Недействующий

Об утверждении Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (утратило силу с 31 января 2017 года)

7.5. Долговая политика и расчет долговой емкости (платежеспособности) города на средне- и долгосрочную перспективу

Управление муниципальным долгом играет вспомогательную роль по отношению к управлению бюджетными доходами и расходами муниципального образования. В рамках бюджетного планирования определяется объем доходов и расходов бюджета и, следовательно, объем дефицита бюджета, основным источником покрытия которого являются заемные средств. Таким образом, долговая политика, определяющая объемы и формы привлечения заимствований, является составной частью бюджетной политики. В этой связи без определения направлений развития долговой политики невозможно говорить о достижении стратегических целей развития города.

Долговая политика, проводимая на муниципальном уровне в Хабаровске в последние годы, может быть охарактеризована как умеренно-консервативная. Объем муниципального долга никогда не только не превышал установленных бюджетных законодательством ограничений, но даже и не приближался к ним.

Фактически в последние годы город не обращался к двум из четырех возможных форм муниципального долга. Город не выпускал муниципальные займы и не брал бюджетные кредиты у бюджетов других уровней бюджетной системы страны. Соответственно долговые обязательства города включают только кредиты, полученные от банков и иных юридических лиц, и муниципальные гарантии.

Муниципальная долговая книга Хабаровска в 2003-2012 гг.


Форма муниципального долга

Размер долга по состоянию на:

01.01.2003

01.01.2004

01.01.2005

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

Кредиты, полученные от банков и иных юридических лиц

10000

0

80400

160000

100000

200000

200000

80000

300000

Долговые обязательства по соглашениям и договорам, в т.ч. международным, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет

40245

14701

13260

11487

11177

0

x

x

x

x

Бюджетные ссуды

2773

21500

21500

21500

0

0

x

x

x

x

Бюджетные кредиты

0

0

2668

0

0

0

0

0

x

x

Муниципальные гарантии по обязательствам третьих лиц

11338

0

77894

134742

273188

485448

215975

271092

233083

545127

Муниципальные займы

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Всего

54356

46201

115322

248129

444365

585448

415975

471092

313083

845127



При этом максимальный объем муниципальных гарантий по обязательствам третьих лиц был выдан от имени города в 2007 г., когда отмечался наиболее бурный рост бюджета города. На 1 января 2008 г. их сумма составила 485,4 млн. рублей, составив 83% от общего объема муниципального долга.

На этапе планирования обязательств часть долговой емкости отводится для погашения и обслуживания уже существующих обязательств, другая часть используется при планировании вновь привлекаемых заимствований.

В Хабаровске процедуры, связанные с ведением муниципальной долговой книги, регламентируются постановлением Мэра города от 12 июля 2007 г. N 1174 «Об утверждении порядка ведения муниципальной долговой книги городского округа «Город Хабаровск». Методология расчета платежеспособности бюджета с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность, на среднесрочный период и Методика расчета объема допустимого роста муниципального долга и возможного привлечения новых долговых обязательств в форме заимствований (с учетом их влияния на платежеспособность городского округа «Город Хабаровск») утверждены постановлением Мэра города от 30 мая 2008 г. N 1423 «Об утверждении Методологии расчета долговой нагрузки на бюджет городского округа «Город Хабаровск» и Методики расчета объема допустимого роста муниципального долга и возможного привлечения новых долговых обязательств».

Обязательность предоставления залога в полное обеспечение выданной муниципальной гарантии утверждена постановлением Мэра города от 29 июня 2007 г. N 1093 «О предоставлении муниципальных гарантий». Положение разработано с целью повышения эффективности предоставления муниципальных гарантий за счет применения формализованного конкурсного отбора наиболее перспективных предложений о предоставлении муниципальных гарантий, а также снижения рисков невыполнения получателем гарантий своих обязательств, приводящих к увеличению расходов бюджета города. Гарантии предоставляются юридическим лицам, независимо от их организационно-правовой формы в соответствии с программой муниципальных гарантий, сформированной на конкурсной основе, при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год.

Финансовый департамент администрации города рассматривает допущенные к конкурсу заявки и определяет их приоритетность (очередность) по отношению друг к другу. Определение приоритетности осуществляется расстановкой номера очередности удовлетворения каждой заявки (по нарастающей шкале в зависимости от снижения приоритетности). Критерием определения приоритетности является наибольшая финансовая эффективность, возможная к получению при удовлетворении заявки. Финансовая эффективность определяется как соотношение полученного финансового эффекта и суммы гарантии. Финансовый эффект определяется как сумма получаемого бюджетного эффекта и денежной (финансовой) оценки социального эффекта от деятельности организации в случае получения гарантии.

По результатам конкурса, проведенного до принятия решения Хабаровской городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год, финансовый департамент администрации города в установленном порядке направляет Мэру города Программу муниципальных гарантий для включения ее в проект решения Хабаровской городской Думы о бюджете на очередной финансовый год.

В связи с усилением внимание со стороны федеральных органов исполнительной власти к вопросу недопущения наращивания критических объемов государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга, а также просроченной кредиторской задолженности государственных и муниципальных учреждений в городе Хабаровске следует уделить внимание сохранению позитивного имиджа города по данному вопросу в будущем.