Недействующий

Об утверждении Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (утратило силу с 31 января 2017 года)

7.2. Формирование доходной базы бюджета города и выявление ее возможных изменений в среднесрочной перспективе

Доходная база бюджета города Хабаровска формируется за счет определенных законодательством источников, к числу которых относятся налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления. В течение длительного периода времени, по крайней мере, на протяжении всего последнего десятилетия доходы бюджета увеличивались, в отдельные годы значительно перекрывая уровень инфляции. Так, в 2000, 2004 и 2006 гг. доходы бюджета города увеличивались примерно на одну пятую по сравнению с уровнем предыдущего года, в 2002 и 2003 гг. - более чем на четверть, в 2008 г. - на 37%, в 2001 г. - более чем на две пятых, а в 2007 г. - более чем наполовину (на 54%). При этом кризисный 2009 г., когда доходы бюджета возросли всего на 10%, оказался не самым негативным по этому показателю в течение 2000-х гг. Меньшее значение было в 2005 г. - рост только на 2%.



Следует сказать, что в силу вышеупомянутых факторов, благоприятно сказывающихся на бюджете города Хабаровска, финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. менее негативно проявился в части формирования доходов бюджета города, чем в большинстве субъектов Российской Федерации и иных муниципальных образованиях.

Фактические темпы роста доходов бюджета значительно опережают плановые темпы роста. Это создавало и создает сложности для их прогнозирования при формировании проекта бюджета. На протяжении всех лет в период с 2000 по 2009 гг. доходы бюджета города Хабаровска перевыполнялись по отношению к утвержденным показателям в решении Хабаровской городской Думы. В основном такое превышение ежегодно составляло 11 - 27%, однако в 2002, 2008 и 2009 гг. оно было минимальным (1 - 2%), а в 2007г., наоборот, неестественно большим (60%), хотя такой рост вызван тем, что при принятии бюджета города не были учтены субсидии из краевого бюджета на реализацию федеральных целевых программ, для развития улично-дорожной сети в городах, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, для развития общественной инфраструктуры регионального значения и другие поступившие в бюджет города в течение его исполнения в IV квартале 2007 г.

Ежегодное формирование проекта доходной части бюджета города Хабаровска осуществляется на основе:

- прогноза социально-экономического развития Хабаровского края и города;

- основных направлений бюджетной и налоговой политики;

- методических рекомендаций министерства финансов Хабаровского края;

- прогнозных показателей администраторов доходов.

В расчетах доходов бюджета учитываются различные требования действующего налогового и бюджетного законодательства, включая нормативы отчислений в бюджеты городских округов края от налогов, подлежащих в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации зачислению в бюджеты субъекта Российской Федерации. В целом нормативы отчислений, устанавливаемые законами Хабаровского края, меняются год от года, что снижает возможности долгосрочного прогнозирования доходов бюджета города.

Нормативы отчислений в бюджет города Хабаровска по годам, %


Доход

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Налог на прибыль

21,8/
24,5

34,4

34,4

31,3

налог на прибыль в местный бюджет

100

100

100

100

-

-

-

-

-

-

-

-

Налог на доходы физических лиц

50,4

50,4

51

51

44,9

32,3

32,8

33,1

32,7

32,1

30

30

20

Налог на добавленную стоимость

6

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Акцизы по подакцизным товарам

спирт этиловый

5

5

5

5

5

-

-

-

-

-

-

-

-

водка, ликеро-водочные изделия

5

5

5

5

10

-

-

-

-

-

-

-

-

прочие акцизы (коньяк, вино, пиво, ювелирные изделия)

10

10

10

10

10

-

-

-

-

-

-

-

-

Налог с продаж, отменен с 2004 года, поступает задолженность

60

 60

60

60

60

60

60

60

60

60

0

0

0

Единый налог на совокупный доход (с 2002 года - упрощенная система налогообложения)

для юридических лиц

14,30

14,30

14,30

45

45

15,30

0

0

27

27

27

27

27

для физических лиц

100

100

100

Единый налог на вмененный доход

для юридических лиц

30

30

40

45

45

90

90

90

90

90

90

100

100

для физических лиц

75

75

100

Единый сельскохозяйственный налог

90

60

60

60

60

60

70

70

Налог на имущество, в т.ч.:

физических лиц

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

юридических лиц

50

50

50

50

50

2

-

-

-

-

-

-

-

Транспортный налог

-

-

-

-

-

-

-

-

50

50

50

50

50

Платежи за пользование недрами, в т.ч.:

за добычу общераспростр. полезных ископаемых

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

-

-

-

за добычу подземных вод

60

60

40

60

60

60

60

60

60

60

-

-

-

за добычу других полезных ископаемых

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

-

-

-

платежи за пользование недрами, в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

-

-

. -

Налог на добычу полезных ископаемых

за добычу полезных ископаемых

-

-

40

40

40

20

-

-

-

-

-

-

-

за добычу общерапростр. полезных ископаемых

-

-

100

100

-

100

-

-

-

-

-

-

-

Плата за пользование водными объектами

40

40

66,7

66,7

-

-

-

-

-

-

-

-

Плата за выбросы вредных веществ (с 2005 года - плата за негативное воздействие на окружающую среду)

52,7

52,7

52,7

52

40

40

40

40

40

40

40

40

Земельный налог

50

50

50

50

50

100

100

100

100

100

100

100

100

Государственная пошлина

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Местные налоги (налог на содержание объектов ЖКХ - отменен с 2001 года, налог на рекламу, целевые сборы - отменены с 2005 года) поступает задолженность

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Арендная плата за земли, в т.ч.:

до разграничения

50

50

50

50

50

50

50

50

80

80

80

80

80

после разграничения

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Доходы от использования муниципального имущества

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Доходы от продажи земельных участков

до разграничения собственности

50

50

50

50

50

50

80

80

80

80

80

после разграничения собственности

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100


Для расчета доходов бюджета города Хабаровска на 2008-2012 гг. использовались показатели социально-экономического развития края.

Прогнозные показатели, учитываемые при
расчетах доходов бюджета, % к предыдущему году


Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

Индекс потребительских цен

108,0

108,4

112,0

108,7

107,0

Темп роста фонда оплаты труда

112,9

108,4

112,4

111,4

119,4



Представляется, что, несмотря на понимание того, что неточность в прогнозировании доходов бюджета негативно сказывается на возможностях адекватного формирования расходной части бюджета, формирование проекта доходов бюджета города Хабаровска в будущем вряд ли возможно существенно изменить.

Относительно текущего регулирования отдельных вопросов, решаемых администрацией города в части доходной базы бюджета, следует отметить, что в настоящее время в Хабаровске налажена система оперативного учета задолженности перед бюджетом, что позволяет минимизировать потенциальные потери бюджета и контролировать объемы недополученных бюджетных средств путем проведения мониторинга бюджетной задолженности и использования возможностей предоставления рассрочек и отсрочек. Данные меры расширяют возможности для потенциального роста доходный базы за счет освоения недополученных доходов.

В целях регламентации процедуры согласования финансовым департаментом администрации города решения налогового органа об изменении сроков уплаты налогов и сборов и принятия мер по минимизации потерь бюджета, постановлением Мэра города от 31 мая 2007 г. N 801 «Об утверждении Порядка согласования решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, зачисляемых в бюджет города Хабаровска» был принят Порядок согласования решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, зачисляемых в бюджет города Хабаровска. В целях совершенствования процедур предоставления рассрочек и отсрочек по уплате неналоговых платежей постановлением Мэра города от 26 июня 2007 г. N 976 «Об утверждении Порядка предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате неналоговых платежей в бюджет города и проведения мониторинга дебиторской задолженности по отсроченным (рассроченным) налоговым доходам и неналоговым платежам в бюджет города Хабаровска» утвержден еще ряд документов, регулирующих данный процесс.

Запрет на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке финансовой эффективности утвержден распоряжением Мэра города от 26 мая 2008 г. N 1293-р «О мерах по повышению эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам». Этим распоряжением городской комиссии по рассмотрению вопросов предоставления льгот по платежам в местный бюджет запрещено принятие к рассмотрению обращений о предоставлении и пролонгации льгот при отсутствии расчета их бюджетной и социальной эффективности. В распоряжении также указано, что при выявлении фактов низкой финансовой эффективности действующих налоговых льгот по местным налогам управление экономического развития администрации города должно осуществлять подготовку проектов законодательных инициатив об отмене неэффективных налоговых льгот.

Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам утвержден постановлением Мэра города от 31 мая 2007 г. N 803 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к представлению) налоговых льгот по местным налогам». Постановлением установлена обязательность проведения оценки предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам на предмет их бюджетной и социальной эффективности. Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам определяет:

- процедуры оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот с учетом особенностей хозяйствующих субъектов и каждой категории;