Управление муниципальным долгом играет вспомогательную роль по отношению к управлению бюджетными доходами и расходами муниципального образования. В рамках бюджетного планирования определяется объем доходов и расходов бюджета и, следовательно, объем дефицита бюджета, основным источником покрытия которого являются заемные средств. Таким образом, долговая политика, определяющая объемы и формы привлечения заимствований, является составной частью бюджетной политики. В этой связи без определения направлений развития долговой политики невозможно говорить о достижении стратегических целей развития города.
Долговая политика, проводимая на муниципальном уровне в Хабаровске в последние годы, может быть охарактеризована как умеренно-консервативная. Объем муниципального долга никогда не только не превышал установленных бюджетных законодательством ограничений, но даже и не приближался к ним.
Фактически в последние годы город не обращался к двум из четырех возможных форм муниципального долга. Город не выпускал муниципальные займы и не брал бюджетные кредиты у бюджетов других уровней бюджетной системы страны. Соответственно долговые обязательства города включают только кредиты, полученные от банков и иных юридических лиц, и муниципальные гарантии.
Муниципальная долговая книга Хабаровска в 2003-2012 гг.
Форма муниципального долга | Размер долга по состоянию на: | |||||||||
01.01.2003 | 01.01.2004 | 01.01.2005 | 01.01.2006 | 01.01.2007 | 01.01.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2011 | 01.01.2012 | |
Кредиты, полученные от банков и иных юридических лиц | 10000 | 0 | 80400 | 160000 | 100000 | 200000 | 200000 | 80000 | 300000 | |
Долговые обязательства по соглашениям и договорам, в т.ч. международным, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет | 40245 | 14701 | 13260 | 11487 | 11177 | 0 | x | x | x | x |
Бюджетные ссуды | 2773 | 21500 | 21500 | 21500 | 0 | 0 | x | x | x | x |
Бюджетные кредиты | 0 | 0 | 2668 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | x | x |
Муниципальные гарантии по обязательствам третьих лиц | 11338 | 0 | 77894 | 134742 | 273188 | 485448 | 215975 | 271092 | 233083 | 545127 |
Муниципальные займы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего | 54356 | 46201 | 115322 | 248129 | 444365 | 585448 | 415975 | 471092 | 313083 | 845127 |
При этом максимальный объем муниципальных гарантий по обязательствам третьих лиц был выдан от имени города в 2007 г., когда отмечался наиболее бурный рост бюджета города. На 1 января 2008 г. их сумма составила 485,4 млн. рублей, составив 83% от общего объема муниципального долга.
На этапе планирования обязательств часть долговой емкости отводится для погашения и обслуживания уже существующих обязательств, другая часть используется при планировании вновь привлекаемых заимствований.
В Хабаровске процедуры, связанные с ведением муниципальной долговой книги, регламентируются постановлением Мэра города от 12 июля 2007 г. N 1174 «Об утверждении порядка ведения муниципальной долговой книги городского округа «Город Хабаровск». Методология расчета платежеспособности бюджета с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность, на среднесрочный период и Методика расчета объема допустимого роста муниципального долга и возможного привлечения новых долговых обязательств в форме заимствований (с учетом их влияния на платежеспособность городского округа «Город Хабаровск») утверждены постановлением Мэра города от 30 мая 2008 г. N 1423 «Об утверждении Методологии расчета долговой нагрузки на бюджет городского округа «Город Хабаровск» и Методики расчета объема допустимого роста муниципального долга и возможного привлечения новых долговых обязательств».
Обязательность предоставления залога в полное обеспечение выданной муниципальной гарантии утверждена постановлением Мэра города от 29 июня 2007 г. N 1093 «О предоставлении муниципальных гарантий». Положение разработано с целью повышения эффективности предоставления муниципальных гарантий за счет применения формализованного конкурсного отбора наиболее перспективных предложений о предоставлении муниципальных гарантий, а также снижения рисков невыполнения получателем гарантий своих обязательств, приводящих к увеличению расходов бюджета города. Гарантии предоставляются юридическим лицам, независимо от их организационно-правовой формы в соответствии с программой муниципальных гарантий, сформированной на конкурсной основе, при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год.
Финансовый департамент администрации города рассматривает допущенные к конкурсу заявки и определяет их приоритетность (очередность) по отношению друг к другу. Определение приоритетности осуществляется расстановкой номера очередности удовлетворения каждой заявки (по нарастающей шкале в зависимости от снижения приоритетности). Критерием определения приоритетности является наибольшая финансовая эффективность, возможная к получению при удовлетворении заявки. Финансовая эффективность определяется как соотношение полученного финансового эффекта и суммы гарантии. Финансовый эффект определяется как сумма получаемого бюджетного эффекта и денежной (финансовой) оценки социального эффекта от деятельности организации в случае получения гарантии.
По результатам конкурса, проведенного до принятия решения Хабаровской городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год, финансовый департамент администрации города в установленном порядке направляет Мэру города Программу муниципальных гарантий для включения ее в проект решения Хабаровской городской Думы о бюджете на очередной финансовый год.
В связи с усилением внимание со стороны федеральных органов исполнительной власти к вопросу недопущения наращивания критических объемов государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга, а также просроченной кредиторской задолженности государственных и муниципальных учреждений в городе Хабаровске следует уделить внимание сохранению позитивного имиджа города по данному вопросу в будущем.