Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2003 года № 12-пр

О стратегии формирования краевой собственности
и совершенствовании методов управления ею


В настоящее время в крае складывается многоукладная экономика с преобладающей долей частного и смешанного капитала. При наличии базовых элементов рынка для неё характерны незавершенность рыночного реформирования и недостаточное развитие инфраструктуры рынка. Государственный сектор экономики края, в том числе там, где собственником выступает Хабаровский край, продолжает играть важную роль в жизни края и становлении рыночной экономики. Особое значение в этих условиях приобретает эффективность использования и управления государственным имуществом.

Процедуры управления краевым имущественным комплексом на уровне Правительства края приобретают все более важное значение и детально прорабатываются на всех уровнях: рассмотрение наиболее сложных вопросов перспективного и текущего характера на расширенных заседаниях Правительства края, коллегий отраслевых министерств и ведомств, отраслевых балансовых комиссий, согласование действий по каждому краевому объекту управления между отраслевыми министерствами, министерством имущественных отношений, министерством финансов и министерством экономического развития и внешних связей края.

Фундамент этой системности заложен федеральным законодательством, Уставом Хабаровского края, законом Хабаровского края от 23 апреля 1996 г. № 40 "Об управлении государственной собственностью Хабаровского края" и Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Хабаровском крае, утвержденной постановлением главы администрации Хабаровского края от 19 мая 2000 г. № 173 "Об эффективности использования имущества, находящегося в краевой собственности".

В прошедшем десятилетии практически заново создана системная нормативная база управления краевым государственным имуществом, которая продолжает совершенствоваться. В 2002 году принято постановление Правительства края "О задачах по разграничению государственной собственности на землю и повышении доходов от использования земель на территории Хабаровского края". В 2003 году Законодательной Думой Хабаровского края приняты базовые законы в сфере управления, распоряжения и приватизации краевой собственности: "О приватизации краевого государственного имущества" и "Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края".

Министерством имущественных отношений края проводится работа по инвентаризации и учету объектов краевой собственности, осуществляется мониторинг их состояния. Сформирован реестр краевого имущества, содержащий стоимостные, технические и правовые характеристики объектов краевой собственности, который ежегодно утверждается Законодательной Думой Хабаровского края.

Совместно с министерством финансов края проводится экономический анализ результатов деятельности краевых унитарных предприятий. Начиная с 2001 года обеспечено поступление в краевой бюджет части чистой прибыли этих предприятий в соответствии с установленными краевым законодательством нормативами. Установлен порядок отчетности унитарных предприятий и организован их аудит на основе конкурсного отбора аудиторских организаций.

Совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами края сформирован институт представителей государства в хозяйственных обществах с долей участия края и создана система экономического анализа результатов их деятельности. Организовано постоянное обучение и повышение квалификации представителей государства.

Налажен контроль за эффективным использованием краевого имущества. Ежегодные доходы краевого бюджета от использования краевого имущества с 1998 года, когда активно начался процесс приращения краевой собственности за счет реструктуризации задолженности юридических лиц, по 2002 год выросли более чем в 7,4 раза. За период с 1998 года по 1 июня 2003 г. в краевой бюджет поступило более 709 млн. рублей доходов от использования государственного имущества. В 2003 году доходы краевого бюджета от использования краевого имущества должны составить около 832 млн. рублей, а с учетом доходов от аренды земельных участков более 1,1 млрд. рублей.

В целом министерство имущественных отношений края совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами края сформировало основы системного управления краевой собственностью.

Однако в сфере управления и использования краевой государственной собственности есть еще недостатки и немалые резервы.

Не удалось обеспечить взаимодействие отраслевых министерств, министерства экономического развития и внешних связей, министерства финансов и министерства имущественных отношений края в процессе принятия в краевую собственность ликвидного имущества на возмездной основе. Как правило, отсутствует экономическое обоснование целесообразности принятия имущества в краевую собственность, что приводит к затягиванию сроков передачи объектов в краевую собственность. Проводимые в стране экономические реформы ставят на повестку дня новые задачи осуществления дальнейших преобразований в сфере имущественных отношений и системы управления краевой государственной собственностью. Для их реализации требуются новые подходы к управлению государственной собственностью, которые должны быть основаны на:

соответствии состава краевого государственного имущества функциям Правительства края с последовательной приватизацией или ликвидацией избыточного имущества;

текущем и перспективном планировании при системном контроле за использованием краевого имущества.

К имуществу, необходимому для обеспечения указанных функций, должно быть также отнесено имущество, используемое для решения стратегических и социально ориентированных задач, поставленных Правительством края перед организациями краевого государственного сектора.

К таким должны быть отнесены организации, которые:

обеспечивают продовольственную безопасность края и занятость населения в северных районах края, в том числе малочисленных народностей, решают вопросы лекарственного и топливного обеспечения жителей, охраны окружающей среды, восстановления природных ресурсов, переработки отходов производства, осуществляют деятельность в сфере высоких технологий и науки, но не приносят быстрой коммерческой отдачи, а также градообразующие предприятия, организации социальной сферы и коммунального хозяйства, естественные монополисты и единственные производители товаров (работ, услуг) в соответствующих отраслях экономики края.

В целях реализации стратегии формирования краевой государственной собственности на период 2003 2009 годов, совершенствования методов управления и повышения эффективности её использования, заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Правительства края министра имущественных отношений края Громовой Г. А., Правительство края

постановляет:

1. Определить, что стратегия формирования краевой государственной собственности, необходимой для осуществления Правительством края функций публичной власти, основывается на принципах стратегической и социальной значимости, целесообразности и доходности.

2. Утвердить прилагаемые:

План разработки нормативных актов по повышению эффективности управления краевой собственностью (активами);

Положение о порядке управления находящимися в краевой государственной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права на участие Хабаровского края в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции") (далее именуется Положение).*1)

____________________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание “КОДЕКС”.

3. Установить, что:

3.1. Утвержденное Положение является примерным для управления закрытыми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, акции или доли в уставных капиталах которых находятся в краевой государственной собственности.

3.2. Министерство имущественных отношений края (Громова Г. А.) с участием фонда имущества Хабаровского края (Федоров С. Д.) ежегодно до 1 сентября представляет Губернатору края отчет об управлении находящимися в краевой государственной собственности акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ и использовании специального права на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции") за прошедший год.

4. Министерству имущественных отношений края:

4.1. Совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами края в срок до 1 января 2004 г. провести проверку использования по назначению краевого имущества и его соответствия приоритетам социально-экономической политики Правительства края и функционально-отраслевым особенностям.

4.2. Совместно с министерством финансов края (Кацуба А. С.), министерством экономического развития и внешних связей края (Левинталь А. Б.) и отраслевыми министерствами и ведомствами края разработать и внести в марте 2004 г. на рассмотрение Правительства края программу формирования краевого имущества на 2004 год с прогнозом имущественных преобразований на 2005 2006 годы, включающую планы приобретения, использования и выбытия краевого имущества.

4.3. Совместно с министерством финансов края:

4.3.1. В срок до 1 декабря 2003 г. внести предложения о порядке формирования и использования арендной платы и амортизационных отчислений, поступающих в краевой бюджет от объектов, находящихся в казне Хабаровского края.

4.3.2. Обеспечить проведение реструктуризации задолженности по арендной плате за землю и начисленным пеням в соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по арендной плате за землю, а также задолженности по начисленным пеням, зачисляемым в бюджет края, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 30 апреля 2003 г. № 140.

4.4. Совместно с министерством экономического развития и внешних связей края в срок до 1 ноября 2003 г. разработать проект постановления Губернатора Хабаровского края "О порядке ведения и опубликования реестра объектов недвижимости, находящихся в краевой собственности".

4.5. До 1 августа 2003 г. внести в Правительство края прогнозный план приватизации краевого имущества на 2004 год, изменения и дополнения к утвержденному постановлением Правительства края от 26 декабря 2002 г. № 25-пр Прогнозному плану приватизации краевого имущества на 2003 год, а также перечень запрещенных к приватизации объектов краевой собственности на 2003 2004 годы для последующего его внесения в соответствии со статьей 7 Закона Хабаровского края от 23 апреля 2003 г. № 115 "О приватизации краевого государственного имущества" на утверждение в Законодательную Думу Хабаровского края.

4.6. Ежегодно, не позднее 1 августа, вносить в Правительство края прогнозный план приватизации краевого имущества на следующий год и перечень запрещенных к приватизации объектов краевой собственности.

4.7. В целях выработки согласованных действий по распределению чистой прибыли хозяйственных обществ с долей участия края разработать в срок до 1 декабря 2003 г. положение о дивидендной политике Правительства края.

5. Поручить руководителям отраслевых министерств и ведомств края:

5.1. Ежегодно, в срок до 1 июня, разрабатывать предложения по отнесению краевого имущества к имуществу, необходимому в будущем году для осуществления краевых государственных функций в соответствующей отрасли.

5.2. Вносить на рассмотрение межотраслевой комиссии по контролю за эффективностью управления государственным имуществом на территории Хабаровского края, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 20 декабря 2002 г. № 1001-р, предложения о создании, реорганизации краевых предприятий и учреждений, приеме имущества в краевую собственность от юридических или физических лиц на возмездной или безвозмездной основе с соответствующим социально-экономическим обоснованием.

5.3. Утверждать, после рассмотрения на отраслевых балансовых комиссиях, программы деятельности и основные финансово-экономические показатели на очередной финансовый год с поквартальной разбивкой для хозяйственных обществ с долей участия края в 50 и более процентов в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению анализа эффективности деятельности краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия Хабаровского края более 50 процентов, утвержденными распоряжением министерства имущественных отношений края от 24 апреля 2002 г. № 523.

5.4. Ежегодно, в срок до 1 октября, вносить министерству имущественных отношений края предложения на следующий год по передаче на конкурсной основе, с конкретными условиями конкурса, в доверительное управление пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, принадлежащих краю, или назначении управляющей компании в качестве единоличного исполнительного органа управления хозяйственных обществ с долей участия края более 50 процентов.

5.5. Ежегодно, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, вносить на рассмотрение министерства финансов края, министерства экономического развития и внешних связей края и министерства имущественных отношений края предложения по распределению чистой прибыли, в том числе на выплату дивидендов, хозяйственных обществ с долей участия края по итогам их деятельности в отчетном году.

6. В целях увеличения доходов краевого бюджета от передачи в коммерческое использование (аренда, доверительное управление) краевого имущества министерству финансов края по согласованию с министерством имущественных отношений края в проекте закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год", а также в соответствующих законопроектах на 2005 2006 годы предусмотреть средства в размере не менее 3 млн. рублей ежегодно на проведение оценки рыночной стоимости объектов краевой собственности, предназначенных для коммерческого использования.

7. Министерству жилищно-коммунального хозяйства края (Чаткин Н. М.) совместно с министерством финансов края, министерством имущественных отношений края и министерством экономического развития и внешних связей края в срок до 1 октября 2003 г. проработать вопрос о создании краевого государственного учреждения по эксплуатации и содержанию краевого государственного жилищного фонда.

8. Признать утратившими силу:

Временное положение о представителях государства в органах управления акционерных обществ хозяйственных субъектов (товариществ), акции (доли, паи) которых закреплены в государственной собственности, утвержденное постановлением главы администрации Хабаровского края от 20 ноября 1998 г. № 441 "О механизме управления государственными пакетами акций (долями, паями) в хозяйственных обществах"; подпункт 5.4 постановления Губернатора Хабаровского края от 8 ноября 2001 г. № 471 "О совершенствовании деятельности представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, расположенных на территории Хабаровского края".

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края министра имущественных отношений края Громову Г. А.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и действует до 1 января 2008 г.

Губернатор, Председатель Правительства края
     В. И. Ишаев



УТВЕРЖДЕН
Постановлением
Правительства края
от 7 июля 2003 года N 12-пр


ПЛАН

разработки нормативных актов по повышению

эффективности управления краевой

собственностью (активами)


№ п/п

Содержание мероприятия

Вид документа

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

I.

Классификация краевого имущества

1.

Разработка порядка отнесения краевых предприятий и учреждений к числу необходимых для выполнения государственных функций и задач и утративших такое значение, определение соответствия объема и состава имущества, закрепленного за ними, уставным целям и задачам

постановление Губернатора края

ноябрь 2003 г.

министерство имущественных отношений края, министерство финансов края, министерство экономического развития и внешних связей края

2.

Утверждение перечней краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений, необходимых для выполнения краевых государственных функций и задач, а по остальным - предложения о сроках и способах сокращения их количества

распоряжение Губернатора края

декабрь2003 г.

министерство имущественных отношений края, министерство экономического развития и внешних связей края, министерство финансов края отраслевые, министерства края, осуществляющие координацию и регулирование в соответствующих отраслях экономики (сферах управления) края

II.

Совершенствование и создание новых механизмов управления краевым имуществом

3.

Разработка методики подготовки программы формирования краевого имущества (активов)

постановление Губернатора края

I квартал 2004 г.

министерство имущественных отношений края, министерство экономического развития и внешних связей края, министерство финансов края

4.

Определение порядка передачи в доверительное управление акций (долей), находящихся в краевой собственности

-"-

ноябрь 2003 г.

-"-

5.

Определение порядка опубликования содержащихся в реестре краевого имущества сведений о недвижимом имуществе, которое предоставлено (может быть предоставлено) в аренду, и условий такого предоставления (создание механизма публичного доступа к реестру краевого имущества)

-"-

I квартал 2004 г.

министерство имущественных отношений края

6.

Разработка порядка реализации прав собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий

-"-

ноябрь2003 г.

министерство имущественных отношений края, министерство финансов края

7.

Определение порядка изъятия у краевого государственного учреждения излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества

-"-

I квартал 2004 г.

-"-

8.

Разработка реестра показателей экономической эффективности деятельности краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с участием Хабаровского края

распоряжение Губернатора края

I квартал 2004 г.

министерство имущественных отношений края, министерство экономического развития и внешних связей края, министерство финансов края

9.

Определение порядка планирования деятельности краевых государственных учреждений

постановление Губернатора края

I квартал 2004 г.

министерство имущественных отношений края министерство, экономического развития и внешних связей края, министерство финансов края, министерство социальной защиты населения края, министерство образования края, министерство культуры края, министерство здравоохранения края

III.

Оптимизация структуры краевой собственности

10.

Разработка порядка среднесрочного (трехгодичного) планирования приватизации краевого имущества

постановление Губернатора края

декабрь2003 г.

министерство имущественных отношений края, министерство экономического развития и внешних связей края, министерство финансов края

11.

Регламентация порядка приобретения Хабаровским краем имущества по гражданско- правовым сделкам, включая вопросы принятия в краевую собственность объектов, созданных за счет капитальных вложений средств краевого бюджета

-"-

I квартал 2004 г

министерство имущественных отношений края, министерство финансов края, министерство строительства края




     Текст документа сверен по:
     Официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»