ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 июля 2011 года N 210-пр
О внесении изменений в краевую целевую программу "Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011-2015 годы
и целевые показатели до 2020 года", утвержденную постановлением
Правительства Хабаровского края от 29 июля 2010 г. N 195-пр
__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 27 декабря 2013 года N 470-пр
__________________________
В целях приведения нормативных правовых актов Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края
постановляет:
Внести изменения в краевую целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011-2015 годы и целевые показатели до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 29 июля 2010 г. N 195-пр "О краевой целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011-2015 годы и целевые показатели до 2020 года", изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
Приложение
к постановлению
Правительства Хабаровского края
от 06 июля 2011 года N 210-пр
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 29 июля 2010 года N 195-пр
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в Хабаровском крае на 2011-2015 годы и целевые показатели до 2020 года"
ПАСПОРТ
краевой целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в Хабаровском крае на 2011-2015 годы
и целевые показатели до 2020 года "
Наименование программы | - краевая целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011-2015 годы и целевые показатели до 2020 года" (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | - Правительство Хабаровского края |
Основные разработчики Программы | - краевое автономное учреждение "Институт развития Дальнего Востока"; |
Цель Программы | - проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Хабаровского края (далее также - край); |
Задачи Программы | - обеспечение устойчивого снижения энергоемкости валового регионального продукта края; |
Основные целевые показатели | - доля объемов энергетического ресурса, потребляемого Организациями края, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (по всем видам энергетических ресурсов); |
Сроки реализации Программы | - 2011-2015 годы |
Перечень | - Раздел I. Организационные мероприятия |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы составляет 11 802,16 млн. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - снижение потребления энергетических ресурсов в Организациях края в сопоставимых условиях не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленного ими в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента; |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за выполнением Программы осуществляет первый заместитель Председателя Правительства края по вопросам модернизации и промышленной политики; |
1. Характеристика проблемы. Обоснование необходимости использования
программно-целевого метода
Меридиональное расположение, суровые климатические условия, большая площадь территории и малая территориальная плотность населения (1,9 чел./кв. км) Хабаровского края объективно определяют высокий уровень потребности в энергетических ресурсах и высокую их стоимость.
Хабаровский край является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР). В 2007 году валовое потребление первичной энергии и ее эквивалентов в крае составило около 7,5 млн. тонн усл. топл. Основными видами ТЭР, потребляемыми в крае, являются: газ, электроэнергия, нефтепродукты и уголь. Незначительно используется местное топливо: торф и дрова. Объемы и виды потребляемых ТЭР представлены в таблице 1.
Таблица 1
Потребление ТЭР в Хабаровском крае в 2005-2009 годах
Наименование ТЭР | Единица измерения | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Газ природный | млн. м(3) | 903,2 | 1 095,8 | н/д | 1 579,4 | 1 560,1 | |
Электроэнергия | млн. кВт·ч | 7 979,9 | 8 047,1 | 7 534,9 | 7 798,6 | 6 968,2 | |
Тепловая энергия | тыс. Гкал | н/д | 17 683,4 | 16 914,2 | 16 408,5 | 16 200,0 | |
Нефтепродукты | тыс. тонн | 1 380,0 | 1 356,5 | н/д | 1 044,3 | 726,6 | |
Уголь каменный и кокс | тыс. тонн | 5 444,6 | 4 686,9 | н/д | 3 323,2 | 3 391,9 | |
Дрова | тыс. м(3) | 329,7 | 262,6 | н/д | 271,0 | 245,2 | |
Кокс металлургический | тыс. тонн | 3,3 | 2,6 | н/д | 20,2 | 18,1 | |
Прочие | тыс. тонн | 64,4 | 62,4 | н/д | 226,9 | 234,1 | |
Источник: | Производство и потребление электроэнергии в 2005, 2006, 2008, 2009 гг. Экспресс-информация/Хабаровскстат. Поступление и использование топливных ресурсов организациями Хабаровского края в 2005, 2006, 2008, 2009 гг. Экспресс-информация/Хабаровскстат. |
Валовое потребление электрической энергии составило в 2009 году порядка 7 млрд. кВтч. В структуре потребления электроэнергии основными направлениями потребления являлись следующие: промышленность (добывающая и перерабатывающая) - 20%, население 14,5%, транспорт и связь - 10%, собственные нужды электроэнергетики - 15%, потери в электросетях общего пользования - 10%.
В 2004 - 2009 годах произошло снижение потребления электроэнергии на 6,5%, тепловой энергии - на 10,7%. При этом реальный рост валового регионального продукта (далее - ВРП) края составил 12,5% (таблица 2). И, как следствие, уровень энергоемкости экономики края (расход условного топлива на рубль произведенного ВРП) последовательно снижается. В последние годы энергоемкость ВРП края достигла 24,2 г усл. топл./руб. (в 2007 году) и 21,0 г усл. топл./руб. (в 2009 году).
Таблица 2
Динамика индексов ВРП и потребление энергии в Хабаровском крае
Показатели | В процентах к 2004 году | |||||
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
ВРП | 100 | 104,2 | 109,7 | 115,3 | 117,2 | 112,5 |
Электропотребление | 100 | 101,9 | 102,7 | 96,1 | 99,5 | 93,5 |
Теплопотребление | 100 | 96,7 | 103,7 | 90,0 | 90,5 | 89,3 |
Снижение энергоемкости ВРП края произошло в результате проведения целенаправленной государственной политики энергосбережения в производственной сфере и бюджетном секторе, а также в связи с экономией на условно-постоянных расходах энергии на фоне возрастающей загрузки производственных мощностей.
В крае принят ряд нормативных правовых документов, реализуется организационная, тарифная, экономическая и информационная политика в области энергосбережения. Правительству края и хозяйствующим субъектам удается в целом обеспечивать на приемлемом уровне надежность топливо-, энергоснабжения, предприняты также меры по рационализации структуры топливного баланса. Хабаровский край исторически не принадлежит к числу регионов с недорогой энергией и топливом, и объективных оснований для снижения стоимости энергоснабжения в крае нет. В связи с этим для потребителей резервы оптимизации затрат на энергоснабжение кроются в энергосбережении, повышении энергетической эффективности.
Приоритетными для Правительства края являются задачи энергосбережения в бюджетных организациях, повышения эффективности энергоснабжающих организаций, жилищно-коммунального комплекса, улучшения структуры топливно-энергетического баланса. В производственном секторе Правительство края осуществляет следующие меры поддержки промышленного энергосбережения:
а) использование тарифной политики, адекватно учитывающей реальные издержки обслуживания различных категорий потребителей;
б) применение "тарифов экономического развития";
в) мониторинг и анализ инвестиций в энергосбережение по выборке представительных предприятий;
г) информационная поддержка энергосбережения, содействие подготовке кадров.
В тарифной политике Хабаровский край последовательно применяет систему многоставочных тарифов.
Инвестиции в энергосберегающие мероприятия и проекты производственных потребителей края позволили довести в 2007 году размер ежегодной экономии электроэнергии до 150 млн. кВт ч в год. Это составляет 5,8% от общего потребления электроэнергии в промышленности и на транспорте в 2007 году. Экономия органического топлива в этот же период составила 167,7 тыс. т усл. топл. в год, или 9% размеров топлива, поступившего на стадию конечного энергопотребления в 2007 году.
С 2004 года в Хабаровском крае при регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию применяется механизм резервирования и распределения целевых средств на поддержку энергосберегающих мероприятий в энергопотребляющем секторе края. Этот механизм получил название "тариф экономического развития". По своему назначению он близок хорошо известным на Западе "программам управления спросом".
В рамках Программы "тариф экономического развития" производится компенсация части понесенных затрат производственными предприятиями - потребителями электрической и тепловой энергии на энергосберегающие мероприятия путем предоставления пониженных тарифов. Программа "тариф экономического развития" индуцировала в 2004-2008 годах реальные инвестиции в энергосбережение в размере свыше 1 млрд. рублей (в ценах 2004 года). Используя возможности тарифного меню промышленные потребители снизили средние тарифы на приобретение электроэнергии (в 2007 году более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом).
В результате принятых мер в 2002-2007 годах энергоемкость ВРП Хабаровского края по первичной энергии снизилась на 23,6%, электроемкость - на 15,9%.
Однако, несмотря на существенный прогресс в обеспечении энергетической эффективности в последние годы, экономика Хабаровского края, как и России в целом по-прежнему является весьма энергоемкой.
Энергоемкость ВРП Хабаровского края по первичной энергии немного превышает среднероссийский уровень, однако в сравнении с энергоемкостью ВВП индустриальных стран (по первичной энергии), рассчитанной по паритету покупательной способности, на 36% выше энергоемкости ВВП Канады, в 2 раза выше энергоемкости ВВП США и Китая, почти в 3 раза превышает энергоемкость ВВП Японии (2007 год).
По электроемкости ВРП край входит в десятку наименее электроемких субъектов Российской Федерации (по данным 2006 года). Вместе с тем по уровню электроемкости промышленного производства край занимает 50-е место (2006 год). Это обусловлено тем, что в структуре промышленного электропотребления порядка 40% приходится на черную металлургию.
В связи с ежегодным удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказании услуг.
Сопоставление динамики реальных цен на ТЭР для отраслей промышленности в Хабаровском крае и России показывает, что производители края несут повышенные энергетические издержки в сравнении со среднероссийским уровнем. Повышенные в сравнении со среднероссийскими реальные (дефлированные на индекс цен производства производственных потребителей энергии) и контрактные цены на ТЭР для промышленных потребителей края обуславливают более высокую долю затрат на электроэнергию в ценах продукции в сравнении с Российской Федерацией. В 2007 году расчетная доля издержек на электроэнергию в цене промышленной продукции в Хабаровском крае выше, чем в среднем по России: на 65% в добывающей и 88% в обрабатывающей промышленности.
В 2007 году доля затрат на топливо и энергию в цене продукции предприятий составила: в обрабатывающей промышленности - 7,1% (в том числе электроэнергия - 4,1%); в добывающем секторе промышленности - 14,4% (2,5%); в сельском хозяйстве - 9,7% (3,1%); на железнодорожном транспорте - 10,1% (4%); в строительстве - 6,9% (0,7%). Основная часть энергетических затрат конечных производственных потребителей формируется за счет приобретения моторного и котельно-печного топлива. Доля затрат на централизованное тепло несущественна.
Значительные затруднения на пути эффективного использования энергетических ресурсов возникают из-за недостаточно проработанного механизма стимулирования эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, в первую очередь в бюджетной сфере.
В последние годы потребление энергетических ресурсов бюджетным сектором активно увеличивается по большей части за счет передачи объектов федерального значения, ввода новых объектов и реконструкции существующих (таблица 3). В связи с этим одним из главных направлений государственной политики повышения энергетической эффективности стало снижение потребления ТЭР в бюджетном секторе.
Таблица 3
Потребление ТЭР организациями бюджетной сферы
Показатели | Единица измерения | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Объем электрической энергии | млн. кВт·ч | 62,4 | 81,4 | 81,3 |
млн. рублей | 177,7 | 254,4 | 299,8 | |
Объем тепловой энергии | тыс. Гкал | 238,5 | 239,0 | 272,9 |
млн. рублей | 293,3 | 349,3 | 400,6 | |
Объем воды | тыс. м(3) | 2 689,6 | 2 515,4 | 3 047,1 |
млн. рублей | 51,0 | 64,7 | 76,6 |