряжения колен канала (мест поворота судна).


Таблица 5

Тип судна

Угол крена от ветра РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, град. при скорости расчетного ветра РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м/с

9

13

16

19

22

Универсальное, лихтеровоз, газовоз, морской паром

-

1

1

1

2

Контейнеровоз

1

2

3

4

5

Пассажирское

1

3

4

6

8



Таблица 6

Тип судна

Динамический угол кренаРД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, град. при скорости судна РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, уз.


4

5

6

7

8

9

10

11

12

Универсальное, лесовоз, контейнеровоз

1

1

2

2

3

4

5

6

7

Лихтеровоз, пассажирское,. морской паром, газовоз

-

-

-

1

1

1

1

2

2

Танкер, комбинированное

-

-

-

-

-

1


Примечания: 1. Запас на крен от ветра не учитывается: для танкеров и комбинированных судов; для всех судов при курсовых углах ветра, отличных от 60-90°.

2. Для лесовозов угол крена на прямых курсах берется постоянным, равным 5°.

3. Местом поворота считается кривая сопряжения колен канала с примыкающими к ней с двух сторон прямолинейными участками, равными длине расчетного судна РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м.

3.3.5. Запас на заносимость РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов назначается на основании специальных исследований или подбором обоснованного аналога. Величина РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов может быть одинаковой по всему каналу или дифференцированной по его длине в зависимости от интенсивности заносимости различных участков прорези.

4. ШИРИНА КАНАЛА

4.1. Проектная ширина канала для одностороннего движения судов РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналовдолжна определяться по формулам:

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м (10)


РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м (11)


где РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - навигационная ширина канала, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - запас ширины на заносимость, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов- навигационная глубина прорези канала, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - углы наклона откосов к горизонту к концу межремонтного периода и проектная величина, соответственно.

4.2. Навигационная ширина канала РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов принимается на уровне навигационной глубиныРД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов и определяется по формуле:

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м, (12)


где РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - ширина маневровой полосы на уровне навигационной глубины, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - навигационный запас ширины канала, учитывающий гидродинамическое взаимодействие судна с бровкой канала, м.

4.2.1. Ширина маневровой полосы определяется по формуле:

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м, (13)


где РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - ширина расчетного судна по миделю, м;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - относительная ширина маневровой полосы, которая определяется по табл.7 в зависимости от курсового угла истинного ветра РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов относительно оси канала и проекции вектора скорости течения на направление нормали к ocи канала РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов;

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов - безразмерные коэффициенты, значения которых определяются по табл.8, 9, 10, 11.


Таблица 7

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов,
град

Относительная ширина маневровой полосы РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов, м при РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов , м/с

-1,2

-1,0

-0,8

-0,6

-0,4

-0,2

0,0

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

1,2

0

4,27

3,76

3,34

3,01

2,78

2,65

2,60

2,65

2,78

3,01

3,34

3,76

4,27

30

4,39

3,87

3,46

3,14

2,91

2,79

2,76

2,83

3,00

3,26

3,61

4,07

4,62

45

4,45

3,93

3,51

3,20

2,98

2,86

2,84

2,92

3,10

3,37

3,75

4,23

4,80

60

4,50

4,00

3,57

3,26

3,04

2,93

2,92

3,00

3,20

3,50

3,89

4,38

4,98

90

4,62

4,10

3,69

3,37

3,17

3,07

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов

Название документа: РД 31.31.47-88 Нормы проектирования морских каналов

Номер документа: 114

31.31.47-88

Вид документа: Приказ Минморфлота СССР

РД

Принявший орган: Минморфлот СССР

Статус: Действующий

Опубликован: / Минморфлота СССР. - М.: В/О "МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА", 1988 год
Дата принятия: 14 июля 1988

Дата начала действия: 01 октября 1988
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах