____________________________
Утратило силу с 12 августа 2004 года на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 23 июля 2004 года N 191
____________________________
Жилищно-коммунальное хозяйство края представляет собой многоотраслевой комплекс по созданию условий для бесперебойной работы систем жизнеобеспечения населения и социальной стабильности.
Общая площадь жилищного фонда Хабаровского края составляет 24,4 млн. кв. метров, в том числе 16,5 млн. кв. метров в муниципальной собственности.
Для удовлетворения потребностей населения и экономики края в коммунальных услугах созданы 138 муниципальных предприятий с численностью работающих 32 тысячи человек. В отрасли работает 440 котельных, 102 дизель-электростанции, мощности по подаче воды составляют 720 тыс. куб. м в сутки, по очистке сточных вод 426 тыс. куб. метров. Общая протяженность улиц городов составляет 2 тыс. км, площадь зеленых насаждений 1,2 тыс. гектаров.
Стоимость основных фондов предприятий отрасли составляет более 32 трлн. рублей. Общие затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства в 1996 году составили 1,6 трлн. рублей; в том числе бюджетных средств 801 млрд. рублей или 17,8 процентов от бюджета края. Наибольшие затраты приходятся на теплоэнергетику - 680 млрд. рублей. Дотация из бюджета на возмещение разницы в тарифах для населения по теплу составляла 453 млрд. рублей и по содержанию жилья 115,4 млрд. рублей.
В 1996 году проведена необходимая подготовка жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду, что обеспечило устойчивую работу котельных, дизель-электростанций, объектов водопровода и канализации в прошедшую зиму.
Администрацией края совместно с администрациями муниципальных образований был обеспечен в необходимых объемах завоз топлива в северные районы края.
В г. Николаевске-на-Амуре введен в эксплуатацию пусковой комплекс водозаборных сооружений, позволивший обеспечить надежное снабжение города качественной водой из подземного источника, выполнены работы по реконструкции водопроводных сетей в г. Амурске, смонтированы и введены в эксплуатацию три комплекта блочных котельных модулей производства США общей мощностью 30 Гкал в час в г. Хабаровске. За последние два года внедрены передовые технологии по ремонту дорожного покрытия и бестраншейной замене трубопроводов, проведены опытно-исследовательские работы по обезжелезиванию и удалению марганца из подземных вод в водоносном горизонте с применением опыта передовых мировых технологий.
С 1993 года в крае начался переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг населением. Созданы службы "Заказчика" в Солнечном, Советско-Гаванском, Ванинском районах. В городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре параллельно с существующими производственными жилищно-эксплуатационными трестами действуют самостоятельные предприятия по обслуживанию жилого фонда, произведено разделение платежей от населения, по видам услуг. За этот период размер оплаты населением жилищно-коммунальных услуг увеличился в десять раз.
В то же время экономический спад производства и инфляционные процессы не позволили снизить относительные размеры бюджетного финансирования. Рост ставок оплаты жилья и коммунальных услуг при неблагополучной динамике роста доходов населения привел к увеличению выплаты субсидий за этот период в девять раз. В 1997 году более 16 процентов населения края нуждаются в субсидиях по оплате жилья и коммунальных услуг на общую сумму более 80 млрд. рублей.
Выпадающие доходы по предоставлению льгот различным категориям граждан в целом по году составляют 60 млрд. рублей. Из-за дефицита бюджета фактическое финансирование составляет 47 процентов от необходимого. Дебиторская задолженность за оказанные коммунальные услуги превысила 1,3 трлн. рублей. Ситуация усугубляется ежегодным приростом ведомственного жилого фонда, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии. До 2000 года в муниципальную собственность необходимо принять порядка 7 млн. кв. метров ведомственного жилья.
В сложившейся экономической ситуации нарастает износ основных фондов коммунальных предприятий, растет количество повреждений на инженерных сетях, ежегодный прирост ветхого жилого фонда составляет 8,2 процента и по состоянию на 1 января 1997 года превысил 500 тыс. кв. метров.
Объем инвестиций в развитие объектов коммунального назначения снизился по сравнению с 1993 годом в 11 раз. Города Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Вяземский не имеют очистных сооружений канализации. В г. Хабаровске дефицит воды соответствующей санитарным нормам превышает 100 тыс. куб. м в сутки. Не ведется должным образом строительство низковольтных линий электропередач в Комсомольском, Нанайском, Амурском районах, для обеспечения централизованного электроснабжения отдаленных поселков.
Основным фактором, обостряющим, ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве края, является низкое качество предоставляемых услуг при их высокой себестоимости. Самая высокая себестоимость обслуживания одного квадратного метра жилья составляет 3,0 тыс. рублей в Верхнебуреинском районе и самая низкая - 561 рублей - в Ульчском районе, при средней по краю - 1,6 тыс. рублей. Оплата за тепло и электроэнергию в общих платежах населения за жилищно - коммунальные услуги составляет более 50 процентов, а в Охотском районе - 72 процента.
Общие расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц в 1 квартале текущего года по краю составили 82,2 тыс. рублей. Дальнейшее повышение оплаты при сложившейся платежеспособности населения без коренного улучшения качества услуг и снижения их себестоимости невозможно.
Учитывая сложившуюся обстановку в жилищно-коммунальном хозяйстве края и в целях решения задач по снижению себестоимости оказываемых услуг населению, повышению качества, сокращению бюджетного финансирования,
постановляю:
1. Комитету по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству (Ю.Ф.Матвеев), комитету по экономике (А.Б.Левинталь), финансовому управлению (А.С.Кацуба) администрации края во исполнение Указа Президента РФ от 28.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" разработать краевую программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства края в срок до 1 сентября 1997 года.
2. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации края (Н.М.Чаткин), главам муниципальных образований городов и районов края, руководителям предприятий, занимающихся содержанием и эксплуатацией объектов жилищно-коммунального назначения до 1 июля 1997 г. проанализировать работу существующих структур муниципальных предприятий и, исходя из "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", перейти на их реорганизацию с учетом создания служб "Заказчика", перехода на договорные отношения на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, создания товариществ собственников жилья.
3. Главам муниципальных образований городов и районов края:
3.1. Принять участие в разработке краевой программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства края. Учитывая особенности местных условий, разработать программы преобразования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.
3.2. Разработать программы по завершению до 2000 года приемки в муниципальную собственность ведомственного жилого фонда и объектов жилищно-коммунального назначения в срок до 1 августа 1997 года. Не допускать перебоев в их работе до осуществления приема-передачи.
3.3. Перевести все заказы и виды выполняемых работ по капитальному и текущему ремонту жилья и коммунальных объектов на конкурсную основу, отдавая предпочтение организациям, имеющим наименьшую стоимость работ.
3.4. Совершенствуя систему оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги, обеспечить сокращение дебиторской задолженности. Применять к неплательщикам штрафные санкции, наложение ареста на имущество, проведение взаимозачетов, использовать другие методы в установленном порядке вплоть до прекращения оказания коммунальных услуг.
3.5. Для осуществления контроля за структурой и величиной расходов, включаемых в себестоимость производителями коммунальных услуг и обслуживающих жилой фонд, независимо от форм собственности, разработать с учетом местных условий предельно допустимые величины статей расходов.
3.6. Усилить конкретную работу по экономному расходованию топлива и вырабатываемых энергоресурсов. Разработать программы по установке приборов учета расхода топлива на котельных и дизель-электростанциях, потребления воды, тепла и газа в жилых домах-новостройках и капитально отремонтированных распределительных сетях в срок до 1 октября 1997 года. Расширить виды услуг на установку индивидуальных счетчиков по заявкам населения.
4. Комитету по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края, главам муниципальных образований городов и районов края усилить роль экономических процессов в работе жилищно-коммунального хозяйства. Утвердить "Программу экономического оздоровления и совершенствования методов бюджетного финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства края" в целях снижения себестоимости оказываемых услуг, рационального использования финансовых средств согласно приложению 1.
5. Утвердить "Программу реконструкции и модернизации муниципальных котельных и выводу из работы дизель-электростанций до 2001 года" в целях снижения затрат по выработке тепла на локальных котельных, развития централизованного электроснабжения населенных пунктов края согласно приложению 2.
6. Главам муниципальных образований: Комсомольского района (В.М.Шихалев), Нанайского района (А.В.Курочкин), Охотского района (Л.Я.Кузнецова), Солнечного района (А.А.Огурцов), г. Амурска с Амурским районом (В.В.Каделенко), г. Бикина с Бикинским районом (Г.И.Кекоть), г. Вяземского с Вяземским районом (А.А.Панченко) и района имени Лазо (Е.Ф.Говор) формировать потребности районов в топливе на базе местных месторождений бурых углей. Совместно с акционерным обществом "Малые разрезы" (А.В.Найденко) разработать мероприятия по использованию мощностей по угледобыче на местных месторождениях.
7. Управлению энергетики комитета по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края (В.М.Сливко), совместно с акционерным обществом "Хабаровскэнерго" (В.А.Попов) до 1 августа 1997 года разработать программу поэтапной приемки на баланс АО "Хабаровскэнерго" бесхозных и ведомственных воздушных линий электропередач с подстанциями в Амурском, Бикинском, Вяземском, Комсомольском, имени Лазо, Нанайском, Солнечном и Хабаровском районах.
8. Утвердить задание на 1997 год по установке счетчиков тепловой энергии на муниципальных объектах в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Советской Гавани и Николаевске-на-Амуре в целях снижения затрат на оплату тепловой энергии согласно приложению 3.
9. Дальневосточному комитету по геологии и использованию недр (В.Б.Троян) ежегодно включать в программу геологоразведочных работ поисково-оценочные и разведочные работы по Тунгусскому месторождению подземных вод в объемах, обеспечивающих утверждение запасов к 2000 году.
10. Комитету по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края совместно с администрацией города Хабаровска в срок до 20 июля текущего года подготовить предложения по изготовлению полиэтиленовых труб для работы комплекса "У-Лайнер" на территории Хабаровского края и по применению новых коагулянтов для обработки воды.
11. Главам администраций муниципальных образований г. Амурска с Амурским районом, Ванинского района, Верхнебуреинского района, г. Комсомольска-на-Амуре, г. Николаевска-на-Амуре с Николаевским районом, мэру г. Хабаровска в срок до 1 августа текущего года внести в комитет по экономике и комитет по строительству администрации края предложения по перспективному развитию и реконструкции систем водоснабжения населенных пунктов данных муниципальных образований.
12. Акционерному обществу "Хабаровсккрайгаз" (М.И. Савич) до конца текущего года разработать программу газификации городов Комсомольска-на-Амуре и Амурска с переходом на обеспечение населения бытовым газом Сахалинского месторождения.
13. Отметить по состоянию на 25 мая 1997 г., что в администрациях городов и районов края неудовлетворительно начаты работы по подготовке к зиме 1997-1998 годов, не создается накопление материальных и финансовых ресурсов для производства ремонтных работ. Обратить особое внимание глав муниципальных образований г. Амурска с Амурским районом, г. Бикина с Бикинским районом, Ванинского района, г. Вяземского с Вяземским районом, г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, Мэра г. Хабаровска, руководства акционерного общества "Дальлеспром", квартирно-эксплуатационного управления Дальневосточного военного округа, управления Дальневосточной железной дороги на неудовлетворительное начало подготовительных работ. Потребовать принятия незамедлительных мер по организации всестороннего хода работ в июне текущего года.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края (Ю.Ф.Матвеев).
15. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
В.И. Ишаев
Программа
Хабаровского края
N пп | Содержание пунктов мероприятий | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
1. | Продолжить реформирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством: | ||
1.1 | Подготовить предложения по совершенствованию структуры жилищно-коммунального хозяйства для формирования хозяйственных отношений на уровне городов и районов; | I полугодие 1997 г. | муниципальные образования, управление ЖКХ |
1.2 | Для обеспечения эффективного управления жилищным и коммунальным фондом создать службу "Заказчика" с наделением прав контроля за качеством, надежностью и экологической безопасностью предоставления услуг, сбором платежей в следующих городах и районах края: г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, Николаевский, Амурский, Бикинский, Аяно-Майский, им. Лазо, Нанайский, Охотский, им. П.Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Ульчский, Хабаровский районы; | II полугодие 1997 г. | муниципальные образования |
1.3 | Перейти на конкурсный принцип отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию, эксплуатации и ремонту жилого фонда. | 1997-1999 гг. | муниципальные образования |
2. | Для ускорения прохождения платежей обеспечить внедрение автоматизации и компьютеризации во взаиморасчетах с населением. | 1997-1999 гг. | муниципальные образования |
3. | Усилить государственный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью служб "Заказчика" и предприятий ЖКХ. | постоянно | контрольное управление, финансовое управление, муниципальные образования |
4. | Разработать, внедрить и обеспечить контроль за соблюдением минимальных государственных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг. | II полугодие 1997 г. | жилищная инспекция, комитет по экономике, управление ЖКХ |
5. | Для осуществления контрольных функций государственной жилищной инспекции Хабаровского края: | ||
- доработать и внести на утверждение Хабаровской краевой Думе закон Хабаровского края "Об административной ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда Хабаровского края"; | II квартал 1997 г. | жилищная инспекция, управление ЖКХ | |
- разработать и согласовать проекты постановлений главы администрации Хабаровского края "О совершенствовании контроля за сохранностью, эксплуатацией и использованием жилищного фонда Хабаровского края" и "О нормативах Хабаровского края по эксплуатации жилищного фонда". | II полугодие 1997 г. | жилищная инспекция, управление ЖКХ | |
7. | Государственной жилищной инспекции Хабаровского края осуществлять контроль за наличием и соблюдением договоров между собственниками объектов жилищно-коммунального назначения и потребителями, а также проведением конкурсов по обслуживанию домов государственного и муниципального жилищных фондов. | постоянно | жилищная инспекция |
8. | Разработать задание и графики установки приборов учета воды и теплоносителя на 1997-2000 гг. | II квартал 1997 г. | муниципальные образования, управление ЖКХ |
9. | Разработать программу по сносу ветхого и аварийного жилого фонда и механизм реализации в городах и районах на территории Хабаровского края на 1997-1998 г. | III квартал 1997 г. | муниципальные образования, управление ЖКХ |
10. | Для увеличения объемов работ по капитальному ремонту жилищного фонда собственными силами жилищных производственно-эксплуатационных предприятий создать в них ремонтно-строительные участки и производственные базы. | постоянно | муниципальные образования |
11. | При производстве работ по капитальному ремонту тепловых сетей в городах и районах края внедрить новые технологии теплоизоляции труб, обеспечивающие сохранность трубопроводов, снижающие их коррозию и продляющие срок эксплуатации. | 1997 - 1998 г. | муниципальные образования, управление ЖКХ |
12. | Провести техническую инвентаризацию котельных и дизельных электростанций на основе, которой установить лимиты потребления топлива на выработку тепло- и электроэнергии. | III квартал 1997 г. | муниципальные образования |
13. | Формировать заявки на объемы завозимого топлива согласно установленных лимитов потребления топлива на выработку тепло- и электроэнергии. | постоянно | управление ЖКХ, муниципальные образования |
14. | Разработать комплексную программу технического перевооружения предприятий ЖКХ с учетом перехода на местное топливо, модернизацию котельных и насосного оборудования, использование нетрадиционных источников выработки тепла и электроэнергии. | II квартал 1997 г. | муниципальные образования, управление ЖКХ |
15. | При формировании местных бюджетов учитывать установленные нормы потребления коммунальных услуг и социальную норму площади жилья. | постоянно | муниципальные образования, финансовое управление |
16. | Выделять отдельной строкой по статьям в структуре расходов бюджета края и местных бюджетах содержание жилищно-коммунального хозяйства. При формировании на 1998 год бюджета края и местных бюджетов рассмотреть возможность включения в перечень защищенных статей текущих расходов данных бюджетов отдельные статьи финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства. | Постоянно | муниципальные образования, финансовое управление муниципальные образования, финансовое управление |
17. | Дифференцировать ставку оплаты жилищных услуг в зависимости от местоположения, качества и типа жилья. | II квартал 1997 г. | муниципальные образования |
18. | Включить в структуру платежей населения: | 1998 г. | управление ЖКХ, муниципальные образования |
19. | Установить новый порядок взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов, при котором плата за загрязнения, поступающие в природную среду через системы муниципальной канализации будет взиматься с абонентов системы канализации, а не с предприятий ЖКХ, эксплуатирующих эти системы. | I полугодие 1997 г. | краевой комитет охраны природы, управление ЖКХ |
20. | Для осуществления контроля за структурой и величиной включаемых в себестоимость затрат всеми производителями коммунальных услуг и обслуживания жилья независимо от форм собственности, разработать с учетом местных особенностей предельно допустимые величины статей расходов. | II полугодие 1997 г. | управление ЖКХ, муниципальные образования |
21. | Организация контроля за целевым использованием выделенных бюджетных средств. | постоянно | контрольное управление, финансовое управление муниципальные образования |
22. | При подготовке бюджетного послания на 1998 год предусмотреть максимальное освобождение предприятий жилищно-коммунального хозяйства от налогов связанных с их специфической деятельностью. | II полугодие 1997 г. | финансовое управление, комитет по экономике, управление ЖКХ |
23. | Направлять на финансирование жилищно-коммунального хозяйства и аккумулировать на отдельном счете бюджетов: | ||
23.1 | Доход от продажи квартир социального фонда; | постоянно | муниципальные образования |
23.2 | Средства от сдачи в аренду нежилых помещений муниципальной собственности; | постоянно | муниципальные образования |
23.3 | Средства от местных налогов и сборов на содержание городской инфраструктуры. | постоянно | муниципальные образования |
24. | Расширить перечень оказания платных услуг населению с утверждением заданий по наращиванию объемов. | II полугодие 1997 г. | муниципальные образования |
25. | Оказывать услуги сторонним организациям на договорной основе. | постоянно | муниципальные образования |
26. | Перейти на заключение прямых договоров арендаторов нежилых помещений с коммунальными предприятиями в целях сокращения дебиторской задолженности жилищных организаций за коммунальные услуги. | III квартал 1997 г. | муниципальные образования |
27. | Ввести 100-процентную оплату затрат по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг для собственников жилых помещений, имеющих два и более жилых помещений, отвечающим всем требованиям качества и благоустройства, за исключением жилого помещения, где проживают собственники. | I полугодие 1997 г. | муниципальные образования |
28. | Разработать предложения по упорядочению перечня категорий граждан, пользующихся льготами в соответствии с бюджетным финансированием. | II квартал 1997 г. | управление ЖКХ |