ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 1997 года N 90
О социально - экономической ситуации в 1996 году и основных направлениях развития экономики края на 1997 год
(с изменениями на 15 августа 1997 года)
____________________________
Утратило силу на основании
Постановления главы администрации Хабаровского края
от 07 марта 1998 года N 95
____________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением главы администрации Хабаровского края от 15 августа 1997 года N 368
________________________________
В 1996 году в экономике края сохранялись кризисные явления, обусловленные в определяющей мере общеэкономической ситуацией в стране. Одним из дестабилизирующих факторов был политический - выборы Президента и руководителей исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований. На государственном уровне в истекшем году не было создано существенных предпосылок стабилизации материального производства. Оставалась высокой стоимость кредитных ресурсов, что практически не давало возможности кредитования реального сектора экономики, прогрессировали неплатежи во взаимоотношениях как между предприятиями, так и между предприятиями и государством. Не способствовал активизации производительной деятельности уровень налогообложения. В целом неудовлетворительно осуществлялось финансирование федеральных программ, бюджетных организаций и социальной сферы, значительной оставалась задолженность федерального бюджета по исполненному государственному заказу и обслуживанию структур Министерства обороны и Федеральной пограничной службы.
Несмотря на сложные экономические и политические условия, администрации края в истекшем году удалось сохранить стабильность социальной и политической ситуации в крае, создать условия для устойчивого функционирования жизнеобеспечивающих отраслей, в значительной мере сдерживать спад в отдельных отраслях экономики.
В 1996 году в результате принятых мер проведена необходимая подготовка энергетических объектов к осенне-зимнему периоду, обеспечена устойчивая работа топливно-энергетического комплекса. Несмотря на острый дефицит финансовых ресурсов, рост неплатежей, администрацией края совместно с АО "Хабаровскэнерго" решались вопросы обеспечения топливом энергоисточников. В Правительстве РФ решен вопрос о выделении дотаций на компенсацию разницы между установленными тарифами на электроэнергию и затратами на ее производство.
Продолжилось строительство ряда важнейших объектов, в том числе реконструкция железнодорожного моста через р. Амур у г. Хабаровска, взлетно - посадочной полосы аэропорта г. Николаевска - на - Амуре.
По инициативе и непосредственном участии администрации края утверждена федеральная программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы". Заключены Договор и Соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти края в различных сферах.
При содействии администрации края в 1996 году обеспечен рост добычи драгоценных металлов (на 3,5 процента к уровню 1995 года). Не сократились объемы вывозки и производства деловой древесины (100,5 процента), добычи рыбы и морепродуктов (100,4 процента), несколько возросли объемы производства на нефтеперерабатывающих предприятиях края (101,9 процента). В то же время не выполнены задания, предусмотренные для приоритетных отраслей промышленности. В аграрном секторе удалось повысить продуктивность крупного рогатого скота, яйценоскость кур, обеспечить в доставке кормами на зимний столовый период.
Организованно проведена кампания по завозу грузов в северные районы края с ограниченными сроками навигации, что в основном обеспечило программу северного завоза по топливу, ГСМ, продовольствию и другим грузам.
Больше уровня 1995 года оказано населению платных услуг, сократились темпы снижения розничного товарооборота и реальных денежных доходов населения.
Основными факторами, обостряющими экономическую ситуацию во всех отраслях хозяйственного комплекса края, оставались высокие транспортные расходы, тарифы на энергоносители, а также сложившаяся структура экономики, имеющая относительно высокую долю обрабатывающих отраслей и оборонных предприятий, подверженных наибольшему спаду производства.
В этих условиях экономика края испытывала острый недостаток оборотных средств и инвестиционных ресурсов, необходимых для обеспечения производственных процессов и реорганизации производства в соответствии с требованиями рынка.
В 1996 году в силу указанных причин объем промышленного производства в крае сократился на 12,7 процента (против 19,4 процентов в 1995 году), объемы инвестиций в основной капитал снизились на 13 процентов (против 16 процентов в 1995 году), уменьшился объем валовой продукции сельского хозяйства.
Финансовые результаты деятельности ухудшились практически во всех отраслях хозяйственного комплекса края. Росло число убыточных предприятий, наблюдалось сокращение массы прибыли. На этом фоне ухудшилась платежная дисциплина, выросла взаимозадолженность предприятий, что оказало отрицательное влияние на формирование бюджета края и его исполнение.
Доходы консолидированного бюджета края в 1996 году составили 4618,97 млрд. рублей, расходы - 6415,9 млрд. рублей.
Несмотря на напряженную ситуацию с исполнением доходной части бюджета, на содержание и развитие социальной сферы, на социальную защиту населения, в 1996 году направлено около 70 процентов консолидированного дохода.
В то же время комитеты и управления администрации края, муниципальные образования еще недостаточно настойчиво проводят работу по стабилизации социально экономической ситуации в крае, совершенствованию управления отраслями хозяйственного комплекса, укреплению платежной дисциплины, исполнению бюджета и повышению эффективности использования бюджетных средств.
Учитывая всю сложность проблем, с которыми экономика края вошла в 1997 год, с целью мобилизации усилий на решение проблем по стабилизации социально - экономического положения в крае
постановляю:
1. В целях достижения стабилизации в социально - экономическом развитии края, его городов и районов, экономического роста в приоритетных отраслях, утвердить задания по основным показателям развития важнейших сфер экономики края согласно приложениям 1 - 12;
2. Всем структурным подразделениям администрации края, главам городов и районов, территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти считать основными задачами в 1997 году:
- безусловное выполнение установленных заданий за счет повышения эффективности всех отраслей экономики на основе технологического обновления и совершенствования системы управления, формирования их рациональной структуры;
- увеличение доходной части бюджета края, совершенствование методов финансирования и эффективного использования выделенных бюджетных средств, мобилизацию внебюджетных средств на финансирование отраслей экономики края и социальной сферы, ужесточение контроля за уплатой налогов и прочих платежей;
- реализацию мероприятий Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы в объемах, предусмотренных программой;
- обеспечение реализации заключенных Договора и Соглашений о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края, подготовка новых Соглашений по приоритетным сферам социально - экономического развития в целях улучшения условий жизнедеятельности населения края;
- реализацию краевых программ и основных направлений развития приоритетных отраслей экономики, утвержденных в соответствии с "Основными направлениями структурной перестройки экономики Хабаровского края на период до 2005 года";
- обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику края за счет создания стабильной нормативно-правовой базы для деятельности иностранных и отечественных инвесторов на территории края, организации системы страхования и залоговых форм инвестирования, развития информационных систем, обеспечивающих процесс инвестирования;
- обеспечение адресной социальной защиты и занятости населения;
- выполнение трехстороннего соглашения, заключенного на 1997 год между администрацией, объединением профессиональных союзов и работодателями края;
- решение важнейших проблем жизнеобеспечения населения края, включая подготовку энергосистем к работе в осенне-зимний период, накопление и завоз грузов в северные районы с ограниченными сроками навигации, своевременность выплаты заработной платы, пенсий, пособий и другие.
3. Первому заместителю главы администрации края по экономике (Г.В.Апанасенко):
- с целью более полного обеспечения доходной части бюджета, формирования внебюджетных фондов координировать деятельность финансовых и налоговых органов, казначейства, направленную на сокращение недоимок и неплатежей в бюджет края;
- в целях сокращения недоимки ввести в практику работы комиссии по эффективному использованию финансовых ресурсов утверждение графиков погашения задолженности по налогам в бюджет края по крупнейшим недоимщикам и обеспечение контроля за их выполнением;
- до 1 мая 1997 г. рассмотреть отчеты руководителей муниципальных образований края о принимаемых мерах по выполнению доходной части бюджетов районов и снижению недоимки по платежам в бюджет края;
- до 15 мая 1997 г. изучить возможность и выработать механизм использования средств страховых компаний для инвестиций в приоритетные отрасли экономики края;
- ввести в практику работы комиссии администрации края по эффективному использованию финансовых ресурсов выделение кредитов под сезонный завоз топлива и продовольствия в северные районы края только после предоставления администрациями районов совместно с государственной налоговой инспекцией по Хабаровскому краю справок о финансовом состоянии предприятий - конечных получателей кредитов;
- обеспечить контроль за целевым использованием средств, перечисляемых на содержание объектов сферы и жилья, передаваемых в муниципальную собственность;
- совместно с комитетом по управлению государственным имуществом края (Г.А.Громова), финансовым управлением администрации края (А.С.Кацуба), комитетами и управлениями доработать проект Постановления Правительства РФ "О передаче Хабаровскому краю находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации" в счет задолженности федерального бюджета краю;
- продолжить работу по развитию сети уполномоченного банка администрации края как на территории края, так и за его пределами в целях совершенствования механизма взаимодействия федерального бюджета и бюджета края, обеспечивающего соблюдение краевых интересов;
- обеспечить формирование залогового фонда Хабаровского края и его рациональное использование в процессе привлечения инвестиций в экономику края;
- упорядочить деятельность негосударственных пенсионных фондов на территории края, до 01.07.97 принять меры к прекращению деятельности таких фондов, не имеющих лицензий инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации;
- совместно с комитетами по экономике, строительству, топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству обеспечить возврат из централизованных источников средств для компенсации затрат, произведенных при ликвидации последствий пожара на ст. Литовко, за счет краевого бюджета и ведомств.
4. Комитету по экономике администрации края (А.Б.Левинталь):
- совместно с комитетом по управлению государственным имуществом края, управлением внешнеэкономических связей и управлением природными ресурсами администрации края подготовить проекты и обеспечить в срок до 1 сентября 1997 г. заключение Соглашений о разделении полномочий между федеральными органами управления и администрацией края в сферах международных и внешнеэкономических отношений, недропользования, пользования и распоряжения лесным фондом;
- совместно с муниципальными образованиями края продолжить работу по определению перспектив социально - экономического развития территорий края и представить их на утверждение главы администрации: по Вяземскому и Советстко - Гаванскому районам - до 1 апреля, по району имени Лазо - до 1 июня, району имени Полины Осипенко - до 1 мая, Бикинскому району - до 1 сентября, Охотскому району - до 1 декабря 1997 года;
- разработать и утвердить в 1 квартале 1997 г. Положение о порядке введения платных услуг органам государственной власти и местного самоуправления, бюджетными учреждениями и организациями;
- определить и представить до 15 мая 1997 г. в Министерство экономики Российской Федерации бюджетную заявку на 1998 год по федеральным целевым программам;
- совместно с первым заместителем главы администрации края по экономике, отраслевыми комитетами администрации края обеспечить поступление средств Федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ в 1997 году в объемах, необходимых для выполнения заданий, установленных программой "Дальнего Востока";
- совместно с управлением финансов до 1 июля 1997 г. разработать Закон Хабаровского края о страховании имущества юридических и физических лиц на территории края от стихийных бедствий;
- до 15 апреля 1997 г. разработать и представить главе администрации края положение о краевом инвестиционном фонде;
- совместно с комитетом по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству до 1 сентября 1997 г. разработать минимальные стандарты качества жилищно - коммунальных услуг на территории края и механизм их внедрения;
- совместно с комитетом по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству и финансовым управлением администрации края внести предложения по предоставлению дотаций за отпускаемую населению тепловую энергию непосредственно ее производителям.
5. Комитету по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края (Ю.Ф.Матвеев):
- совместно с подведомственными структурами обеспечить добычу, переработку и реализацию топлива и выработку тепловой и электрической энергии в объемах, согласно приложениям 1 - 2;
- с целью недопущения резкого роста тарифов на электроэнергию, отпускаемую потребителям края, защитить в первом квартале 1997 г. в Правительстве РФ необходимые объемы целевой дотации из федерального бюджета;
- совместно с комитетами по экономике и по строительству администрации края и главами муниципальных образований завершить в IY квартале 1997 г. разработку схемы газификации Хабаровского края и программ перевода населенных пунктов края на централизованное электрообеспечение, энергосбережения на территории края;
- обеспечить контроль за ходом проведения подготовительных работ к работе в зимний период энергооборудования, тепловых и электрических сетей, накопления топлива и координацию работ всех подведомственных структур по этим вопросам;
- обеспечить в III квартале 1997 г. завершение основных проектных работ и начало строительства газопровода Комсомольск - на - Амуре - Амурск для перевода на газ Амурской ТЭЦ;
- обеспечить разработку программы газификации Хабаровского, Приморского краев и Сахалинской области;
- обеспечить подключение населенных пунктов Нанайского района к централизованному энергообеспечению;
- совместно с комитетом по экономике и управлением внешнеэкономических связей администрации края проводить работу по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, в развитие топливно - энергетического комплекса края, в первую очередь на строительство 4 энергоблока Хабаровской ТЭЦ - 3, электрических и тепловых сетей, газопроводов, нефтепродуктопроводов, а также в реконструкцию нефтеперерабатывающих предприятий края;
- совместно с объединенной энергосистемой Дальнего Востока "Востокэнерго" (В.В.Смирнов) добиваться решения в Правительстве Российской Федерации вопроса о финансировании из федерального бюджета Бурейской ГЭС в объемах, обеспечивающих ввод в эксплуатацию первой очереди в 1999 году;
- обеспечить выполнение инвестиционных программ на малых разрезах, за счет чего получить в 1997 году не менее 205 тысяч тонн угля.
6. Комитету по межрегиональным отношениям, промышленности, транспорту и связи администрации края (В.М.Тевелевич):
- совместно с подведомственными структурами обеспечить выполнение заданий по вывозке древесины, вылову рыбы и выпуску рыбной продукции, добыче золота и драгоценных металлов, строительству и реконструкции автомобильных дорог и освоению капвложений на объемах связи согласно приложениям 3 - 8;
- совместно с первым заместителем главы администрации края по экономике в первом полугодии 1997 г. выработать и согласовать с Министерством финансов и Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации и Государственным комитетом "Росвооружение" механизм оплаты заказчиками продукции, произведенной в рамках государственного оборонного заказа, конверсионных федеральных программ и содержания мобилизационных мощностей через территориальные органы федерального казначейства за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории края и подлежащих перечислению в федеральный бюджет с указанием порядка согласования и сроков выставления безденежных реестров;
- добиться до 1 мая 1997 г. утверждения государственного заказа предприятиям военно - промышленного комплекса с составлением графиков выполнения работ и сроками оплаты за выполненные объемы и поставленную продукцию в 1996-1997 годах;
- совместно с комитетом по управлению государственным имуществом края и руководством авиакомпаний до 1 апреля текущего года завершить отработку вопроса по реорганизации авиатранспортной системы края, продолжить работу по обновлению парка воздушных судов;
- совместно с комитетом по социальной вопросам администрации края (И.И.Стрелкова) до 1 мая 1997 г. разработать положение о механизме предоставления льгот по проезду на общественном транспорте и оплате за услуги связи отдельным категориям граждан, кому эти льготы предоставлены в соответствии с действующим законодательством;
- совместно с комитетом по политике цен администрации края (Н.М.Шестюк) до 15 апреля 1997 г. разработать положение о механизме введения дифференцированных тарифов на услуги общественного транспорта;
- совместно с финансовым управлением администрации края обеспечить приобретение подвижного состава для городского пассажирского транспорта за счет транспортного налога в объемах, предусмотренных краевым бюджетом;
- совместно с комитетом по управлению государственным имуществом края, управлениями природными ресурсами и внешнеэкономических связей администрации края обеспечить подготовку и проведение двух международных конкурсов по предоставлению в долгосрочное пользование (аренду) лесных массивов, подготовку материалов к проведению международного конкурса по освоению нефтегазоносного шельфа Охотского моря;
- совместно с управлением природными ресурсами администрации края и управлением охотничьего хозяйства края (Н.М.Балаганский) в срок до 1 сентября 1997 г. разработать основные направления развития охотничьего хозяйства Хабаровского края до 2000 года;
- совместно с управлением природными ресурсами администрации края до 1 октября 1997 г. разработать проект Лесного кодекса Хабаровского края;
- совместно с дирекцией межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Дальнего Востока и Забайкалья, комитетом по экономике и управлением природными ресурсами администрации края в срок до 1 декабря 1997 г. обеспечить разработку концепции и основных положений подпрограммы Программы Дальний Восток "Обеспечение устойчивого социально - экономического развития субъектов Российской Федерации бассейна реки Амур на основе рационального природопользования, экологической безопасности и межгосударственного сотрудничества" (программа "Амур");
- совместно с комитетом по экономике администрации края в срок до 1 мая 1997 г. разработать положение о реализации на территории края Президентской программы "Народный телефон";
- в первом полугодии 1997 г. решить в Правительстве РФ и Государственном таможенном комитете вопрос создания Приамурского таможенного управления на базе таможни Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной областей;
- до 15 апреля 1997 г. представить предложения по изменению структуры акционерных обществ "Дальлеспром" и "Дальдрев" и схему координации предприятий лесопромышленного комплекса края;
- совместно с акционерными обществами "Дальлес" и "Дальлеспром" в срок до 15 апреля 1997 г. обеспечить принятие итоговых документов по компенсационному соглашению КС - 4 и приступить к его реализации;