Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 31 марта 2009 года N 105-пр

     

О внесении изменения в Программу дополнительных мер
снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края
в 2009 году, утвержденную постановлением Правительства
Хабаровского края от 13 февраля 2009 г. N 40-пр

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 24 марта 2010 года N 65-пр

__________________________



В целях реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2009 году, рекомендованных протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Жукова А.Д. от 05 марта 2009 г. N АЖ-П12-15пр, Правительство края

постановляет:

1. Изложить Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2009 году, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2009 г. N 40-пр, в следующей редакции (прилагается).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В.

     

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Ишаев



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 13 февраля 2009 года N 40-пр

     

(в редакции постановления
Правительства Хабаровского края
от 31 марта 2009 г. N 105-пр)

     

Программа
дополнительных мер снижения напряженности
на рынке труда Хабаровского края в 2009 году

     

ПАСПОРТ
Программы дополнительных мер снижения напряженности
на рынке труда Хабаровского края в 2009 году

     

Наименование Программы

- Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2009 году

Основание для разработки Программы

- подпункт 4 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти

- управление государственной службы занятости населения Правительства Хабаровского края

Сроки и этапы реализации Программы

- 2009 год
I этап - январь - март,
II этап - апрель - октябрь,
III этап - ноябрь - декабрь

Цель Программы

- принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников).
2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
3. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
4. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы в 2009 году 257793,35 тыс. рублей,
в том числе:
244903,67 тыс. рублей - субсидия федерального бюджета;
12889,68 тыс. рублей - средства краевого бюджета

Целевой показатель Программы

- недопущение роста регистрируемой безработицы выше 4% (в среднегодовом исчислении)

Показатели результативности Программы

- опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения - 3050 человек;
создание 10649 тыс. временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки;
адресная поддержка 200 ищущих работу граждан, переезжаюших в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера;
содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости для 105 безработных граждан

Органы, осуществляющие контроль за ходом Программы

- Правительство Хабаровского края, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

     

1. Содержание проблемы


1.1. Ситуация на рынке труда

Благодаря проводимой в последние годы органами государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края активной инвестиционной политике, направленной на создание новых производственных мощностей и рабочих мест, в крае в 2005 - 2008 годах наблюдалось снижение как общей численности безработных, так и численности регистрируемых безработных с 27,1 тыс. человек в 2005 году до 23,1 тыс. человек в 2008 году (в среднегодовом исчислении).

По данным баланса трудовых ресурсов, численность занятого населения в крае на начало 2009 года составляла 735 тыс. человек; с учетом коэффициента сменности, общее число рабочих мест составляло 710 тыс. единиц.

В рамках реализации инвестиционных проектов в 2009 году предполагается создать 1,4 тыс. рабочих мест в здравоохранении, в сфере культуры и искусства, в промышленности, на транспорте и в связи, рыбной отрасли, образовании. Количество рабочих мест, на которые планировалось привлекать иностранных работников и которые могут быть замещены российскими гражданами составит 10,5 тыс. единиц.

Всего в 2009 году может быть сохранено и создано: по оптимистическому варианту - 713 тыс. рабочих мест, по пессимистическому - 709 тыс. рабочих мест.

Исходя из численности занятых и регистрируемых безработных, а также численности выпускников, выходящих на рынок труда, дефицит рабочих мест в крае может составить 12,8 - 13,6 тыс. единиц.

В 2007 - 2008 годах наблюдалось увеличение численности привлекаемых в край иностранных работников. Например, в 2008 году привлечение иностранных работников по сравнению с 2007 годом увеличилось в 1,3 раза, их численность составила 32,5 тыс. человек, или 4,4 процента от численности занятых в экономике.

В целях профилактики и предупреждения негативных ситуаций в сфере внешней трудовой миграции в крае проводится профилактическая работа с работодателями и представителями национальных диаспор.

1. В целях оперативного реагирования на изменение обстановки в сфере внешней трудовой миграции и принятия соответствующих мер в крае осуществляется мониторинг ситуации в данной сфере.

По итогам мониторинга, начиная с 01 января 2009 г. выдано 2110 разрешений на работу иностранным работникам, в том числе из стран с безвизовым порядком въезда (СНГ) на 741 человека, из стран с визовым порядком въезда на 1369 человек, из них работникам из Китайской Народной Республики - на 1066 человек. В прошлом году за аналогичный период было выдано 936 разрешений, в том числе из стран с безвизовым порядком въезда (СНГ) 432 разрешения, из стран с визовым порядком въезда - 531. С начала года от работодателей получено 280 уведомлений о трудоустройстве иностранных работников из стран с безвизовым порядком въезда (СНГ), получивших разрешение на работу, 732 уведомления о досрочном расторжении трудовых договоров с иностранными работниками (по собственному желанию), в том числе из стран с безвизовым порядком въезда (СНГ) 459.

2. Работодателям, использующим труд иностранных работников, направлены письма о необходимости своевременного информирования УФМС России по Хабаровскому краю о возможных фактах и причинах досрочного расторжения трудовых договоров и увольнения иностранных работников.

3. Проводится работа по выявлению фактов невыплаты заработной платы иностранным гражданам более двух месяцев для принятия соответствующих мер. Имеются факты задержки выплаты заработной платы иностранным работникам в Баджальском ЛПХ, расположенном в пос. Сулук Вехнебуреинского района. Общая сумма задолженности составляет более 2 млн. рублей. В целях урегулирования конфликта материалы по данному факту переданы в прокуратуру Верхнебуреинского района.

4. Проводятся проверочные мероприятия на объектах социальной инфраструктуры в целях выявления иностранных граждан, уволенных с предприятий и оставшихся на территории края.

5. Продление миграционного учета иностранным гражданам, въехавшим в Российскую Федерацию на безвизовой основе и заключившим в установленном порядке трудовой договор, осуществляется только при наличии уведомления от работодателя.

6. В случаях массового увольнения иностранных граждан будет сокращен срок их пребывания в крае и обеспечен их выезд в страну исхода.

В целях снижения негативного влияния кризиса на рынок труда Правительством Российской Федерации принято решение о сокращении в 2009 году квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию. По Хабаровскому краю квота сокращена на 22 процента и составит 38,2 тыс. разрешений. Из них 22,7 тыс. разрешений предназначено для работников из стран с визовым порядком въезда и 15,5 тыс. разрешений - из стран с безвизовым порядком въезда.

Кроме того, для снятия напряженности на региональном рынке труда планируется в 2009 году высвободить не менее 2 тыс. рабочих мест (по рабочим профессиям), занимаемых иностранными работниками, в том числе по предприятиям:

ООО "Дальлеспром" - 500 человек (профессии: вальщик леса, водитель автомобиля, раскряжевщик, чокеровщик, тракторист по подготовке лесосек, возчик леса, машинист трелевочной машины);

ООО "Вектор" - 200 человек (профессии: продавец непродовольственных товаров, агент торговый);

МУП "Городской центр международного сотрудничества" - 100 человек (агент торговый);

ООО "Азим Строй" - 500 человек (профессии: продавец непродовольственных товаров, штукатур, бетонщик, арматурщик);

ООО "Мира ДВ" - 150 человек (профессии: слесарь по ремонту автомобилей, повар, станочник, вальщик леса);

ООО "Хун Ли" - 150 человек (профессии: бетонщик, каменщик, штукатур, отделочник);

ООО "Рустэк" - 200 человек (профессия: монтер пути);

ООО "Магистраль" - 200 человек (профессия: монтер пути).

Таким образом, в результате высвобождения иностранных граждан замещение иностранной рабочей силы российскими гражданами составит 16 процентов из 12,5 тыс. высвобождаемых иностранных работников.

Баланс рабочих мест по Хабаровскому краю приводится в приложении N 1, характеристика создаваемых в 2009 году рабочих мест по инвестиционным проектам - в приложении N 2.

Ожидается, что в 2009 году будет сохраняться численность как экономически активного, так и занятого населения на уровне 2007 - 2008 годов, так как в трудоспособный возраст будет вступать молодежь, родившаяся в 90-х годах прошлого столетия. Помимо этого, в трудовых отношениях будут продолжать состоять и лица старших возрастов, имеющих выплаты пенсии по старости (в 2007 году по итогам обследования населения в экономике края было занято более 30 тыс. человек в возрасте старше 60 лет).

Вместе с тем процессы оптимизации структуры рабочих мест на предприятиях, а также снижение объемов производства и последующие за этим массовые высвобождения работников будут в течение 2009 года оказывать заметное влияние на рынок труда. Только по этим причинам на рынке труда в 2009 году может оказаться от 12,5 тыс. (оптимистический вариант) до 15 тыс. (пессимистический вариант) работников.

По прогнозу регистрируемого рынка труда на 2009 год ожидается, что по оптимистическому варианту при сохранении параметров развития социально-экономической ситуации в крае среднегодовая численность регистрируемых безработных может составить 24,6 тыс. человек; по пессимистическому варианту (развитие кризисных явлений в экономике, повышение темпов роста угрозы массовых увольнений и прироста численности регистрируемых безработных) - 35,0 тыс. человек.

Результаты еженедельного мониторинга рынка труда по его основным параметрам, а именно по изменению числа безработных, количеству вакантных рабочих мест, а также наличию простоев, вынужденных отпусков, сокращенных графиков работы свидетельствуют о проявлении к началу 2009 года негативных явлений на рынке труда. Так, в течение ноября и декабря 2008 г. по сравнению с предыдущим периодом 2008 года отмечался значительный прирост численности безработных при одновременном снижении количества вакансий. Об этих изменениях свидетельствуют следующие показатели: прирост численности безработных к началу 2009 года составил 23 процента; снижение числа заявленных вакансий - 60 процентов.

По состоянию на 27 января 2009 г. численность безработных составила 23,2 тыс. человек, что на 23 процента больше, чем на начало мониторинга (октябрь 2008 г.).

С октября 2008 г. по 27 января 2009 г. от 145 предприятий и организаций Хабаровского края была получена информация о высвобождении 4,3 тыс. работников. С января 2009 г. численность намеченных к высвобождению работников еженедельно возрастает от 250 до 300 человек.

Помимо этого, по сведениям работодателей численность работающих неполное рабочее время по инициативе администрации и другим видам простоев составила (по состоянию на 03 февраля 2009 г.) более 2,5 тыс. человек на таких предприятиях, как ОАО "Амурский судостроительный завод", ООО "Амурметаллсервис", ОАО "Амурметалл", ООО "Элемент" (г. Комсомольск-на-Амуре), ООО "Синдинское лесозаготовительное предприятие" (с. Синда, район имени Лазо), ООО "Амуркамень" (Амурский район), ОАО "Терминал" (г. Советская Гавань), ЗАО "РЭБ флота", ОАО "Морской порт" (г. Николаевск-на-Амуре), ОАО "Амурское пароходство", ООО "Архстрой" (г. Хабаровск) и других.

Под угрозой массового высвобождения с начала 2009 года находятся также работники ОАО "Ургалуголь" (Верхнебуреинский район), ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл", ОАО "Дальэнергомаш", ОАО "Дальавиа", ОАО "Авиаремзавод", ОАО "Далькомбанк" (г. Хабаровск), ОАО "Дальэнергомонтаж", ООО "Амурский ДОК" (г. Амурск), ФГУП УС-73, ОАО "АСЗ-Металлург", ОАО "Завод "Амурлитмаш", ООО "Комсомольскнефтезаводремстрой", ОАО "Амурская ЭРА", КГУ "Тепличный комбинат" (г. Комсомольск-на-Амуре), ЗАО "Многовершинное" (Николаевский район), ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл" (район имени Лазо), ООО "Тахтинское", ООО "Де-Кастрилес" (Ульчский район), ООО "Востоколово" (Солнечный район).

Фактором, создающим угрозу стабильности как экономической, так и социальной жизни края, ведущему к росту увольнений работников, нестабильности трудовых коллективов, росту безработицы, является задержка выплаты заработной платы. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю задолженность по заработной плате по кругу обследуемых предприятий и организаций края по состоянию на 01 февраля 2009 г. составила 485499 тыс. рублей, что на 187068 тыс. рублей больше, чем по состоянию на 01 января 2009 г. Это явление имеет в настоящее время место в крае преимущественно на предприятиях обрабатывающей промышленности, транспорта, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, лесной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства.

Наибольшее число увольнений по собственному желанию и по причине высвобождения происходит на предприятиях таких видов экономической деятельности, как обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, транспорт, оптовая и розничная торговля.

Таким образом, назрела необходимость принятия со стороны органов исполнительной власти края дополнительных мер по стабилизации ситуации на рынке труда, повышению социальной защищенности работников, находящихся под угрозой массового высвобождения. Разработка и реализация Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2009 год (далее - Программа) является составной частью антикризисных мер Правительства Хабаровского края, которая включает в себя:

- опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового высвобождения в количестве 3050 человек;

- создание 7526 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан, граждан, находящихся под риском увольнения, работающих неполное рабочее время, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы;

- организацию стажировки для 3123 выпускников учебных заведений, в том числе для 1863 выпускников средних специальных учебных заведений и для 1260 выпускников высших учебных заведений в целях приобретения ими опыта работы с последующим их трудоустройством;

- адресную поддержку 200 граждан, ищущих работу и переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера;

- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 105 безработным гражданам.

Это позволит сдержать рост безработицы в размере 4 процента в среднегодовом исчислении.


1.2. Меры Правительства Хабаровского края по снижению негативного влияния финансово-экономического кризиса

Правительство края придает первостепенное значение выработке мер, которые позволили бы максимально снизить воздействие кризиса на экономику и социальную сферу края. Для стабилизации социально-экономической ситуации в Хабаровском крае приняты распоряжения Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 731-рп "О Мероприятиях по снижению негативного влияния финансового кризиса на социально-экономическую ситуацию в Хабаровском крае", от 22 декабря 2008 г. N 896-рп "О дополнительных мерах по снижению негативного влияния финансового кризиса на социально-экономическую ситуацию в Хабаровском крае", постановление Правительства Хабаровского края от 06 февраля 2009 г. N 30-пр "О мерах Правительства Хабаровского края по снижению негативного влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу края". Данными нормативными актами намечены конкретные мероприятия, направленные на преодоление негативных последствий финансового кризиса, создан координационный совет по обеспечению финансовой стабильности экономики края. В состав координационного совета вошли представители органов исполнительной власти края, регионального объединения работодателей "Союз работодателей Хабаровского края", Хабаровского краевого объединения профсоюзов, банков. На заседаниях координационного совета рассматриваются вопросы своевременного обеспечения реального сектора экономики края кредитными ресурсами, устойчивости банковских структур, проблемы занятости.

Организован еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда. В рамках мониторинга отслеживается информация, связанная с увольнением работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций в крае, наличием конфликтных ситуаций (забастовки, митинги, пикеты, задержки заработной платы), вырабатываются предложения и меры по их разрешению.

В целях оказания поддержки малому и среднему бизнесу принято решение об увеличении средств краевого бюджета 2009 года на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства по приоритетным направлениям, определенным Правительственной комиссией Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства, в размере 25 млн. рублей. Принято постановление Правительства Хабаровского края о сохранении в 2009 году для субъектов малого и среднего предпринимательства годовых ставок арендной платы по действующим в 2008 году договорам аренды комплексов имущества, находящегося в собственности Хабаровского края, и рекомендовано органам местного самоуправления принять соответствующие нормативные акты относительно имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В 2009 году в крае сохраняются угрозы сокращения объемов производства товаров и услуг по ряду направлений в связи с сокращением спроса как на внешнем, так и внутреннем рынке (добыча полезных ископаемых, лесопромышленный комплекс, стройиндустрия, машиностроение), в том числе возможно абсолютное снижение валового регионального продукта. Ожидается ухудшение финансового положения в основных секторах экономики, сокращение объемов прибыли и рост убытков. Остаются реальными угрозы снижения объемов инвестиций, уменьшения налоговых и иных поступлений в бюджет края, роста безработицы. В этих условиях Правительство края будет проводить работу по следующим направлениям:

1) создание условий для устойчивого функционирования экономики как основы, обеспечивающей занятость, а, следовательно, и благополучие населения.

Министерствам края поставлены задачи по максимальному участию в реализации федеральных мер поддержки реального сектора экономики, по содействию загрузке предприятий края. Важнейшими направлениями в этой работе будут являться развитие внутрикраевой, межотраслевой и межрегиональной кооперации, поиск новых рынков сбыта, их диверсификации. Так, для черной металлургии, лесного комплекса переориентация части поставок продукции на внутренний рынок с учетом его потребностей позволит несколько снизить остроту проблем сбыта. В лесной отрасли в связи со сложной ситуацией на внешнем рынке требуется оказывать поддержку как на федеральном, так и краевом уровне в реализации инвестиционных проектов в деревообработке и особенно там, где уже проработан рынок, контрактное обеспечение, но возникли сложности в строительстве производственных объектов. Для предприятий по добыче полезных ископаемых, энергетики, машиностроения, строительных материалов, строительства, транспорта достаточно важным представляется участие в поставках продукции для краевых нужд, в кооперационных поставках. Будет усилена работа по повышению информированности руководителей предприятий о потребностях внутрикраевого и регионального рынков, по содействию загрузке предприятий оборонно-промышленного комплекса государственными и внешними заказами, совершенствованию механизмов их распределения, кредитования и финансирования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»