ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 04 декабря 2008 года N 286-пр

     

О долгосрочной целевой инвестиционной программе Хабаровского края
на период до 2013 года в рамках реализации федеральных целевых программ

(с изменениями на 3 октября 2012 года)


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 1 апреля 2011 года N 87-пр
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 3 октября 2012 года N 360-пр
     ________________________________



В целях решения задач социально-экономического развития Хабаровского края, направленных на развитие инфраструктуры и социальной сферы, совершенствования процессов реализации федеральных целевых программ на территории Хабаровского края и повышения результативности бюджетных расходов края Правительство края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую инвестиционную программу Хабаровского края на период до 2013 года в рамках реализации федеральных целевых программ (далее - Программа).

2. Координатором Программы назначить министерство экономического развития и внешних связей края (Калашников В.Д.). (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 1 апреля 2011 года N 87-пр - см. предыдущую редакцию).

3. Ответственными исполнителями Программы определить министерство промышленности и транспорта края (Быченко В.Н.), министерство природных ресурсов края (Шихалёв В.М.), министерство жилищно-коммунального хозяйства края (Литвинчук А.А.), министерство здравоохранения края (Витько А.В.), министерство строительства края (Попов А.Л.), министерство образования и науки края (Базилевский А.А.), министерство социальной защиты населения края (Цилюрик Н.И.), комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса (Шатаев А.А.), комитет по спорту Правительства края. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 1 апреля 2011 года N 87-пр - см. предыдущую редакцию).

4. Координатору Программы совместно с ответственными исполнителями Программы ежегодно проводить мониторинг хода выполнения Программы, осуществлять корректировку мероприятий Программы с учетом федеральных целевых программ, исходя из потребностей социально-экономического развития края.

     5. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края разработать аналогичные долгосрочные муниципальные целевые программы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В.

7. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 г., за исключением пункта 5, вступающего в силу со дня опубликования настоящего постановления.

     

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Ишаев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 4 декабря 2008 года N 286-пр

     

Долгосрочная целевая инвестиционная программа Хабаровского края
на период до 2013 года в рамках реализации федеральных целевых программ

(с изменениями на 3 октября 2012 года)



ПАСПОРТ
долгосрочной целевой инвестиционной программы
Хабаровского края на период до 2013 года в рамках
реализации федеральных целевых программ

     

Наименование Программы

- долгосрочная целевая инвестиционная программа Хабаровского края на период до 2013 года в рамках реализации федеральных целевых программ (далее - Программа)

Дата принятия правового акта о разработке Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480 "Об утверждении Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года";
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы";
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы";
- постановление Правительства Хабаровского края от 07 августа 2008 г. N 182-пр "Об итогах работы за первое полугодие 2008 г. и основных задачах по развитию экономики Хабаровского края до конца года"

Государственный заказчик Программы

- Правительство Хабаровского края

Координатор Программы

- министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края

Основной разработчик Программы

- министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края

Цель и задачи Программы

- целями Программы являются:
формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Хабаровского края;

защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока и повышения их образования;

создание условий для укрепления здоровья
населения путем развития инфраструктуры спорта;

- задачами Программы являются:
закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест;

снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на краевом и муниципальном уровне;

реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы;
обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

повышение образовательного уровня и создание условий для жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока;

развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства

Основные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы

- оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться путем использования двух групп индикаторов, характеризующих:

развитие соответствующих отраслей экономики Хабаровского края (1-я группа);

эффективность реализации конкретных мероприятий Программы (2-я группа).

Индикаторами 1-й группы будут являться:
в сфере топливно-энергетического комплекса:
объем производства электрической энергии;
объем производства тепловой энергии;

в сфере транспортного комплекса:
протяженность автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

в сфере водного хозяйства и охраны окружающей среды:
увеличение территорий края, обеспеченных системами инженерной защиты от наводнений и другого вредного воздействия вод;

в сфере инженерной инфраструктуры:
удельный вес площади населенных пунктов, оборудованной водопроводом;
удельный вес площади населенных пунктов, оборудованной канализацией;


в социальной сфере:
обеспеченность населения койко-местами в стационарных учреждениях здравоохранения (коек на 10 тыс. населения);

обеспеченность населения учебными местами в общеобразовательных учреждениях (на 1 тыс. детей);

доля мест в типовых детских домах, отвечающих требованиям СанПиНов;

доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом.

Индикаторами 2-й группы будут являться:
количество рабочих мест, создаваемых за счет реализации конкретного мероприятия Программы;

вводимая мощность (в соответствующих единицах);

увеличение валового регионального продукта Хабаровского края в результате реализации конкретного мероприятия Программы;

увеличение доходной части бюджетной системы, в том числе доходов в федеральный и консолидированный бюджет Хабаровского края, в результате реализации конкретного мероприятия Программы

(в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 3 октября 2012 года N 360-пр  - см. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы реализации Программы

- Программа реализуется в один этап в течение 2009-2012 годов    
     (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 3 октября 2012 года N 360-пр  - см. предыдущую редакцию)

Перечень основных мероприятий Программы

- капитальные вложения в объекты топливно-энергетического комплекса,
транспортного комплекса, в развитие инженерной, водохозяйственной инфраструктуры и социальной сферы

Объемы и источники финансирования Программы (с разбивкой по годам)

- общий объем финансирования Программы на 2009-2012 годы составляет 20 171,38 млн. рублей,

в том числе:

субсидии из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства краевой и муниципальной собственности - 15 204,06 млн. рублей;

средства краевого бюджета на софинансирование объектов капитального строительства краевой государственной собственности - 4 549,76 млн. рублей;

субсидии из краевого бюджета на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности - 417,56 млн. рублей,

в том числе по годам:

2009 год - 4 230,93 млн. рублей;

2010 год - 4 723,42 млн. рублей;

2011 год - 2 533,81 млн. рублей;

2012 год - 8 683,22 млн. рублей     

(Строка изменена Постановлением Правительства Хабаровского края от 1 апреля 2011 года N 87-пр - см. предыдущую редакцию, Постановлением Правительства Хабаровского края от 3 октября 2012 года N 360-пр  - см. предыдущую редакцию)     

Ожидаемые результаты реализации Программы

- в результате реализации мероприятий Программы намечается достижение следующих основных показателей:
создание 1474 рабочих мест;
увеличение валового регионального продукта на 10,267 млрд. рублей;
увеличение поступлений в консолидированный бюджет края - 159,8 млн. рублей

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Хабаровского края в пределах своих полномочий

     

Введение


Современная социально-экономическая ситуация Хабаровского края характеризуется устойчивостью своего развития.

Однако, несмотря на положительную динамику социально-экономического развития последних лет, в Хабаровском крае сохраняется ряд проблем, сдерживающих дальнейшее комплексное развитие территории края, что связано, прежде всего, с наличием инфраструктурных ограничений в энергетической, транспортной, водохозяйственной, инженерной и социальной сферах.

Учитывая особенности развития всех регионов Дальнего Востока, решение этих задач невозможно без согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях решения данных проблем разработана настоящая Программа.

При разработке Программы учтены: Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы и другие.

Программа направлена на развитие регионального топливно-энергетического комплекса, транспортного комплекса, водного хозяйства, инженерной инфраструктуры и социальной сферы и определяет основные направления капитальных вложений на период до 2013 года.

     

     

1. Характеристика проблемы

1.1. Общая характеристика Хабаровского края

Хабаровский край является одним из крупнейших по размерам субъектов Российской Федерации. Площадь его территории составляет 787,6 тыс. кв. км, или 4,6 процента территории России.

Хабаровский край - административный, промышленный, научный, образовательный и культурный центр Дальнего Востока, входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Население Хабаровского края (далее также - край) на 01 января 2008 г. составило 1403,7 тыс. человек (0,99 процента от численности населения Российской Федерации). По численности населения край занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе и 34 в России.

Хабаровский край является одним из самых многонациональных регионов России. По переписи населения 2002 года общая численность коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока составляет 23 тыс. человек (9,4 процента от численности населения Российской Федерации). Особый этнографический ареал образуют нанайцы, удэгейцы, ульчи, орочи, эвенки, нивхи, эвены, негидальцы.

Административно-территориальная система края включает 236 муниципальных образований, в том числе два городских округа, 17 муниципальных районов, 29 городских поселений, 188 сельских поселений.

Крупнейшие города - административная столица края г. Хабаровск (577,4 тыс. жителей), г. Комсомольск-на-Амуре (271,6 тыс. жителей).

Большую часть территории края занимают горы, образующие горные хребты Сихотэ-Алинь, Джугджур, Баджал и другие. В крае насчитывается около 1500 больших, средних и малых рек, в том числе одна из крупнейших рек России - Амур.

Минерально-сырьевой потенциал является одним из основных конкурентных преимуществ края.

Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых края в минерально-сырьевом потенциале Дальневосточного федерального округа составляют платина - 50 процентов, золото - 8 процентов, олово - 20 процентов, медь - 50 процентов, уголь - 7,5 процента.

Хабаровский край выделяется как крупнейший в стране лесосырьевой район. Запас древесины составляет 6,6 процента запасов древесины России и 25,5 процента древесных запасов Дальневосточного федерального округа.



1.2. Общая характеристика и проблемы социально-экономического развития края

Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий российского Дальнего Востока. По объему валового регионального продукта край занимает 3 место в Дальневосточном регионе и 20 место в Российской Федерации по объему валового регионального продукта на душу населения. По объему отгруженных товаров собственного производства край занимает 2 место в Дальневосточном регионе и 3 место по объему инвестиций в основной капитал. Согласно данным рейтингового агентства "Эксперт РА" край отнесен к регионам "полюса роста", что говорит о возможности края к дальнейшему социально-экономическому развитию и улучшению своих инвестиционных позиций.

За последние 8 лет (2000 - 2007 годы) объемы промышленного производства в крае возросли почти в 1,7 раза, объемы инвестиций в экономику и социальную сферу увеличились в 3,15 раза, валовой региональный продукт за этот период вырос на 65 процентов.

Исторически в крае сложилась индустриальная структура экономики с достаточно диверсифицированным промышленным производством, включающим в себя комплекс оборонно-промышленных предприятий.

Промышленное производство занимает ведущее место в экономике края, здесь занят 21 процент работающего населения, сосредоточено 24 процента основных производственных фондов. Промышленное производство обеспечивает основную долю налоговых платежей и других поступлений в бюджет края.

Основу промышленного производства составляют обрабатывающие производства (60,2 процента в 2007 году), в которых 19,5 процента занимает машиностроительный комплекс, 14,2 процента - металлургия и 10,2 процента - производство пищевых продуктов. По объему лесозаготовок и добыче драгоценных металлов край в 2005 - 2007 годах занимает 3 место в Российской Федерации.

В машиностроительном комплексе края ведущую роль играют предприятия оборонной промышленности, обладающие наиболее современными технологиями, имеющие высококвалифицированные кадры.

Несмотря на положительные результаты развития экономики в последние годы, социально-экономическая ситуация в крае по-прежнему остается сложной. Экономика края так и не преодолела до настоящего времени последствий кризиса 90-х годов прошлого столетия, хотя и получила хороший импульс к развитию после финансового кризиса 1998 года. Индекс промышленного производства к 1990 году составил по краю 53,6 процента (по России - 73,2 процента), инвестиции в основной капитал - 91,8 процента (по России - 59,1 процента).

Транспортная система края представляет один из ключевых транспортных узлов Дальневосточного региона. Транзитные функции края, располагающегося в центре Дальнего Востока, имеют большое значение не только в региональном, но и общероссийском и международном плане. По территории края проходят две железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская, обеспечивающие выходы к основным тихоокеанским портам страны. Между материковой сетью железных дорог и о. Сахалин действует паромная переправа Ванино - Холмск.

Крупнейший на Дальнем Востоке международный аэропорт г. Хабаровска принимает воздушные суда всех типов. Регулярные воздушные маршруты связывают г. Хабаровск более чем с 40 городами России и стран СНГ, установлено воздушное сообщение с Китайской Народной Республикой, Японией, Республикой Корея, Израилем, Таиландом.

Сеть автомобильных дорог сосредоточена в основном на юге края. Протяженность автомобильных трасс общего пользования составляет 5,1 тыс. км, из них 94 процента дороги с твердым покрытием. По территории края проходят автомагистрали федерального значения: Хабаровск - Владивосток, Чита - Хабаровск, Хабаровск - Находка.

Вместе с тем в крае слабо развиты региональные, межмуниципальные и муниципальные автомобильные дороги общего пользования. Находятся в неудовлетворительном состоянии и не обеспечивают круглогодичного проезда автомобильные дороги, связывающие краевой центр г. Хабаровск с северными районами края, обладающими мощным экономическим потенциалом, в том числе с портами Ванино, Советская Гавань и Николаевск-на-Амуре. Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает экономический рост края.

С 2000 года в крае наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения. Реальные денежные доходы населения увеличились в 2007 году к уровню 1999 года в 2,2 раза, реальная заработная плата - в 2,5 раза. Несмотря на достигнутый рост, уровень и качество жизни населения существенно отстают от среднероссийских показателей. Реальные денежные доходы к уровню 1990 года составили 44 процента, реальная заработная плата - 44,7 процента (по России 111,2 и 86,1 процента соответственно).

В крае остается сложной демографическая обстановка, обусловленная неуклонным снижением численности населения, низкой рождаемостью, высокой смертностью населения и миграционной убылью населения. Процесс сокращения численности населения начался еще в 1992 году. С 1992 года по 2007 год край потерял 220,8 тыс. человек (13,6 процента).

Серьезное внимание в последние годы в крае уделяется развитию социальной сферы. В 2000 - 2007 годах осуществлено строительство 25 общеобразовательных учреждений, 24 объектов здравоохранения, спортивных комплексов и других. Однако в крае сохранится ряд проблем, связанных с:

- повышением качества и доступности сети учреждений здравоохранения и образования;

- несоответствием уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, их моральный и физический износ;

- потребностью в укреплении материальной технической базы специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями, защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- необходимостью восстановления хозяйственных основ коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, проживающих на территории края, и другие.



1.3. Основные направления и перспективы социально-экономического развития края

Перспективы развития края связываются с комплексным освоением территории с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Роль государства в обеспечении комплексного развития края заключается, прежде всего, в преодолении инфраструктурных ограничений. Комплексное развитие в значительной степени позволит снизить затраты на создание необходимой транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры.

Основные приоритеты развития края будут направлены на:

- улучшение демографической ситуации, повышение рождаемости и снижение смертности населения, обеспечение экономических и социальных условий для закрепления населения в крае, привлечение дополнительных постоянных трудовых ресурсов;

- развитие и повышение эффективности энергетической инфраструктуры на основе совершенствования топливно-энергетического баланса, модернизации, реконструкции, создания новых генерирующих мощностей;

- развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических центров и портовых мощностей, усиление и развитие транзитных функций, транспортных коридоров, строительство автодорог;

- повышение эффективности и комплексности использования природных ресурсов, кардинальное увеличение доли обработанной продукции, в том числе глубокой переработки, готовых изделий в общем объеме продукции;

- обеспечение инновационного характера развития отраслей экономики края, технического и технологического перевооружения производственного аппарата, сохранение и загрузку существующих производств, выпускающих инновационную продукцию, освоение новых конкурентоспособных видов продукции;

- решение проблем привлечения в экономику и социальную сферу края инвестиционных ресурсов в объемах, достаточных для обеспечения высоких темпов развития хозяйственного комплекса края.

Необходимость ускорения развития инфраструктуры потребует значительной концентрации бюджетных средств на федеральном, краевом и муниципальном уровне.


1.4. Обоснование необходимости использования программно-целевого метода

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»