Действующий

О концепции управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск»

Администрацией города Хабаровска проделана большая работа по совершенствованию управления объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск». В настоящее время вопросы управления объектами недвижимости регулируются, помимо федерального законодательства, следующими нормативными актами:

1) Уставом городского округа «Город Хабаровск» .

2) Решением Хабаровской городской Думы N 51 от 22.03.2005 « Об утверждении Положения «О порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск».

3) Решением Хабаровской городской Думы N 415 от 28.03.2000 «Об утверждении Положения «О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются муниципальные земельные участки, расположенные на территории г. Хабаровска».

4) Постановлением Мэра города Хабаровска N 365 от 20.03.2000 « Об утверждении Положения «О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются объекты муниципальной собственности г. Хабаровска».

5) Решением Хабаровской городской Думы N 344 от 28.09.1999 «Об утверждении Положения о порядке распространения средств наружной рекламы на территории г. Хабаровска» .

6) Постановлением Мэра города Хабаровска N 989 от 16.06.2005 « Об утверждении Положения о ведении реестра муниципального имущества городского округа «Город Хабаровск».

Создано программное средство «Реестр муниципального имущества». В основу Реестра был положен пообъектный учет имущества и регистрация правообладателей для каждого объекта учета. Ведется работа по регистрации права собственности муниципального образования на объекты недвижимости. В ходе этой работы проводится проверка полноты и точности информации об объектах недвижимости, находящихся на балансе муниципальных предприятий и учреждений. Доходы от использования муниципального имущества составили в

2003 году - 551417,31 тыс. рублей,

2004 году - 701754,38 тыс. рублей.

Доходы от приватизации муниципального имущества составили в

2003 году - 13.205. 000 рублей,

2004 году -120.000.000 рублей.

Но несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования объектов муниципальной собственности, существующая система управления нуждается в совершенствовании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципального образования. При реализации отношений собственности муниципальное образование выступает как властная структура, устанавливающая нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и обеспечивающая их выполнение. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципального образования может находиться только три категории имущества:

1)имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных данным Федеральным законом;

2)имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

3)имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать какие виды муниципального имущества в пределах перечня, определенного законом, необходимы им для решения вопросов местного значения. В случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не относящееся ни к одной из вышеперечисленных категорий, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Органы местного самоуправления до 1 января 2009 года должны осуществить в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не относящегося ни к одной из вышеперечисленных категорий и находящегося в муниципальной собственности на день вступления в силу указанного Федерального закона. Данные положения Федерального закона создают правовые гарантии, предусматривающие использование муниципальной собственности в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в этом случае органы местного самоуправления лишаются дополнительных доходов, поступающих в местные бюджеты от использования муниципальной собственности.

В связи с этим по-прежнему остается актуальной задача повышения эффективности использования муниципального имущества. Эту задачу необходимо решать, в частности, за счет обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, проведения государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности, вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, четкого разграничения и скоординированности полномочий всех структурных подразделений администрации города, участвующих в процессе управления недвижимостью, установления жесткого контроля за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Кроме того, необходимо создать методическое обеспечение эффективного управления, в основу которого должны быть положены научно обоснованные, достоверные оценки эффективности управления объектами муниципальной собственности. При этом необходимо выделить основные понятия эффективности управления муниципальным имуществом:

Экономическую эффективность, определяемую отношением доходов муниципального образования, получаемых за определенный период от принадлежащих ему объектов, к затратам на содержание, использование, функционирование указанных объектов, обусловившим получение доходов, включая затраты на управление;

Социальную эффективность, которая определяется отношением социальных результатов, приносимых объектами муниципальной собственности за определенный период, измеренных в денежном выражении, к затратам на получение этих результатов;

Функциональная эффективность системы управления муниципальной собственностью, определяемая полнотой реализации функций управления, которая может быть выражена в виде соотношения набора реализуемых функций управления муниципальной собственностью к расходам на управление ею. Перечень функций управления муниципальной собственностью может быть построен на основе официальных положений, регулирующих деятельность органов управления муниципальной собственностью. Такой набор может рассматриваться как нормативный.

К основным социальным эффектам, достигаемым за счет муниципальной собственности, следует отнести:

-повышение уровня и качества жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения непосредственно и путем развития сферы социальных услуг;

-расходование на социальные нужды части дохода, приносимого муниципальным имуществом;

- создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Достижение целей управления объектами недвижимости возможно при сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном структурном подразделении.

Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка и всех связанных с ним зданий, сооружений.