Объем финансирования основан на прогнозах доходной части краевого целевого бюджетного дорожного фонда исходя из действующего налогового законодательства. Прогнозируемые ежегодные темпы роста поступлений в доходную часть дорожного бюджета края до конца расчетного периода предполагаются незначительными, а размер краевого целевого бюджетного дорожного фонда в сопоставимых ценах не превысит существенно уровень 2005 года. Объем финансирования составит 3043,353 млн. рублей.
Высокая потребность в развитии дорожной сети и бюджетные ограничения в части финансирования автомобильных дорог требуют расширения использования внебюджетных источников для финансирования развития дорожной сети.
Однако отсутствие на Дальнем Востоке сети скоростных магистральных дорог с высокой интенсивностью движения, а также сети дорог, обеспечивающей альтернативный проезд, не позволяет воспользоваться международным опытом взимания платы за пользование автомобильными дорогами и, таким образом, привлечения внебюджетных источников финансирования.
По этой причине основная часть нагрузки по финансированию автомобильных дорог общего пользования ложится на бюджетную систему.
В связи с тем, что с 2005 года дорожные фонды законодательно отменены, в Хабаровском крае в соответствии с Бюджетным кодексом Хабаровского края и Законом Хабаровского края от 14 февраля 2005 г. № 263 «О краевом бюджете на 2005 год», создан краевой целевой бюджетный дорожный фонд.
Источниками формирования краевого целевого бюджетного дорожного фонда являются:
1) транспортный налог;
2) акцизы на бензин, дизельное топливо и моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, а также доходы от уплаты акцизов на бензин, дизельное топливо и моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в краевой бюджет;
3) арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли городских поселений до разграничения государственной собственности на землю в размере 55,17 процента от суммы доходов, подлежащих зачислению в краевой бюджет;
4) поступления от погашения задолженности, образовавшейся по налогу на пользователей автомобильных дорог, по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств;
5) субвенции и субсидии краевому бюджету, выделяемые из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства;
6) прочие доходы в соответствии с действующим законодательством.
Размеры поступлений в бюджет из вышеперечисленных источников приведены в таблице 3.1.
Наполнение краевого целевого бюджетного дорожного фонда в последние годы значительно уменьшилось. Такое положение имеет место не только в Хабаровском крае, но и в России в целом.
В связи с этим при разработке национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года Федеральным дорожным агентством были даны предложения по формированию источников финансирования дорожной отрасли.
Формирование источников финансирования автомобильных дорог предлагается основывать на условии использования автомобильных дорог в качестве платной услуги. Реализацию этого положения в целях упрощения администрирования взимания платы предполагается осуществлять путем взимания установленных налогов и сборов с пользователей автомобильных дорог и других лиц, для которых автомобильная дорога является источником получения доходов. Однако в настоящее время в Дальневосточном федеральном округе в целом и в Хабаровском крае в частности нет необходимых условий для осуществления платного проезда по сети территориальных дорог.
Система финансирования автомобильных дорог общего пользования на каждом уровне государственной власти и местного самоуправления должна обеспечить эффективность инвестиционных и текущих расходов.
Таблица 3.1
Прогноз финансирования дорожного хозяйства Хабаровского края в 2006-2008 гг. при сохранении действующего законодательства по формированию краевого целевого
бюджетного дорожного фонда
(млн. рублей в действующих ценах 2005 года)
Источники поступлений в действующей налоговой базе | Годы | ||
2006 | 2007 | 2008 | |
Все доходы | 1265,2 | 1296,6 | 1365,2 |
в том числе: | |||
транспортный налог | 360,0 | 360,9 | 372,6 |
акцизы на нефтепродукты | 599,0 | 629,0 | 660,0 |
аренда земли | 289,7 | 290,2 | 321,1 |
задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств | 15,0 | 15,0 | 10,0 |
прочие | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Таблица 3.2
Прогноз поступления субсидий из федерального бюджета
(млн. рублей в действующих ценах 2005 года)
Наименование | Годы | ||
2006 | 2007 | 2008 | |
Всего поступлений | 340 | 400 | 450 |
Определение общих приоритетов по финансированию дорожного хозяйства предполагается осуществлять путем ведения отраслевого реестра расходных обязательств, в котором по периодам указаны пообъектные расходы на содержание, ремонт, реконструкцию, строительство, приведение дорог в нормативное состояние.
3.3. Содержание сети территориальных дорог