__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 09 января 2002 года N 6
_________________________
Во исполнение п. 10 (абзац четвертый) постановления главы администрации края от 12.03.1996 N 118 "О социально-экономической ситуации в 1995 году и основных направлениях развития экономики края на 1996 год", в целях глубокой структурной перестройки в здравоохранении края
постановляю:
1. Утвердить "Основные направления развития здравоохранения в Хабаровском крае на 1996 - 2005 годы" (прилагается).
2. Главам администраций городов и районов края при формировании программы развития здравоохранения территорий руководствоваться "Основными направлениями развития здравоохранения в Хабаровском крае на 1996-2005 годы".
3. Управлению здравоохранения администрации края (А.И.Вялков) в месячный срок разработать план организационных мероприятий по выполнению основных направлений развития здравоохранения края в 1996-1997 годах.
4. Комитету по экономике администрации края (А.Б.Левинталь), финансовому управлению администрации края (А.С.Кацуба), управлению здравоохранения администрации края (А.И.Вялков) при формировании планов социально-экономического развития края, краевого бюджета на 1997 год и последующие годы учитывать реализацию "Основных направлений развития здравоохранения в Хабаровском крае на 1996-2005 годы".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края И.И.Стрелкову и управление здравоохранения администрации края (А.И.Вялков).
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
В.И. Ишаев
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития здравоохранения в Хабаровском крае
на 1996-2005 годы
1. Необходимость разработки и осуществления
основных направлений развития здравоохранения
Хабаровского края
За последние четыре года показатели общественного здоровья населения Хабаровского края ухудшились. В 1995 году общая смертность населения составила 13 на 10 тыс. населения, что на 22 процента превышает уровень смертности населения в 1992 году. При этом смертность от сердечно-сосудистых заболеваний возросла на 24 процента, от несчастных случаев в 1,4 раза. Смертность среди трудоспособного населения увеличилась на 29,5 процента, что обусловило снижение средней продолжительности предстоящей жизни населения края с 66,3 в 1992 году до 62,7 в 1995 году.
На высоком уровне продолжает оставаться младенческая смертность, показатели которой в 1995 году составили 17,8 на тысячу родившихся. Основными причинами младенческой смертности в крае являются: состояния, возникшие в перинатальный период, врожденные пороки, болезни органов дыхания, инфекционные заболевания.
По сравнению с 1992 годом на 16 процентов возросла общая заболеваемость населения. Особую тревогу вызывает неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и рост в 1995 году таких инфекционных заболеваний как дифтерия, туберкулез, инфекционные гепатиты, сифилис. На высоком уровне сохраняется заболеваемость психическими расстройствами, алкоголизмом, нарко- и токсикоманиями.
Сложившаяся к началу 90-х годов система здравоохранения с систематическим ее финансированием по остаточному принципу оказалась не в состоянии сдержать резкий процесс ухудшения здоровья населения, связанный с социально-экономическим кризисом как в России в целом, так и в крае. Отсутствие в России единой государственной концепции развития здравоохранения, крайне слабая законодательная база в области охраны здоровья населения еще более усиливают негативные тенденции в состоянии общественного здоровья россиян.
Нынешнее состояние здравоохранения края характеризуется острым недостатком финансовых средств для покрытия расходов медицинских учреждений и проведения мероприятий по профилактике болезней. Введение обязательного медицинского страхования позволило лишь частично восполнить острый недостаток финансовых средств в учреждениях здравоохранения. Действующий принцип приоритетного финансирования лишь защищенных статей лишает медицинские учреждения самостоятельной деятельности, не дает возможности регулярно обновлять основные фонды, создавать условия для рационального использования ресурсов.
Существующие в здравоохранении края организационные медицинские технологии не дают возможности для осуществления эффективных мероприятий по профилактике болезней, сокращению сроков лечения больных.
Имеющаяся в крае сеть медицинских учреждений не позволяет обеспечить этапность лечебно-диагностического процесса, принятого в развитых странах мира: интенсивная терапия, долечивание, восстановительное лечение. В крае нет учреждений здравоохранения для хронических больных, нуждающихся не столько в лечении, сколько в длительном постоянном уходе. Несмотря на высокий уровень обеспеченности населения края медицинскими работниками, качество их работы в целом не соответствует международному уровню. Большинство врачей и средних медицинских работников не умеют управлять процессами диагностики и лечения болезней. В крае отсутствует система оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики, осуществляющего функции постоянного наблюдения за пациентом.
Нуждается в укреплении медицинская наука. Недостаточно проводятся научные исследования в области профилактики болезней, по разработке новейших медицинских технологий, повышающих эффективность лечебно-диагностических мероприятий.
В нынешнем виде здравоохранение края с трудом поддается изменениям и малоспособно к динамичной реакции на меняющиеся условия его функционирования. Коренной перестройки требует система управления здравоохранением края, целью деятельности которой должно стать повышение эффективности использования ресурсов. Здравоохранению края требуются единые подходы к планированию, основанные на глубоком системном анализе состояния здоровья населения и деятельности медицинских учреждений.
Проведенный краткий анализ состояния здравоохранения края ставит вопрос о необходимости глубокой структурной перестройки в области организации, функционирования и управления медицинскими учреждениями. Основные направления развития здравоохранения определены в соответствии с постановлением главы администрации края от 30.10.1995 N 427 "Об основных направлениях структурной перестройки экономики Хабаровского края".
2. Цели, задачи, принципы и этапы развития
здравоохранения Хабаровского края
Целью развития здравоохранения является снижение заболеваемости и смертности населения края.
Задачи для достижения цели:
- увеличение объема мероприятий медицинской профилактики;
- восстановление утраченного здоровья в более короткие сроки путем предоставления населению качественной, общедоступной медицинской помощи.
Принципы развития здравоохранения:
- профилактическая направленность;
- единство медицинской науки и практики здравоохранения;
- экономическая эффективность функционирования учреждений здравоохранения;
- участие населения в решении вопросов охраны здоровья.
Этапы развития здравоохранения края:
- этап стабилизации 1996-1997 г.;
- этап развития медицинских технологий 1998-2000 г.;
- этап творческого развития 2001-2005 г.
Для практической реализации этапов развития здравоохранения Хабаровского края потребуется разработка конкретных программ действий, направленных на решение важнейших задач по снижению заболеваемости и смертности населения.
3. Этап стабилизации 1996-1997 гг.
3.1. Разработать проекты законов:
- о здравоохранении в Хабаровском крае;
- о медицинской и фармацевтической деятельности на территории Хабаровского края;
- о медицинском страховании граждан в Хабаровском крае.
3.2. Разработать краевые программы:
- совместно с заинтересованными управлениями и ведомствами по предупреждению производственного и дорожно-транспортного травматизма;
- вакцинопрофилактики;
- по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в крае;
- по предупреждению распространения СПИДа;
- о развитии самодеятельных форм охраны здоровья населения;
- о развитии сети госпитальных и амбулаторно-поликлинических учреждений на период 1997-2000 годы;
- о развитии системы медицинской реабилитации;
- о внедрении современных медицинских технологий в практику деятельности учреждений здравоохранения.
3.3. Развитие амбулаторно-поликлинической помощи:
- ввести в действие систему врача общей практики в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, районе им. Лазо;
- организовать во всех поликлиниках дневные стационары и стационары на дому;
- укрепить диагностическую базу поликлиник (лабораторную, эндоскопическую, ультразвуковую, рентгеновскую);
- организовать регулярные выезды специалистов краевых медицинских учреждений в районы края для проведения профилактических медицинских осмотров населения, консультаций больных, оказания практической помощи.
3.4. Развитие скорой медицинской помощи:
- в централизованном порядке закупить 95 санитарных автомобилей;
- оснастить бригады станций скорой медицинской помощи достаточным количеством лекарственных средств, диагностической и лечебной аппаратурой.
3.5. Развитие госпитальной помощи:
- в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре структурно перепрофилировать больницы и поликлиники с организацией лечебно-диагностических этапов (интенсивная терапия, долечивание, медицинская реабилитация) и отделений по уходу за больными;
- продолжить оснащение современным оборудованием диагностических и реанимационных отделений, операционных;
- расширить и оснастить необходимым оборудованием ожоговое отделение краевой клинической больницы N 2;
- внедрить методы аортально-коронарного шунтирования и дистанционной литотрипсии в Дальневосточном медицинской центре;
- открыть специализированные отделения для лечения больных наркоманией в краевом центре психического здоровья;
- организовать в составе краевого центра охраны здоровья матери и ребенка перинатальный центр.
3.6. Совершенствование управления здравоохранением:
3.6.1. Привести структуру органов управления здравоохранением территорий в соответствие с задачами, направленными на снижение заболеваемости и смертности населения.
3.6.2. Упорядочить систему управления в учреждениях здравоохранения с выделением структур, управляющих ресурсными потоками и процессом оказания медицинской помощи.
3.6.3. Разработать и внедрить единую систему информационного обеспечения деятельности органов управления здравоохранением, медицинских учреждений и организаций медицинского страхования.
3.7. Совершенствование планирования здравоохранения:
3.7.1. Внедрить методику планирования здравоохранения, основанную на системном анализе деятельности органов и учреждений здравоохранения, стандартах условий оказания медицинской помощи, тарифах на медицинские услуги.
3.7.2. В целях исключения дублирования, распыления средств и разобщенности действий при разработке и реализации программ ограничить их следующими наименованиями:
- краевая (базовая) и районные программы оказания медицинской помощи населению (ежегодно);
- краевая (базовая), городские и районные программы обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (ежегодно);
- краевая (базовая), городские и районные программы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (от года до пяти лет);
- краевая (базовая), городские и районные программы в области развития отдельных служб здравоохранения (от трех до пяти лет);
- краевая (базовая), городские и районные программы в области кадровой политики в сфере здравоохранения (от трех до пяти лет).
3.8. Финансирование здравоохранения:
3.8.1. Укрепление краевой системы обязательного медицинского страхования на основе обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования посредством усиления ответственности страхователей и совершенствования системы сбора страховых взносов и платежей.
3.8.2. Привлечь к финансированию здравоохранения дополнительные источники финансирования:
- Хабаровское региональное отделение пенсионного фонда РФ для покрытия затрат, связанных с проведением пенсионерам лечебных мероприятий медицинской реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях, льготному зубному протезированию;
- Хабаровское региональное отделение фонда социального страхования РФ для покрытия расходов, связанных:
- с проведением медицинских мероприятий детям и подросткам, оздоравливающимся в городских и загородных лагерях труда и отдыха;
- с подготовкой и переподготовкой специалистов в области экспертизы нетрудоспособности;
- с проведением постгоспитального этапа медицинской реабилитации пациентов в санаториях "Уссури", "Амурский", в краевой бальнеологической больнице "Анненские воды", доме отдыха "Дружба";
- Хабаровское региональное отделение фонда занятости РФ для покрытия расходов, связанных с проведением медицинской экспертизы профессиональной пригодности при приеме лиц на работу или при поступлении на учебу, проведения безработным пациентам лечебных мероприятий медицинской реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях;
- Хабаровского краевого фонда социальной защиты населения для покрытия расходов на лечение ветеранов в Хабаровском филиале МНТК "Микрохирургия глаза", приобретение и техническое обслуживание слуховых аппаратов для малообеспеченных ветеранов войны и труда.
3.8.3. Привлечение личных средств граждан за счет расширения платных медицинских услуг и услуг немедицинского характера (продажа лекарств и изделий гигиены и медицинского назначения в поликлиниках), развития системы добровольного медицинского страхования.