Недействующий


Администрация Хабаровского края

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПРИКАЗ

от 05 февраля 1998 года N 58/105


Об экспертизе качества и безопасности медицинской
помощи на территории Хабаровского края


___________________________
Утратил силу на основании
Приказа министерства здравоохранения Хабаровского края
от 06 октября 2004 года N 301

___________________________



В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", "Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 N 1387, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 5 от 13.01.1995 "О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности", совместным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 363/77 от 24.10.1996 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации", постановлениями главы администрации Хабаровского края N 113 от 07.03.1996 "Об оказании медицинских услуг населению Хабаровского края", N 536 от 29.11.1996 "Об основных направлениях развития здравоохранения в Хабаровском крае на 1996 - 2005 гг." и N 266 от 04.07.1997 "О межведомственном экспертном совете по контролю качества и безопасности медицинской помощи на территории Хабаровского края" и в целях совершенствования оказания медицинской и фармацевтической помощи, улучшения качества и безопасности предоставления услуг населению Хабаровского края

приказываем:

1. Утвердить:

1.1. Положение об экспертизе качества и безопасности медицинской помощи на территории Хабаровского края (приложение 1).

1.2. Временное положение о системе экспертного контроля качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях Хабаровского края (внутриведомственный контроль) (приложение 2).

1.3. Временное положение о медико-экономическом контроле качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Хабаровского края (вневедомственный контроль) (приложение 3).

2. Руководителям учреждений и органов управления здравоохранением Хабаровского края:

2.1. С 01.03.1998 ввести общий порядок внутриведомственного контроля качества медицинской помощи населению Хабаровского края.

2.2. Обеспечить организационно-методическое руководство работы в лечебно-профилактических учреждениях по экспертизе и безопасности медицинской помощи населению.

2.3. Провести медицинские советы по экспертизе качества и безопасности медицинской помощи.

2.4. Организовать постоянно действующие семинары в лечебно-профилактических учреждениях по вопросам качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.

3. Филиалам Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования:

3.1. С 01.03.1998 ввести единый порядок вневедомственного контроля качества медицинской помощи населению Хабаровского края.

3.2. Обеспечить контроль за соблюдением прав граждан на получение качественной доступной медицинской, в том числе лекарственной, помощи, соответственно программе государственных гарантий на оказание медицинской помощи населению Хабаровского края.

4. Краевому бюро медицинской статистики (Лазарь К.Г.), начальникам отделов Пригорневу В.Б., Потылицыной Л.К.:

4.1. Разработать единое информационное обеспечение контроля качества медицинской помощи.

4.2. Ежегодно издавать сборник материалов по результатам работы ЛПУ по качеству оказания медицинской помощи населению (по материалам внутриведомственного и вневедомственного контроля).

5. Лицензионно-аккредитационной комиссии:

5.1. Обеспечить представление ежегодного доклада "О состоянии лечебно-профилактических учреждений края" по материалам лицензирования и аккредитации.

6. Главному врачу Краевого центра психического здоровья Михайлову В.И. обеспечить размножение данного приказа с приложениями в необходимом количестве.

7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя директора департамента здравоохранения администрации Хабаровского края В.Г.Дьяченко и заместителя исполнительного директора Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования В.П.Чебоненко.

     

Директор
Департамента здравоохранения
администрации Хабаровского края
А.В.Кравец

Исполнительный директор
Хабаровского краевого фонда
обязательного медицинского
страхования
Н.А.Капитоненко

     

     
Приложение 1
к совместному приказу
директора департамента
здравоохранения и исполнительного
директора Хабаровского краевого фонда
обязательного медицинского страхования
от 05 февраля 1998 года N 58/105

     

ПОЛОЖЕНИЕ
об экспертизе качества и безопасности медицинской
помощи на территории Хабаровского края

     

     
1. Общие положения


1.1. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", "Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 N 1387, совместным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 363/77 медицинские учреждения несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованным. Департамент здравоохранения и филиалы Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (в дальнейшем - филиалы ХКФОМС) обязаны контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи, определенные условиями договора. Целью осуществления контроля качества является обеспечение права граждан на получение медицинской помощи, соответствующей программе государственных гарантий на оказание медицинской помощи населению Хабаровского края, а также обеспечение эффективного и рационального использования финансовых средств обязательного медицинского страхования и ресурсов здравоохранения.

1.2. В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" пациент рассматривается как потребитель медицинских услуг.

Устойчивости и стабильности работы системы защиты прав пациентов можно добиться только на основе баланса интересов всех субъектов медицинского страхования, обеспечение и защита прав пациентов не означает ущемления прав и интересов других субъектов медицинского страхования.

Более того, соблюдение и защита прав пациентов способствует консолидации всей системы здравоохранения и, в конечном счете, создает благоприятные условия реализации прав медицинского персонала и других субъектов медицинского страхования.

     

     
2. Направления и задачи экспертизы качества
медицинской помощи


2.1. Обеспечение гарантированного объема при надлежащем качестве и безопасности для пациента медицинской помощи.

2.1.1. Ресурсное обоснование Хабаровской краевой программы государственных гарантий на оказание медицинской помощи населению.

2.1.2. Разработка и внедрение стандартов качества и безопасности медицинской помощи.

2.1.3. Введение системы гарантийных обязательств по объему, качеству и безопасности медицинской помощи.

2.1.4. Разработка и внедрение методов, методик, технических и программных средств проведения экспертизы качества и безопасности медицинских услуг, обеспечивающих объективную и оперативную экспертизу качества медицинской помощи.

2.1.5. Стимулирование внедрения новых медицинских и информационных технологий, высокоэффективного оборудования, медицинской техники, инструментов, материалов, лекарственных средств, биопрепаратов, улучшающих качество и безопасность медицинской помощи.

2.1.6. Контроль и надзор за соблюдением требований стандартов и сертификационной деятельностью.

2.1.7. Внедрение системы сертификации медицинских услуг на соответствие стандартам качества и безопасности.

2.2. Обеспечение доступности медицинской помощи.

2.2.1. Предоставление объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

2.2.2. Реальную возможность выбора пациентом лечащего врача, медицинского учреждения.

2.2.3. Предоставление необходимой и достоверной информации о медицинских и страховых услугах, о качестве и безопасности услуг с указанием сведений о сертификации и лицензировании исполнителей услуг, о правах и обязанностях пациентов.

2.3. Оперативное и объективное разрешение споров и конфликтов между пациентами и другими участниками процесса медицинского обслуживания.

2.3.1. Введение эффективных механизмов реализации разрешения споров и конфликтов при возникновении претензий к качеству и безопасности медицинской помощи, базирующихся на правовой и нормативной основе.

2.3.2. Разработка и введение в действие нормативных документов о порядке и правилах выполнения гарантийных обязательств, обеспечивающих внесудебное разрешение значительной части претензий к качеству и безопасности медицинской помощи.

2.4. Правовая и социальная защищенность пациентов.

2.4.1. Введение строгой персонификации гражданина, как субъекта медицинского страхования, оформленной прежде всего выдачей индивидуальных страховых медицинских полисов, позволяющих отразить индивидуальность отношений пациента с системой здравоохранения.

2.4.2. Разработка и введение нормоконтроля состояния здоровья населения по установленной системе критериев на различных уровнях (краевом, городском, районном и т.п.).

2.4.3. Разработка и введение системы информационной безопасности населения в виде системы мер, обеспечивающих безопасность населения от безответственной, непроверенной и непрофессиональной информации на медицинские темы, прежде всего, через средства массовой информации, от непрофессиональных рекомендаций, от недобросовестной рекламы.

     

     
3. Система контроля и надзора за качеством и
безопасностью медицинской помощи


Контроль за качеством и безопасность медицинской помощи осуществляется на 3-х уровнях: государственном, профессиональном и общественном.

3.1. Государственный контроль.

Государственный надзор и контроль проводится по трем направлениям:

- за соблюдением требований стандартов,

- за лицензированием и аккредитацией медицинской и фармацевтической деятельности.

В соответствии с законодательством РФ порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением стандартов устанавливает Госстандарт России и специально уполномоченные органы государственного управления в пределах своей компетенции.

В России на федеральном уровне до сих пор не существует стандартов качества медицинской помощи, в связи с этим в Хабаровском крае должны быть введены территориальные стандарты качества медицинской помощи, а государственный надзор за соблюдением выше указанных стандартов осуществляется под эгидой департамента здравоохранения и лицензионно-аккредитационной комиссии администрации края. Таким образом, департамент здравоохранения администрации края и лицензионно-аккредитационная комиссия, в пределах своей компетенции, осуществляют контроль и надзор за качеством и безопасностью медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях (в дальнейшем - ЛПУ) Хабаровского края.

3.2. Профессиональный контроль.

Основным полем профессионального контроля и надзора за качеством и безопасностью медицинской помощи со стороны профессиональных медицинских ассоциаций Хабаровского края является деятельность врачей и медицинского персонала ЛПУ.

Для проведения профессионального контроля необходимо определить его статус, способы использования его результатов, разработать нормативные документы по реализации контроля. Другой стороной деятельности профессиональных ассоциаций в плане контроля качества медицинской помощи является подготовка медицинских экспертов, разработка регламента их экспертной деятельности, а также создание организации медицинских экспертов в рамках Хабаровской краевой ассоциации медицинских работников.

В таких условиях услугами медицинских экспертов пользуются все стороны системы страхования: первая сторона - производители медицинских услуг, вторая сторона - потребители медицинских услуг и третья сторона - фонды обязательного медицинского страхования (в дальнейшем - ОМС), страховые медицинские организации.

3.3. Общественный контроль.

Система мер общественного контроля, защищающая права пациентов и регламентируемая нормативными документами, включает:

- участие представителей общественных организаций и объединений, отражающих интересы широких слоев населения, в работе Исполнительной дирекции фонда ОМС, его филиалов и управлений здравоохранения на местах;

- систематическую публикацию в печати показателей работы ЛПУ, характеризующих своевременность, профессиональный уровень медицинской помощи, ее затратные показатели;

- активное взаимодействие с общественностью по каналам средств массовой информации, включая "прямой эфир" на радио, телевидении, директоров филиалов ХКФОМС и руководителей ЛПУ.

     

4. Предмет, цели и мотивы экспертизы качества
и безопасности медицинской помощи


4.1. Предметом экспертизы является:

4.1.1. Лечебно-диагностический процесс в конкретном клиническом случае.

4.1.2. Действия врача (группы врачей) в некоторой совокупности клинических случаев.

4.1.3. Действие лекарственного средства, биопрепаратов в конкретных клинических случаях.

4.1.4. Уровень качества и безопасности медицинской помощи за определенный период.

4.1.5. Уровень квалификации медицинского персонала.

4.1.6. Уровень здоровья населения определенного региона или изменения этого уровня в результате выполнения социальной или целевой медицинской программы.

4.1.7. Условия оказания медицинской помощи.

4.1.8. Доступность медицинской помощи (выбор врача, ЛПУ, наличие специалистов, взимание платы за медицинские услуги и др.).

4.2. Целями экспертизы являются:

4.2.1. Оценка правильности действия или решения врача, отделения ЛПУ или ЛПУ в целом в конкретном клиническом случае.

4.2.2. Оценка профессионального уровня медицинского работника или группы медицинских работников, занятых в диагностическом или лечебном процессе определенного вида, по их действиям и решениям в совокупности клинических случаев.

4.2.3. Оценка качества и безопасности медицинской помощи проводится в следующих случаях:

- случаи летальных исходов;

- случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;

- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»