(с изменениями на 10 апреля 2013 года)
__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 31 декабря 2013 года N 482-пр
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2013 года N 72-пр
________________________________
______________________
*Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2013 года N 72-пр - см. предыдущую редакцию.
В целях реализации на территории Хабаровского края государственной политики по профилактике терроризма и экстремизма, повышению уровня безопасности граждан, укреплению антитеррористической защищенности потенциально опасных и критически важных объектов, объектов с массовым пребыванием людей Правительство края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную краевую целевую программу "Профилактика терроризма и экстремизма в Хабаровском крае на 2013-2016 годы" (далее - Программа). (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2013 года N 72-пр - см. предыдущую редакцию).
2. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) при формировании краевого бюджета на соответствующие годы предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Программы.
3. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края руководствоваться Программой при разработке либо внесении изменений в уже действующие муниципальные программы реализации полномочий по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства края по вопросам безопасности Кирилюка СИ.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2013 г.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Профилактика терроризма и экстремизма в Хабаровском крае на 2013-2016 годы"
Наименование долгосрочной краевой целевой программы | - долгосрочная краевая целевая программа "Профилактика терроризма и экстремизма в Хабаровском крае на 2013-2016 годы" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - главное управление по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - соисполнители: министерство промышленности и транспорта края; министерство культуры края; министерство образования и науки края; министерство здравоохранения края; министерство социальной защиты населения края; комитет по спорту Правительства края; комитет по печати и массовым коммуникациям Правительства края; комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса; главное управление информационной политики и общественных связей Губернатора и Правительства края (далее также - министерства и иные органы исполнительной власти края); участники: прокуратура Хабаровского края (далее - прокуратура края) (по согласованию); Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УФСБ России по краю) (по согласованию); Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УМВД России по краю) (по согласованию); Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ГУ МЧС России по краю) (по согласованию); Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по краю) (по согласованию); администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию) |
Цели Программы | - реализация государственной политики Российской Федерации в области профилактики терроризма и экстремизма на территории края путем совершенствования системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности; усиление мер по защите населения, объектов первоочередной антитеррористической защиты и государственных институтов, расположенных на территории края, от террористической угрозы; распространение норм и установок толерантного сознания и поведения, формирование уважительного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям |
Задачи Программы | - выработка эффективных мер противодействия реализации террористических угроз и экстремистских проявлений на основе проведения на территории края мониторинга складывающейся социально-экономической обстановки; своевременное предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и экстремизма; координация и оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края по профилактике терроризма и экстремизма; проведение информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование у граждан бдительности по отношению к террористическим проявлениям, а также толерантного поведения, способствующего противодействию экстремизму в обществе; дискредитация идей и практики деятельности террористических и экстремистских организаций, распространение в обществе негативного отношения к их деятельности; создание условий для повышения эффективности межнационального, межэтнического и межконфессионального диалога, формирование духовно-нравственной личности, свободной от националистических предрассудков |
Мероприятия Программы | - совершенствование механизма обеспечения законности и правопорядка в сфере профилактики терроризма и экстремизма; профилактические мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму в крае; организационно-технические мероприятия по повышению уровня антитеррористической защищенности опасных объектов края; информационно-пропагандистское сопровождение реализуемых мероприятий в сфере противодействия терроризму и экстремизму |
Показатели (индикаторы) Программы | - количество проведенных антитеррористических учений и тренировок в целях организации взаимодействия правоохранительных органов, органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края в условиях террористической угрозы, предупреждения террористических актов и минимизации последствий их проявлений; доля паспортизированных объектов в общем количестве критически важных и потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, образования, здравоохранения и мест массового пребывания людей; доля объектов, оснащенных системами видеонаблюдения, кнопками экстренного вызова полиции и периметровым ограждением, в общем количестве критически важных и потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, образования, здравоохранения и мест массового пребывания людей; количество публикаций антитеррористической и противоэкстремистской направленности в средствах массовой информации |
Этапы и сроки реализации Программы | - Программа реализуется в один этап с 2013 года по 2016 год |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета | - общий объем финансирования Программы составляет 49 767,75 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 12 932,75 тыс. рублей; 2014 год - 12 985,00 тыс. рублей; 2015 год - 9 100,00 тыс. рублей; 2016 год - 14 750,00 тыс. рублей |
Конечные результаты выполнения Программы | - увеличение к 2017 году количества проведенных антитеррористических учений и тренировок в целях организации взаимодействия правоохранительных органов, органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края в условиях террористической угрозы, предупреждения террористических актов и минимизации их последствий до 29 единиц; увеличение к 2017 году доли паспортизированных объектов в общем количестве критически важных и потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, образования, здравоохранения и мест массового пребывания людей до 93,0 процентов; увеличение доли объектов, оснащенных системами видеонаблюдения, кнопками экстренного вызова полиции и периметровым ограждением, в общем количестве критически важных и потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, образования, здравоохранения и мест массового пребывания людей по итогам 2016 года до 88,0 процентов; количество публикаций антитеррористической и противоэкстремистской направленности в средствах массовой информации к 2017 году увеличится до 1 850 единиц |
1. Характеристика текущего состояния в сфере предупреждения коррупции на территории Хабаровского края
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью выработки системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики терроризма и экстремизма. Настоящая Программа призвана стать составной частью антитеррористической политики в соответствии с федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами края, а также Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года.
Настоящая Программа разработана для обеспечения безопасного проживания и жизнедеятельности населения края. Ее успешная реализация по локализации террористических и экстремистских угроз будет способствовать достижению перспективных целей, сформулированных в Стратегии социального и экономического развития края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства края от 13 января 2009 г. N 1-пр (далее - Стратегия).
Очевидно, что указанная Стратегия не может быть реализована в случае дестабилизации обстановки в регионе, обусловленной проявлениями экстремизма и терроризма.
Обстановка, сложившаяся в сфере противодействия терроризму на территории края, характеризовалась отрицательной динамикой по количеству совершенных преступлений террористического характера.
При полном отсутствии в 2008-2010 годах на территории края актов терроризма в августе 2011 г. в одном из детских садов г. Комсомольска-на-Амуре совершен подрыв самодельного взрывного устройства, в результате которого пострадал малолетний ребенок. Возрастает и количество совершенных преступлений экстремистского характера. Динамика преступлений террористического и экстремистского характера в крае отражена в нижеприведенной таблице.
Динамика преступлений террористического характера в крае
Наименование показателя | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Террористический акт | - | - | 1 |
Захват заложника | - | - | - |
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма | 12 | 27 | 47 |
Экстремизм | 2 | 7 | 9 |
В настоящее время механизм координации деятельности органов власти различного уровня, учреждений и организаций, общественных объединений края по выполнению задач противодействия терроризму и экстремизму разработан недостаточно, что приводит к разобщенности и, в итоге, низкой эффективности осуществляемой деятельности в данном направлении.
Терроризм и экстремизм как социальные явления в современных условиях постоянно изменяются. При этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба. Прямые или косвенные деструктивные последствия террористической и экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия терроризму и экстремизму на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в том числе в сфере их профилактики, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.
К потенциальным угрозам террористических проявлений в крае следует отнести:
- наличие опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, а также химически опасные вещества, в отношении которых существует диверсионно-террористическая угроза;
- дислокация в крае воинских подразделений, наличие арсеналов и баз вооружения, боеприпасов и военной техники Министерства обороны Российской Федерации;
- высокий уровень незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
- объективно низкий уровень антитеррористической защищенности опасных объектов края;
- негативные процессы миграции, в том числе рост количества нелегальных мигрантов, прибывающих в край из государств - участников СНГ, а также приток на территорию края иностранцев и граждан Российской Федерации из регионов с нестабильной общественно-политической и социально-экономической обстановкой.
Анализ складывающейся обстановки, экономического и социального развития края свидетельствует о необходимости проведения до 2017 года мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, а также объектов промышленности, транспорта и топливно-энергетического комплекса края.
Основными недостатками в антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, мест с массовым пребыванием людей являются:
- слабая защищенность подходов и подъездов (ограждение не соответствует предъявляемым требованиям или отсутствует, проезды не оборудованы контрольно-пропускными пунктами и противотаранными устройствами);
- недостаточная штатная численность охраны, низкий уровень организации пропускного режима или его отсутствие, недостаток ночного освещения;
- недостаточная оснащенность современными системами безопасности.
Не менее актуальной в регионе остается проблема противодействия экстремистским проявлениям.
Несмотря на то, что обстановка по линии противодействия терроризму и экстремизму на территории края на протяжении ряда лет остается относительно спокойной и контролируемой, фиксируются факты размещения экстремистских материалов.
В условиях развития современного общества особого внимания требует профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнического протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода этно- и мигрантофобий. В этих условиях проникновение в молодежную среду террористических взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям - применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан.
Предупреждение террористических и экстремистских проявлений должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо их порождают, либо им благоприятствуют. Данные профилактические мероприятия должны осуществляться на начальных стадиях развития негативных процессов, когда формируется мотивация противоправного поведения. Противостоять терроризму и экстремизму можно лишь на основе взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти края, органов местного самоуправления края, организаций независимо от форм собственности, а также общественных объединений и граждан с привлечением специалистов в различных отраслях знаний, средств массовой информации, в связи с чем проблема противодействия терроризму должна решаться с использованием программно-целевого метода. В противном случае не исключено резкое снижение эффективности участия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края в противодействии терроризму и экстремизму в крае, которое повлечет за собой значительный всплеск преступлений данной категории, особенно в молодежной среде.
Реализация мероприятий Программы позволит к концу 2016 года обеспечить благоприятные условия для устранения предпосылок проявлений терроризма, политического экстремизма, разжигания социальной, национальной и религиозной розни и гармонизации этноконфессиональных отношений.
Предполагается, что реализация Программы будет способствовать:
- приданию работе по противодействию терроризму и экстремизму системного характера;
- повышению доверия населения к работе органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов;
- углублению межведомственного сотрудничества, повышению ответственности руководителей за реализацию антитеррористических и антиэкстремистских мероприятий;
- повышению профессионального мастерства правоохранительных органов по противодействию проявлениям терроризма и экстремизма, совершенствованию методик предупреждения, выявления и пресечения возможных террористических актов и минимизации последствий террористической деятельности;
- снижению возможности совершения террористических актов на территории края;
- снижению уровня радикализации населения и созданию условий для устранения предпосылок распространения террористической и экстремистской идеологии на территории края;
- более качественному обеспечению антитеррористической защищенности критически важных, потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения и мест с массовым пребыванием людей;
- повышению организованности и бдительности населения в области противодействия террористической угрозе;
- стабилизации миграционных потоков и значительному сокращению числа лиц, нелегально пребывающих на территории края;
- активизации деятельности по изъятию оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, находящихся в нелегальном обороте.
Помимо того, закрепится тенденция общей стабилизации криминогенной обстановки, снизится доля тяжких преступлений, уменьшатся темпы роста преступности в целом.
Программа носит социальный характер, результаты ее реализации позволят создать условия, способствующие устойчивому социально-экономическому развитию края.
Мероприятия, реализуемые в рамках настоящей Программы, не дублируют другие программные мероприятия, финансируемые на территории края.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- реализация государственной политики Российской Федерации в области профилактики терроризма и экстремизма на территории края путем совершенствования системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности;
- усиление мер по защите населения, объектов первоочередной антитеррористической защиты и государственных институтов, расположенных на территории края, от террористической угрозы;
- распространение норм и установок толерантного сознания и поведения, формирование уважительного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач: