Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года)



3.2.6. Развитие системы подготовки кадров, устранение диспропорций в развитии рынка труда


В долгосрочной перспективе основным инструментом государственного развития и упорядочения рынка труда будет система общего среднего и профессионального образования. В настоящее время в систему начального профессионального образования Кемеровской области входит 77 образовательных учреждений, в которых обучаются 33,2 тыс. учащихся и работают около 4 тыс. педагогов. Учреждения начального профессионального образования осуществляют подготовку специалистов по 200 профессиям. В 2005 году было выпущено 15,4 тыс. специалистов рабочих профессий. Система среднего профессионального образования включает в себя 53 самостоятельных учебных заведения и 14 филиалов, обеспечивающих подготовку специалистов по 80 специальностям. 22 учреждения имеют статус колледжа, то есть реализуют образовательные программы повышенного уровня среднего профессионального образования. Общая численность студентов данной системы образования в области составляет свыше 55,1 тыс. человек, в том числе на очной форме обучаются 39,8 тыс. человек. Средними специальными учебными заведениями области в 2005 году было выпущено 14,3 тыс. специалистов. Обучение студентов в средних специальных учебных заведениях осуществляют 2,9 тыс. штатных преподавателей, из которых 43% имеют высшую квалификационную категорию, 42 преподавателя имеют ученую степень кандидата наук. Подготовку специалистов с высшим образованием в области осуществляют 42 государственных высших профессиональных учебных заведения, в том числе 10 самостоятельных и 32 филиала. В государственных вузах области обучается около 102 тыс. студентов. Самым крупным по численности студентов остается Кемеровский государственный технический университет (23% от общего числа). Более 50% студентов обучаются на дневном отделении, что соответствует средним показателям по России. В системе высшего профессионального образования подготовка специалистов осуществляется по 214 специальностям. Кроме того, в соответствии с потребностями региона ежегодно создаются новые специальности. В 2005 году открыто еще 8 новых специальностей.


Состояние рынка труда и системы общего и профессионального образования становится одним из решающих факторов конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе. При этом существующая система учебных заведений и институты, отвечающие за состояние рынка труда, не соответствуют уровню и темпам развития экономики региона. Отмечается снижение качества рабочей силы, характеризующееся старением и сокращением кадрового состава. В общей численности занятого населения удельный вес занятых в возрасте 50 - 59 лет растет, в возрасте 30 - 39 лет уменьшается, в возрасте 20 - 29 лет остается неизменным. Средний возраст занятых увеличился с 38 лет до 39. Растет уровень образования экономически активного населения: численность имеющих высшее образование увеличилась с 17 до 21%. Важная проблема - замещение кадрового состава. Остается актуальной потребность организаций в высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических кадрах. Потребность организаций области в рабочей силе в 2006 году составила около 190 тысяч человек, из которых 80% рабочие профессии.


Для синхронизации этой системы требуется решать целый комплекс взаимосвязанных задач и запустить в регионе реализацию серии новых проектов и программ:


1. Региональная поддержка модернизации учебного процесса и учебных программ. Это предполагает внедрение модульных учебных программ и наращивание в преподавании объема практических учебных примеров, симуляторов и проч. (так называемых кейсов), увеличение выпуска специалистов последипломной ступени с более глубокой специализацией в практических вопросах, переход к "беступиковому" учебному процессу, позволяющему обучающемуся получать новые специальности, добирая в ходе обучения необходимые отдельные модули и самостоятельно определяя свою индивидуальную образовательную траекторию. Именно такой подход положен в основу реформирования учебного процесса в Сибирском федеральном университете и применяется в наиболее передовых вузах Российской Федерации, например, в ГУ "Высшая школа экономики". В целом данный опыт соответствует наиболее передовым образцам мировой практики.


2. Реформирование системы управления учебными заведениями. Введение в попечительские советы представителей региональных и муниципальных властей, работодателей. В целом это соответствует стратегии развития системы профобразования Минобрнауки РФ. В регионе уже есть успешный опыт взаимодействия работодателей и учебных заведений. В частности, действует соглашение о целевой подготовке кадров между корпорацией СУЭК и Кемеровским государственным техническим университетом, где изначально задаются новые требования к подготовке кадров: междисциплинарность, высокий уровень подготовки по информационным технологиям, знание одного иностранного языка в совершенстве (второго - желательно как рабочий) и т.д. Организация системы ежегодного мониторинга с целью корректировки деятельности образовательных учреждений в части учебных программ, объемов и профилей подготовки в соответствии со спросом рынка труда.


3. Аудит региональных целевых программ развития системы профобразования со стороны работодателей и международных организаций. Например, Всемирного банка, который уже реализует такие программы в Югре (ХМАО) и Татарстане.


4. Создание системы учреждений непрерывного образования (расширение возможностей дистантного образования, субсидия взрослым, повышающим квалификацию, создание центров образовательного брокерства и проч.).