ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 25 января 2007 года N 21-5700
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" НА 2007 - 2009 ГОДЫ"
(в ред. Законов Красноярского края
от 29.03.2007 N 22-6013, от 08.11.2007 N 3-720,
от 10.07.2008 N 6-2002, от 18.11.2008 N 7-2435,
от 18.06.2009 N 8-3370, от 24.12.2009 N 9-4233)
Утвердить краевую целевую программу "Кадровое обеспечение инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края" на 2007 - 2009 годы" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Губернатор
Красноярского края
А.Г.ХЛОПОНИН
13.02.2007
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" НА 2007 - 2009 ГОДЫ"
(в ред. Законов Красноярского края
от 29.03.2007 N 22-6013, от 08.11.2007 N 3-720,
от 10.07.2008 N 6-2002, от 18.11.2008 N 7-2435,
от 18.06.2009 N 8-3370, от 24.12.2009 N 9-4233)
┌════════════════┬═══════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │краевая целевая программа "Кадровое │
│программы │обеспечение инвестиционных проектов, │
│ │реализуемых на территории Красноярского края" │
│ │на 2007 - 2009 годы" (далее - программа) │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Основание для │послание Губернатора Красноярского края к │
│разработки │Законодательному Собранию Красноярского края от│
│программы │25 сентября 2006 года "Основные приоритеты │
│ │социально-экономической политики объединенного │
│ │края на 2007 год и ближайшую перспективу" │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │департамент образования, науки, культуры и │
│заказчик │спорта администрации Красноярского края │
│программы │ │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители │министерство образования и науки Красноярского │
│мероприятий │края; │
│программы │государственные образовательные учреждения │
│ │профессионального образования │
│(в ред. Закона Красноярского края от 18.11.2008 N 7-2435) │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик │департамент образования, науки, культуры и │
│программы │спорта администрации Красноярского края │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Главный │министерство образования и науки Красноярского │
│распорядитель │края │
│бюджетных │ │
│средств │ │
│(в ред. Закона Красноярского края от 18.11.2008 N 7-2435) │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Цель программы │подготовка конкурентоспособных рабочих и │
│ │специалистов для обеспечения кадровой │
│ │потребности организаций, участвующих в освоении│
│ │территории Красноярского края │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Задачи программы│открытие новых профессий и направлений │
│ │подготовки, востребованных организациями, │
│ │участвующими в освоении территории │
│ │Красноярского края; │
│ │обеспечение качества профессиональной │
│ │подготовки и переподготовки за счет │
│ │приведения его в соответствие с │
│ │квалификационными требованиями работодателей, │
│ │участвующих в реализации инвестиционных │
│ │проектов; │
│ │укрепление и развитие материально-технической │
│ │базы учреждений, реализующих программы │
│ │подготовки и переподготовки кадров для │
│ │инвестиционных проектов │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации│2007 - 2009 годы │
│программы │ │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и │138214,60 тыс. рублей за счет средств краевого │
│источники │бюджета, в том числе по годам: │
│финансирования │2007 год - 49565 тыс. рублей; │
│программы │2008 год - 49903 тыс. рублей; │
│ │2009 год - 38746,6 тыс. рублей │
│(в ред. Закона Красноярского края от 18.06.2009 N 8-3370) │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые │подготовка для инвестиционных проектов рабочих │
│конечные │и специалистов, отвечающих квалификационным │
│результаты │требованиям работодателей, в количестве не │
│реализации │менее чем 2700 человек в год; │
│программы │открытие новых профессий и направлений │
│ │подготовки, востребованных организациями, │
│ │участвующими в освоении территории │
│ │Красноярского края, в количестве не менее 14 │
│ │в течение 3 лет; │
│ │увеличение доли рабочих и специалистов, │
│ │прошедших подготовку и переподготовку в краевых│
│ │учреждениях начального и среднего │
│ │профессионального образования, │
│ │трудоустроившихся на предприятия и организации,│
│ │обеспечивающие реализацию инвестиционных │
│ │проектов (с 90 процентов выпускников от общего │
│ │выпуска в 2006 году до 98 процентов в 2009 │
│ │году); │
│ │увеличение доли образовательных программ, │
│ │разработанных при участии работодателей, до │
│ │50 процентов от общего объема программ, │
│ │реализуемых для инвестиционных проектов; │
│ │повышение квалификации инженерно- │
│ │педагогических, педагогических и │
│ │управленческих кадров, способных обеспечить │
│ │реализацию современных образовательных │
│ │программ (не менее 116 человек за три года); │
│ │модернизация учебно-материальной базы 14 │
│ │образовательных учреждений системы начального и│
│ │среднего профессионального образования края в │
│ │соответствии с требованиями образовательных │
│ │программ; │
│ │оснащение двух образовательных учреждений │
│ │("ресурсных центров"), обеспечивающих │
│ │разработку образовательных программ, │
│ │качественную подготовку высококвалифицированных│
│ │рабочих и специалистов и взаимодействие между │
│ │образовательными учреждениями и работодателями │
│(в ред. Закона Красноярского края от 18.06.2009 N 8-3370) │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════┤
│Организация │министерство образования и науки Красноярского │
│контроля за │края; │
│исполнением │служба финансово-экономического контроля │
│программы │Красноярского края │
│(в ред. Закона Красноярского края от 18.11.2008 N 7-2435) │
└════════════════┴═══════════════════════════════════════════════…
Обеспечение получения качественного профессионального образования является одной из первоочередных задач краевой образовательной политики, решение которой создает условия для формирования активной жизненной позиции молодежи и обеспечивает консолидацию интеллектуального потенциала в Красноярском крае для его промышленного, социального, научного и культурного развития.
Современная ситуация в Красноярском крае характеризуется масштабной реализацией инвестиционных проектов, в том числе проектов, связанных с освоением Ванкорского нефтяного месторождения, территории Нижнего Приангарья и других, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах по профессиям: мастер общестроительных работ, машинист дорожных и строительных машин, машинист подъемно-транспортных машин, монтажник трубопроводов, монтажник санитарно-технических систем, водитель, сварщик; по профессиям, связанным с переработкой нефти и нефтепродуктов и т.д.
В настоящее время существует риск того, что потенциальные работодатели, реализующие указанные инвестиционные проекты на территории края, связывают кадровые потребности не с людскими ресурсами Красноярского края, а с рабочей силой из числа мигрантов, жителей иных регионов Российской Федерации, которые предлагают более выгодные условия с точки зрения оплаты и квалификации труда. Таким образом, для многих слоев населения Красноярского края, особенно молодежи и социально уязвимых категорий граждан, создается риск невовлеченности в процесс реализации инвестиционных проектов, что может стать источником определенной социальной напряженности.
Именно система профессионального образования края должна стать связующим звеном между населением края и предприятиями, организациями, участвующими в реализации инвестиционных проектов (далее - инвестпроекты), которое позволит сформировать востребованный кадровый потенциал (высококвалифицированные и конкурентоспособные кадры), повысить квалификационный уровень рабочих и специалистов, тем самым увеличить инвестиционную привлекательность Красноярского края по сравнению с другими регионами Российской Федерации.
В соответствии с возможностью осуществлять подготовку и переподготовку по востребованным группам профессий определены учебные заведения - Красноярский монтажный колледж (подготовка монтажников), Красноярский индустриально-металлургический техникум, ПЛ N 54, ПУ N 20, 66 (подготовка сварщиков), ПУ N 20, 27, 67 (подготовка строителей), ПУ N 14, 22, 60, 66, ПЛ N 56 (подготовка водителей), ПЛ N 54 (подготовка электромонтеров), Красноярский индустриально-металлургический техникум (подготовка слесарей - ремонтников), ПЛ N 1, МПЛ (подготовка станочников), ПЛ N 96 (подготовка лаборантов химического анализа), ПУ N 21 (подготовка монтажников санитарно-технических систем). В данных учебных заведениях планируется и подготовка и переподготовка по новым профессиям (машинист на открытых горных работах, обогатитель полезных ископаемых и т.д.). В связи с этим настоящей программой предполагается финансирование данных учебных заведений.
(в ред. Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4233)
Однако в настоящий момент начальное и среднее профессиональное образование по объективным причинам, в том числе связанным с отсутствием должного уровня финансирования, падением престижа рабочих профессий, не может удовлетворить по большей части современные требования работодателей. Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (по направлениям подготовки, востребованным в связи с реализацией инвестиционных проектов, используется в основном учебное оборудование 70-х годов выпуска), с использованием образовательных программ, не согласованных с работодателями. Реальные и предполагаемые объемы и направления текущего бюджетного финансирования учреждений системы начального и среднего профессионального образования не создают полноценных возможностей по приобретению в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий и по масштабному переоснащению образовательных учреждений.
Следствием этого является тот факт, что большинство работодателей, особенно участвующих в реализации инвестиционных проектов на территории края, пока не рассматривают систему начального и среднего профессионального образования как базовую по воспроизводству кадров. Положение усугубляется несформированностью непрерывного образовательного пространства, что лишает возможности реализовывать гибкие и сопряженные программы начального и среднего профессионального образования, не позволяет обеспечить учащимся вариативность и доступность желаемого образовательного уровня. В итоге рабочие и специалисты, подготовленные в образовательных учреждениях края, не могут устроиться на работу на современные предприятия, особенно на крупные предприятия в сфере, связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых.
В связи с этим приобретает особую актуальность модернизация системы профессионального образования, повышение ее качества за счет корректировки имеющихся и создания новых образовательных программ с учетом интересов потенциальных работодателей, привлечение представителей предприятий и организаций к разработке образовательных программ и требований к профессиональным квалификациям выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, повышение квалификации преподавателей, мастеров и управленцев, обновление материальной базы образовательных учреждений, способных готовить квалифицированные кадры для реализации инвестиционных проектов. Также требуется создание лаборатории профессионального образования, занимающейся информированием населения о кадровых потребностях работодателей, об уровне квалификации специалистов, желающих работать на инвестиционных объектах, разработкой на основе современных производственных и педагогических технологий образовательных программ, удовлетворяющих требованиям предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, сопровождением внедрения их в учебный процесс, мониторингом качества подготовки кадров для инвестиционных проектов.
Для реализации системных изменений в сфере профессионального образования необходимо принятие на среднесрочную перспективу специальной целевой программы, направленной на модернизацию учреждений начального и среднего профессионального образования с целью кадрового обеспечения инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края.
Цель программы - подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов для обеспечения кадровой потребности организаций, участвующих в освоении территории Красноярского края.
Краевая целевая программа реализуется в период с 2007 по 2009 год.
Задачами программы являются:
- открытие новых профессий и направлений подготовки, востребованных организациями, участвующими в освоении территории Красноярского края;
- обеспечение качества профессиональной подготовки и переподготовки за счет приведения его в соответствие с квалификационными требованиями работодателей, участвующих в реализации инвестиционных проектов;
- укрепление и развитие материально-технической базы учреждений, реализующих программы подготовки и переподготовки кадров для инвестиционных проектов.
Мероприятия, запланированные в области реализации программы в части повышения качества профессионального образования, укрепления и развития материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования, находятся в компетенции министерства образования и науки Красноярского края, являющегося главным распорядителем бюджетных средств.
(в ред. Закона Красноярского края от 18.11.2008 N 7-2435)
Реализацию краевой целевой программы осуществляет министерство образования и науки Красноярского края (далее - министерство), а также краевые государственные учреждения начального и среднего профессионального образования, являющиеся получателями финансовых средств, которые несут ответственность за ее выполнение, эффективное и целевое использование средств, направляемых на выполнение программы.
(в ред. Закона Красноярского края от 18.11.2008 N 7-2435)
Бюджетное финансирование программных мероприятий осуществляется в соответствующих формах, предусмотренных статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поставка соответствующего оборудования, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для реализации настоящей программы, будут проводиться на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).
Критерии выбора учреждений, в которых будет проводиться укрепление материально-технической базы, включая оснащение оборудованием, внедрение информационных технологий, ремонт учебных и производственных корпусов, связаны с наличием первоначальных ресурсов для осуществления подготовки по направлениям, связанным с кадровыми потребностями предприятий и организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории края.
Для реализации п. 1 раздела 7 программы, направленного на повышение качества профессионального образования за счет приведения его в соответствие с требованиями работодателей, агентство профессионального образования и науки администрации края провело анализ кадровых потребностей работодателей и определило перечень профессий, для подготовки специалистов по которым необходимо приобрести модульные программы для учреждений начального и среднего профессионального образования. В него вошли профессии: машинист горных выемочных машин, обогатитель полезных ископаемых, машинист дорожных и строительных машин, бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин, монтажник технологических трубопроводов, монтажник металлоконструкций, машинист на буровых установках, оператор нефтяных и газовых скважин, помощник бурильщика эксплуатационных и разведочных скважин на нефть и газ, слесарь по ремонту электрооборудования башенных, мостовых и козловых кранов и т.д.