Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июня 2012 года N 172-пр


Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края
"Воспроизводство и использование природных ресурсов в Хабаровском крае"

(с изменениями на 14 октября 2013 года)

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 7 февраля 2014 года N 27-пр
__________________________


________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Правительства Хабаровского края от 19 февраля 2013 года N 19-пр

Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 мая 2013 года N 114-пр

Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 октября 2013 года N 333-пр

________________________________


В целях обеспечения рационального использования природных ресурсов в Хабаровском крае, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 мая 2011 г. N 146-пр "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 мая 2011 г. N 265-рп "Об утверждении Перечня государственных целевых программ Хабаровского края" Правительство края

постановляет:

Утвердить прилагаемую государственную целевую программу Хабаровского края "Воспроизводство и использование природных ресурсов в Хабаровском крае".

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 04 июня 2012 года N 172-пр

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Воспроизводство и использование природных ресурсов
в Хабаровском крае"

(с изменениями на 14 октября 2013 года)



ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского края
"Воспроизводство и использование природных ресурсов
в Хабаровском крае"

     

Наименование государственной целевой программы

- государственная целевая программа Хабаровского края "Воспроизводство и использование природных ресурсов в Хабаровском крае" (далее также - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

- министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники Программы

- министерство строительства края;

министерство промышленности и транспорта края;

администрация сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района (по согласованию);

краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края"

Цели Программы

- обеспечение сбалансированного использования и развития минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых (далее также - ОПИ) для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики края в ОПИ;

предотвращение негативного воздействия вод, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений;

повышение эффективности использования водных ресурсов;

планирование в области охоты и сохранение охотничьих ресурсов

Задачи Программы

- оценка обеспеченности экономики края разведанными запасами ОПИ;

оценка возможности удовлетворения перспективных потребностей отраслей экономики края в ОПИ на период до 2025 года;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

исключение риска аварий и разрушений гидротехнических сооружений с нанесением вероятного вреда и ущербов юридическим и физическим лицам;

повышение качества водных ресурсов;

обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

Долгосрочные краевые целевые программы

- в рамках Программы реализация долгосрочных краевых целевых программ не предусмотрена

Основные мероприятия Программы

- оценка состояния минерально-сырьевой базы наиболее востребованных ОПИ по краю;

оценка перспектив развития минерально-сырьевой базы ОПИ по краю на период до 2025 года;

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории края;

строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;

осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод;

сохранение, восстановление, рациональное использование водных объектов;

составление и реализация согласованной с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории края

(в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 14 октября 2013 года N 333-пр - см. предыдущую редакцию)

Показатели (индикаторы) Программы

- доля составленных сводных балансов запасов ОПИ;

доля обследованных месторождений ОПИ, не учтенных территориальными балансами запасов ОПИ;

количество гидротехнических сооружений, приведенных в результате капитального ремонта в безопасное техническое состояние;

количество гидротехнических сооружений, на которых проведены регулярные наблюдения за их состоянием;

протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;

протяженность расчищенных, углубленных, зарегулированных участков русел рек;

численность населения, проживающего на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории;

протяженность установленных водоохранных зон;

протяженность водных объектов, на которых проведены регулярные наблюдения за состоянием дна и берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, изменениями морфометрических особенностей;

доля площади территориального охотустройства к общей площади охотничьих угодий на территории края

Этапы и сроки реализации Программы

- Программа реализуется в два этапа:

1 этап - 2013-2015 годы;

2 этап - 2016-2020 годы

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований на реализацию целей Программы

- прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Программы - 21 199 478,38 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 123 168,20 тыс. рублей,

2014 год - 1 805 561,04 тыс. рублей,

2015 год - 3 883 874,19 тыс. рублей,

2016-2020 годы - 15 386 874,95 тыс. рублей,

из них:

объем финансирования Программы из краевого бюджета - 2 715 538,46 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 123 168,20 тыс. рублей,

2014 год - 264 303,35 тыс. рублей,

2015 год - 465 848,45 тыс. рублей,

2016-2020 годы - 1 862 218,46 тыс. рублей,

в том числе:

за счет субсидий из федерального бюджета - 235 780,13 тыс. рублей,

в том числе по годам:

     2013 год - 46 780,13 тыс. рублей,
     2014 год - 27 000,00 тыс. рублей,
     2015 год - 27 000,00 тыс. рублей,
     2016-2020 годы - 135 000,00 тыс. рублей;
     за счет субвенций из федерального бюджета - 155 570,10 тыс. рублей,

в том числе по годам:

     2013 год - 19 185,60 тыс. рублей,
     2014 год - 19 483,50 тыс. рублей,
     2015 год - 19 483,50 тыс. рублей,
     2016-2020 годы - 97 417,50 тыс. рублей;

прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Программы за счет средств:

федерального бюджета - 18 483 739,92 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2014 год - 1 541 157,69 тыс. рублей,

2015 год - 3 417 925,74 тыс. рублей,

2016-2020 годы - 13 524 656,49 тыс. рублей;

бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 200,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 100,00 тыс. рублей,

2015 год - 100,00 тыс. рублей

(в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 14 октября 2013 года N 333-пр - см. предыдущую редакцию)

Конечные результаты реализации Программы

- получение данных об обеспеченности ОПИ предприятий стройиндустрии;

определение современного состояния запасов ОПИ, находящихся в месторождениях нераспределенного фонда недр;

получение информации о запасах и прогнозных ресурсах ОПИ, которые могут быть использованы для строительства автомобильных дорог и при реализации крупных инвестиционных проектов;

подготовка участков недр, содержащих наиболее востребованные ОПИ, к предоставлению в пользование на аукционной основе;

повышение защищенности населения и территории края, подверженной затоплению, от наводнений и снижение ущерба от негативного воздействия вод;

улучшение пропускной способности рек, их гидрологического состояния, сокращение площадей заиления, зарастания и засорения водных объектов;

снижение объемов и видов материальных средств, привлекаемых для ликвидации последствий наводнений;

снижение риска возникновения аварий на гидротехнических сооружениях, имеющих неудовлетворительное и опасное техническое состояние;

обеспечение безопасной работы гидротехнических сооружений в эксплуатационный период;

создание системы проведения регулярных наблюдений на водных объектах в качестве информационной основы для обеспечения условий эффективного управления водными ресурсами и принятия управленческих решений о предоставлении водных объектов, расположенных на территории края, в пользование, о разработке своевременных мер по предотвращению негативного воздействия вод;

наличие современного и перспективного зонирования территории с учетом современного и перспективного использования среды обитания охотничьих ресурсов, выделением действующих и планируемых особо охраняемых природных территорий, зеленых зон населенных пунктов и иных территорий с ограниченным режимом использования охотничьих ресурсов и ведения охотничьего хозяйства";


     (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 19 февраля 2013 года N 19-пр - см. предыдущую редакцию.

     

     

1. Характеристика текущего состояния сферы пользования природными ресурсами,
основные проблемы


Важнейшей целью государственной политики края в сфере природопользования является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики, воспроизводства и охраны природных ресурсов, создания условий, обеспечивающих благоприятные условия для проживания населения.

Программа предусматривает реализацию мероприятий по воспроизводству и использованию минерально-сырьевых, водных и охотничьих ресурсов, а также предотвращению негативного воздействия вод, обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений (далее также - ГТС).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено распоряжение участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые.

Общераспространенные полезные ископаемые


Хабаровский край обладает практически неограниченными ресурсами многих видов ОПИ, в том числе строительного камня, строительного песка, песчано-гравийного материала, глины и др. Перечень ОПИ Хабаровского края утвержден совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Хабаровского края от 12 апреля 2006 г. N 16-р/68-рп. При необходимости участки недр, содержащие ресурсы вышеуказанных ОПИ, могут быть оценены, разведаны и переведены в разряд месторождений.

ОПИ относятся к тем видам полезных ископаемых, которые постоянно востребованы и экономически рентабельны при эксплуатации. Основная часть месторождений ОПИ в Хабаровском крае была выявлена и разведана в 1950-1990 годах. Часть этих месторождений отработана или дорабатывается, часть недоступна для освоения по экономическим либо экологическим причинам.

По состоянию на 01 января 2012 г. территориальными балансами по Хабаровскому краю учитываются 214 месторождений ОПИ, в том числе: 33 месторождения строительного камня, 30 месторождений глин и суглинков для грубой керамики, 15 месторождений керамзитового сырья, 3 месторождения тугоплавких глин, 32 месторождения песчано-гравийного материала, 15 месторождений строительного песка, 8 месторождений карбонатных пород, 2 месторождения туфа, 1 месторождение диатомитов, 1 месторождение сапропеля и 74 месторождения торфа. Кроме того, учтены запасы дорожно-строительных материалов по 49 притрассовым карьерам.

В промышленное освоение в той или иной степени вовлечено 38 месторождений ОПИ и 12 притрассовых карьеров, 8 месторождений подготавливаются к эксплуатации. Остальные месторождения числятся в нераспределенном фонде недр.

На территории края по состоянию на 01 января 2012 г. действовало 65 лицензий на право пользования участками недр с целью геологического изучения, разведки и добычи ОПИ, выданных 40 недропользователям.

Распределение производств по добыче ОПИ и их переработке в крае крайне неравномерно. По итогам 2011 года в городе Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе добыто 612 тыс. куб. м песка или 98 процентов от общего объема его добычи в крае, 1 540 тыс. куб. м песчано-гравийного материала или 90 процентов от общего объема его добычи в крае, 982 тыс. куб. м строительного камня или 80 процентов от общего объема его добычи в крае, 104 тыс. куб. м кирпичных и керамзитовых глин или 84 процента от общего объема его добычи в крае.

В остальных районах сосредоточена небольшая по объему добыча песка строительного, песчано-гравийного материала, глины кирпичной, строительного камня и др. Незначительная часть производства щебня, песчано-гравийной смеси, строительного песка приходится на дорожно-строительные организации.

Камни строительные. Для производства щебня в Хабаровском крае используются интрузивные и эффузивные породы. В дорожном строительстве применяются также осадочные и метаморфические породы. Детально изучены и учитываются территориальным балансом 33 месторождения строительного камня с балансовыми запасами 398 365 тыс. куб. м по категориям А+В+С1 и 81 356 тыс. куб. м по категории С2. Разрабатываются 8 месторождений с суммарными запасами строительного камня 105 595 тыс. куб. м. В 2011 году добыто 1 225 тыс. куб. м строительного камня. Востребованность данного сырья постоянна.

Песчано-гравийный материал. Балансом по Хабаровскому краю учитывается 32 месторождения песчано-гравийного материала с суммарными запасами по категориям А+В+С1 244 667 тыс. куб. м и по категории С2 20 157 тыс. куб. м.

Добыча песчано-гравийного материала производится на 10 месторождениях, в том числе 8 русловых и 2 террасовых. В 2011 году добыто 1 717 тыс. куб. м песчано-гравийного материала. Суммарные балансовые запасы разрабатываемых месторождений песчано-гравийного материала составляют 91 087 тыс. куб. м.

Пески строительные. Территориальным балансом Хабаровского края учитываются 15 долинных и русловых месторождений строительного песка с балансовыми запасами 155 379 тыс. куб. м. по категориям В+С1 и 10 518 тыс. куб. м по категории С2, 8 из них с балансовыми запасами 43 097 тыс. куб. м категории В+С1 и 6 218 тыс. куб. м по категории С2 разрабатываются, остальные числятся в нераспределенном фонде недр. В 2011 году добыто 625 тыс. куб. м строительного песка.

Сырье для грубой керамики. В крае имеются 30 разведанных месторождений легкоплавких глин с суммарными балансовыми запасами на 01 января 2012 г. по категории А+В+С1 79 848 тыс. куб. м и С2 - 8 405 тыс. куб. м. На 6 месторождениях с запасами 19 380 тыс. куб. м ведется добыча глины. Сырье используется для производства кирпича, для устройства дамб золотоотвалов, хвостохранилищ, реже для других целей. В 2011 году добыто 120 тыс. куб. м глины.

В настоящее время в крае действуют 3 кирпичных завода, которые в 2011 году произвели 39,1 млн. штук керамического кирпича. В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011-2015 годов, утвержденными распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп, к 2015 году производство кирпича в крае прогнозируется увеличить до 52,9 млн. штук.

Керамзитовое сырье. Представлено глинами и суглинками. Сырье используется для изготовления керамзитового гравия, применяемого в строительстве в качестве заполнителя для производства бетона и железобетонных изделий. Детально изучены 15 месторождений с суммарными балансовыми запасами категории А+В+С1 70 061 тыс. куб. м и С2 - 82 568 тыс. куб. м. Разрабатывается только Краснореченское-3 месторождение с балансовыми запасами промышленных категорий 1 333 тыс. куб. м. В 2011 году добыто 3 тыс. куб. м суглинка.

Месторождение глин Гаровское-2 подготавливается к освоению как сырьевая база для завода по производству керамического кирпича.

Остальные месторождения керамзитового сырья числятся в нераспределенном фонде недр.

Тугоплавкие глины. Балансом запасов по Хабаровскому краю учтены 3 месторождения тугоплавких глин - Юшковское в муниципальном районе имени Лазо, Корсаковское - в Хабаровском муниципальном районе, Хурмулинское - в Солнечном муниципальном районе. Глины Хурмулинского месторождения пригодны для производства лицевого кирпича и керамической плитки, глины других месторождений - для изготовления керамических плиток. Месторождения не разрабатываются, суммарные балансовые запасы тугоплавких глин по ним составляют по категории А+В+С1 45 663 тыс. т, по категории С2 - 4 756 тыс. т.

Карбонатные породы. Балансом запасов по Хабаровскому краю учтены на 01 января 2012 г. 8 месторождений карбонатных пород, сырье которых пригодно для производства строительной извести. Общие запасы карбонатных пород составляют по категории А+В+С1 44 569 тыс. т, по категории С2 8 580 тыс. т. Разрабатывается только Вяземское месторождение известняков. Известняк используется для производства щебня. В 2011 году добыто 162 тыс. т известняка.

Туфы вулканические. Территориальным балансом запасов учтены 2 месторождения туфов: Святогорское и Синдинское. Общие запасы туфов по ним составляют 4 002 тыс. куб. м. Святогорское месторождение туфов с запасами 3 414 тыс. куб. м разрабатывается ООО "Промкомплекс Амур". Добыча туфов осуществляется в небольших объемах для производства туфоблоков и легких заполнителей в бетон.

Итоги 2011 года свидетельствуют о том, что объемы использования некоторых видов добытых на территории края ОПИ сократились. В первую очередь это касается сырья для производства керамического кирпича, строительного песка и туфов. Вместе с тем значительная часть края испытывает дефицит недорогих строительных материалов, который на сегодняшний день устраняется за счет продукции, ввозимой из Китайской Народной Республики (далее - КНР) или других регионов России. В результате бюджет края недополучает ежегодно значительные объемы налоговых поступлений от местных предприятий стройиндустрии и предприятий, добывающих ОПИ.

Современное состояние предприятий края, добывающих и перерабатывающих ОПИ, можно охарактеризовать следующими проблемными аспектами:

1. Невысокая производительность большинства предприятий и малые объемы выпускаемой продукции. Объемы добычи легкоплавких глин и суглинков для производства керамического кирпича по сравнению с 2005 годом сократились в 3,6 раза, вулканического туфа - более чем в два раза. Легкоплавкие глины для керамзита добываются в незначительных объемах. Причина - спад промышленного и гражданского строительства, снижение спроса на строительные материалы.

2. Технологическая отсталость и финансовая неустойчивость предприятий по добыче и переработке ОПИ, обусловленная использованием морально устаревших технологических схем и процессов производства, за исключением единичных организаций.

3. Нарастающая тенденция зависимости предприятий строительной индустрии края от поставок отдельных видов строительных материалов из других регионов России и КНР. Предприятия стройиндустрии ввозят цемент, кирпич и ряд других строительных материалов. Вместе с тем потенциальные возможности собственной минерально-сырьевой базы позволяют сократить зависимость от внешних поставок цемента и кирпича как обыкновенного, так и лицевого.

4. Значительная удаленность объектов недропользования от объектов строительства. В большинстве районов края, где намечается реализация крупных инфраструктурных проектов, отсутствуют подготовленные для использования строительными и автодорожными предприятиями месторождения строительного камня, строительного песка и песчано-гравийных смесей.

5. Недостаток достоверных данных, отражающих реальное современное положение дел в пользовании недрами. За прошедшие годы ситуация на отдельных объектах недропользования значительно изменилась и они стали недоступны для отработки из-за застройки территории, по иным причинам. Актуальны работы по ревизионному обследованию месторождений нераспределенного фонда всех видов ОПИ края.

Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, планируется к реализации ряд инвестиционных проектов, предусматривающих использование значительных объемов ОПИ и продуктов их переработки.

К ним относятся:

- строительство автомобильных дорог: "Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре", "Селихино - Николаевск-на-Амуре"; "Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын"; "Аян - Нелькан - Югоренок";

- строительство объектов портовой особой экономической зоны "Советская Гавань";

- строительство трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан";

- строительство отгрузочного терминала нефтепродуктов в пос. Де-Кастри;

- реализация стратегической программы развития Байкало-Амурской магистрали на перспективу до 2020 года.

Развитие строительного комплекса в ближайшее годы может привести к дефициту ОПИ. Реальный дефицит кирпича, строительных песков, гравийно-песчаных материалов и щебня ощущается уже сегодня.

В настоящее время актуален вопрос по созданию сырьевой базы в притрассовых зонах строительства дорог. В связи с реализацией проектов по строительству автомобильных дорог возрастает спрос на строительные камни, песчано-гравийные смеси (инертные наполнители в бетоны, асфальтобетоны), составляющие дорожную одежду и основания для дорог.

Создание сырьевой базы в притрассовых зонах автомобильных дорог позволит сэкономить транспортные расходы на доставку сырья и обеспечить кратчайшие сроки при их строительстве.

Решение задач, предусмотренных Программой, позволит обеспечить рациональное использование фонда недр, создаст предпосылки увеличения объемов добычи ОПИ на эксплуатируемых месторождениях и вовлечения в эксплуатацию новых месторождений ОПИ и внедрения инновационных методов производства строительных материалов.

Водные ресурсы


Хабаровский край относится к числу регионов, хорошо обеспеченных ресурсами поверхностных и подземных вод.

Поверхностные водные объекты на территории края представлены огромным количеством водотоков, насчитывается более 200 тыс. рек общей длиной 550 тыс. км, в том числе 142 - длиной более 100 км, 8200 - длиной более 10 км. 96 процентов гидрографической сети края представлено преимущественно малыми реками длиной менее 10 км.

Водообеспеченность населения края одна из высоких в России и составляет около 173,3 тыс. куб. м на человека.

Река Амур - одна из наиболее значительных рек Российской Федерации, занимающая среди них третье место по длине и четвертое по площади бассейна. Длина р. Амур 2 824 км, общая площадь бассейна 1 855 тыс. кв. км, в том числе в пределах Российской Федерации 1 003 тыс. кв. км. Устье реки доступно для морских судов, которые могут подниматься по большой воде до г. Хабаровска.

В среднемноголетнем разрезе ресурсы поверхностных вод края оцениваются в 395 куб. км в год, в том числе:

- поступление воды с сопредельных территорий (транзитный сток) - 273 куб. км (р. Амур - 228 куб. км, р. Тунгуска - 12,8 куб. км, р. Уссури - 24,2 куб. км, р. Бикин - 7,8 куб. км);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»