В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Хабаровском крае, утвержденной постановлением главы администрации Хабаровского края от 19 мая 2000 г. N 173 "Об эффективности использования имущества, находящегося в краевой собственности", а также во исполнение постановления Правительства Хабаровского края от 7 июля 2003 г. N 12-пр "О стратегии формирования краевой собственности и совершенствовании методов управления ею" в целях выработки согласованных действий по распределению чистой прибыли хозяйственными обществами, в уставных капиталах которых имеется доля Хабаровского края:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия отраслевых министерств края по вопросам распределения чистой прибыли хозяйственными обществами, в уставных капиталах которых имеется доля Хабаровского края, и формирования ими дивидендной политики.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра имущественных отношений края Громову Г.А.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор края
В.И.Ишаев
ПОРЯДОК
взаимодействия отраслевых министерств края
по вопросам распределения чистой прибыли
хозяйственными обществами, в уставных капиталах
которых имеется доля Хабаровского края,
и формирования ими дивидендной политики
1.1. Целью принятия настоящего Порядка взаимодействия отраслевых министерств края по вопросам распределения чистой прибыли хозяйственными обществами, в уставных капиталах которых имеется доля Хабаровского края свыше 50 процентов, и формирования ими дивидендной политики (далее - Порядок) является определение стратегии собственника - субъекта Российской Федерации - Хабаровского края при выработке рекомендаций по распределению чистой прибыли указанных хозяйственных обществ по итогам отчетного периода, размеру дивидендов по акциям и долям, порядку и сроку их выплаты.
1.2. Целью Хабаровского края в отношении реализации своих прав на дивиденды является обеспечение дивидендных поступлений в бюджет.
Право Хабаровского края на получение дивидендов от хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности края (далее - Общества), реализуется министерством имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство) через представителей государства посредством их участия в работе органов управления.
1.3. Основными задачами при реализации Хабаровским краем своих прав на дивиденды являются:
- улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности Обществ;
- рост капитализации компаний, в которых контрольный пакет акций (доля) принадлежит Хабаровскому краю, повышение рыночной стоимости их акций (долей);
- выполнение бюджетного задания по дивидендным поступлениям в краевой бюджет.
1.4. В целях обеспечения роста капитализации компаний и дивидендных поступлений в краевой бюджет необходимо реализовать ряд принципов:
- осуществление органами исполнительной власти Хабаровского края, координирующими деятельность предприятий в соответствующей отрасли (далее - отраслевые министерства), и Министерством прогнозирования дивидендных поступлений в предстоящем финансовом году;
- обеспечение представителями государства в органах управления Обществ, в которых Хабаровскому краю принадлежит более 50 процентов акций (долей), обязанностей по внесению на рассмотрение советов директоров вопроса о разработке Обществами дивидендной политики, соответствующей настоящему Порядку;
- участие представителей государства посредством работы в советах директоров в планировании основных финансовых показателей деятельности Обществ на предстоящий финансовый год в соответствии с настоящим Порядком;
- осуществление представителями государства в советах директоров и ревизионных комиссиях Обществ контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности Обществ;
- подготовка отраслевыми министерствами и представление ими в Министерство рекомендаций для представителей государства по вопросу о размере начисляемых дивидендов с учетом оптимальной для данного Общества доли планируемой (полученной) чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, а также обоснованной величины средств, направляемых Обществом из чистой прибыли на развитие производства и на социальные нужды работников, с учетом социальной значимости Обществ для территории района, в котором они расположены;
- выдача Министерством письменных указаний (директив) представителям государства по их голосованию на заседаниях советов директоров и общих собраниях акционеров (участников) Обществ на основании представленных отраслевыми министерствами вышеназванных рекомендаций;
- действие представителей государства на заседаниях советов директоров и общих собраниях акционеров (участников) Обществ в строгом соответствии с полученными директивами по вопросам о распределении Обществами чистой прибыли, размерам дивидендов и срокам их выплаты.
2. Рекомендации по формированию дивидендной политики Обществ
В целях оптимального сочетания интересов всех акционеров, повышения инвестиционной привлекательности, капитализации и ликвидности Обществ каждому Обществу рекомендуется сформировать свою дивидендную политику.
2.1. Сущность дивидендной политики.
Дивидендная политика - это политика акционеров (участников), собственников пакетов акций (долей) по вопросу распределения чистой прибыли.
Дивидендная политика Общества должна основываться на балансе интересов Общества и его акционеров при определении размеров дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности Общества и его капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, уставом Общества и его внутренними документами.
2.2. Формирование Обществами дивидендной политики.
Представителям государства необходимо внести на заседание совета директоров Обществ предложение о принятии соответствующего положения о дивидендной политике.
Положением должна быть закреплена выбранная методика дивидендных выплат в соответствии со стратегией развития и утвержденной программой деятельности Общества, а также выработанный механизм распределения чистой прибыли Общества.
2.2.1. Направление чистой прибыли на развитие производства.
Представители государства в советах директоров Обществ должны внести предложение о целесообразности направления на развитие производства не более 50 процентов от чистой прибыли. Выбранная доля чистой прибыли, направляемая на капитализацию, должна быть обоснована руководством Общества в бюджетах, бизнес-планах, согласована с отраслевыми министерствами и предварительно утверждена советами директоров Обществ.
2.2.2. Направление чистой прибыли на дивидендные выплаты.
Представители государства при определении советом директоров Общества рекомендуемого общему собранию акционеров (участников) размера дивидендов в расчете на одну акцию и соответствующей доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, должны обеспечить (в соответствии с разделом 1 настоящего Порядка), чтобы размер дивидендов составлял не менее 25 процентов чистой прибыли Общества, полученной за отчетный финансовый год. Принятие советом директоров иного решения должно быть обосновано в бизнес-планах и согласовано с министерством финансов края и отраслевыми министерствами.
Методики выплаты дивидендов:
методика постоянного процентного распределения прибыли;
методика фиксированных дивидендных выплат;
методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов и другие.
При методике постоянного процентного распределения прибыли дивидендные выплаты по обыкновенным акциям, деленные на прибыль акционерного общества (в процентах), являются величиной постоянной.
Методика фиксированных дивидендных выплат предусматривает регулярную выплату дивиденда на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени вне зависимости от динамики курса акций.
Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов предполагает регулярные выплаты фиксированных дивидендов, однако периодически, в случае успешной деятельности, акционерам выплачиваются экстра-дивиденды.
Учитывая преимущества и недостатки этих методик, рекомендуется использовать методику постоянного процентного распределения прибыли.
Условия выплаты дивидендов, порядок принятия решения о выплате дивидендов, а также порядок выплаты дивидендов и их налогообложение осуществляются в Обществах в соответствии с действующим законодательством.
Решение единственного акционера (участника) Общества - Хабаровского края о направлении части чистой прибыли на выплату дивидендов оформляется распоряжением Губернатора Хабаровского края по рекомендации совета директоров (наблюдательного совета) Общества.
Невыплата дивидендов.
Представители государства должны отслеживать, чтобы советом директоров были четко определены условия, при которых при наличии чистой прибыли и отсутствии ограничений на объявление и выплату дивидендов, предусмотренных законодательством, не выплачиваются или не полностью выплачиваются дивиденды по привилегированным и по обыкновенным акциям.
Соответствующее обращение от представителей государства о невыплате дивидендов Обществом должно поступить в Министерство и быть рассмотрено им совместно с отраслевым министерством и министерством финансов края.
2.2.3. Выплаты по условиям коллективного договора.
При определении Обществами своей дивидендной политики рекомендуется на выплаты социального характера направлять ту часть чистой прибыли за отчетный финансовый год, которая останется после направления ее на капитализацию и дивидендные выплаты (рекомендуемое соотношение капитализации к дивидендным выплатам и выплатам социального характера 50:25:25).
Представителям государства в органах управления Обществ с контрольной долей участия края надлежит инициировать проведение анализа распределения чистой прибыли Обществом, в том числе направление ее на выплаты социального характера по условиям коллективного договора. В случае обнаружения дисбаланса распределения прибыли представители государства через советы директоров должны обеспечить пересмотр условий коллективных договоров в соответствии с положениями настоящего Порядка в течение текущего финансового года.
Совет директоров Общества вправе изменить рекомендуемое соотношение при получении соответствующего согласования в Министерстве и отраслевом министерстве согласно подпунктам 2.2.1, 2.2.2 настоящего Порядка.
2.2.4. Информирование акционеров о дивидендной политике Общества.
Сведения о дивидендной политике Общества и вносимых в нее изменениях в соответствии с действующим законодательством следует отражать в годовых отчетах Общества и публиковать в издании, предусмотренном уставом Общества, в соответствии с требованиями законодательства о раскрытии информации, а также размещать на веб-сайте Общества в сети Интернет в соответствии с утвержденным ФКЦБ России Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
3. Контроль за реализацией Порядка
3.1. Общий контроль за реализацией настоящего Порядка осуществляют Министерство совместно с министерством финансов края и соответствующими отраслевыми министерствами через представителей государства в Обществах.
3.2. Отраслевые министерства осуществляют мониторинг финансового состояния курируемых ими Обществ; на балансовых комиссиях рассматривают и утверждают программы деятельности и основные финансово-экономические показатели на очередной финансовый год (с поквартальной разбивкой) Обществ с долей участия края 50 и более процентов, а также осуществляют ежеквартальный контроль за выполнением утвержденных показателей, в том числе по распределению и использованию чистой прибыли и выплатам дивидендов по итогам их деятельности за отчетный период.
3.3. Представители государства обязаны:
- осуществлять контроль за ходом реализации предложений, внесенных в советы директоров Обществ, о принятии положения о дивидендной политике;
- требовать обязательного исполнения советами директоров запланированных основных финансово-экономических показателей деятельности Общества на предстоящий финансовый год в соответствии с рекомендациями настоящего Порядка и ежеквартального рассмотрения результатов финансово-хозяйственной деятельности Общества;
- отстаивать на общих собраниях акционеров (участников), а также на заседаниях советах директоров Общества интересы Хабаровского края и района, для которого Общество является градообразующим и социально значимым, в соответствии с разделом 1 настоящего Порядка;
- инициировать в установленном порядке внесение в регламентирующие деятельность Общества документы (уставы Обществ, их внутренние положения, договоры (контракты) с исполнительными органами Общества) положений о праве совета директоров уменьшить исполнительным органам Общества размер вознаграждения или освободить их от исполняемых обязанностей в случае неполной или несвоевременной выплаты объявленных дивидендов по необоснованным причинам.
3.4. Министерство, отраслевые министерства, представители государства осуществляют контроль за своевременностью и полнотой перечисления Обществами в краевой бюджет объявленных дивидендов по находящимся в собственности Хабаровского края акциям и долям.
3.5. В случае выявления представителями государства, аудитором, ревизионной комиссией допущенных руководством Общества серьезных нарушений, связанных с неочевидностью причин невыплаты дивидендов или необоснованностью распределения чистой прибыли, представители государства обязаны в зависимости от возможностей государства в конкретном Обществе потребовать проведения внеплановой ревизии финансово-хозяйственной деятельности Общества, в том числе с привлечением финансовых консультантов и аудиторских организаций, а также иных проверок.