__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 8 декабря 2015 года N 4222
__________________________
Торговля является важнейшей отраслью экономики города, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров.
До 2009 года сфера торговли и общественного питания города Хабаровска имела устойчивое состояние и развивалась динамично.
В условиях финансового кризиса данная сфера экономики города оставалась относительно стабильной и не претерпела изменений, повлекших ухудшение обеспечения жителей города услугами торговли и общественного питания. Рынок насыщен товарами народного потребления в необходимых объемах, торговая сеть продолжает развиваться.
Однако в связи с кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, рост оборота розничной торговли и общественного питания начиная с ноября 2008 года замедлился.
Если до 2008 года темпы роста оборота розничной торговли в сопоставимой оценке составляли 13 - 19%, то в 2008 году оборот розничной торговли увеличился только на 6%, а в 2009 году - уже на 4,3% и составил 80,9 млрд руб.
Снизилась посещаемость ресторанов, кафе, баров в связи со снижением доходов населения. В результате оборот общественного питания за 2009 год составил 4,6 млрд. руб., или 97,9% к уровню 2008 года.
С 01.07.2009 прекратили деятельность игорные заведения, не имеющие разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Соответственно, прекратили деятельность объекты общественного питания, расположенные в этих игорных заведениях, что составило около 70% от всех закрывшихся в 2009 году предприятий общественного питания.
На территории города расположены 13 розничных рынков на 4776 торговых мест.
Повышение требований покупателей к культуре и качеству торгового обслуживания, а также требования Федерального закона от 30.12.2007 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» способствовали тому, что управляющими рынками компаниями были разработаны и реализуются поэтапные мероприятия по совершенствованию инфраструктуры рынков, их реконструкции и модернизации.*
________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 30.12.2006". - Примечание "КОДЕКС".
При этом сохраняется тенденция опережающего роста оборота торгующих организаций по сравнению с ростом продаж на розничных рынках. В 2009 году оборот розничной торговли только на 8,5% сформировался за счет продажи товаров на рынках города.
В сфере торговли и общественного питания трудятся около 20% населения, занятого в экономике города.
Несмотря на проблемы с финансированием текущей деятельности и реализацией новых инвестиционных проектов, предприятиями розничной торговли, по оценке, в 2010 году будет реализовано товаров на сумму 91,3 млрд. руб., что в сопоставимой оценке на 4,5% больше, чем в 2009 году.
Оборот общественного питания в 2010 году составит 5,1 млрд. руб., или 100,8% к уровню 2009 года.
Налоговые поступления в бюджет города от деятельности в сфере торговли и общественного питания в 2010 году, по оценке, составят 1,2 млрд руб., что на 113% больше, чем в 2009 году.
По прогнозу, прирост торговой сети за 2010 год составит на менее 45 ед. торговой площадью 10,0 тыс. кв. м. Прирост сети предприятий общественного питания составит не менее 8 ед. на 353 посадочных места.
Развитию сферы торговли и общественного питания способствует не только инвестиционная деятельность бизнес-сообщества, но и эффективная политика администрации города, направленная на поддержку предпринимательских структур, осуществляющих деятельность в сфере торговли и общественного питания.
Так, на 2009 год были сохранены ставки арендной платы на уровне 2008 года за помещения, в которых расположены объекты торговли и общественного питания.
В 2009 году решением Хабаровской городской Думы на 0,3% был снижен размер налоговой ставки земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения розничных рынков, что позволило сохранить на уровне 2008 года размер арендной платы за торговые места для арендаторов рынков.
В целях снижения напряженности на рынке труда на территории города в зимнее время были размещены торговые точки по реализации выпечных изделий, что способствовало созданию дополнительных рабочих мест не только в сфере торговли, но и косвенным образом способствовало занятости работников предприятий-производителей.
Несмотря на положительную в целом динамику развития сферы торговли и общественного питания в городе Хабаровске, остается нерешенным ряд проблем.
Одной из наиболее острых проблем является вопрос кадрового обеспечения отрасли. Недостаток квалифицированных кадров влияет на уровень обслуживания населения услугами торговли и общественного питания.
Также одной из главных проблем является недостаток собственного капитала и оборотных средств у предпринимательских структур, осуществляющих деятельность в сфере торговли и общественного питания, необходимых для реализации инвестиционных проектов, реконструкции и модернизации предприятий.
На отдельных предприятиях торговли и общественного питания существует «конвертная» система оплаты труда, что отрицательно влияет на доходность бюджета города, а также ущемляет социальные права работников предприятий.
Не снижается количество обращений граждан по поводу неудовлетворительной работы предприятий торговли и общественного питания.
Требуют решения проблемы повышения качества и безопасности товаров народного потребления, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией.
Продолжает иметь место торговля в неустановленных местах, где реализуется основная масса контрафактной и фальсифицированной продукции.
Актуальной является проблема обеспечения территориального размещения объектов торговли и общественного питания в городе, что в настоящий момент не всегда отвечает запросам населения.
В целях повышения качества жизни населения путем предоставления доступных, качественных услуг в сфере торговли и общественного питания администрация города
постановляет:
1. Утвердить Мероприятия по реализации основных направлений развития торговли и общественного питания г. Хабаровска на период 2011-2015 годов согласно приложению N 1.
2. Утвердить прогноз показателей социально-экономического развития торговли и общественного питания г. Хабаровска на период 2011-2015 годов согласно приложению N 2.
3. Управлению торговли, питания и бытового обслуживания (Тен О.Я.):
3.1. Ежегодно в срок до 1 мая проводить корректировку прогнозных показателей социально-экономического развития торговли и общественного питания г. Хабаровска на период 2011-2015 годов.
3.2. Провести корректировку Мероприятий по реализации основных направлений развития торговли и общественного питания г. Хабаровска на период 2011-2015 годов после утверждения правительством Хабаровского края нормативных правовых актов в рамках реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
4. Рекомендовать управлению Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (Отт В.А.), управлению Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской и Сахалинской областям (Волков А.Б.) усилить работу по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений на потребительском рынке города Хабаровска.
5. Управлению внутренних дел по городу Хабаровску (Гражданцев В.В.):
5.1. Усилить контроль за соблюдением предприятиями торговли и общественного питания действующего законодательства в части реализации товаров, оборот которых в розничной сети ограничен.
5.2. Активизировать работу по пресечению несанкционированной торговли на территории города Хабаровска.
6. Постановление Мэра города от 31.03.2006 N 383 «О состоянии отрасли «Торговля» в г. Хабаровске и перспективы ее развития до 2010 года» признать утратившим силу.
7. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».
8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Мэра города по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности Казаченко С.Н.
Мэр города Хабаровска
А.Н. Соколов
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации основных направлений развития торговли
и общественного питания в городе Хабаровске на период 2011-2015 годы
N | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
1 | Совершенствование нормативно-правовой базы | ||
1.1. | Участие в разработке нормативных правовых актов правительства Хабаровского края по реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: - «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов»; - «О порядке разработки и утверждения органом местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов, находящихся на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности» | 2011 год | УТПиБО |
1.2. | Участие в разработке нормативно-правовых актов администрации города и Хабаровской городской думы, регулирующих предпринимательскую деятельность на территории города | В течение всего периода | УТПиБО |
1.3. | Разработать схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города и утвердить ее соответствующим постановлением администрации города | После принятия нормативного акта правительства Хабаровского края | ДАСиЗ, УТПиБО, ДМС |
1.4. | Разработать и в порядке законодательной инициативы внести на рассмотрение Законодательной думы Хабаровского края закон об ограничении продажи алкогольной продукции на территории Хабаровского края в ночное время | 2011 год | УТПиБО |
2. | Качественное преобразование и дальнейшее развитие инфраструктуры розничной торговли и общественного питания | ||
2.1 | Проведение мониторинга обеспеченности населения города услугами торговли и общественного питания в целях выявления зон с недостаточным уровнем развития сети шаговой (пешеходной) доступности на основании нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов | После принятия нормативного акта правительством Хабаровского края | УТПиБО |
2.2. | Участие в реализации инвестиционных проектов по расширению, реконструкции и модернизации сети предприятий торговли и общественного питания: 1. Открытие новых объектов в соответствии с градостроительными концепциями и новейшими архитектурно-планировочными и научно-техническими достижениями: - предприятия розничной торговли - 67 ед.; в т.ч. развитие сети магазинов «шаговой доступности», расположенных в жилых кварталах города, - 53 ед.; - предприятия общественного питания - 24 ед. 2. Модернизация и реконструкция действующих объектов: - розничная торговля - 50 ед.; - общественное питание - 22 ед. 3. Расширение сети социально ориентированных предприятий общественного питания по месту работы и учебы (2 ед.) | В течение всего периода | УТПиБО |
2.3. | Участие в совершенствовании форм и методов торговли: - развитие внемагазинных форм продажи; - внедрение новых технологий, форм и методов торговли; - оснащение современным торгово-технологическим и холодильным оборудованием, контрольно-кассовой техникой; - расширение и совершенствование дополнительных услуг (организация работы отделов кулинарии, доставка товаров на дом, продажа товаров по заказам, сборка и установка крупногабаритных товаров на дому, установка сложнобытовой и компьютерной техники, продажа товаров в кредит заказ товаров по каталогам, комплектование праздничных наборов, подгон швейных изделий по фигуре, стол раскроя) | В течение всего периода | УТПиБО |
2.4. | Участие в расширении комплекса дополнительных услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания: - кейтеринг; - «Мэйл-фуд» (доставка готовой продукции автокурьером в границах города); - «Фри-фло» (самообслуживание в ресторанах и кафе); - изготовление продукции по индивидуальным заказам; - заказ услуг по телефону; - вызов такси; - оформление блюд на дому и по месту работы; - организация культурных программ | В течение всего периода | УТПиБО |
2.5. | В целях построения логистических систем товародвижения, повышения конкурентоспособности и инвестиционной активности бизнеса, обеспечения его финансовой стабильности - формирование интегрированных торговых систем, оказание содействия в: - развитии торговых объединений; - выявлении на основе мониторинга нерентабельных, убыточных предприятий торговли и присоединении их к торговым сетям города; - организации распределительных центров сетевых компаний, имеющих магазины низких цен; - расширении масштабов франчайзинга | В течение всего периода | УТПиБО |
2.6. | Реализация ведомственной целевой программы «Развитие питания учащихся общеобразовательных учреждений города Хабаровска на 2011-2013 годы» | 2011-2013 гг. | УО, УТПиБО |
2.7. | Формирование и обновление электронной информационной базы о сети предприятий торговли и общественного питания, расположенных на территории города | Ежегодно | УТПиБО |
2.8. | С целью достижения полноценной рыночной инфраструктуры совершенствование мелкорозничной торговой сети: | ||
- инвентаризация стационарной мелкорозничной торговой сети; | 2011 год | УТПиБО, | |
- размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с разработанной схемой размещения; | Ежегодно | ДМС, ДАСиЗ | |
- проработка вопросов с хозяйствующими субъектами по демонтажу, замене имеющихся объектов мелкорозничной торговли, входящих в остановочные павильоны, в соответствии с современными архитектурно-планировочными решениями; | Ежегодно | УТПиБО | |
- организация ярмарочной торговли, «ярмарок выходного дня» и сезонных распродаж плодоовощной продукции | Ежегодно | -"- | |
2.9. | Совместно с Хабаровским краевым союзом потребительских обществ открытие магазина потребительской кооперации по реализации сельхозпродуктов, дикоросов и продуктов их переработки | В течение всего периода | УТПиБО, Хабаровск-край потребсоюз |
2.10. | Мониторинг деятельности действующих розничных рынков на соответствие их требованиям Федерального закона от 31.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» | . Ежегодно | УТПиБО |
2.11. | Участие в создании современной инфраструктуры оптовой торговли: - анализ состояния оптовой торговли потребительскими товарами; - создание специализированных оптовых рынков, сетевых распределительных центров, магазинов-складов; - развитие сети организаций, оказывающих логистические услуги; | В течение всего периода | УТПиБО |
- развитие интеграционных связей между организациями оптовой торговли, розничной торговли и финансовой сферы | -"- | ||
3. | Оценка и прогнозирование экономического состояния отрасли | ||
3.1. | В рамках имеющихся полномочий проведение наблюдения за состоянием торговли и общественного питания в г. Хабаровске, анализ социально-экономического положения на потребительском рынке, оценка состояния торговли и общественного питания и прогноз основных показателей социально-экономического развития | Ежегодно | УТПиБО |
3.2. | Участие в разработке и реализации мероприятий администрации города по повышению бюджетной эффективности отрасли | Ежегодно | УТПиБО |
3.3. | Участие в подготовке материалов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд | Ежегодно | УТПиБО |
3.4. | Участие в организации и проведении круглых столов по проблемам развития потребительского рынка и сферы услуг, установление причин ситуационных изменений, оценка и выработка предложений по решению выявленных проблем | Ежегодно | УТПиБО, |
3.5. | Содействие созданию ассоциаций предприятий и предпринимателей, занятых в сфере торговли и общественного питания. Взаимодействие с общественными организациями, ассоциациями, профессиональными союзами для выработки мер по созданию благоприятного климата для бизнеса, для решения проблемных вопросов, возникающих в процессе взаимодействия участников рынка | В течение всего периода | УТПиБО, комитеты по управлению округами, городской Совет по предпринимательству при Мэре города |
4. | Поддержка социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения | ||
4.1. | Координация деятельности сети магазинов «Ветеран» | Ежегодно | УТПиБО |
4.2. | Организация обеспечения доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан на действующих предприятиях торговли и общественного питания | В течение всего периода | УТПиБО |
4.3. | Проведение мониторинга наличия товаров первой необходимости и уровня цен на социально значимые товары в торговой сети города. В пределах имеющихся полномочий принятие необходимых мер по устранению чрезвычайных ситуаций на продовольственном рынке | Ежегодно | УТПиБО |
4.4. | Участие в развитии системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан; - предоставление скидок на товары и услуги, в т.ч. с использованием социальной карты или других видов социальной поддержки; - развитие сегмента услуг эконом-класса; - расширение дисконтных программ предприятий; - развитие сети «ярмарок выходного дня»; - создание на продовольственных рынках города дополнительных торговых мест для реализации садово-огородной продукции, выращенной на приусадебных участках | Ежегодно | УТПиБО, управление социальной работы с населением |
4.5. | Участие в проведении мониторинга организации работы предприятий общественного питания при учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования на соответствие правилам оказания услуг общественного питания и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам | В течение всего периода | УТПиБО |
5. | Мероприятия по повышению качества и обеспечению безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке города | ||
5.1. | В рамках имеющихся полномочий в целях увеличения объемов реализации продукции местных производителей проведение мониторинга наличия на предприятиях торговли и общественного питания выпускаемой в крае алкогольной, молочной продукции, колбасных изделий и полуфабрикатов | Ежегодно | УТПиБО |
5.2. | Проведение индивидуальной работы с руководителями торговых предприятий по насыщению ассортимента товарами местных производителей | По итогам мониторинга | УТПиБО |
5.3. | В целях повышения качества и обеспечения безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке города, организация взаимодействия территориальных органов контроля и надзора и УТПиБО по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений на потребительском рынке | Ежегодно | УТПиБО |
5.4. | Проведение совещаний, семинаров, консультативно- методической работы с руководителями предприятий торговли, общественного питания по вопросам: - изменения законодательства, регулирующего деятельность в розничной торговле и общественном питании; - по изучению и внедрению технических регламентов на пищевые продукты; - по изучению нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав покупателей | Ежегодно | УТПиБО |
5.5. | В рамках имеющихся полномочий обследование объектов торговли и общественного питания на соответствие условиям лицензирования розничной продажи алкогольной продукции | Ежегодно | УТПиБО |
5.6. | Мониторинг соблюдения законодательства, регулирующего розничную продажу алкогольной продукции | Ежегодно | УВД по г. Хабаровску УТПиБО |
5.7. | Организация работы по обеспечению внутреннего производственного контроля на предприятиях торговли и общественного питания | В течение всего периода | УТПиБО, управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю |
5.8. | Привлечение предприятий к добровольному декларированию услуг общественного питания | В течение всего периода | УТПиБО |
5.9. | Содействие местным предприятиям-производителям в развитии фирменной торговли | Ежегодно | УТПиБО |
5.10. | Участие в рейдах по пресечению несанкционированной торговли | Ежегодно | УВД по г. Хабаровску, УТПиБО |
5.11. | Проведение в средствах массовой информации просветительской работы среди населения по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия | В течение всего периода | УТПиБО, управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю |
5.12. | Участие в расширении на действующих рынках торговых зон для реализации фермерами, владельцами личных подсобных хозяйств, предприятиями - производителями собственной сельскохозяйственной продукции, оказание содействия в части налаживания связей рынков с фермерскими хозяйствами края | В течение всего периода | УТПиБО |
5.13. | Содействие в налаживании и укреплении связей между сельхозпроизводителями и торговыми сетями | В течение всего периода | УТПиБО |
6. | Обеспечение безопасности на предприятиях потребительского рынка и услуг | ||
6.1. | Организация оснащения предприятий потребительского рынка системами обеспечения безопасности | В течение всего периода | УТПиБО |
6.2. | Ведение Реестра по учету паспортов безопасности крупных объектов потребительского рынка и услуг г. Хабаровска | В течение всего периода | УТПиБО |
6.3. | Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на предприятиях потребительского рынка и услуг г. Хабаровска | Ежегодно | УТПиБО, хозяйствующие субъекты (по согласованию) |
7. | Кадровое обеспечение предприятий торговли и общественного питания и повышение квалификации | ||
7.1. | Проведение мониторинга обеспеченности кадрами в сфере торговли и общественного питания, формирование прогноза потребности в квалифицированных кадрах | В течение всего периода | УТПиБО |
7.2. | Содействие хозяйствующим субъектам в профессиональной подготовке специалистов массовых профессий сферы потребительского рынка | В течение всего периода | УТПиБО |
7.3. | Организация и проведение семинаров по вопросам, регулирующим деятельность в сфере торговли и общественного питания | Ежегодно | УТПиБО |
7.4. | Оказание содействия в организации летней занятости подростков, создании дополнительных профессионально ориентированных рабочих мест для временного трудоустройства учащейся молодежи | Ежегодно | ГУ «Центр занятости населения г. Хабаровска», УТПиБО, хозяйствующие субъекты (по согласованию) |
7.5. | Содействие в организации производственной практики и трудоустройстве молодых специалистов | Ежегодно | ГУ «Центр занятости населения г. Хабаровска», УТПиБО, хозяйствующие субъекты (по согласованию) |
7.6. | Создание постоянно действующей системы повышения квалификации руководителей предприятий торговли и общественного питания, отвечающей современным требованиям рынка | Ежегодно | УТПиБО, хозяйствующие субъекты (по согласованию) |
7.7. | Вынесение на рассмотрение Мэра города Хабаровска, Хабаровской городской думы предложений по выдвижению кандидатов, внесших большой вклад в развитие отраслей «Торговля», «Общественное питание», для награждения почетными грамотами | Ежегодно | УТПиБо |
7.8. | Организация и проведение городских смотров-конкурсов профессионального мастерства, конкурсов на лучшее предприятие отрасли | Ежегодно | УТПиБО |
7.9. | Участие в краевых и городских конкурсах, мастер-классах, выставках-продажах, международных, краевых и городских выставках и ярмарках | Ежегодно | УТПиБО |
7.10. | Проведение на базе школьных столовых мастер-классов с участием поваров-кулинаров, врачей-диетологов, технологов для работников пищеблоков, родителей учащихся и руководителей образовательных учреждений | В течение всего периода | УТПиБО, УО, хозяйствующие субъекты (по согласованию) |
7.11. | Определение базовых предприятий общественного питания, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием, для прохождения производственной практики студентов и учащихся по специальностям «повар», «кондитер», «официант», «бармен», «технолог по приготовлению пищи» | УТПиБО, хозяйствующие субъекты (по согласованию) | |
8. | Информационное обеспечение сферы услуг, торговли и общественного питания | ||
8.1. | Освещение и размещение в СМИ и на портале администрации города: - информации о состоянии и тенденциях развития торговли и общественного питания в городе Хабаровске; - нормативно-правовых актов администрации города, регулирующих деятельность в сфере торговли и общественного питания; - о проводимых городских мероприятиях; - о предложениях предприятий пищевой промышленности Хабаровского края | Ежегодно | УТПиБО |
8.2. | Предоставление в электронном виде муниципальных услуг для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке | В течение всего периода | УТП УТПиБО |