(с изменениями на 31 октября 2012 года)
(редакция, действующая с 2 ноября 2012 года
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Хабаровского края от 25 июня 2008 года N 194
Законом Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 227
Законом Хабаровского края от 27 мая 2009 года N 240
Законом Хабаровского края от 25 ноября 2009 года N 284
Законом Хабаровского края от 29 сентября 2010 года N 38
Законом Хабаровского края от 08 декабря 2010 года N 61
Законом Хабаровского края от 21 декабря 2011 года N 163
Законом Хабаровского края от 31 октября 2012 года N 223
________________________________
Утвердить краевую целевую программу «Развитие сельского хозяйства Хабаровского края» на 2008-2012 годы согласно приложению.
Статья 2
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приложение
к Закону Хабаровского края
от 27 февраля 2008 года N 185
(с изменениями на 31 октября 2012 года)
ПАСПОРТ
краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства Хабаровского края» на 2008-2012 годы
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» |
Заказчик | Правительство Хабаровского края (далее - край) |
Разработчик | министерство сельского хозяйства края |
Цели программы | устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; |
Задачи программы | создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; |
Срок реализации программы | 2008-2012 годы |
Исполнитель программы | органы исполнительной власти края, определенные Правительством края |
Объем и источник финансирования | краевой бюджет - 3 365 573,9 тыс. рублей (Строка в редакции, введенной в действие с 3 июля 2008 года Законом Хабаровского края от 25 июня 2008 года N 194 -см. предыдущую редакцию, с 30 декабря 2008 года Законом Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 227 - см. предыдущую редакцию, с 31 декабря 2009 года Законом Хабаровского края от 25 ноября 2009 года N 284 - см. предыдущую редакцию, с 12 ноября 2010 года Законом Хабаровского края от 29 сентября 2010 года N 38 - см. предыдущую редакцию, с 28 декабря 2010 года Законом Хабаровского края от 8 декабря 2010 года N 61 - см. предыдущую редакцию, Законом Хабаровского края от 21 декабря 2011 года N 163 - см. предыдущую редакцию, с 2 ноября 2012 года Законом Хабаровского края от 31 октября 2012 года N 223 - см. предыдущую редакцию). |
Ожидаемые результаты реализации программы | улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода жилья на 60% по отношению к 2007 году); |
Механизм реализации программы | механизм реализации программы определяется Правительством края |
Контроль за ходом реализации программы | контроль за ходом реализации программы осуществляется Законодательной Думой края в соответствии с Законом Хабаровского края «Об осуществлении Законодательной Думой Хабаровского края контроля за соблюдением и исполнением законов Хабаровского края» и Правительством края |
Экономическая ситуация, складывающаяся в отрасли «Сельское хозяйство», не стабильна. Ежегодный прирост валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимой оценке варьируется начиная с 2000 года от 99,3 до 106%. Доля отрасли в региональном валовом продукте невелика и за этот период практически не изменилась (2000 год - 3,7%, 2006 год - 4%). Однако, учитывая то, что сельскохозяйственным трудом занято около 22 тыс. человек, или 3% от численности занятых во всей экономике края, необходимо продолжать деятельность, направленную на дальнейшее развитие отрасли.
В настоящее время развитию сельского хозяйства препятствуют:
незначительный уровень рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаток инвестиций на ее развитие;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем качества жизни в сельской местности.
В отрасли высок удельный вес убыточных предприятий (2000 год - 67%, 2006 год - 44%), рентабельность значительно ниже, чем в других отраслях экономики, а риски - значительно выше.
Особенно остры социальные проблемы на селе. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве составляет 6,9 тыс. рублей, или 53% от средней в других отраслях экономики края.
34,1% работников сельского хозяйства имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного минимума, в результате чего продолжается миграция сельского населения, особенно молодежи, в городскую местность.
Поэтому остается низкой обеспеченность села квалифицированными кадрами, как управленческого звена, так и работников массовых профессий. В отрасли занято только 1,9% квалифицированных работников от общего числа занятых в экономике края.
Сохраняются низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экономического потенциала.
При таких обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становятся приоритетными направлениями аграрной экономической политики в крае.
Целями программы являются:
устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции на основе модернизации и технического перевооружения сельского хозяйства, финансовой устойчивости, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения жилищных условий в сельской местности; (абзац изменен Закона Хабаровского края от 21 декабря 2011 года N 163 - см. предыдущую редакцию).
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; (абзац изменен Законом Хабаровского края от 21 декабря 2011 года N 163 - см. предыдущую редакцию).
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа к кредитным ресурсам сельскохозяйственных товаропроизводителей на льготных условиях;
создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.
В результате реализации программы предполагается достичь ряда основных показателей развития сельского хозяйства края (приложение 1 к описательной части программы).
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008-2012 годах, оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2007 году на 12,8%. В 2008-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011-2012 годах - их стабилизация. (абзац изменен Законом Хабаровского края от 21 декабря 2011 года N 163 - см. предыдущую редакцию, с 2 ноября 2012 года Законом Хабаровского края от 31 октября 2012 года N 223 - см. предыдущую редакцию).
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства также должно оказать увеличение инвестиций.
Рост объемов производства животноводческой продукции позволит к 2012 году довести среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо с 66 килограммов в 2006 году до 74 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко - со 194 до 203 килограммов соответственно. (абзац изменен Законом Хабаровского края от 21 декабря 2011 года N 163 - см. предыдущую редакцию).
Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,1 раза.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на период до 2012 года являются:
развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных программой;
развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке зональных технологий сельскохозяйственного производства;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Следует отметить, что прогнозируемые темпы роста социально-экономического развития сельского хозяйства края на период до 2012 года могут быть снижены под воздействием рисков, влияющих на развитие отрасли, к которым отнесены: макроэкономические, природно-климатические, социальные.
Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 и постановления Правительства Хабаровского края от 24.11.2003 N 49-пр «Об основных направлениях социального развития села в Хабаровском крае до 2010 года». (Абзац в редакции, введенной в действие с 3 июля 2008 года Законом Хабаровского края от 25 июня 2008 года N 194 -см. предыдущую редакцию, с 12 ноября 2010 года Законом Хабаровского края от 29 сентября 2010 года N 38 - см. предыдущую редакцию).
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и внебюджетных источников.
Средства государственной поддержки предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами. (Абзац в редакции, введенной в действие с 3 июля 2008 года Законом Хабаровского края от 25 июня 2008 года N 194 -см. предыдущую редакцию, с 3 июля 2009 года Законом Хабаровского края от 27 мая 2009 года N 240 - см. предыдущую редакцию).
Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
защита земель от затопления и подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства;
внесение минеральных удобрений;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99, и Закона Хабаровского края от 29.09.2005 N 300 «О краевой целевой программе «Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Хабаровского края на 2006-2010 годы», учитывая при этом предполагаемое продолжение краевых программных мероприятий до 2013 года включительно. (Абзац в редакции, введенной в действие с 3 июля 2008 года Законом Хабаровского края от 25 июня 2008 года N 194 -см. предыдущую редакцию, с 12 ноября 2010 года Законом Хабаровского края от 29 сентября 2010 года N 38 - см. предыдущую редакцию).
Финансирование мероприятий по поддержанию почвенного плодородия будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и внебюджетных источников. Это позволит провести в 2008-2012 годах реконструкцию мелиоративных систем на площади 0,8 тыс. га, ремонтные работы на мелиоративных системах на площади 1,0 тыс. га, выполнить культуртехнические работы на площади 2,0 тыс. га, вносить минеральные удобрения ежегодно на площади 53 тыс. га. Будет предотвращено выбытие из оборота 12,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
Целями осуществления мероприятий по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства являются создание системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства (далее - система информационного обеспечения) на основе формирования государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных производителей.