____________________________
Утратило силу с 12 августа 2004 года на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 23 июля 2004 года N 191
____________________________
С 1994 года в Хабаровском крае в соответствии с государственной политикой Правительства Российской Федерации проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства, имеющая целью постепенный переход отрасли на бездотационный режим функционирования при одновременном создании системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения посредством предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и в целях углубления реформы жилищно-коммунального хозяйства, направленной на кардинальное улучшение финансово-экономической ситуации в отрасли за счет снижения затрат на содержание жилищного фонда, повышение надежности и улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, поэтапное снижение размеров бюджетного финансирования при увеличении доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг
постановляю:
1. Утвердить "Основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на территории Хабаровского края на период 1997 - 2003 годы" (прилагаются).
2. Утвердить "План-график разработки нормативно-правовых актов жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края согласно приложению.
3. Считать приоритетной задачей руководителей комитетов, департаментов и управлений администрации края, а также глав муниципальных образований дальнейшее углубление реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе утвержденных "Основных направлений реформы жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 1997-2003 годы".
4. Главам муниципальных образований городов и районов:
4.1. В соответствии с концепцией и параметрами "Основных направлений реформы жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 1997-2003 годы", ежегодно до ноября текущего года разрабатывать и утверждать муниципальные мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства на следующий год, согласовав их предварительно с управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации края.
4.2. До конца 1997 г. завершить создание, техническое обеспечение и укомплектование служб жилищных субсидий.
5. Комитету по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края (Ю.Ф.Матвеев):
5.1. До конца 1997 г. создать в рамках структуры управления жилищно-коммунального хозяйства администрации края подразделение, координирующее реформирование жилищно-коммунальной отрасли в крае.
5.2. В течение 1998 г. совместно с комитетом по политике цен администрации края (Н.М.Шестюк) разработать график и провести комплексные аудиторские проверки обоснования цен и тарифов на услуги жилищно-коммунальных предприятий в городах и районах края, в первую очередь, имеющих наибольшие отклонения от уровня установленных краевых стандартов.
5.3. Совместно с комитетом по экономике администрации края (А.Б.Левинталь), ежегодно до 1 декабря текущего года разрабатывать и утверждать краевые мероприятия реализации основных этапов реформы жилищно-коммунального хозяйства края.
6. Первым заместителям главы администрации края Г.В.Апанасенко и Ю.Ф.Матвееву обеспечить ежегодное представление в соответствующие федеральные органы обоснования отклонений краевых стандартов от федеральных, определяющих размер финансирования жилищно-коммунального хозяйства из федерального бюджета на уровне реальной социально-экономической обстановки в крае.
7. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации края (Н.М.Чаткин):
7.1. Совместно с финансовым управлением (А.С. Кацуба), комитетом по экономике администрации края подготовить в первом полугодии 1998 г. Положение о "Фонде поддержки реформы жилищно-коммунального хозяйства".
7.2. Обеспечить, начиная с 1998 г., оперативное отслеживание информации о ходе проведения и результатах реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве в районах и городах края.
8. Государственной жилищной инспекции Хабаровского края (В.А.Потапов) обеспечить плановое обследование технического состояния жилищного фонда и соответствующий контроль за исполнением нормативов и стандартов по содержанию жилищного фонда, за обеспечением качества и количества предоставляемых населению коммунальных услуг с применением мер экономической и административной ответственности к нарушителям.
9. Комитету по экономике администрации края совместно с краевым комитетом государственной статистики (Г.С.Боровик) обеспечить, начиная с 1998 г., социальный мониторинг реальных доходов, расходов, уровня платежеспособности населения края.
10. Пресс-службе администрации края (Е.Г.Тамарова) совместно с управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации края постоянно проводить для населения разъяснительную работу о целях и направлениях реформы жилищно-коммунального хозяйства, новых условиях оплаты жилья и коммунальных услуг.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации края Ю.Ф.Матвеева и контрольное управление главы администрации края (Н.Т.Тупикин).
12. Настоящее постановление вступает в действие со дня его подписания.
Глава администрации
В.И. Ишаев
Основные направления
реформы жилищно-коммунального хозяйства
Хабаровского края на 1997 - 2003 годы
Жилищно-коммунальное хозяйство края - это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, обеспечивающий функционирование систем жизнеобеспечения населения и объектов производственной сферы. Соответственно, под жилищно-коммунальным хозяйством понимается совокупность управляющих, эксплуатационно-производственных, инвестиционных и иных предприятий и организаций независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, основной сферой деятельности которых, является обслуживание жилищного фонда и инженерных коммуникаций.
Экономическое положение большинства жилищно-коммунальных предприятий края крайне тяжелое. Подавляющая часть предприятий неплатежеспособна и убыточна. В условиях финансовой дестабилизации, сложившейся в последние годы, стремительно ветшает жилищный фонд, снижается надежность, устойчивость и экологическая безопасность эксплуатации инженерных систем. Несмотря на рост платежей населения, качество жилищно-коммунальных услуг ухудшается.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в России в начале девяностых годов, к настоящему времени стала одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Сформированная за прошедший период нормативно-методическая и правовая базы, несмотря на свою недостаточность, дают возможность определить основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе постепенного перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, усиления мер социальной поддержки малообеспеченных слоев населения при гарантированном обеспечении государственных стандартов качества проживания.
"Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" (далее "Основные направления") подготовлены комитетом по экономике, управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации края совместно с Фондом "Институт экономики города" (Москва) в соответствии с постановлением главы администрации края от 06.06.97 N 229 "О состоянии жилищно-коммунального хозяйства края и перспективах его развития".
Целью настоящего документа является определение принципиальных положений и условий, характеризующих сущность государственной политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства, этапы ее реализации на территории Хабаровского края, а также основные направления действий органов государственного управления для достижения указанной цели.
Для базовой оценки состояния жилищно-коммунального хозяйства края в документе выполнен технико-экономический анализ отрасли по видам деятельности, отражены результаты реформирования жилищно-коммунального хозяйства после 1994 г., установлены основные параметры проведения реформы и намечены основные меры по ее осуществлению.
Основные направления реформы разработаны в соответствии со следующими федеральными документами:
- Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28 апреля 1997 г. N 425;
- Основными направлениями нового этапа реализации государственной целевой программы "Жилище", утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.03.1996 N 431, "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище";
- Законом Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" от 15.06.1996 N 72-ФЗ;
1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства края
Жилищное хозяйство.
Жилищное хозяйство включает в себя жилищные предприятия различной ведомственной принадлежности и типов собственности (тресты, жилищно-эксплуатационные управления, муниципальные предприятия ЖКХ в районах и др.), обеспечивающие содержание и техническое обслуживание жилищного фонда края. В стоимостной структуре расходов муниципального ЖКХ содержание жилья занимает 16,8 процента, в доходах - 10,4 процента.
В целом по краю жилищный фонд на начало 1997 г. составлял 26,4 млн. кв. м, из которого 11,5 млн. кв. м (43,4 процента) жилищный фонд муниципальной собственности, 40,2 процента частной, 16,4 процента государственной собственности.
К началу 1997 г. 7,7 млн. кв. м ведомственного жилья передано в муниципальную собственность, 7,8 млн. кв. м приватизировано. В результате, существенно изменилась структура жилищного фонда - доля муниципального жилья возросла с 37,8 до 43,4 процента, частного с 25,2 до 40,2 процентов, ведомственного сократилась с 24 до 11 процентов.
По уровню благоустройства жилищный фонд края характеризуется следующими показателями: оборудовано водопроводом - 79,7 процентов, канализацией - 79,3 процентов, центральным отоплением - 83,2 процентов, горячим водоснабжением - 74,8 процентов, ваннами (душем) - 76 процентов, газом - 66,2 процентов, напольными электрическими плитами - 14,2 процента общей площади жилья. В сельской местности оборудовано водопроводом и канализацией, центральным отоплением, ваннами (душем) 33 процента, газом - 53,5 процента, горячим водоснабжением - 20,9 процента.
Значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребности населения не только по объему, но и по качественным характеристикам. Более 981 тыс. кв. м (3,6 процента) общей площади жилого фонда размещено в ветхих и аварийных строениях, в которых проживает около 67 тыс. человек. В сельской местности насчитывается около 1,4 тыс. бесхозных или пустующих индивидуальных домов общей площадью 71 тыс. кв. метров.
Коммунальное хозяйство.
Энергообеспечение жилищного фонда включает услуги по тепло-, электро- и газоснабжению. В зависимости от типа энергоисточников (единая энергосистема, местные котельные и дизельные электростанции, газопроводы и газовые установки) энергетические услуги имеют централизованный или локальный характер. В стоимостной структуре подотраслей жилищно-коммунального хозяйства энергообеспечение муниципального фонда занимает подавляющую долю: в расходах - 68,2 процента, в доходах - 63,7 процента.
Теплоснабжение городов и районов края осуществляется в основном от теплоэлектроцентралей АО "Хабаровскэнерго", обеспечивающих 83,1 процента потребностей в тепловой энергии на жилищно-коммунальные нужды. Остальные 16,9 процента потребности покрываются за счет тепловой энергии, вырабатываемой 200 муниципальными и 407 ведомственными котельными.
Для обеспечения работы отопительных котельных в целом по краю требуется более 800 тыс. т угля и 240 тыс. тонн мазута. Теплоснабжение жилищного фонда, не имеющего центрального отопления, (более 4,4 млн. кв. м) осуществляется за счет поставки населению дров (до 600 тыс. куб. м в год) и угля (до 100 тыс. т в год).
В отопительных котельных более 80 процентов (из 824 ед.) занимают котлы малой производительности (до 3 Гкал/час). Только 6,4 процента котлов оснащены автоматикой, что не позволяет организовать надлежащий приборный учет расхода топлива, объемов вырабатываемой и потребляемой тепловой энергии. Процесс ликвидации неэффективных, морально и технически изношенных котельных идет крайне медленно.
Наиболее слабым звеном в теплоснабжении является состояние тепловых сетей, которые в силу большой протяженности (1045,4 км), высокой изношенности и отсутствия необходимых средств для проведения ремонтных работ, приводят к повышенному расходу топлива и потерь тепла, увеличению аварийности и снижению надежности сети, ухудшению температурных параметров теплоносителя.
Стоимость тепловой энергии, вырабатываемой котельными, почти в 2 раза превышает стоимость тепла на теплоэлектроцентралях АО "Хабаровскэнерго".
Электроснабжение городов и районов края осуществляется в основном от централизованной энергосистемы АО "Хабаровскэнерго", обеспечивающей 89,4 процента (из 1,9 млрд. кВт. час) потребности в электроэнергии на жилищно-коммунальные нужды. Оставшиеся 10,6 процента (206,9 млн. кВт. час) потребности обеспечивается 41 муниципальными и 73 ведомственными дизельными электростанциями общей установленной мощностью около 165 мегаватт.
В городах и поселках края эксплуатацией коммунальных электрических сетей занимаются как специализированные предприятия, так и муниципальные производственные предприятия жилищно-коммунального хозяйства районов.
Из-за неудовлетворительного технического состояния потери электроэнергии в электрических сетях очень велики и колеблются от 7,8 процента в Комсомольске-на-Амуре до 36,6 процента в Николаевске-на-Амуре.
Средняя себестоимость электроэнергии дизельных электростанций более чем в 2,5 раза превышает стоимость кВт. часа в централизованной энергосистеме.
Газоснабжение.
Поставка газа и эксплуатация сетей газоснабжения осуществляется АО "Хабаровсккрайгаз" и его структурными подразделениями. На начало 1997 г. в крае газифицировано 253 населенных пункта, из них 8 городов и 36 поселков городского типа. Из 452 тыс. газифицированных квартир 6,4 процента обеспечивается сетевым газом, остальные сжиженным. Годовой объем отпуска газа на жилищно-коммунальные нужды составляет: сжиженного газа - 61,9 тыс. тонн; сетевого - 49,8 млн. куб. метров.
Протяженность газовых сетей составляет более 4 тыс. км, из которых 464 км наружные сети и 3550 км внутридомовые газопроводы.
Водоснабжение и водоотведение осуществляется в 87 населенных пунктах края, в которых проживает около 80 процентов населения края. В крупных городах услугами водоснабжения и канализации обеспечено более 95 процентов жилищного фонда, что сопоставимо с уровнем в целом по России. Доля услуг по водоснабжению и водоотведению в стоимостной структуре расходов жилищно-коммунального хозяйства составляет 24,7 процента, в доходах 27,8 процента.
Ежедневно из водопроводных систем населению подается 275 тыс. куб. м, что составляет около 65 процентов от объема общей подачи воды. При этом около 27 процентов воды не проходят очистки на очистных сооружениях как при подаче, так и сбросе стоков. Из-за недостаточного развития систем канализации, дефицита мощности и неудовлетворительного состояния очистных сооружений без очистки в р. Амур и на рельеф местности сбрасывается около 160 тыс. куб. м стоков в сутки.
Протяженность муниципальных водопроводных сетей в крае превышает 2500 км, из которых около 400 км нуждается в срочной замене. Протяженность коллекторов муниципальных систем канализации в целом по краю составляет 1161 км, из которых в срочной замене нуждается 19 процентов. Из-за отсутствия средств объемы ремонта ограничиваются только аварийными ситуациями, строительство новых объектов и расширение и реконструкция действующих систем водопровода и канализации прекращены.
Из-за неудовлетворительного состояния водопроводных и канализационных сетей во всех населенных пунктах края не гарантируется надежность водоснабжения, снижается качество и безопасность подаваемой воды, потери воды при транспортировке превышают 24 процента. Особо остро эти проблемы стоят в тех селах и поселках, в которых системы водоснабжения и канализации переданы в муниципальную собственность в последние годы.
Управление жилищно-коммунальным хозяйством в городах и районах края осуществляется на уровнях: администрации края и муниципальных образований; ведомств, имеющих в своем распоряжении жилищный фонд и коммунальные объекты; муниципальных жилищных трестов и коммунальных предприятий различных форм собственности. Все жилищные и большая часть коммунальных предприятий являются локальными планово убыточными монополистами.
Муниципальное управление жилищным хозяйством, основано на преобладании административного (принудительного) начала над экономическим.
Сложившаяся в социалистической экономике система управления жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на неуклонное сокращение в последние годы доли бюджетного финансирования, гарантирует предприятиям жилищно-коммунального хозяйства постоянную занятость и оплату труда независимо от количества и качества выполняемых работ и услуг. Это является основным препятствием на пути реформирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством.
До настоящего времени между собственниками жилищного фонда, нанимателями, жилищными трестами, как правило, отсутствуют договорные отношения. Отсутствие договоров, с одной стороны, снимает всякие обязательства с жилищных предприятий по предоставлению услуг в количестве и качестве, соответствующем установленным платежам, с другой - снимает обязательства с потребителей по оплате услуг. Если такие договоры заключены, то они носят формальный характер и не содержат конкретных обязательств и ответственности за их невыполнение, как со стороны треста, так и жильцов. Совмещая одновременно функции управления и обслуживания жилого фонда, муниципальные жилищные организации не могут представлять интересов потребителя (собственника), и осуществлять жесткий контроль за количеством и качеством жилищно-коммунальных услуг.
В некоторых городах и районах края созданы службы "Заказчика" без реорганизации структур трестов, которые остаются локальными монополиями. Создание таких служб, выполняющих больше административные функции, чем функции управления, имеет формальный характер и приводит к увеличению численности и расходов на их содержание без улучшения качества обслуживания. Соответственно, муниципальные администрации не заинтересованы в формировании менее затратного государственного заказа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при утверждении тарифов на услуги предпринимаются все меры к их максимальному увеличению.