Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Хабаровского края

ПРИКАЗ

от 06 октября 2004 года N 301


Об утверждении Временного положения о контроле качества
медицинской помощи на территории Хабаровского края


___________________________
Утратил силу на основании
Приказа министерства здравоохранения Хабаровского края
от 14 марта 2006 года N 74

__________________________


В соответствии с планом мероприятий по реализации краевой отраслевой программы "Управление качеством в здравоохранении Хабаровского края на 2004 - 2007 годы", утвержденной приказом министра здравоохранения края от 19.03.2004 N 89, в целях повышения качества и эффективности медицинской помощи и совершенствования системы контроля качества медицинской помощи на территории Хабаровского края

утверждаю:

1. Временное положение о контроле качества медицинской помощи на территории Хабаровского края (далее - Положение, прилагается).

Приказываю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований, лечебно-профилактических учреждений края, главным штатным и внештатным специалистам министерства здравоохранения Хабаровского края:

1.1. Организовать работу по управлению качеством и повышению эффективности медицинской помощи в соответствии с Положением.

1.2. Ежегодно проводить анализ качества оказания медицинской помощи лечебно-профилактическими учреждениями.

2. Исполнительному директору Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования Халилову Н.Д.:

2.1. Организовать экспертизу качества медицинской помощи в части вневедомственного контроля в соответствии с Положением.

2.2. При заключении договоров со страховыми медицинскими организациями в части, касающейся вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, руководствоваться настоящим Положением.

3. Считать утратившим силу приказ департамента здравоохранения администрации Хабаровского края и Хабаровского краевого Фонда ОМС от 05.02.1998 N 58/105 "Об экспертизе качества и безопасности медицинской помощи на территории Хабаровского края".

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. министра здравоохранения
А.Я. Деркач

     

     
Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Хабаровского края
от 06 октября 2004 года N 301

     


ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о контроле качества медицинской помощи
на территории Хабаровского края

     

     

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Законом РФ "О защите прав потребителей", решением коллегии министерства здравоохранения Хабаровского края от 24.09.2003 N 3/3 "Об утверждении краевой отраслевой программы "Управление качеством в здравоохранении Хабаровского края на 2004-2007 годы" и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими взаимоотношения в системе обязательного медицинского страхования. Положение устанавливает единые методические принципы ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи, предоставляемой населению в учреждениях здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, а также физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой на территории Хабаровского края.

1.2. Целью осуществления ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на условиях, соответствующих Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи, а также по договору добровольного медицинского страхования, платных медицинских услуг на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения современных медицинских технологий.

1.3. Задачами для достижения цели являются:

- обеспечение единого подхода к оценке качества медицинской помощи;

- повышение эффективности контроля качества медицинской помощи;

- вовлечение в процесс управления качеством медицинской помощи врачей, профессиональных объединений, граждан, а также иных лиц, участвующих в системе ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;

- получение полной и достоверной информации о качестве медицинской помощи в крае;

обеспечение единой политики в вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников;

- обеспечение рационального подхода к распределению денежных средств при финансировании деятельности медицинских учреждений через систему обязательного медицинского страхования и бюджетного финансирования;

- выявление дефектов оказания медицинской помощи, описание их реальных и возможных последствий, выяснение причин их возникновения, разработка рекомендаций по их предотвращению;

- создание механизмов для установления обстоятельств, являющихся основанием для применения мер юридической ответственности к медицинским учреждениям при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств, принимаемых ими в отношении объемов, качества и условий оказания медицинских услуг;

- создание механизмов для установления обстоятельств, являющихся основанием для возникновения обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованных;

- обеспечение единого подхода при использовании результатов экспертизы качества оказания медицинской помощи при разрешении споров между участниками обязательного медицинского страхования, участниками добровольного медицинского страхования и т.п. как во внесудебном, так и в судебном порядке;

- управление качеством медицинской помощи, направленное на непрерывное повышение его уровня.

1.4. При проведении экспертизы качества медицинской помощи экспертом оцениваются показатели качества: этапность, преемственность, обоснованность, профильность, эффективность, экономичность, адекватность (научно-технический уровень, своевременность, доступность, достаточность), безопасность.

Методика оценки качества медицинской помощи основана на сравнении фактически выполненного и нормативного объема профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий больному в соответствии со стандартом (клинико-статистической группой, временным нормативом медицинской помощи и т.п.) и выявлении отклонений (рисков) в оказании медицинской помощи с целью выработки мероприятий, направленных на их предупреждение. Выявленные отклонения (риски) в оказании медицинской помощи являются дефектами медицинской помощи.

2. Порядок проведения ведомственного контроля качества
медицинской помощи


2.1. Объектом контроля является качество медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями любой формы собственности (далее по тексту - ЛПУ). В процессе контроля качества медицинской помощи определяется степень ее соответствия технологиям оказания, утвержденным отраслевыми руководящими документами, в том числе территориальными требованиями.

2.2. Система ведомственного контроля качества медицинской помощи

включает следующие элементы:

- соответствие организации медицинской деятельности учреждения (его структурных подразделений) требованиям нормативных актов;

- уровень профессиональной подготовки врачей и средних медицинских работников, выполнение программы повышения квалификации персонала;

- оценка состояния материально-технических ресурсов ЛПУ;

- соответствие деятельности учреждения условиям функциональной и инфекционной безопасности;

- оценка организации фармакологического контроля;

- учет конечных результатов медицинской деятельности;

- выявление и обоснование дефектов и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;

- степень удовлетворенности пациентов оказываемой медицинской помощью;

- сбор информации о качестве медицинской помощи на данном иерархическом уровне (рабочем месте, подразделении, ЛПУ, регионе);

- принятие, на основе анализа полученной информации, решений, направленных на создание благоприятных условий для оказания качественной медицинской помощи;

- выбор наиболее рациональных управленческих решений;

- контроль реализации управленческих решений и проведение, в случае необходимости, корректировочных мероприятий.

2.3. Ведомственный контроль оказания медицинской помощи может осуществляться в виде: планового контроля, целевого контроля, предупредительного контроля, контроля результата с целью оценки качества выполненной услуги конкретному пациенту.

2.3.1. Плановый контроль осуществляется согласно плану-графику на основании действующих отраслевых, территориальных нормативных документов и приказов руководителя учреждения по вопросам:

- выполнения требований санитарно-противоэпидемического режима;

- организации лечебного питания;

- исполнения распорядительных документов вышестоящих органов управления здравоохранением, руководителя учреждения и т.д.

2.3.2. Целевой контроль предусматривает реализацию определенной цели, которая выявляет причину отклонения от стандарта качества:

- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов;

- анализ летальности;

- анализ ятрогенных осложнений;

- анализ послеоперационных осложнений;

- анализ жалоб пациентов и т.д.

2.3.3. Предупредительный контроль оценивает:

- уровень безопасности лечебно-диагностического процесса для пациента, степень удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи;

- осуществление мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций, эффективность работы комиссии по профилактике внутрибольничных инфекций;

- рациональное использование лекарственных средств;

- анализ деятельности лечебно-контрольной комиссии (ЛКК), комиссии по изучению летальных исходов (КИЛИ), патологоанатомических конференций;

- результаты эпидемиологического мониторинга;

- анализ анкетирования больных на удовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи.

2.3.4. Контроль результата - заключительная экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретному пациенту.

2.4. Уровни ведомственного контроля:

- самоконтроль - лечащий врач, медицинская сестра;

- первый - заведующий отделением, главная медицинская сестра;

- второй - заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, заместитель главного врача по лечебной работе, заместитель главного врача по хозяйственной части, заместитель главного врача по экономическим вопросам;

- третий - клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения;

- четвертый - клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением.

2.5. Принципиальным в системе управления и контроля текущих процессов является активный контроль на рабочем месте, который осуществляется выборочно и ежедневно для каждого работника и подразделения в целом.

2.6. Моделирование взаимодействия служб лечебно-профилактического учреждения между собой (врач - сестра, врач - врач одной специальности, участковый врач - врач узкой специальности, отделение - отделение), использование системного анализа имеет значение для решения следующих вопросов управления здравоохранением:

- оптимизация оценки деятельности учреждения, в том числе оценки связанных между собой показателей;

- оценка последствия различных управляющих воздействий (приказов, инструкций и др.), в том числе исключение появления противоречивых и неподготовленных приказов, инструкций и других рекомендаций;

- оптимизация распределения средств лечебно-профилактического учреждения между службами с учетом их функционального взаимодействия, возможности частичной взаимозаменяемости одних ресурсов другими;

- совершенствование деятельности служб лечебно-профилактического учреждения по обеспечению преемственности, этапности, последовательности в лечебно-профилактическом, лечебно-диагностическом процессе, уменьшения дублирования, противоречивости в различных рекомендациях, назначениях и др.

2.7. Эффективный контроль предусматривает следование следующим принципам: регулярности, целенаправленности, объективности, наличию нескольких уровней, гласности результатов проведенных контрольных мероприятий, использование реально достижимых в конкретных условиях контрольных показателей, ориентации на установление причин выявленных дефектов с целью их устранения, а не на поиск виновных с целью их наказания, своевременного принятия по результатам контроля адекватных управленческих решений. Система оценки качества и эффективности медицинской помощи должна функционировать непрерывно, что позволит оперативно получать необходимую для управления информацию.

2.8. Функции контроля эффективности и повышения качества медицинской помощи осуществляют должностные лица лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением.

2.9. В соответствии с общим положением, контроль качества медицинской помощи осуществляется лечащими врачами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) независимо от их уровня, профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности.

Лечащий врач, в соответствии с нормативными документами, обеспечивает контроль качества медицинской помощи на всех этапах лечебно-диагностического процесса (самоконтроль), что определяет его особую роль в экспертном процессе и ставит перед ним ряд задач, от решения которых зависит проведение лечебно-диагностического процесса надлежащего качества, а также решение вопросов своевременного повышения квалификации, экспертной подготовки, повышения знания и умения правильно и в полном объеме выполнять конкретные технологии. Лечащий врач в ходе проведения лечебно-диагностического процесса:

- отражает в первичных медицинских документах жалобы пациента, анамнестические и объективные данные;

- назначает необходимые обследования и консультации;

- формулирует диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, при необходимости подает экстренное извещение в установленном порядке;

- назначает лечебно-оздоровительные мероприятия, вид лечебно-охранительного режима;

- определяет признаки временной утраты трудоспособности на основе оценки состояния здоровья пациента, характера и условий выполняемой работы, а также социальных факторов;

- определяет сроки временной нетрудоспособности пациента, учитывая его индивидуальность, особенности течения заболевания, наличие осложнений и сопутствующих заболеваний;

- отражает динамику заболевания, эффективность проводимого лечения;

- выявляет признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и стойкой утраты трудоспособности;

- своевременно направляет пациента для консультации на клинико-экспертную комиссию для решения экспертных вопросов;

- своевременно направляет пациента для консультации на медико-социальную экспертизу;

- осуществляет диспансеризацию пациентов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»