Недействующий

Об утверждении Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (утратило силу с 31 января 2017 года)

7.1. Характеристика существующей бюджетной политики в городе Хабаровске

В Хабаровске в последние годы проводится ответственная бюджетная политика, демонстрирующая высокое качество управления муниципальными финансами как на уровне администрации города в целом, так и отдельных администраторов (администраторов доходов и главных распорядителей) бюджетных средств. В городе сформирована передовая нормативно-правовая база, регулирующая бюджетный процесс.

Сам бюджетный процесс в городе Хабаровске регулируется на основании положений федерального законодательства, прежде всего Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства Хабаровского края и правовых актов органов местного самоуправления города.

В соответствии с действующим Положением о бюджетном процессе в городском округе «Город Хабаровск», составление проекта бюджета города - исключительная прерогатива администрации города. Порядок и сроки составления бюджета города устанавливаются правовым актом администрации города. Непосредственное составление проекта бюджета города осуществляет финансовый департамент.

В настоящий момент в городе используются механизмы среднесрочного финансового планирования. Хотя бюджет города принимается на один год, такая возможность предусмотрена действующим законодательством, а именно статьями 15, 17 и другими Бюджетного Кодекса Российской Федерации. На основании действующего Порядка разработки и методики формирования среднесрочного финансового пла на города Хабаровска устанавливается обязательность учета использования при подготовке решения о бюджете города на очередной финансовый год показателей среднесрочного финансового плана города Хабаровска.

Утвержденный среднесрочный финансовый план в обязательном порядке учитывается при составлении бюджета города на очередной финансовый год и представляется в Хабаровскую городскую Думу одновременно с проектом бюджета города на очередной финансовый год.

Структурные подразделения администрации города используют утвержденные показатели среднесрочного финансового плана в качестве предельных объемов для планирования своих бюджетов на текущий финансовый год в соответствии с направлениями расходования бюджетных средств, отраженными в среднесрочном финансовом плане. Среднесрочный финансовый план корректируется путем его ежегодного утверждения на очередной трехлетний период согласно показателям среднесрочного прогноза социально-экономического развития города, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

В Хабаровске предусмотрена обязательность процедур проведения публичной независимой экспертизы решений по вопросам бюджетной и налоговой политики и утвержден порядок проведения публичной независимой экспертизы решений по данному перечню вопросов.

Обязательность процедуры проведения публичной независимой экспертизы проектов решений по вопросам бюджетной и налоговой политики предусмотрена постановлением администрации города от 29.04.2009 N 1425 «О проведении обязательной публичной независимой экспертизы проектов решений по вопросам бюджетной и налоговой политики». Данным постановлением установлено, что проекты решений Хабаровской городской Думы по вопросам бюджетной и налоговой политики подлежат обязательной публичной независимой экспертизе, и закреплено, что такой экспертизе подлежат проекты решений, касающиеся регулирования правоотношений, возникающих в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета города, при принятии решений о местных налогах и сборах, при предоставлении льгот по налогам и сборам, зачисляемым в местный бюджет.

Постановлением администрации города от 27.04.2009 N 1410 «Об утверждении состава Экспертного совета по проведению обязательной публичной независимой экспертизы проектов решений Хабаровской городской Думы» утвержден состав Экспертного совета.

Кроме того, администрацией города Хабаровска в целях реализации жителями города права на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по бюджету городского округа «Город Хабаровск» и отчета об его исполнении проводятся публичные слушания. Публичные слушания осуществляются в соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 22 ноября 2005 г. N 181 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городском округе «Город Хабаровск».

Благоприятное влияние на формирование ответственной бюджетной политики оказал комплекс мероприятий по повышению качества финансового менеджмента в бюджетной сфере.

За годы реализации Программы реформирования в городе была сформирована качественно новая нормативно-правовая база регулирования бюджетной сферы в целом и отдельных ее компонентов, апробированы и внедрены новые механизмы бюджетного управления, повышена квалификация специалистов, осуществляющих работу со средствами бюджета города.

Дальнейшие шаги по совершенствованию системы управления муниципальными финансами во многом будут связаны с готовностью проведения адаптации бюджетных новаций, предложенных на федеральном уровне.

Это, в частности, утвержденная распоряжением Правительства Российской федерации от 30 июня 2010г. N 1101-р Программа Правительства Российской федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Цель правительственной программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Среди задач, на решение которых направлена данная программа Правительства Российской Федерации, некоторые относятся не только к федеральным органам государственной власти, но также и к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. В частности, применительно к городскому округу «Город Хабаровск» к таким задачам отнесены:

- четкое определение сфер ответственности как самого городского округа как формы публично-правового образования, так и его органов местного самоуправления;

- обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей, что во многом и решается включением соответствующего раздела в Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года;

- создание условий для повышения эффективности деятельности городского округа по обеспечению муниципальных услуг;

- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;

- повышение качества финансового управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;

- повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;

- обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в муниципальной собственности, и полномочиями органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р принято постановление администрации города Хабаровска от 31.10.2011 N 3577 «Об утверждении городской программы «Повышение эффективности расходов бюджета города Хабаровска на 2012-2014 годы».