Доходная база бюджета города Хабаровска формируется за счет определенных законодательством источников, к числу которых относятся налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления. В течение длительного периода времени, по крайней мере, на протяжении всего последнего десятилетия доходы бюджета увеличивались, в отдельные годы значительно перекрывая уровень инфляции. Так, в 2000, 2004 и 2006 гг. доходы бюджета города увеличивались примерно на одну пятую по сравнению с уровнем предыдущего года, в 2002 и 2003 гг. - более чем на четверть, в 2008 г. - на 37%, в 2001 г. - более чем на две пятых, а в 2007 г. - более чем наполовину (на 54%). При этом кризисный 2009 г., когда доходы бюджета возросли всего на 10%, оказался не самым негативным по этому показателю в течение 2000-х гг. Меньшее значение было в 2005 г. - рост только на 2%.
Следует сказать, что в силу вышеупомянутых факторов, благоприятно сказывающихся на бюджете города Хабаровска, финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. менее негативно проявился в части формирования доходов бюджета города, чем в большинстве субъектов Российской Федерации и иных муниципальных образованиях.
Фактические темпы роста доходов бюджета значительно опережают плановые темпы роста. Это создавало и создает сложности для их прогнозирования при формировании проекта бюджета. На протяжении всех лет в период с 2000 по 2009 гг. доходы бюджета города Хабаровска перевыполнялись по отношению к утвержденным показателям в решении Хабаровской городской Думы. В основном такое превышение ежегодно составляло 11 - 27%, однако в 2002, 2008 и 2009 гг. оно было минимальным (1 - 2%), а в 2007г., наоборот, неестественно большим (60%), хотя такой рост вызван тем, что при принятии бюджета города не были учтены субсидии из краевого бюджета на реализацию федеральных целевых программ, для развития улично-дорожной сети в городах, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, для развития общественной инфраструктуры регионального значения и другие поступившие в бюджет города в течение его исполнения в IV квартале 2007 г.
Ежегодное формирование проекта доходной части бюджета города Хабаровска осуществляется на основе:
- прогноза социально-экономического развития Хабаровского края и города;
- основных направлений бюджетной и налоговой политики;
- методических рекомендаций министерства финансов Хабаровского края;
- прогнозных показателей администраторов доходов.
В расчетах доходов бюджета учитываются различные требования действующего налогового и бюджетного законодательства, включая нормативы отчислений в бюджеты городских округов края от налогов, подлежащих в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации зачислению в бюджеты субъекта Российской Федерации. В целом нормативы отчислений, устанавливаемые законами Хабаровского края, меняются год от года, что снижает возможности долгосрочного прогнозирования доходов бюджета города.
Нормативы отчислений в бюджет города Хабаровска по годам, %
Доход | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Налог на прибыль | 21,8/ | 34,4 | 34,4 | 31,3 | |||||||||
налог на прибыль в местный бюджет | 100 | 100 | 100 | 100 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Налог на доходы физических лиц | 50,4 | 50,4 | 51 | 51 | 44,9 | 32,3 | 32,8 | 33,1 | 32,7 | 32,1 | 30 | 30 | 20 |
Налог на добавленную стоимость | 6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Акцизы по подакцизным товарам | |||||||||||||
спирт этиловый | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | - | - | - | - | - | - | - | - |
водка, ликеро-водочные изделия | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | - | - | - | - | - | - | - | - |
прочие акцизы (коньяк, вино, пиво, ювелирные изделия) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Налог с продаж, отменен с 2004 года, поступает задолженность | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 0 | 0 | 0 |
Единый налог на совокупный доход (с 2002 года - упрощенная система налогообложения) | |||||||||||||
для юридических лиц | 14,30 | 14,30 | 14,30 | 45 | 45 | 15,30 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 |
для физических лиц | 100 | 100 | 100 | ||||||||||
Единый налог на вмененный доход | |||||||||||||
для юридических лиц | 30 | 30 | 40 | 45 | 45 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 100 | 100 |
для физических лиц | 75 | 75 | 100 | ||||||||||
Единый сельскохозяйственный налог | 90 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 70 | 70 | |||||
Налог на имущество, в т.ч.: | |||||||||||||
физических лиц | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
юридических лиц | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 2 | - | - | - | - | - | - | - |
Транспортный налог | - | - | - | - | - | - | - | - | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Платежи за пользование недрами, в т.ч.: | |||||||||||||
за добычу общераспростр. полезных ископаемых | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | - | - | - |
за добычу подземных вод | 60 | 60 | 40 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | - | - | - |
за добычу других полезных ископаемых | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | - | - | - |
платежи за пользование недрами, в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | - | - | . - |
Налог на добычу полезных ископаемых | |||||||||||||
за добычу полезных ископаемых | - | - | 40 | 40 | 40 | 20 | - | - | - | - | - | - | - |
за добычу общерапростр. полезных ископаемых | - | - | 100 | 100 | - | 100 | - | - | - | - | - | - | - |
Плата за пользование водными объектами | 40 | 40 | 66,7 | 66,7 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Плата за выбросы вредных веществ (с 2005 года - плата за негативное воздействие на окружающую среду) | 52,7 | 52,7 | 52,7 | 52 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | |
Земельный налог | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Государственная пошлина | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Местные налоги (налог на содержание объектов ЖКХ - отменен с 2001 года, налог на рекламу, целевые сборы - отменены с 2005 года) поступает задолженность | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Арендная плата за земли, в т.ч.: | |||||||||||||
до разграничения | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 |
после разграничения | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Доходы от использования муниципального имущества | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Доходы от продажи земельных участков | |||||||||||||
до разграничения собственности | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | ||
после разграничения собственности | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Для расчета доходов бюджета города Хабаровска на 2008-2012 гг. использовались показатели социально-экономического развития края.
Прогнозные показатели, учитываемые при
расчетах доходов бюджета, % к предыдущему году
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Индекс потребительских цен | 108,0 | 108,4 | 112,0 | 108,7 | 107,0 |
Темп роста фонда оплаты труда | 112,9 | 108,4 | 112,4 | 111,4 | 119,4 |
Представляется, что, несмотря на понимание того, что неточность в прогнозировании доходов бюджета негативно сказывается на возможностях адекватного формирования расходной части бюджета, формирование проекта доходов бюджета города Хабаровска в будущем вряд ли возможно существенно изменить.
Относительно текущего регулирования отдельных вопросов, решаемых администрацией города в части доходной базы бюджета, следует отметить, что в настоящее время в Хабаровске налажена система оперативного учета задолженности перед бюджетом, что позволяет минимизировать потенциальные потери бюджета и контролировать объемы недополученных бюджетных средств путем проведения мониторинга бюджетной задолженности и использования возможностей предоставления рассрочек и отсрочек. Данные меры расширяют возможности для потенциального роста доходный базы за счет освоения недополученных доходов.
В целях регламентации процедуры согласования финансовым департаментом администрации города решения налогового органа об изменении сроков уплаты налогов и сборов и принятия мер по минимизации потерь бюджета, постановлением Мэра города от 31 мая 2007 г. N 801 «Об утверждении Порядка согласования решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, зачисляемых в бюджет города Хабаровска» был принят Порядок согласования решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, зачисляемых в бюджет города Хабаровска. В целях совершенствования процедур предоставления рассрочек и отсрочек по уплате неналоговых платежей постановлением Мэра города от 26 июня 2007 г. N 976 «Об утверждении Порядка предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате неналоговых платежей в бюджет города и проведения мониторинга дебиторской задолженности по отсроченным (рассроченным) налоговым доходам и неналоговым платежам в бюджет города Хабаровска» утвержден еще ряд документов, регулирующих данный процесс.
Запрет на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке финансовой эффективности утвержден распоряжением Мэра города от 26 мая 2008 г. N 1293-р «О мерах по повышению эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам». Этим распоряжением городской комиссии по рассмотрению вопросов предоставления льгот по платежам в местный бюджет запрещено принятие к рассмотрению обращений о предоставлении и пролонгации льгот при отсутствии расчета их бюджетной и социальной эффективности. В распоряжении также указано, что при выявлении фактов низкой финансовой эффективности действующих налоговых льгот по местным налогам управление экономического развития администрации города должно осуществлять подготовку проектов законодательных инициатив об отмене неэффективных налоговых льгот.
Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам утвержден постановлением Мэра города от 31 мая 2007 г. N 803 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к представлению) налоговых льгот по местным налогам». Постановлением установлена обязательность проведения оценки предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам на предмет их бюджетной и социальной эффективности. Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам определяет:
- процедуры оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот с учетом особенностей хозяйствующих субъектов и каждой категории;