Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2007 года N 9-пр



О Прогнозе социально-экономического развития
Хабаровского края на период до 2010 года

(с изменениями на 19 октября 2009 года)

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 18 февраля 2016 года N 35-пр

__________________________


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 августа 2008 года N 189-пр
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 19 октября 2009 года N 321-пр
     ________________________________


В целях приведения показателей экономического и социального развития Хабаровского края в соответствие с отчетностью органов статистики, перешедших с января 2005 г. на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), разработан прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года.

При разработке прогноза учтены основные положения прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2009 года, уточнены отчет за 2005 год и оценка итогов социально-экономического развития края в 2006 году, доработан перечень основных проектов по модернизации и реконструкции действующих производств, вводу новых мощностей и производственных объектов Хабаровского края на период до 2010 года.

Правительству края совместно с хозяйствующими субъектами удалось обеспечить положительную динамику основных экономических показателей. Итоговые результаты развития экономики края за период с 2001 по 2005 год по ряду основных показателей несколько превысили среднероссийские, а также средние по Дальневосточному региону.

Так, индекс промышленного производства за этот период увеличился на 38,5 процента, в среднем по Российской Федерации - на 30,1 процента, по Дальнему Востоку - на 11,5 процента.

Инвестиции в основной капитал возросли почти в 2 раза (Россия - 1,6 раза), значительно увеличились объемы услуг транспорта, связи, торговли и платных услуг населению. Устойчивое развитие экономики края, в свою очередь, обеспечило рост реальных денежных доходов населения (в 1,6 раза), реальной заработной платы (в 1,8 раза), реального размера назначенных пенсий (в 1,5 раза).

Стратегической целью социально-экономической политики на среднесрочную перспективу (2007 - 2010 годы) является обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения, сокращения уровня бедности, качественного развития человеческого потенциала посредством стимулирования роста реальных доходов населения, обеспечения государственных гарантий и повышения качества услуг в сфере образования, медицинского обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, защиты социально уязвимых слоев населения края.

Главным инструментом реализации этой цели является динамичное развитие экономики, поэтому основная задача Правительства края на период 2007 - 2010 годов будет состоять в создании условий для обеспечения высоких темпов экономического роста, повышения деловой активности, эффективности и конкурентоспособности производства товаров и услуг, решения основных проблем, препятствующих динамичному развитию экономики края.

Реализация инвестиционного основного варианта прогноза социально-экономического развития края предполагает увеличение в 2010 году относительно 2005 года объема валового регионального продукта в 1,4 раза, инвестиций в экономику и социальную сферу - в 1,5 раза, реальной заработной платы и доходов населения - соответственно на 31 процент и 34,7 процента.

Это послужит основой для увеличения доли среднего класса до 40 процентов и снижения до 15 процентов доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (в 2005 году соответственно 17 процентов и 21,9 процента).

В целях мобилизации действий Правительства края, органов исполнительной власти края, муниципальных образований края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего повышения уровня жизни населения, устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы края Правительство края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года;

Перечень основных проектов по модернизации и реконструкции действующих производств, вводу новых мощностей и производственных объектов Хабаровского края на период до 2010 года.

2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Прогнозом социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года при разработке среднесрочных прогнозов, определении задач социально-экономического развития на очередной год, подготовке краевых и территориальных программ развития.

3. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края ежегодно подводить итоги выполнения Прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года и в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным, представлять информацию в министерство экономического развития и внешних связей края.

4. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.):

4.1. Обеспечить постоянный мониторинг выполнения Прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года.

4.2. При подведении итогов за очередной год на расширенном заседании Правительства края отчитываться о выполнении показателей Прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года и при необходимости вносить соответствующие предложения по его корректировке.

4.3. Разместить на сайте Правительства края информацию о Прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года.

5. Комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края (Ачимов О.Г.) обеспечить освещение в средствах массовой информации целей и задач реализации Прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В.



Губернатор, Председатель Правительства края
В.И. Ишаев



УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Хабаровского края
от 30 января 2007 года N 9-пр

ПРОГНОЗ
социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года


Введение


Прогноз экономического и социального развития Хабаровского края (далее также - край) на период до 2010 года разработан в соответствии с постановлением Правительства края от 11 ноября 2004 г. № 88-пр "О Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года" и имеет цель прогнозирования ситуации в экономике и социальной сфере на основе базовых положений Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года и выработки комплекса мер для достижения целевых параметров социально-экономического развития.

На основе анализа ситуации в экономике и социальной сфере за предыдущий шестилетний период выявлены главные позитивные и негативные тенденции, определявшие характер социального и экономического развития края, определены основные проблемы и угрозы, решение, либо смягчение остроты которых позволит снизить влияние негативных факторов, препятствующих стабильному и долгосрочному экономическому росту, развитию человеческого капитала. Намеченный комплекс мер, направленных на решение проблем развития края, составит основу политики Правительства края в области экономики и социальной сферы на среднесрочную перспективу.

Основные направления этой политики предполагают активизацию действий по созданию условий для повышения деловой активности, развития и совершенствования рыночных институтов, производственной и социальной инфраструктуры, развития человеческого капитала.

Вариантные прогнозные оценки развития хозяйственного комплекса края позволяют ответить на вопрос, при каких условиях экономике края удастся решить стоящие перед ней основные задачи - достижение устойчивых и достаточно высоких темпов роста производства товаров и услуг, валового регионального продукта (далее - ВРП), повышение ее конкурентоспособности и эффективности, и на этой основе обеспечить значительный рост доходов населения, сокращение масштабов бедности, формирование широкого слоя среднего класса, повышение качества жизни населения, преломление негативных процессов в демографии.

Прогноз экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года является естественным продолжением предшествующих этапов деятельности Правительства края, позволивших создать солидную базу для выдвижения новых задач, призванных обеспечить структурно-качественные преобразования в экономике и обществе.

Общая характеристика Хабаровского края


Хабаровский край образован 20 октября 1938 г., является одним из крупнейших по размерам административно-территориальных образований Российской Федерации. Его площадь составляет 788,6 тыс. кв. км или 4,6 процента территории России и 12,7 процента Дальневосточного экономического района.

Хабаровский край лежит в умеренном поясе северного полушария, простираясь с юга на север на 1 780 км, с запада на восток - на 125 - 750 км. Граничит с Китаем, соседствует с Приморским краем, Амурской и Магаданской областями, Еврейской автономной областью, Республикой Саха (Якутия). Край с востока омывается Охотским и Японским морями, проливами Татарским и Невельского отделяется от о. Сахалин, его береговая линия протягивается на 2,5 тыс. км.

Население края на 01 января 2006 г. составило 1 412,2 тыс. человек. Более 80 процентов жителей проживает в городах и поселках городского типа. Плотность населения составляет 1,8 человека на один кв. км, что в 4,4 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Наиболее плотно заселены южные и центральные районы края.

Административно-территориальная система края включает 17 муниципальных районов, 2 городских округа, 29 городских поселений, 188 сельских поселений.

Крупнейшие города: административная столица края г. Хабаровск (578,1 тыс. жителей), г. Комсомольск-на-Амуре (273,3 тыс. жителей).

Численность трудоспособного населения края составляет 935,3 тыс. человек, в экономике занято 725 тыс. человек.

Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий российского Дальнего Востока. По объему ВРП край занимает 3 место в Дальневосточном регионе и составляет 1,1 процента в сумме ВРП по России. Край занимает 20 место в Российской Федерации по объему ВРП на душу населения и 2 место в Дальневосточном регионе по объему отгруженных товаров собственного производства.

По объему инвестиций край составляет 1,15 процента в России и занимает 3 место в Дальневосточном регионе. По оценке рейтингового агентства "Эксперт-РА" по итогам 2004 - 2005 годов Хабаровский край относится к категории регионов "пониженный потенциал - умеренный риск" (3В1) и регионам "полюса роста" и занимает 27 место по инвестиционному потенциалу и 61 место по инвестиционному риску среди 89 субъектов Российской Федерации.

Основу его экономики составляет достаточно диверсифицированное промышленное производство, включающее в себя комплекс оборонно-промышленных предприятий. В крае производится более пятой части промышленной продукции Дальневосточного региона, основная доля машиностроительной продукции, лесных материалов, нефтепродуктов, весь объем стали и стального проката.

Транспортная система края представляет один из ключевых транспортных узлов Дальневосточного региона. Транзитные функции края, располагающегося в центре Дальнего Востока, имеют большое значение не только в региональном, но и общероссийском и международном плане. По территории края проходят две железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская, обеспечивающие выходы к основным тихоокеанским портам страны. Между материковой сетью железных дорог и о. Сахалин действует паромная переправа Ванино - Холмск.

Крупнейший на Дальнем Востоке международный аэропорт г. Хабаровска принимает воздушные суда всех типов. Регулярные воздушные маршруты связывают г. Хабаровск более чем с 40 городами России и стран СНГ, установлено воздушное сообщение с КНР (гг. Пекин, Харбин, Гуанджоу), Японией (г. Ниигата), Республикой Корея (г. Сеул), Израилем (г. Тель-Авив).

С вводом в эксплуатацию второй очереди моста через р. Амур у г. Хабаровска и автомобильной дороги "Чита - Хабаровск" значительно усилятся позиции края в автомобильных перевозках, транзите автомобильных грузов.

Хабаровский край обладает значительными природными ресурсами, что в достаточной степени определяет специализацию его экономики. По запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов (олово, медь, золото, серебро), ценных видов рыб, водным ресурсам край выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в России.

По итогам 2005 года край занимает третье место среди регионов России по объемам заготовки древесины и добыче драгоценных металлов, является одной из основных оловорудных провинций страны. Имеются перспективы по добыче нефти и газа.

Хабаровский край обладает высоким уровнем профессионального образования кадров относительно Российской Федерации. Уровень производственной и социальной инфраструктуры, системы образования, здравоохранения, науки, культуры края, определяет высокие возможности развития человеческого потенциала, создания условий для роста благосостояния населения, повышения качества жизни.

Социально-экономическое положение в Хабаровском крае в 2000 - 2005 годах

Демографическая ситуация и рынок труда

Демографическая ситуация в крае является достаточно сложной. За период с 2000 по 2005 год численность населения края сократилась с 1 473,8 тыс. человек до 1 412,2 тыс. человек (на 4,2 %), общая убыль составила 61,6 тыс. человек, в том числе естественная убыль - 46,7 тыс. человек, миграционный отток - 14,9 тыс. человек.

В последние годы в крае наблюдается рост рождаемости, который обусловлен, главным образом, увеличением репродуктивных контингентов. В 2005 году родилось 15,4 тыс. детей, что превысило уровень 2000 года на 24,3 процента. Общий коэффициент рождаемости составил в 2005 году 10,9 на 1 тыс. человек населения против 8,5 в 2000 году. Однако, несмотря на рост рождаемости, ее уровень не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. В среднем на 1 женщину приходится 1,31 рождений по сравнению с необходимым - 2,15. Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1 - 2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, ростом доли внебрачной рождаемости.

Снижение численности населения обусловлено не только низкой рождаемостью, но и высокой смертностью населения. За период с 2000 по 2005 год в крае умерло 134 тыс. человек. Превышение числа умерших над числом родившихся снизилось в 2005 году до 1,5 раза против 1,7 раза в 2000 году (в России соответственно 1,6 и 1,8 раза). Ситуация обостряется сверхсмертностью трудоспособной части населения. Потери трудоспособного населения выросли с 37,6 до 42,6 процента от общего числа умерших, из них около 80 процентов - мужчины.

К основным фактам, влияющим на уровень смертности, необходимо отнести снижение показателей состояния здоровья населения, низкий уровень жизни значительной части населения, относительно высокий уровень безработицы, в том числе нерегистрируемой, что определяет повышенный уровень стрессовых ситуаций, рост потребления алкоголя, наркотиков, ослабление института семьи.

Состояние здоровья и уровень смертности отражаются на показателе ожидаемой продолжительности жизни населения, которая составляет в крае 61,9 года (в России - 65,3 года).

В результате изменений в характере воспроизводства и механическом движении населения изменилась его возрастная структура. За последние годы доля лиц старше трудоспособного возраста выросла с 15,9 до 17,5 процента, при этом доля населения моложе трудоспособного возраста снизилась с 20,4 до 16,3 процента. Средний возраст жителей края 36,54 лет (России - 38,30 лет).

Наряду с естественной убылью численность населения в крае сокращалась за счет миграционного оттока, хотя и с уменьшением его интенсивности. В 2003 году край впервые за многие годы вошел в группу регионов-реципиентов. Положительное сальдо миграции составило 511 человек. В 2005 году в результате миграционной убыли численность населения сократилась на 306 человек. За счет оттока экономически активного населения в другие регионы и за рубеж, а также естественной убыли населения снижается демографическая база, сокращается трудовой потенциал края.

Абсолютная убыль населения - явление долгосрочное. Сложившиеся к настоящему времени параметры его воспроизводства таковы, что население будет продолжать сокращаться.

Непосредственно с демографической ситуацией связано формирование трудовых ресурсов. В 2000 - 2005 годах наблюдался некоторый рост численности трудовых ресурсов, что обусловлено увеличением численности трудоспособного населения (в среднем на 0,1 %) и численности населения старше трудоспособного возраста, занятого в экономике (на 14,5 %).

Государственная политика занятости населения на территории края осуществлялась в рамках Основных направлений содействия занятости населения Хабаровского края на 2001 - 2003 годы, утвержденных постановлением главы администрации края от 26 февраля 2001 г. № 76 и Основных направлений содействия занятости населения Хабаровского края на 2004 - 2005 годы, утвержденных постановлением Губернатора края от 19 апреля 2004 г. № 97.

Численность занятого населения в крае ежегодно увеличивалась. За период с 2000 по 2005 год занятость населения выросла на 6,9 процента и составила в 2005 году 721,3 тыс. человек. За этот период наибольшее увеличение занятости произошло на предприятиях и организациях, предоставляющих коммунальные, социальные и персональные услуги (на 50,8 %), в строительстве (на 37,3 %); осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (на 30,1 %); в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов и предметов личного пользования (на 24,7 %); финансовой деятельности (на 15,9 %).

Отмечаются позитивные сдвиги во внутрипроизводственном использовании рабочей силы. В 2005 году численность персонала, работавшего в режиме неполной занятости, составила 4 процента от среднесписочной численности против 9,2 процента в 2000 году.

Численность занятых по формам собственности в период 2000 - 2005 гг. продолжала перераспределяться в пользу частного сектора экономики. В 2005 году численность занятых в этом секторе составила свыше 40 процентов против 33,2 процента в 2000 году.

На предприятиях с иностранным участием доля занятых составила в 2005 году 3,1 процента по сравнению с 1,4 процента в 2000 году.

В 2000 - 2005 годах продолжились тенденции сокращения общей численности безработных. В рассматриваемом периоде их число уменьшилось в два с лишним раза - с 93,5 до 43,4 тыс. человек.

Удельный вес безработных составил 5,7 процента экономически активного населения против 7,7 процента по Российской Федерации.

В структуре безработных доля женщин по-прежнему вдвое превышает долю мужчин. Безработные женщины в большей мере представлены проблемными группами: молодежью (39,6 %) и лицами предпенсионного возраста (16,5 %). Особенно высок удельный вес безработных женщин в сельской местности. Сохраняется высокой доля женщин среди хронических безработных (67,2 %).

Основным параметром несбалансированности спроса и предложения на рынке труда является низкая цена труда по видам деятельности. Заработная плата по большинству вакансиям, заявленным в службы занятости, ниже прожиточного минимума, установленного в крае.

Высока степень дифференциации территории края по уровню безработицы. В ряде районов уровень безработицы превышает среднекраевой в 2 - 3 раза. Сохраняется низкая занятость населения в сельской местности и в северных районах края. Остро стоят вопросы трудоустройства инвалидов и несовершеннолетних.

За период с 2000 по 2005 год численность привлекаемой иностранной рабочей силы увеличилась в 2,4 раза и составила в 2005 году 10,5 тыс. человек. Наиболее активно иностранные работники привлекались в лесозаготовительную и лесоперерабатывающую промышленность, строительство, торговлю и общественное питание. Возможности интенсивного использования дешевой иностранной рабочей силы, непритязательность рабочих-ми-грантов в социально-бытовом обустройстве являются основными факторами привлечения иностранной рабочей силы.

География привлекаемой в край иностранной рабочей силы обширна и включает около 30 стран мира. Основными поставщиками иностранной рабочей силы являются: Китай - около 40 процентов, страны СНГ - более 20 процентов, КНДР - более 20 процентов, Вьетнам - около 10 процентов от общего количества привлекаемых иностранных работников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»