(с изменениями на 16 октября 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 511-п
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Красноярского края от 03 апреля 2012 года N 137-п
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 14 (526), 09.04.2012)
постановлением Правительства Красноярского края от 18 мая 2012 года N 215-п
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 23(535), 05.06.2012)
постановлением Правительства Красноярского края от 16 октября 2012 года N 541-п
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 50 (562), 29.10.2012)
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 10 Закона Красноярского края от 28.06.2007 № 2-190 «О культуре»
постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры сельских поселений Красноярского края» на 2012-2014 годы (прилагается).
2. Опубликовать постановление в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края».
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Э.Ш. Акбулатов
Долгосрочная целевая программа
«Развитие и модернизация материально-технической базы
муниципальных учреждений культуры сельских поселений
Красноярского края» на 2012-2014 годы
Наименование программы | долгосрочная целевая программа «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры сельских поселений Красноярского края» на 2012-2014 годы (далее - программа) |
Основание для разработки программы | статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; |
Государственный заказчик и разработчик программы | министерство культуры Красноярского края |
Исполнители мероприятий программы | министерство культуры Красноярского края; |
Главные распорядители бюджетных средств | министерство культуры Красноярского края; |
Цель и задачи программы | цель программы - создание условий для сохранения и развития культурного потенциала сельских территорий, творческой самореализации и удовлетворения культурных потребностей сельского населения Красноярского края; |
Целевые индикаторы | доля сельских учреждений культурно-досугового типа, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве сельских учреждений культурно-досугового типа, - 72,0% |
Этапы и сроки реализации программы | 2012-2014 годы, в том числе: |
Объемы и источники финансирования | 271000,0 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам: |
(строка в редакции, введенной в действие с 06 июня 2012 года постановлением Правительства Красноярского края от 18 мая 2012 года N 215-п, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы в целом и по годам | количество сельских учреждений культурно-досугового типа, в которых проведен капитальный ремонт и реконструкция, составит не менее 28 ед., в том числе в 2012 году - 9 ед., в 2013 году - 8 ед., в 2014 году - 11 ед.; |
(строка в редакции, введенной в действие с 06 июня 2012 года постановлением Правительства Красноярского края от 18 мая 2012 года N 215-п, - см. предыдущую редакцию) | |
Система организации контроля за исполнением программы | министерство культуры Красноярского края; |
Культурно-досуговая сфера является важнейшей составной частью культурного пространства Красноярского края (далее - края) и располагает значительным потенциалом. В результате последовательной и системной реализации инноваций в культурно-досуговой сфере в муниципальных образованиях края создаются многопрофильные учреждения, в том числе культурно-досуговые центры, Центры культуры, клубы-музеи, клубы-библиотеки, Дома ремесел, Центры культуры и кино, Центры народного творчества, культурно-социальные комплексы.
В крае насчитывается 538 коллективов, удостоенных звания «народный», в их числе хоры, ансамбли песни и танца, народных инструментов, духовых инструментов, вокально-инструментальные, хореографические, театральные, фольклорные коллективы. Сложилась система традиционных творческих акций по всем жанрам любительского искусства, таких как музыкальные, хореографические и фольклорные фестивали, творческие мастерские, выставки декоративно-прикладного искусства, фестивали национальных культур, детского творчества.
По основным показателям деятельности учреждений культурно-досугового типа края за 2009 и 2010 годы наблюдается положительная динамика. В 2010 году в учреждениях культурно-досугового типа края проведено 215,5 тыс. мероприятий, что на 2,7% больше по сравнению с 2009 годом, число посетителей мероприятий на платной основе выросло на 4,5% и составило 3098,2 тыс. человек. За счет создания новых клубов по интересам и любительских объединений произошел рост числа клубных формирований с 10,4 ед. в 2009 году до 10,5 ед. в 2010 году, число участников возросло с 139,5 тыс. человек до 139,9 тыс. человек. Положительная динамика числа мероприятий, клубных формирований и их участников объясняется активизацией усилий работников культуры по расширению спектра предоставляемых жителям края культурных услуг, улучшением материально-технической базы ряда учреждений культурно-досугового типа.
Вместе с тем, следует отметить, что в целом продолжается тенденция сокращения числа учреждений культурно-досугового типа - если в 2000 году в крае насчитывалось 1330 учреждений, то сейчас функционирует уже 1280 учреждений - 5 краевых государственных и 1275 муниципальных, из них 1180 учреждений (92,5%) находится в сельской местности. Причем в большинстве случаев закрываются клубы в отдаленных поселениях, там, где они были единственным местом досуга людей, приобщения их к культуре. Таким образом, сокращение сети учреждений культурно-досугового типа приводит к нарушению конституционных прав граждан на получение услуг в сфере культуры.
Сокращается число мест в зрительных залах учреждений культурно-досугового типа (2000 год - 195,8 тыс. мест, 2010 год - 184,4 тыс. мест), что вызвано закрытием или переводом учреждений в приспособленные помещения, отсутствием средств на замену мебели. Обеспеченность жителей края местами в зрительных залах учреждений культурно-досугового типа неравномерна (несмотря на то, что в целом по краю эта цифра составляет 100%), кроме того, в ведомственной статистике учитываются зрительские места в учреждениях, которые находятся в аварийном состоянии и не функционируют, расположены в приспособленных помещениях или арендуют зрительные залы в других учреждениях.
Решению проблем муниципальных учреждений культуры в крае способствовала реализация краевых целевых программ, в том числе «Поддержка сельской культуры Красноярского края» на 2001-2005 годы, «Безопасность музейных и библиотечных фондов Красноярского края» на 2002-2006 годы. В 2009 году завершена реализация краевой целевой программы «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы с общим объёмом финансирования 423,2 млн. рублей, при этом 88% от общей суммы было направлено на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры края. Аналогичная программа утверждена Правительством края на 2010-2012 годы с объёмом финансирования 577,7 млн. рублей.
Несмотря на принимаемые меры, состояние материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа продолжает ухудшаться и не способно на сегодняшний день обеспечить должное развитие культуры на селе. Существующие здания имеют малую вместимость, слабо оснащены современным оборудованием, непривлекательны по дизайну, а также в большинстве своем недоступны для лиц с ограниченными возможностями. Здания сельских клубов в основном не имеют дополнительных помещений для хранения инвентаря, музыкальных инструментов и прочего имущества.
Срок эксплуатации 70% зданий учреждений культурно-досугового типа сельских населенных пунктов края составляет 50-30 лет, 97,5% зданий сельских клубов построено до 2000 года.
Ежегодно растет число зданий учреждений культурно-досугового типа, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Если в 2000 году по данным ведомственной статистической отчетности капитального ремонта требовали 227 зданий из 1245 (18,2%), а число аварийных зданий составляло 15 единиц (1,2%), то в 2010 году уже 387 зданий из 1269 (30,5%) требуют капитального ремонта, число аварийных зданий составляет 20 единиц (1,6%). В том числе в сельской местности капитального ремонта требуют 339 зданий из 1167 (29%), аварийными признаны 16 (1,4%). Наибольшее число зданий, находящихся в неудовлетворительном состоянии, расположено в следующих муниципальных районах:
Мотыгинский - 14 (100%);
Боготольский - 25 (89%);
Минусинский - 27 (84%);
Шушенский - 19 (76%);
Казачинский - 17 (68%);
Енисейский - 22 (67%);
Ачинский - 12 (63%);
Дзержинский - 18 (62%);
Нижнеингашский - 19 (53%);
Идринский - 16 (53%);
Богучанский - 14 (50%);
Туруханский - 10 (50%);
Кежемский - 7 (47%);
Пировский - 11 (46%);
Партизанский - 9 (45%);
Эвенкийский - 8 (40%);
Абанский - 16 (39%);
Уярский - 8 (35%).
В остальных муниципальных районах края удельный вес зданий, требующих капитального ремонта, составляет в среднем от 6% до 30%.
Следует также отметить, что ведомственные статистические данные не в полной мере отражают действительное техническое состояние зданий учреждений культурно-досугового типа, в связи с чем необходимо проведение комплексных предпроектных обследований и инженерных изысканий.
Высокая степень изношенности основных фондов, наряду с недостаточным финансированием мероприятий, направленных на ремонт сетей энергоснабжения, водоснабжения, приобретение первичных средств пожаротушения, систем пожарной сигнализации и другого оборудования, привело к тому, что на сегодняшний день учреждения культурно-досугового типа представляют собой одну из наименее защищенных категорий объектов с массовым пребыванием людей. Проведенный анализ показал высокую потребность в оснащении противопожарным оборудованием, замене электропроводки, горючей отделки стен, полов, обработке огнезащитным составом строительных конструкций, одежды сцены, декораций. Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в учреждениях культурно-досугового типа, расположенных в сельской местности. За нарушения норм и правил пожарной безопасности постановлениями судов приостанавливается деятельность десятков сельских клубов, Домов культуры, остается высоким ущерб от пожаров - утрачены здания Домов культуры и библиотек в Козульском, Ирбейском, Пировском, Кежемском, Саянском и ряде других муниципальных районов края.
Проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности целесообразно проводить в комплексе с ремонтными работами (в том числе замена горючих материалов отделки стен, потолков, полов на соответствующие современным требованиям материалы, ремонт электропроводки, сетей противопожарного водоснабжения, установка систем пожаротушения, противодымной и приточно-вытяжной вентиляции и других).
Большую проблему представляет отсутствие необходимой проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, что препятствует включению учреждений культурно-досугового типа в долгосрочные целевые программы края и федеральные целевые программы.
Особого внимания заслуживает тот факт, что жители почти 500 населенных пунктов края лишены доступа к культурным ценностям и благам в связи с отсутствием в них учреждений культуры. Большинство таких населенных пунктов (83%) составляют деревни и поселки с числом жителей до 100 человек, 17% - с населением до 500 человек и выше.
Для улучшения культурного обслуживания сельского населения края, сохранения культурного наследия и повышения творческого потенциала сельских жителей необходима поэтапная модернизация сельских учреждений культурно-досугового типа путем проведения капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по обеспечению пожарной безопасности зданий, а также строительство новых современных зданий, позволяющих организовать культурно-досуговую деятельность в соответствии с потребностями населения. Учреждение культурно-досугового типа должно сочетать досуговые технологии и сохранение традиций народной культуры, создавать зоны для свободного общения, и в целом играть роль центра культурной и общественной жизни села.
В рамках программы при строительстве зданий учреждений культурно-досугового типа планируется использование современных строительных технологий (применение быстровозводимых легких модульных конструкций), что наряду с разработкой типовых проектных решений позволит существенно снизить стоимость и продолжительность строительства объектов, а также будет способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов на основе:
определения целей, задач, состава мероприятий и запланированных результатов;
концентрации ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам сохранения и развития культурного потенциала сельских населенных пунктов края.
Вместе с тем, применение программно-целевого метода сопряжено с определенными рисками, в частности, в процессе реализации программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных социально-экономических результатов. В целях управления указанным риском предусматривается ежегодная корректировка индикаторов и показателей, мероприятий программы, а также перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
Выбор программных мероприятий обусловлен необходимостью решения проблем, обозначенных в разделе 2.1 программы «Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы».
Целью программы является создание условий для сохранения и развития культурного потенциала сельских территорий, творческой самореализации и удовлетворения культурных потребностей сельского населения Красноярского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
повышение уровня комфортности и безопасности пребывания посетителей в сельских учреждениях культуры Красноярского края;
обеспечение равных возможностей доступа к культурным ценностям и участия в культурной жизни для сельского населения Красноярского края.
Срок реализации программы - 2012 - 2014 годы.
Этапы реализации программы:
I этап - 2012 год;
II этап - 2013 год;
III этап - 2014 год.
Индикаторы и показатели результативности и их планируемые значения: