Недействующий


МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

     
от 30 января 2008 года N 11-П

     

Об утверждении государственных стандартов
социального обслуживания населения в Хабаровском крае

(с изменениями на 11 ноября 2011 года)

__________________________
Утратил силу на основании
Приказа Министерства социальной защиты населения Хабаровского края
от 9 октября 2019 года N 220-П

__________________________



В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Законом Хабаровского края от 31 января 2005 г. № 260 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей», а также в целях формирования эффективной системы социального обслуживания населения

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»;

Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания»;

Абзац утратил силу - Приказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 31 декабря 2010 года N 250-П - см. предыдущую редакцию.

Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг»;

Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг»;

Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания».

2. Государственные стандарты социального обслуживания населения Хабаровского края, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа (далее - государственные стандарты социального обслуживания), распространить на социальные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания населения Хабаровского края.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра по направлениям деятельности.

     

Министр
С.И. Частный

     


УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
социальной защиты населения
Хабаровского края
от 30 января 2008 года N 11-П

     


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
социального обслуживания населения Хабаровского края «Социальное обслуживание населения.
Термины и определения»

(с изменениями на 30 ноября 2009 года)



1. Область применения


Настоящий государственный стандарт социального обслуживания устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения.

Термины, установленные настоящим государственным стандартом социального обслуживания, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по социальному обслуживанию населения, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

2. Термины и определения


2.1. Общие понятия.

2.1.1. Адресность - принцип социального обслуживания, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих ус лугах.

2.1.2. Вредная привычка - привычка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, курению, использованию нецензурных выражений, отрицательно влияющая на здоровье.

2.1.3. Государственный стандарт социального обслуживания - государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.1.4. Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

2.1.5. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность, направленная на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогическую реабилитацию и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и других антиобщественных действий.

2.1.6. Качество социальной услуги - совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию.

2.1.7. Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляют социальные услуги.

2.1.8. Межличностный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, вызывающее негативное эмоциональное восприятие сторонами конфликта.

2.1.9. Объем социальных услуг - перечень предоставляемых населению социальных услуг с указанием их видов.

2.1.10. Потребительская корзина - минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

2.1.11. Предприятие социального обслуживания - предприятие, предоставляющее населению социальные услуги.

2.1.12. Прожиточный минимум - стоимость потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

2.1.13. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. (Пункт изменен Приказом социальной защиты населения Хабаровского края от 20 мая 2008 года N 83-П -см. предыдущую редакцию).

2.1.14. Психический дискомфорт - состояние человека, характеризующееся неприятными субъективными психическими ощущениями или переживаниями.

2.1.15. Работник социальной службы - лицо, непосредственно предоставляющее либо организующее предоставление социальных услуг клиентам социальной службы.

2.1.16. Самообеспечение - самостоятельные действия клиента, заключающиеся в поддержании и улучшении личного жизненного уровня и жизненного уровня своей семьи.

2.1.17. Социальная адаптация - система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.

2.1.18. Социальная недостаточность - условия социальной среды, ограничивающие жизнедеятельность человека и приводящие к необходимости его социальной защиты.

2.1.19. Социальное обслуживание - деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.1.20. Социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

2.1.21. Социальная служба - предприятие или учреждение, независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

2.1.22. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, беспризорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства, стихийных бедствий, пожаров, террористических актов и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно.

2.1.23. Форма социальной услуги - характер конкретных действий социальной службы при оказании социальной помощи клиенту.

2.2. Виды социальных услуг.

2.2.1. Социальная услуга - действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

2.2.2. Социально-экономическая услуга - социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности.

2.2.2.1. Материальная помощь - социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2.2.3.Социально-медицинская услуга - социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности.

2.2.3.1. Социально-медицинский патронаж - социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи.

2.2.4. Социально-психологическая услуга - социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

2.2.4.1. Социально-психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем.

2.2.4.2. Психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми.

2.2.4.3. Психодиагностика и обследование личности - социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений.

2.2.4.4. Психологическая коррекция - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента.

2.2.4.5. Психотерапевтическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе «психолог - клиент», направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов.

2.2.4.6. Психопрофилактическая и психологическая работа - социально-психологическая услуга, заключающаяся в содействии в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента.

2.2.4.7. Психологический тренинг - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям.

2.2.4.8. Социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного вы явления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально- психологической помощи.

2.2.5. Социально-педагогическая услуга - социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем жизнедеятельности.

2.2.5.1- Социально-педагогический патронаж - социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей.

2.2.6. Социально-бытовая услуга - социальная услуга, направленная на поддержание или обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту.

2.2.7. Социально-правовая услуга - социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности.

2.2.7.1. Социально-правовой патронаж - социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи.

2.2.8. Срочная социальная услуга - неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.2.9.Консультирование - предоставление клиенту информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации.

2.2.10. Социальный патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи.

2.3. Учреждения социального обслуживания.

2.3.1. Учреждение социального обслуживания - юридическое лицо независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, предоставляющее социальные услуги клиентам в соответствии с действующим законодательством и осуществляющее социальную реабилитацию и адаптацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2.3.2. Типы учреждений социального обслуживания.

2.3.2.1. Стационарное учреждение (отделение) социального обслуживания - учреждение (структурное подразделение учреждения) социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам в условиях круглосуточного пребывания.

2.3.2.2. Полустационарное учреждение (отделение) социального обслуживания - учреждение (структурное подразделение учреждения) социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам в условиях пребывания в учреждении в течение определенного времени суток.

2.3.2.3. Нестационарное учреждение (отделение) социального обслуживания - учреждение (структурное подразделение учреждения) социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам в нестационарных условиях без их проживания в указанном учреждении или отделении учреждения.

2.3.2.4. Учреждение (отделение) социального обслуживания на дому - учреждение (структурное подразделение учреждения) социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам по месту их проживания.

2.3.2.5. Комплексное учреждение - учреждение, обеспечивающее предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.

2.3.2.6. Отделение учреждения социального обслуживания - структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предоставляющее конкретные социальные услуги в соответствии с функциями этого учреждения.

2.3.3. Виды учреждений социального обслуживания.

2.3.3.1. Дом-интернат для престарелых и инвалидов - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного [(сроком до 6 месяцев) или пятидневного в неделю] проживания престарелых (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет) и инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, и предоставления им необходимых социальных услуг.

2.3.3.2. Специальный дом-интернат - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан из числа освобождаемых из мест лишения свободы и других лиц, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, бродяжничество и попрошайничество, и предоставления им необходимых социальных услуг.

2.3.3.3. Специальный дом для одиноких престарелых - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан и супружеских пар пожилого возраста, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту.

2.3.3.4. Геронтологический центр -- учреждение социального обслуживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, предназначенное для постоянного или временного их проживания, предоставления им необходимых социальных услуг, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

2.3.3.5. Геронтопсихиатрический центр - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного проживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями, и предоставления им необходимых социальных услуг для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»