Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 июля 2011 года N 210-пр


О внесении изменений в краевую целевую программу "Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011-2015 годы
и целевые показатели до 2020 года", утвержденную постановлением
Правительства Хабаровского края от 29 июля 2010 г. N 195-пр

__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 27 декабря 2013 года N 470-пр

__________________________



В целях приведения нормативных правовых актов Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края

     
     постановляет:

Внести изменения в краевую целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011-2015 годы и целевые показатели до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 29 июля 2010 г. N 195-пр "О краевой целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011-2015 годы и целевые показатели до 2020 года", изложив ее в новой редакции (прилагается).

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     

     
Приложение
к постановлению
Правительства Хабаровского края
от 06 июля 2011 года N 210-пр

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 29 июля 2010 года N 195-пр

     

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в Хабаровском крае на 2011-2015 годы и целевые показатели до 2020 года"


ПАСПОРТ
краевой целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в Хабаровском крае на 2011-2015 годы
и целевые показатели до 2020 года "

     

Наименование программы

- краевая целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011-2015 годы и целевые показатели до 2020 года" (далее также - Программа)

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";

Указ Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1220 "Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг";

постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N Пр-1802ГС;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 1830-р;

постановление Правительства Хабаровского края от 09 декабря 2010 г. N 346-пр "Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме"

Государственный заказчик Программы

- Правительство Хабаровского края

Основные разработчики Программы

- краевое автономное учреждение "Институт развития Дальнего Востока";

комитет Правительства Хабаровского края по развитию топливно-энергетического комплекса;

министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края

Цель Программы

- проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Хабаровского края (далее также - край);

реализация стратегии комплексного эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при устойчивом экономическом росте и неуклонном повышении качества жизни, конкурентоспособности выпускаемой продукции и улучшении экологической обстановки в регионе;

снижение затрат при производстве и передаче топливно-энергетических ресурсов;

снижение затрат на потребление электрической и тепловой энергии, воды в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, включая население края;
активное вовлечение всех групп потребителей в энергоресурсосбережение;

повышение энергетической эффективности в краевых государственных учреждениях, краевых государственных унитарных предприятиях и юридических лицах, в уставных капиталах которых доля Хабаровского края составляет более чем 50 процентов (далее - Организации края), оптимизация энергопотребления и внедрение энергосберегающих мероприятий для обеспечения ежегодного снижения энергопотребления в сопоставимых условиях в течение 5 лет не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленных ими в 2009 году энергетических ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента

Задачи Программы

- обеспечение устойчивого снижения энергоемкости валового регионального продукта края;

создание правовых, финансовых механизмов, экономических условий и принципов реализации Программы;

координация действий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности между субъектами и участниками Программы;

рациональное потребление топливно-энергетических ресурсов;

достижение планируемых целевых показателей в области энергосбережения и энергоэффективности;

обеспечение учета использования энергетических ресурсов;

повышение эффективности производства тепловой и электрической энергии;

снижение объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов и сокращения расходов на оплату энергоресурсов путем внедрения современных технологий по энергосбережению;

снижение потерь тепловой и электрической энергии, воды при производстве, транспортировке и потреблении;

снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды;

замена изношенного, морально и физически устаревшего оборудования, инженерных коммуникаций;

снижение затратной части на оплату потребленных энергоресурсов;

сокращение расходов бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающих организаций при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию для населения;

сокращение выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в том числе выбросов вредных веществ;

реализация мероприятий в области энергосбережения в Организациях края;

проведение энергетических обследований в Организациях края;
обеспечение информирования, обучения и пропаганды в области энергосбережения и энергоэффективности

Основные целевые показатели

- доля объемов энергетического ресурса, потребляемого Организациями края, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (по всем видам энергетических ресурсов);

экономия энергетических ресурсов в Организациях края в натуральном выражении (по всем видам энергетических ресурсов);

удельное потребление энергетических ресурсов на 1 чел./кв. м

Сроки реализации Программы

- 2011-2015 годы

Перечень
подпрограмм и основных мероприятий

- Раздел I. Организационные мероприятия
Раздел II. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству культуры края

Раздел III. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству молодежной политики, спорта и туризма края

Раздел IV. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных управлению государственной службы занятости населения Правительства края

Раздел V. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству образования края

Раздел VI. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству здравоохранения края

Раздел VII. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству социальной защиты населения края

Раздел VIII. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных управлению лесами Правительства края

Раздел IX. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству сельского хозяйства и продовольствия края

Раздел X. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству жилищно-коммунального хозяйства края

Раздел XI. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных министерству имущественных отношений края

Раздел XII. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных управлению по делам архивов Правительства края

Раздел XIII. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в административных зданиях, подведомственных аппарату Губернатора и Правительства края

Раздел XIV. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Организациях края, подведомственных комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края

Раздел XV. Дополнительные меры по финансовой поддержке установки приборов учета для малоимущих граждан

Раздел XVI. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде, зданиях (строениях) и сооружениях

Раздел XVII. Энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов при производстве и передаче в системах коммунальной инфраструктуры края

Раздел XVIII. Мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы составляет 11 802,16 млн. рублей,
в том числе:
2011 год - 1 613,24 млн. рублей;
2012 год - 2 656,31 млн. рублей;
2013 год - 2 854,81 млн. рублей;
2014 год - 1 995,81 млн. рублей
2015 год - 2 681,99 млн. рублей.
Источниками средств для реализации Программы являются: федеральный бюджет, краевой бюджет, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные источники

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение потребления энергетических ресурсов в Организациях края в сопоставимых условиях не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленного ими в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента;

экономический эффект за период реализации Программы с 2011 по 2015 годы составит 2 209,54 млн. рублей

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за выполнением Программы осуществляет первый заместитель Председателя Правительства края по вопросам модернизации и промышленной политики;

оперативный контроль за ходом реализации Программы обеспечивает комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса;

контроль за ходом реализации мероприятий Программы обеспечивают министерства края, иные органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления, а также другие организации, участвующие в реализации Программы

     

     

1. Характеристика проблемы. Обоснование необходимости использования
программно-целевого метода


Меридиональное расположение, суровые климатические условия, большая площадь территории и малая территориальная плотность населения (1,9 чел./кв. км) Хабаровского края объективно определяют высокий уровень потребности в энергетических ресурсах и высокую их стоимость.

Хабаровский край является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР). В 2007 году валовое потребление первичной энергии и ее эквивалентов в крае составило около 7,5 млн. тонн усл. топл. Основными видами ТЭР, потребляемыми в крае, являются: газ, электроэнергия, нефтепродукты и уголь. Незначительно используется местное топливо: торф и дрова. Объемы и виды потребляемых ТЭР представлены в таблице 1.

Таблица 1

     

Потребление ТЭР в Хабаровском крае в 2005-2009 годах

     

Наименование ТЭР

Единица измерения

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Газ природный

млн. м(3)

903,2

1 095,8

н/д

1 579,4

1 560,1

Электроэнергия

млн. кВт·ч

7 979,9

8 047,1

7 534,9

7 798,6

6 968,2

Тепловая энергия

тыс. Гкал

н/д

17 683,4

16 914,2

16 408,5

16 200,0

Нефтепродукты

тыс. тонн

1 380,0

1 356,5

н/д

1 044,3

726,6

Уголь каменный и кокс

тыс. тонн

5 444,6

4 686,9

н/д

3 323,2

3 391,9

Дрова

тыс. м(3)

329,7

262,6

н/д

271,0

245,2

Кокс металлургический

тыс. тонн

3,3

2,6

н/д

20,2

18,1

Прочие

тыс. тонн

64,4

62,4

н/д

226,9

234,1

Источник:

Производство и потребление электроэнергии в 2005, 2006, 2008, 2009 гг. Экспресс-информация/Хабаровскстат. Поступление и использование топливных ресурсов организациями Хабаровского края в 2005, 2006, 2008, 2009 гг. Экспресс-информация/Хабаровскстат.



Валовое потребление электрической энергии составило в 2009 году порядка 7 млрд. кВтч. В структуре потребления электроэнергии основными направлениями потребления являлись следующие: промышленность (добывающая и перерабатывающая) - 20%, население 14,5%, транспорт и связь - 10%, собственные нужды электроэнергетики - 15%, потери в электросетях общего пользования - 10%.

В 2004 - 2009 годах произошло снижение потребления электроэнергии на 6,5%, тепловой энергии - на 10,7%. При этом реальный рост валового регионального продукта (далее - ВРП) края составил 12,5% (таблица 2). И, как следствие, уровень энергоемкости экономики края (расход условного топлива на рубль произведенного ВРП) последовательно снижается. В последние годы энергоемкость ВРП края достигла 24,2 г усл. топл./руб. (в 2007 году) и 21,0 г усл. топл./руб. (в 2009 году).

     

     
Таблица 2

     

Динамика индексов ВРП и потребление энергии в Хабаровском крае

     

Показатели

В процентах к 2004 году

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

ВРП

100

104,2

109,7

115,3

117,2

112,5

Электропотребление

100

101,9

102,7

96,1

99,5

93,5

Теплопотребление

100

96,7

103,7

90,0

90,5

89,3



Снижение энергоемкости ВРП края произошло в результате проведения целенаправленной государственной политики энергосбережения в производственной сфере и бюджетном секторе, а также в связи с экономией на условно-постоянных расходах энергии на фоне возрастающей загрузки производственных мощностей.

В крае принят ряд нормативных правовых документов, реализуется организационная, тарифная, экономическая и информационная политика в области энергосбережения. Правительству края и хозяйствующим субъектам удается в целом обеспечивать на приемлемом уровне надежность топливо-, энергоснабжения, предприняты также меры по рационализации структуры топливного баланса. Хабаровский край исторически не принадлежит к числу регионов с недорогой энергией и топливом, и объективных оснований для снижения стоимости энергоснабжения в крае нет. В связи с этим для потребителей резервы оптимизации затрат на энергоснабжение кроются в энергосбережении, повышении энергетической эффективности.

Приоритетными для Правительства края являются задачи энергосбережения в бюджетных организациях, повышения эффективности энергоснабжающих организаций, жилищно-коммунального комплекса, улучшения структуры топливно-энергетического баланса. В производственном секторе Правительство края осуществляет следующие меры поддержки промышленного энергосбережения:

а) использование тарифной политики, адекватно учитывающей реальные издержки обслуживания различных категорий потребителей;

б) применение "тарифов экономического развития";

в) мониторинг и анализ инвестиций в энергосбережение по выборке представительных предприятий;

г) информационная поддержка энергосбережения, содействие подготовке кадров.

В тарифной политике Хабаровский край последовательно применяет систему многоставочных тарифов.

Инвестиции в энергосберегающие мероприятия и проекты производственных потребителей края позволили довести в 2007 году размер ежегодной экономии электроэнергии до 150 млн. кВт ч в год. Это составляет 5,8% от общего потребления электроэнергии в промышленности и на транспорте в 2007 году. Экономия органического топлива в этот же период составила 167,7 тыс. т усл. топл. в год, или 9% размеров топлива, поступившего на стадию конечного энергопотребления в 2007 году.

С 2004 года в Хабаровском крае при регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию применяется механизм резервирования и распределения целевых средств на поддержку энергосберегающих мероприятий в энергопотребляющем секторе края. Этот механизм получил название "тариф экономического развития". По своему назначению он близок хорошо известным на Западе "программам управления спросом".

В рамках Программы "тариф экономического развития" производится компенсация части понесенных затрат производственными предприятиями - потребителями электрической и тепловой энергии на энергосберегающие мероприятия путем предоставления пониженных тарифов. Программа "тариф экономического развития" индуцировала в 2004-2008 годах реальные инвестиции в энергосбережение в размере свыше 1 млрд. рублей (в ценах 2004 года). Используя возможности тарифного меню промышленные потребители снизили средние тарифы на приобретение электроэнергии (в 2007 году более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом).

В результате принятых мер в 2002-2007 годах энергоемкость ВРП Хабаровского края по первичной энергии снизилась на 23,6%, электроемкость - на 15,9%.

Однако, несмотря на существенный прогресс в обеспечении энергетической эффективности в последние годы, экономика Хабаровского края, как и России в целом по-прежнему является весьма энергоемкой.

Энергоемкость ВРП Хабаровского края по первичной энергии немного превышает среднероссийский уровень, однако в сравнении с энергоемкостью ВВП индустриальных стран (по первичной энергии), рассчитанной по паритету покупательной способности, на 36% выше энергоемкости ВВП Канады, в 2 раза выше энергоемкости ВВП США и Китая, почти в 3 раза превышает энергоемкость ВВП Японии (2007 год).

По электроемкости ВРП край входит в десятку наименее электроемких субъектов Российской Федерации (по данным 2006 года). Вместе с тем по уровню электроемкости промышленного производства край занимает 50-е место (2006 год). Это обусловлено тем, что в структуре промышленного электропотребления порядка 40% приходится на черную металлургию.

В связи с ежегодным удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказании услуг.

Сопоставление динамики реальных цен на ТЭР для отраслей промышленности в Хабаровском крае и России показывает, что производители края несут повышенные энергетические издержки в сравнении со среднероссийским уровнем. Повышенные в сравнении со среднероссийскими реальные (дефлированные на индекс цен производства производственных потребителей энергии) и контрактные цены на ТЭР для промышленных потребителей края обуславливают более высокую долю затрат на электроэнергию в ценах продукции в сравнении с Российской Федерацией. В 2007 году расчетная доля издержек на электроэнергию в цене промышленной продукции в Хабаровском крае выше, чем в среднем по России: на 65% в добывающей и 88% в обрабатывающей промышленности.

В 2007 году доля затрат на топливо и энергию в цене продукции предприятий составила: в обрабатывающей промышленности - 7,1% (в том числе электроэнергия - 4,1%); в добывающем секторе промышленности - 14,4% (2,5%); в сельском хозяйстве - 9,7% (3,1%); на железнодорожном транспорте - 10,1% (4%); в строительстве - 6,9% (0,7%). Основная часть энергетических затрат конечных производственных потребителей формируется за счет приобретения моторного и котельно-печного топлива. Доля затрат на централизованное тепло несущественна.

Значительные затруднения на пути эффективного использования энергетических ресурсов возникают из-за недостаточно проработанного механизма стимулирования эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, в первую очередь в бюджетной сфере.

В последние годы потребление энергетических ресурсов бюджетным сектором активно увеличивается по большей части за счет передачи объектов федерального значения, ввода новых объектов и реконструкции существующих (таблица 3). В связи с этим одним из главных направлений государственной политики повышения энергетической эффективности стало снижение потребления ТЭР в бюджетном секторе.

     

     
Таблица 3

     

Потребление ТЭР организациями бюджетной сферы

     

Показатели

Единица измерения

2008 год

2009 год

2010 год

Объем электрической энергии

млн. кВт·ч

62,4

81,4

81,3

млн. рублей

177,7

254,4

299,8

Объем тепловой энергии

тыс. Гкал

238,5

239,0

272,9

млн. рублей

293,3

349,3

400,6

Объем воды

тыс. м(3)

2 689,6

2 515,4

3 047,1

млн. рублей

51,0

64,7

76,6

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»