ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ЗАКОН
от 7 октября 2010 года N 11-4990
О внесении изменений в отдельные Законы края в области социальной
поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации
(с изменениями на 24 октября 2013 года)
___________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Красноярского края от 24 октября 2013 года N 5-1673
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 46(621), 12.11.2013)
___________________________________
Статья 1
Внести в приложение к Закону края от 7 декабря 2007 года № 3-855 «О краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2008-2010 годы» (Краевой вестник - приложение к газете «Вечерний Красноярск», 2007, 28 декабря; Наш Красноярский край, 2009, 3 июля; Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 28 декабря 2009 года, № 72 (368); Наш Красноярский край, 2010, 21 мая) следующие изменения:
1) в паспорте краевой целевой программы «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2008-2010 годы:
а) раздел «Задачи программы» дополнить абзацем следующего содержания:
«предоставление единовременной адресной материальной помощи отдельным категориям граждан на ремонт печного отопления и электропроводки в жилых помещениях»;
б) в разделе «Объемы и источники финансирования программы» цифры «140333,1» заменить цифрами «155931,6», цифры «65333,1» заменить цифрами «80931,6»;
в) в разделе «Целевые показатели и индикаторы» цифры «4,8%» заменить цифрами «4,9%»;
г) в разделе «Ожидаемые конечные результаты реализации программы» слова «62046 человек» заменить словами «63643 человека», слова «29256 человек» заменить словами «30853 человека»;
2) раздел 1 «Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы» изложить в следующей редакции:
«
Раздел 1. Постановка общекраевой проблемы
и обоснование необходимости
принятия программы
В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее компетенцию. За последние годы это инвентаризация льгот и льготных категорий граждан, «монетизация» льгот, совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению жилищно-коммунальных субсидий и переход к их персонифицированной выплате, передача государственных полномочий в области оказания государственной социальной помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти меры направлены на усиление адресности социальной поддержки. Усиление адресности социальной поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, является одной из стратегических целей социальной политики в ближайшей и среднесрочной перспективе органов государственной власти края. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на помощи гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации и не могут выйти из нее без посторонней помощи, и не позволяет семьям с высокими доходами получать значительные социальные выплаты за счет бюджетных средств.
Действие данной программы распространяется на граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, одиночество, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, стихийное бедствие, отсутствие определенного места жительства и иные обстоятельства), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Тяжелое материальное положение, одиночество, неудовлетворительное физическое здоровье - все эти факторы приводят к снижению качества жизни граждан и свидетельствуют о необходимости социальной поддержки.
В условиях сложившейся неблагоприятной демографической ситуации, характеризующейся продолжающимся процессом старения населения и сокращением в обществе доли трудоспособного населения, одним из приоритетов государственной политики является социальная защита пожилых людей.
Граждане, имеющие место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, особенно нуждаются в дополнительной социальной поддержке. В связи с отдаленностью населенных пунктов северных территорий края и связанной с этим высокой стоимостью проезда в адресной социальной помощи на оплату проезда по территории Российской Федерации нуждаются слабо защищенные категории граждан, в том числе реабилитированные лица.
Одной из проблем, обозначенных в крае в 2010 году, является состояние печного отопления и электропроводки в жилых помещениях граждан, у которых в силу определенных причин (возраст, ограниченные физические возможности, низкий уровень доходов, безработица и др.) отсутствует возможность самостоятельно произвести ремонт печного отопления и электропроводки в жилых помещениях, что приводит к возникновению пожаров, в которых гибнут люди, наносится значительный ущерб имуществу. Своевременное предоставление единовременной адресной материальной помощи на ремонт печного отопления и электропроводки позволит предупредить пожароопасные ситуации в жилых помещениях, гибель людей. Кроме того, последствиями пожаров является полная либо частичная потеря имущества, в том числе жилых помещений, как гражданами, у которых возник пожар вследствие неудовлетворительного состояния печного отопления и электропроводки, так и другими рядом проживающими гражданами. Предоставление единовременной адресной материальной помощи на ремонт печного отопления и электропроводки также позволит сократить объем средств, выделяемых на оказание единовременной адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с произошедшими пожарами.
Решение обозначенных проблем вызывает необходимость разработки и реализации краевой целевой программы «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2008 - 2010 годы.
В результате реализации с 2000 по 2006 годы краевых целевых программ «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» адресную помощь получили 220 тысяч человек. Закон края от 20 ноября 2006 года № 20-5328 «О краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2007 год» по итогам за 6 месяцев реализован на 50 процентов. За счет субвенций местным бюджетам оказана единовременная адресная материальная помощь 5463 гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на сумму 12688,0 тыс. рублей. Агентством социальной защиты населения администрации Красноярского края оказана единовременная адресная материальная помощь 272 гражданам на сумму 996,0 тыс. рублей. Удельный вес граждан, получивших адресную материальную помощь, от общей численности нуждающегося населения составил в 2004 году 1 процент, в 2005 году - 1,4 процента, в 2006 году - 2,0 процента, в 2007 году приближается к 1,5 процента. Несмотря на реализацию Закона края от 20 ноября 2006 года № 20-5328 «О краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2007 год», проблема социальной поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, в крае сохраняется и нуждается в дальнейшем ее решении, для чего в соответствии с распоряжением Совета администрации края от 11 октября 2007 года № 1147-р разработана краевая целевая программа «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2008 - 2010 годы».
Действие данной программы обусловлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который определяет понятие «трудная жизненная ситуация», регламентирует основания и порядок предоставления материальной помощи, Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который предусматривает разработку и реализацию региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Расходные обязательства Красноярского края предусмотрены пунктом 2 статьи 4 Закона края от 10 декабря 2004 года №12-2705 «О социальном обслуживании населения».»;
3) раздел 2 «Цель и задачи программы, сроки выполнения программы, целевые показатели» изложить в следующей редакции:
«
Раздел 2. Цель и задачи программы, сроки выполнения
программы, целевые показатели
Выбор программных мероприятий обусловлен принципом адресности предоставляемой единовременной адресной материальной помощи.
Целью программы является социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
предоставление единовременной адресной материальной помощи обратившимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
предоставление единовременной адресной материальной помощи обратившимся одиноко проживающим гражданам пожилого возраста, а также семьям граждан пожилого возраста, в составе которых отсутствуют трудоспособные граждане, на ремонт жилого помещения;
предоставление единовременной адресной материальной помощи обратившимся реабилитированным лицам, имеющим место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплату проезда в пределах территории Российской Федерации;
предоставление единовременной адресной материальной помощи на ремонт печного отопления и электропроводки в жилых помещениях обратившимся одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и семьям граждан пожилого возраста, в составе которых отсутствуют трудоспособные граждане, среднедушевой доход которых (доход которого) не превышает двукратной величины прожиточного минимума, установленного на душу населения для соответствующей группы территорий края (далее - прожиточный минимум); одиноко проживающим инвалидам, одиноко проживающим супружеским парам, в которых один из супругов является инвалидом 1 или 2 группы, и семьям, имеющим детей-инвалидов, независимо от уровня их доходов; семьям, имеющим несовершеннолетних детей, среднедушевой доход которых не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума; одиноко проживающим гражданам и семьям, среднедушевой доход которых (доход которого) не превышает величины прожиточного минимума.
Программными мероприятиями планируется охватить 63643 человека из числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Срок выполнения программы - 2008 - 2010 годы.»;
4) раздел 3 «Механизм реализации программы» изложить в следующей редакции:
«
Раздел 3. Механизм реализации программы
Главным распорядителем бюджетных средств краевой целевой программы является министерство социальной политики Красноярского края.
Финансирование краевой целевой программы осуществляется за счет средств краевого бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделяются полномочиями по предоставлению единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, отдельным законом края.
Предоставление единовременной адресной материальной помощи носит заявительный характер. Единовременная адресная материальная помощь предоставляется, как правило, однократно в течение календарного года. Единовременная адресная материальная помощь в исключительных случаях может быть предоставлена гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, с учетом его нуждаемости повторно. Предельный размер единовременной адресной материальной помощи регламентируется статьей 9 Закона края от 10 декабря 2004 года № 12-2705 «О социальном обслуживании населения». В случае предоставления единовременной адресной материальной помощи реабилитированным лицам, имеющим место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, материальная помощь оказывается один раз в год в размере стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации (до пункта следования и обратно) по имеющемуся прямому сообщению на железнодорожном транспорте (кроме проезда в вагонах повышенной комфортности категории «люкс» и категории «СВ»), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, в размере 50 процентов стоимости проезда на междугородном водном, автомобильном и воздушном транспорте.
Получателями единовременной адресной материальной помощи являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, одиноко проживающие граждане пожилого возраста, семьи граждан пожилого возраста, в составе которых отсутствуют трудоспособные граждане, реабилитированные лица, имеющие место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также граждане, проживающие в жилых помещениях, требующих ремонта печного отопления и электропроводки: одиноко проживающие граждане пожилого возраста и семьи граждан пожилого возраста, в составе которых отсутствуют трудоспособные граждане, среднедушевой доход которых (доход которого) не превышает двукратной величины прожиточного минимума; одиноко проживающие инвалиды, одиноко проживающие супружеские пары, в которых один из супругов является инвалидом 1 или 2 группы, и семьи, имеющие детей-инвалидов, независимо от уровня их доходов; семьи, имеющие несовершеннолетних детей, среднедушевой доход которых не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума; одиноко проживающие граждане и семьи, среднедушевой доход которых (доход которого) не превышает величины прожиточного минимума.
Главным условием предоставления единовременной адресной материальной помощи гражданам является наличие трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность, которую они не могут преодолеть самостоятельно, используя все доступные способы. Каждая ситуация рассматривается индивидуально.
Единовременная адресная материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется по месту обращения граждан органом местного самоуправления муниципального района или городского округа края или министерством социальной политики Красноярского края (далее - уполномоченный орган). Единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения одиноко проживающим гражданам пожилого возраста, а также семьям граждан пожилого возраста, в составе которых отсутствуют трудоспособные граждане, предоставляется по месту жительства граждан уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа края. Единовременная адресная материальная помощь реабилитированным лицам, имеющим место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется по месту жительства граждан уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа. Единовременная адресная материальная помощь отдельным категориям граждан на ремонт печного отопления и электропроводки предоставляется по месту жительства граждан уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Для получения единовременной адресной материальной помощи гражданин или его законный представитель подает в уполномоченный орган в письменной форме заявление с указанием номера счета, открытого в российской кредитной организации, или номера почтового отделения с приложением следующих документов:
а) копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
б) документа, подтверждающего состав семьи (кроме реабилитированных лиц, имеющих место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);
в) копии документа, удостоверяющего личность законного представителя, и копии документа, подтверждающего полномочия законного представителя по представлению интересов гражданина (в случае предоставления единовременной адресной материальной помощи несовершеннолетнему, недееспособному или ограниченно дееспособному гражданину).
Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дополнительно представляют документы, подтверждающие наличие трудной жизненной ситуации (о болезни, о малообеспеченности с учетом состава семьи, о безработице, о несчастном случае, о стихийном бедствии, об отсутствии места жительства, об освобождении из мест лишения свободы и другие).
Одиноко проживающие граждане пожилого возраста, а также граждане пожилого возраста, в составе семьи которых отсутствуют трудоспособные граждане, дополнительно представляют документы, подтверждающие правовые основания владения или пользования жилым помещением, и документы, подтверждающие необходимость проведения ремонта занимаемого жилого помещения (акт обследования жилого помещения или иной документ). В случае фактической оплаты расходных материалов для проведения ремонта и (или) оказанных услуг по ремонту занимаемого жилого помещения представляются документы, подтверждающие произведенные расходы (оригиналы платежных документов). Единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения предоставляется при наличии регистрации по месту жительства.
Уполномоченный орган вправе при необходимости проводить обследование условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт.
Реабилитированные лица, имеющие место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дополнительно представляют документы о реабилитации и проездные документы, подтверждающие осуществление поездки по территории Российской Федерации по имеющемуся прямому сообщению (до пункта следования и обратно) на железнодорожном транспорте (кроме проезда в вагонах повышенной комфортности категории «люкс» и категории «СВ»), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, на междугородном водном, автомобильном и воздушном транспорте. Предоставление единовременной адресной материальной помощи на оплату проезда в пределах территории Российской Федерации осуществляется при условии обращения гражданина в течение шести месяцев со дня осуществления поездки.
При отсутствии прямого беспересадочного сообщения единовременная адресная материальная помощь предоставляется в размере стоимости проезда с пересадками до пункта следования и обратно, если интервалы между прибытием и отправлением в пунктах пересадки составляют не более трех суток. В случае нахождения гражданина в пункте пересадки более трех суток материальная помощь предоставляется в размере стоимости проезда до пункта пересадки.
Граждане, проживающие в жилых помещениях, требующих ремонта печного отопления и электропроводки, дополнительно представляют:
документы, подтверждающие доход семьи, одиноко проживающего гражданина (за исключением одиноко проживающих инвалидов, супружеских пар, в которых один из супругов является инвалидом 1 или 2 группы, а также семей, имеющих детей-инвалидов);
документ, подтверждающий установление инвалидности (для одиноко проживающих инвалидов, супружеских пар, в которых один из супругов является инвалидом 1 или 2 группы, а также семей, имеющих детей-инвалидов).
Документы, необходимые для предоставления единовременной адресной материальной помощи, представляются в подлинниках или в копиях, заверенных должностным лицом уполномоченного органа либо нотариусом.
Единовременная адресная материальная помощь на ремонт печного отопления и электропроводки в жилых помещениях предоставляется на основании акта комиссии, созданной органом местного самоуправления муниципального района или городского округа края, подтверждающего необходимость проведения ремонта печного отопления и электропроводки в занимаемом жилом помещении с расчетом стоимости необходимых материалов и работ.
Единовременная адресная материальная помощь на ремонт печного отопления и электропроводки в жилых помещениях предоставляется при наличии регистрации по месту жительства.
Для исчисления величины среднедушевого дохода учитывается доход каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт печного отопления и электропроводки в жилых помещениях. Величина среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) определяется делением совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) за расчетный период на количество месяцев, в которых были доходы, и на число членов его семьи (одиноко проживающего гражданина).
Решение о предоставлении единовременной адресной материальной помощи, о ее размере, сроках предоставления обратившимся гражданам принимается уполномоченным органом с учетом нуждаемости граждан на основании предложений комиссий по предоставлению единовременной адресной материальной помощи гражданам, созданных соответственно министерством социальной политики Красноярского края, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
Решение о предоставлении единовременной адресной материальной помощи либо мотивированное решение об отказе в ее предоставлении принимается в течение 30 календарных дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. Представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении единовременной адресной материальной помощи.
О принятом решении граждане уведомляются в письменной форме в 10-дневный срок со дня его принятия. В случае принятия мотивированного решения об отказе в предоставлении единовременной адресной материальной помощи заявитель уведомляется об этом с указанием причин отказа.
Предоставление единовременной адресной материальной помощи осуществляется путем перечисления денежных средств на счета, указанные гражданами, открытые в российских кредитных организациях, или почтовым переводом через отделение федеральной почтовой связи по месту жительства гражданина (только для Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов при предоставлении единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также реабилитированным лицам) или путем выдачи денежных средств через кассу уполномоченного органа.
В целях оценки эффективности мероприятий программы, направленных на предотвращение пожароопасных ситуаций в жилых помещениях, занимаемых гражданами, комиссия, созданная органом местного самоуправления муниципального района или городского округа края, в состав которой в обязательном порядке включается представитель органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (по согласованию с соответствующим органом государственного пожарного надзора), составляет акт о соответствии выполненных работ по ремонту печного отопления и электропроводки требованиям пожарной безопасности».»;
5) в абзаце третьем раздела 5 «Оценка социальной эффективности программы» слова «62046 обратившихся граждан» заменить словами «63643 обратившихся гражданина», слова «29256 человек» заменить словами «30853 человека», слова «на 4,8 процента» заменить словами «на 4,9 процента»;