Значение для Кемеровской области различных вариантов тарифной политики на железнодорожный транспорт
Значение для грузоотправителей | Значение для перевозчиков | Значение для региона | Риски и ограничения | Государственные программы поддержки перевозок | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сохранение существующих льготных тарифов на перевозку угля | 1. Сохранение статус-кво на рынке угля угледобывающими компаниями. 2. Сохранение грузоотправителями собственных транспортных подразделений (компаний) и вагонного парка для покрытия у ОАО РЖД дефицита подвижного состава и поддержания технологической устойчивости производственных процессов на критически допустимом уровне | Возможные варианты преодоления убыточности перевозок угля: 1. Наличие субсидирующего перевозчика на расстояния свыше 1000 км (доминирование ОАО РЖД в перевозках), компенсирующего низкую доходность угольных перевозок за счет перевозки других видов груза. 2. Реализация специальной программы технологической модернизации перевозок угля (повышение скоростей движения, приобретение большегрузных вагонов и эксплуатация тяжеловесных составов, модернизация железнодорожного путевого хозяйства и проч.) | Сохранение статус-кво. Компенсация угольной отрасли региона его удаленности от основных рынков сбыта | 1. Невозможность длительного сохранения перекрестного субсидирования угольных перевозок в силу: а) либерализации рынка перевозок и реструктуризации ОАО РЖД (к 2010 году); в) либерализации смежных рынков (энергетического и газового) к 2011 - 2015 годам. 2. Блокирование притока частных инвестиций в сектор угольных перевозок железно-дорожным транспортом | 1. Государственная программа субсидирования железнодорожных перевозок угля. 2. Государственная программа технологической модернизации перевозок угля, включая программу специального транспортного машиностроения. 3. Установление дифференцированных тарифов в зависимости от способов разгрузки вагонов в портах и от типа используемой при этом техники и технологии. 4. Поддержка программ развития логистики угольных перевозок в стране приватным вагонным парком. 5. Максимально долгое сохранение тарифного регулирования угольных перевозок. Возможность введения ценового регулирования на уголь для распределения прибыли на рынке с учетом транспортной составляющей |
Полное дерегулирование перевозок угля | 1. Рост себестоимости угля, поставляемого на дальние расстояния. 2. Резкое падение эффективности экспорта угля из внутренних районов РФ. Стимулирование разработки новых месторождений, приближенных к портам. 3. Необходимость перевода угольной энергетики с "проектного" угля на обогащенный для формирования дерегулированного рынка угля | 1. Устранение перекрестного субсидирования перевозки угля за счет перевозки других видов грузов. 2. Создание условий для роста объемов перевозок частными (независимыми от ОАО РЖД) операторами. Приход частных инвестиций в перевозки угля | 1. Снижение конкурентоспособности угольной отрасли региона в поставках угля на дальние расстояния. 2. Необходимость развития глубокой переработки угля, развитие угольной энергетики в регионе | 1. Сохранение "проектных" углей в энергетике, не позволяющее перейти на покупку более дешевых углей. 2. Ускорение процессов вытеснения с рынка неэффективных угледобывающих предприятий. Возникновение комплекса социальных и бюджетных проблем для территорий с убыточными угледобывающими предприятиями. 3. Сокращение российской доли на мировых рынках угля | 1. Специальная государственная программа перевода угольной энергетики с "проектного" на стандартный обогащенный уголь. 2. Государственные программы поддержки территорий с убыточными и закрываемыми угольными предприятиями. 3. Государственные программы поддержки глубокой переработки угля и роста угольной энергетики в угольных регионах, из которых условия поставки угля ухудшаются |
Частичное дерегулирование перевозок угля (закрепление транспортной составляющей в конечной цене угля либо выделение инфраструктурного тарифа - компенсация затрат на содержание инфраструктуры железно-дорожных перевозок - и дерегулирование остальных транспортных услуг) | 1. Изменение принципа образования транспортных затрат в себестоимости поставок угля. Снижение конкурентоспособности поставщиков угля из внутренних районов страны. 2. Некоторое падение эффективности экспорта угля из внутренних районов РФ. Стимулирование разработки новых месторождений, приближенных к портам. 3. Необходимость перевода угольной энергетики с "проектного" угля на обогащенный для формирования дерегулированного рынка угля | 1. Возможность частичного сохранения перекрестного субсидирования перевозки угля за счет перевозки других видов грузов. 2. Создание условий для роста объемов частных (независимых от ОАО РЖД операторов) перевозок. Приход частных инвестиций в перевозки угля | 1. Снижение конкурентоспособности угольной отрасли региона в поставках угля на дальние расстояния. 2. Необходимость развития глубокой переработки угля, развитие угольной энергетики в регионе | 1. Ускорение процессов вытеснения с рынка неэффективных угледобывающих предприятий. Возникновение комплекса социальных и бюджетных проблем для территорий с убыточными угледобывающими предприятиями. 2. Сокращение российской доли на мировых рынках угля | 1. Возможное временное понижение инфраструктурного тарифа с выделением государственных субсидий инфраструктурным компаниям. 2. Государственная программа развития железнодорожной инфраструктуры. 3. Специальная государственная программа перевода угольной энергетики с "проектного" на стандартный обогащенный уголь. 4. Установление дифференцированных тарифов в зависимости от способов разгрузки вагонов в портах и от типа используемой при этом техники и технологии. 5. Поддержка программ развития логистики угольных перевозок в стране приватным вагонным парком. 6. Государственные программы поддержки глубокой переработки угля и роста угольной энергетики в угольных регионах, из которых условия поставки угля ухудшаются. 7. Государственные программы поддержки территорий с убыточными и закрываемыми угледобывающими предприятиями |