В рамках поэтапного перехода к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными Минздравсоцразвития России, будут внедрены стандарты по всем экстренным и плановым состояниям при онкологических заболеваниях.
Расчет стандартов проведен в соответствии с методикой, предложенной Минздравсоцразвития России.
Настоящей Программой охвачены все медицинские учреждения Хабаровского края, участвующие в Территориальной программе государственных гарантий и оказывающие круглосуточную стационарную медицинскую помощь.
Перечень стандартов медицинской помощи, утвержденных Минздравсоцразвития России, выбранных для внедрения в учреждениях здравоохранения края, определялся с учетом приоритетных направлений развития медицинской помощи, структуры смертности, инвалидности в крае.
Для внедрения стандартов медицинской помощи определены наиболее приоритетные классы заболеваний по МКБ-10, которые максимально влияют на формирование показателя смертности населения и госпитальную (внутрибольничную) летальность. Это классы заболеваний, которые суммарно дают 86 процентов всех смертей в Хабаровском крае: болезни системы кровообращения, новообразования, травмы, болезни органов дыхания, органов пищеварения, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, врожденные аномалии и пороки развития системы кровообращения, эндокринные заболевания, болезни мочеполовой системы.
Доля финансирования для внедрения стандартов медицинской помощи по каждому классу заболеваний была рассчитана исходя из смертности населения в регионе.
На внедрение стандартов медицинской помощи в стационарном секторе в рамках настоящей Программы предусмотрено за счет субсидий ФФОМС 125 298,9 тыс. рублей в 2011 году и 889 958,0 тыс. рублей в 2012 году (всего - 1 015 256,9 тыс. рублей), средств ХКФОМС - 1 647 950,92 тыс. рублей.
На основании данных формы федерального статистического наблюдения N 14 "Сведения о деятельности стационара" были определены нозологии, лидирующие в структуре госпитализации по экстренным показаниям, а также дающие максимальный процент летальности внутри лечебного учреждения по данному классу заболеваний.
В 2011 году стандарты внедрены в 51 учреждение здравоохранения, в 2012 году - в 59. Планируется оказание медицинской помощи 38 224 больным, на что потребуется финансирование в объеме 635 734,5 тыс. рублей в 2011 году и 2 027 473,32 тыс. рублей в 2012 году.
Для онкологических заболеваний был рассмотрен весь класс онкологических заболеваний на основании данных формы N 35 "Сведения о больных злокачественными новообразованиями". Здесь наибольшее внимание было уделено локализациям, лидирующим в структуре онкологических случаев и дающим максимальный процент среди умерших больных от злокачественных новообразований. В расчетах учитывались все случаи госпитализации онкологических больных.
Стоимость лечения по стандартам в 2011 году будет ниже, чем в 2012 году, так как ряд учреждений здравоохранения не сможет выполнять весь необходимый объем медицинских услуг по стандарту. С 2012 года после закупки и установки необходимого оборудования, внедрения порядков оказания медицинской помощи, подготовки медицинских кадров, стоимость лечения больных будет увеличиваться пропорционально проводимым мероприятиям. Увеличение стоимости стандарта приведет к изменению объемов финансирования по статьям расходов, особенно в части медикаментов и заработной платы. Повышение стоимости стандартов повлечет повышение качества лечения, своевременность диагностики и профилактику внутрибольничных осложнений, рост заработной платы медицинских работников.
Оплата оказанной медицинской помощи в соответствии со стандартами позволит повысить качество медицинской помощи, поднять уровень заработной платы работников здравоохранения, улучшить ситуацию с укомплектованностью кадрами. Распределение дополнительных средств, выделяемых на оказание медицинской помощи по стандартам, и повышение доступности оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения представлено в приложении N 8 к настоящей Программе.
Переход с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи в рамках системы ОМС позволит перейти на осуществление расчетов за оказанные услуги по полным тарифам на основе стандартов оказания медицинской помощи.
В настоящее время в тариф на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий, включаются расходы на заработную плату, начисления на выплаты по оплате труда, расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химической посуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных, в том числе бактериологических, исследований, предусмотренных стандартами медицинской помощи, и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Порядок и способы оплаты медицинской помощи, предоставляемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий, формирование тарифов на медицинские услуги, оказанные за счет ОМС, определяются соглашением о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Хабаровского края.
В настоящее время все стационарные учреждения края, реализующие Территориальную программу государственных гарантий, используют способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на конечный результат. Оплата осуществляется по средней стоимости лечения одного больного, закончившего лечение в профильном отделении (среднепрофильный тариф). В рамках программных мероприятий предусмотрено внедрение способов оплаты медицинской помощи по медико-экономическим стандартам по ряду профилей (нейрохирургия, кардиология, травматология, онкология).
В амбулаторных условиях проводится оплата медицинских услуг как комплексных, таких, как посещения центров здоровья, реабилитационные посещения, так и простых услуг - лабораторные и диагностические исследования. В ряде случаев используются способы оплаты по законченному случаю дорогостоящих видов лечения, таких как гемодиализ. Период реализации настоящей Программы станет этапом подготовки к переходу в 2013 году на оплату амбулаторной помощи по подушевому принципу.
В 2010 году на Территориальную программу государственных гарантий за счет средств консолидированного бюджета края направлено 6 101,7 млн. рублей, в том числе на содержание учреждений здравоохранения края, работающих в системе ОМС - 1 717,8 млн. рублей (28,2% от общей суммы консолидированного бюджета Территориальной программы государственных гарантий).
В 2011 году за счет средств консолидированного бюджета края направлено 6 278,2 млн. рублей, в том числе на содержание учреждений здравоохранения края, работающих в системе ОМС, 1 951,2 млн. рублей, или 31,1 процента от суммы консолидированного бюджета Территориальной программы государственных гарантий.
Программа предусматривает в 2012 году передачу из краевого бюджета в бюджет ХКФОМС средств в размере 435,5 млн. рублей для включения расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, программного обеспечения и прочих услуг в дополнительный тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленной Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24 декабря 2011 г. N 444-пр. Перечень учреждений здравоохранения края, участвующих в реализации мероприятия "Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу", представлен в приложении N 10 к настоящей Программе.
Проведение диспансеризации четырнадцатилетних подростков и создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
В рамках диспансеризации планируется проведение медицинских осмотров граждан без возрастных ограничений, работающих в организациях независимо от организационно-правового статуса и формы собственности, не прошедших диспансеризацию за период 2006-2010 гг., а также работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованных в системе ОМС.
В целях организации диспансеризации четырнадцатилетних подростков в крае определена численность детей, подлежащих осмотрам, в разрезе муниципальных образований, перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих диспансеризацию. Определен также перечень специалистов, участвующих в осмотрах, перечень клинико-лабораторного и функционально-диагностического обследования детей в рамках существующей нормативной базы, определяющей порядок проведения профилактических осмотров детского населения. В рамках Программы запланирована диспансеризация 23 632 четырнадцатилетних подростков, в том числе в 2011 году - 11 729, и в 2012 году - 11 904.
В проведении профилактических осмотров четырнадцатилетних подростков планируется участие следующих специалистов: педиатр, невролог, офтальмолог, детский хирург, отоларинголог, детский стоматолог, детский эндокринолог, ортопед-травматолог, психиатр, для девочек - акушер-гинеколог, для мальчиков - детский уролог-андролог, врач ультразвуковой диагностики. Будут проведены следующие лабораторные и функциональные исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиография, ультразвуковое исследование (сердца, почек, печени и желчного пузыря, наружных и внутренних половых органов), мазок на флору (для девочек).
Учитывая, что оплата за проведение профилактических осмотров осуществляется за счет средств ОМС, расчет стоимости диспансеризации четырнадцатилетних подростков проводился исходя из тарифа амбулаторного посещения к специалисту с профилактической целью.
Учитывая территориальные особенности, дефицит профильных специалистов в районах края, расчет стоимости профилактических посещений производился с учетом числа специалистов государственных учреждений здравоохранения по каждому муниципальному образованию края в отдельности.
Таким образом, общие финансовые затраты на проведение профилактических осмотров четырнадцатилетних подростков в Хабаровском крае составляют в 2011 году - 22 207,4 тыс. рублей, в 2012 году - 22 674,0 тыс. рублей. Средняя стоимость законченного случая диспансеризации составляет 1 911,0 рублей.
В целях профилактики и снижения числа абортов подготовлен проект межведомственной краевой целевой программы "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012-2014 годы", согласно которой предусмотрено приобретение вакцины против ВИЧ-инфекции для девочек 10 - 14 лет, препаратов для экстренной контрацепции, гормональной постабортной контрацепции, создание центра поддержки женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе женских консультаций, гинекологических отделений с укомплектованием медицинскими, социальными работниками, психологами, юристами и др.; повышение профессионального уровня специалистов по вопросам охраны репродуктивного здоровья населения; проведение санитарно-просветительской работы среди населения края по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
Подготовка к включению с 2013 года в территориальные программы государственных гарантий денежных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации