Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года)



Таблица 39



Значение для Кемеровской области различных вариантов тарифной политики на железнодорожный транспорт

Значение для грузоотправителей

Значение для перевозчиков

Значение для региона

Риски и ограничения

Государственные программы поддержки перевозок

1

2

3

4

5

6

Сохранение существующих льготных тарифов на перевозку угля

1. Сохранение статус-кво на рынке угля угледобывающими компаниями.

2. Сохранение грузоотправителями собственных транспортных подразделений (компаний) и вагонного парка для покрытия у ОАО РЖД дефицита подвижного состава и поддержания технологической устойчивости производственных процессов на критически допустимом уровне

Возможные варианты преодоления убыточности перевозок угля:

1. Наличие субсидирующего перевозчика на расстояния свыше 1000 км (доминирование ОАО РЖД в перевозках), компенсирующего низкую доходность угольных перевозок за счет перевозки других видов груза.

2. Реализация специальной программы технологической модернизации перевозок угля (повышение скоростей движения, приобретение большегрузных вагонов и эксплуатация тяжеловесных составов, модернизация железнодорожного путевого хозяйства и проч.)

Сохранение статус-кво. Компенсация угольной отрасли региона его удаленности от основных рынков сбыта

1. Невозможность длительного сохранения перекрестного субсидирования угольных перевозок в силу:

а) либерализации рынка перевозок и реструктуризации ОАО РЖД (к 2010 году);

в) либерализации смежных рынков (энергетического и газового) к 2011 - 2015 годам.

2. Блокирование притока частных инвестиций в сектор угольных перевозок железно-дорожным транспортом

1. Государственная программа субсидирования железнодорожных перевозок угля.

2. Государственная программа технологической модернизации перевозок угля, включая программу специального транспортного машиностроения.

3. Установление дифференцированных тарифов в зависимости от способов разгрузки вагонов в портах и от типа используемой при этом техники и технологии.

4. Поддержка программ развития логистики угольных перевозок в стране приватным вагонным парком.

5. Максимально долгое сохранение тарифного регулирования угольных перевозок. Возможность введения ценового регулирования на уголь для распределения прибыли на рынке с учетом транспортной составляющей

Полное дерегулирование перевозок угля

1. Рост себестоимости угля, поставляемого на дальние расстояния.

2. Резкое падение эффективности экспорта угля из внутренних районов РФ. Стимулирование разработки новых месторождений, приближенных к портам.

3. Необходимость перевода угольной энергетики с "проектного" угля на обогащенный для формирования дерегулированного рынка угля

1. Устранение перекрестного субсидирования перевозки угля за счет перевозки других видов грузов.

2. Создание условий для роста объемов перевозок частными (независимыми от ОАО РЖД) операторами. Приход частных инвестиций в перевозки угля

1. Снижение конкурентоспособности угольной отрасли региона в поставках угля на дальние расстояния.

2. Необходимость развития глубокой переработки угля, развитие угольной энергетики в регионе

1. Сохранение "проектных" углей в энергетике, не позволяющее перейти на покупку более дешевых углей.

2. Ускорение процессов вытеснения с рынка неэффективных угледобывающих предприятий.

Возникновение комплекса социальных и бюджетных проблем для территорий с убыточными угледобывающими предприятиями.

3. Сокращение российской доли на мировых рынках угля

1. Специальная государственная программа перевода угольной энергетики с "проектного" на стандартный обогащенный уголь.

2. Государственные программы поддержки территорий с убыточными и закрываемыми угольными предприятиями.

3. Государственные программы поддержки глубокой переработки угля и роста угольной энергетики в угольных регионах, из которых условия поставки угля ухудшаются

Частичное дерегулирование перевозок угля (закрепление транспортной составляющей в конечной цене угля либо выделение инфраструктурного тарифа - компенсация затрат на содержание инфраструктуры железно-дорожных перевозок - и дерегулирование остальных транспортных услуг)

1. Изменение принципа образования транспортных затрат в себестоимости поставок угля. Снижение конкурентоспособности поставщиков угля из внутренних районов страны.

2. Некоторое падение эффективности экспорта угля из внутренних районов РФ. Стимулирование разработки новых месторождений, приближенных к портам.

3. Необходимость перевода угольной энергетики с "проектного" угля на обогащенный для формирования дерегулированного рынка угля

1. Возможность частичного сохранения перекрестного субсидирования перевозки угля за счет перевозки других видов грузов.

2. Создание условий для роста объемов частных (независимых от ОАО РЖД операторов) перевозок. Приход частных инвестиций в перевозки угля

1. Снижение конкурентоспособности угольной отрасли региона в поставках угля на дальние расстояния.

2. Необходимость развития глубокой переработки угля, развитие угольной энергетики в регионе

1. Ускорение процессов вытеснения с рынка неэффективных угледобывающих предприятий. Возникновение комплекса социальных и бюджетных проблем для территорий с убыточными угледобывающими предприятиями.

2. Сокращение российской доли на мировых рынках угля

1. Возможное временное понижение инфраструктурного тарифа с выделением государственных субсидий инфраструктурным компаниям.

2. Государственная программа развития железнодорожной инфраструктуры.

3. Специальная государственная программа перевода угольной энергетики с "проектного" на стандартный обогащенный уголь.

4. Установление дифференцированных тарифов в зависимости от способов разгрузки вагонов в портах и от типа используемой при этом техники и технологии.

5. Поддержка программ развития логистики угольных перевозок в стране приватным вагонным парком.

6. Государственные программы поддержки глубокой переработки угля и роста угольной энергетики в угольных регионах, из которых условия поставки угля ухудшаются.

7. Государственные программы поддержки территорий с убыточными и закрываемыми угледобывающими предприятиями