Транспортные ограничения обладают для Кемеровской области большой значимостью. Преодоление данных ограничений связано с комплексом мероприятий:
1. Развитие железнодорожной транспортной инфраструктуры, что предполагает реализацию пакета проектов на региональном и федеральном уровнях:
а) модернизация и развитие железнодорожных подъездных путей к пунктам погрузки и местам разработки угольных месторождений;
б) совершенствование технической базы железнодорожной инфраструктуры (создание большегрузных вагонов, повышение скорости движения поездов, организация вождения тяжеловесных составов, строительство современных погрузочных и разгрузочных комплексов и проч.);
в) усиление пропускных и перерабатывающих способностей железнодорожных участков и узлов на основных направлениях массовых перевозок угля и черных металлов (развитие всероссийских магистральных транспортных коридоров) к внутренним и внешним потребителям, электростанциям, портам и жилищно-коммунальным комплексам, в том числе определение приоритетных направлений транспортировки на долгосрочную перспективу; для стабильного функционирования железнодорожного транспорта в регионе необходимо постоянное обновление существующего локомотивного парка (в настоящий момент потребность оценивается в 100 ед. новых электровозов примерной стоимостью 25 млрд. руб. и 16 ед. новых электропоездов стоимостью 1,6 млрд. руб.).
В результате реализации совместной программы развития железнодорожного транспорта Администрации Кемеровской области, ОАО РЖД и крупнейших грузоотправителей пропускная способность предприятий Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги к 2025 году возрастет с 230 млн. т в год (на 2006 год) до 310 - 320 млн. т. По прогнозам угольных предприятий, добыча угля в 2025 году в Кемеровской области составит 270 млн. т в год, или 155% к объему 2006 года.
2. Упорядочение тарифной политики на железнодорожном транспорте. Уже в ближайшее время транспортировка угля может стать системным сдерживающим фактором не только для дальнейшего развития угольной отрасли, но и для реализации "Энергетической стратегии России", в которой предусмотрены увеличение угольной генерации и рост объемов перевозок угля для нужд отечественной энергетики. Тарифы определяют многие параметры инвестиционной политики в угольной отрасли и в сегменте перевозок угля в железнодорожном транспорте. От тарифов во многом зависит степень участия в перевозках угля независимых от ОАО РЖД операторов. Изменение тарифной политики может привести к масштабной реструктуризации рынка угля в РФ и изменению масштабов поставок угля на экспорт, перераспределению инвестиций в угледобычу между разными территориями и стимулированию притока инвестиций в развитие глубокой переработки угля и угольной энергетики в местах разработок. Наиболее позитивен для Кемеровской области вариант тарифного регулирования в рамках политики, выработанной в середине 90-х годов: отнесение перевозок угля к 1-й тарифной группе (наиболее низкие цены на услуги, перевозка металлов относится уже к 3-й тарифной группе), рост тарифов, отстающий от роста инфляции. Однако области и угольной отрасли вряд ли удастся долгое время лоббировать сохранение таких параметров тарифной политики. Слишком велики издержки перевозчиков от перекрестного субсидирования и слишком мало доводов для раскладывания издержек угольных перевозок на отправителей других видов грузов. Скорее всего, уже в среднесрочной перспективе произойдет полное или частичное дерегулирование тарифов на перевозки угля.
Принятие такого решения должно сопровождаться государственными программами, смягчающими для угольщиков последствия повышения тарифов:
а) сохранение возможности временного понижения инфраструктурного тарифа с выделением государственных субсидий инфраструктурным компаниям;
б) специальные государственные программы по снижению затрат на угольные перевозки, включая поддержку производства либо закупку большегрузных вагонов и организацию вождения тяжеловесных составов, модернизацию путевого железнодорожного хозяйства;
в) специальная государственная программа перевода угольной энергетики с "проектного" на стандартный обогащенный уголь, стимулирующая развитие глубокой переработки угля и формирования рынка топлива с новым продуктом;
г) поддержка программ развития логистики угольных перевозок в стране приватным вагонным парком;
д) государственные программы поддержки глубокой переработки угля и роста угольной энергетики в угольных территориях, в которых снижается эффективность разработок месторождений угля.
3. Развитие портовой инфраструктуры, обеспечивающей экспортные перевозки угля и металла производителей Кемеровской области. В ближайшие годы экспорт угля из РФ будет расти темпом 7 - 10% в год. По данным Росинформугля, дефицит отечественных перевалочных мощностей в портах в 20 млн. т. Здесь важно наличие портовых мощностей на наиболее перспективных направлениях перевозок. Большую часть всех грузов металлургических комбинатов в восточном направлении обрабатывают вместе Владивосток и Находка. Крупнейшими портами экспорта российских металлов сегодня являются Санкт-Петербург, Новороссийск, Находка, Владивосток, в меньшем объеме металл также перерабатывают Туапсе, Калининград и ряд малых портов. Перевалка угольных грузов также идет через многие из этих портов с добавлением к ним Усть-Луги, Ванина, Посьета и др. Пока портовые мощности приобретаются либо строятся самими крупными грузоотправителями. Но, учитывая невозможность развития компаниями мощностей одновременно на всех главных направлениях поставок, а также снижение конкурентоспособности при сосредоточении только на каком-то одном из них, компаниям-грузоотправителям придется либо выделить принадлежащие им портовые комплексы в самостоятельные бизнес-единицы, оказывающие услуги всем отправителям на рыночных основаниях, либо прибегать к услугам независимых транспортно-логистических компаний и портовых операторов. Государство может содействовать повышению надежности поставок угля и черного металла через российские порты прямо (определяя специализацию портов при их проектировании, осуществляя тарифное регулирование отдельных видов транспортных услуг, через антимонопольное регулирование) либо косвенно (через инвестиционные программы государственных корпораций, например ОАО РЖД).