4. Внедрение программно-целевых принципов организации
деятельности органов исполнительной власти края
В настоящее время программно-целевые методы планирования на территории края реализуются путем применения долгосрочных краевых целевых программ в рамках реализации постановления Правительства Хабаровского края от 06 октября 2008 г. N 236-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ". Расходы краевого бюджета, формируемые на основе программно-целевого метода, за последние три года сложились на уровне 12 процентов, что в современных условиях является недостаточным.
В качестве одного из инструментов повышения эффективности и перехода к программной структуре расходов краевого бюджета предлагается комплексный программно-целевой принцип формирования стратегических целей и направлений развития экономики края за счет разработки и принятия краевых государственных программ. Краевые государственные программы разрабатываются на основании положений Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011-2015 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп.
Основными принципами разработки и реализации краевых государственных программ являются:
формирование краевых государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития края и индикаторов их достижения;
охват краевыми государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти края и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов преимущественно в рамках краевых государственных программ;
повышение личной ответственности руководителей органов исполнительной власти края за результативность профессиональной деятельности.
Необходимо разработать нормативный правовой акт, определяющий порядок установления размера денежного вознаграждения руководителей органов исполнительной власти края с учетом результатов их профессиональной деятельности.
В отношении краевого бюджета Программа исходит из возможности перехода, начиная с 2013 года, к программно-целевому принципу его представления с учетом вносимых изменений в федеральное законодательство, регулирующее вопросы разработки и принятия государственных программ субъектов Российской Федерации.
Для этого, начиная с 2011 года, необходимо провести работу по разработке и экспертизе проектов краевых государственных программ, методических материалов, интеграции программного обеспечения и другие мероприятия. Кроме того, предполагается сформировать аналитическое распределение расходов краевого бюджета по краевым государственным программам в составе пояснительной записки к проекту закона о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, раздельного планирования действующих и принимаемых расходных обязательств.
Внедрение программно-целевого бюджетного планирования позволяет оптимизировать ресурсы краевого бюджета, повысить результативность функционирования органов исполнительной власти края и качество предоставляемых ими услуг.