ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


ЗАКОН КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 от 20 ноября 2006 года N 20-5328


О Краевой целевой программе
«Социальная поддержка населения, находящегося в
трудной жизненной ситуации» на 2007 год  




Статья 1  

Утвердить краевую целевую программу «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2007 год согласно приложению.

Статья 2  

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования в «Краевом вестнике» - приложении к газете «Вечерний Красноярск».


Губернатор
Красноярского края
А.Г. Хлопонин



Приложение
к Закону края
от 20.11.06 №20-5328


Паспорт
Краевой целевой программы
«Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации»
на 2007 год



Наименование программы

краевая целевая программа «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2007 год (далее - программа)

Основание для разработки программы

распоряжение Совета администрации края
от 26.06.06 № 494-р (в ред. от 13.09.06 № 765-р)

Государственный заказчик программы

департамент здравоохранения и социального развития администрации Красноярского края

Исполнители мероприятий программы

агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края;
департамент финансов администрации Красноярского края;
органы муниципальных образований края

Разработчик программы

агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края

Главные распорядители бюджетных средств

агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края;
департамент финансов администрации Красноярского края

Цель программы

социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации

Задачи программы

предоставление единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
предоставление единовременной адресной материальной помощи одиноким пенсионерам на текущий ремонт жилья

Срок реализации программы

2007 год

Объемы и источники финансирования программы

25000,0 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

15223 человека из числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, получат социальную помощь за счет средств краевого бюджета

Контроль за исполнением программы

агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края;
служба финансового контроля администрации Красноярского края


Раздел 1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы


Действие данной программы распространяется на граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, одиночество, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, стихийное бедствие, отсутствие определенного места жительства и иные обстоятельства), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Численность населения с доходом ниже прожиточного минимума в Российской Федерации продолжает снижаться (2003 год - 20,3 процента, 2004 год - 17,8 процента, 2005 год - 15,8 процента). Анализ ситуации в Красноярском крае показал, что население с доходом ниже прожиточного минимума на 1 января 2006 года составляет около 22 процентов, что на 3 процента ниже по сравнению с 2005 годом. Наибольшее количество малообеспеченных граждан в районах: Боготольском - 40 процентов, Богучанском - 39 процентов, Каратузском - 42 процента, Мотыгинском - 43 процента, Партизанском - 42 процента, Туруханском - 42 процента.

В условиях сложившейся неблагоприятной демографической ситуации, характеризующейся продолжающимся процессом старения населения и сокращением в обществе доли трудоспособного населения, одним из приоритетов государственной политики является социальная защита пожилых людей. В течение 2000-2005 гг. неоднократно повышались государственные пенсии.  По данным агентства социальной защиты населения администрации Красноярского края, на 1 января 2006 года 284,7 тыс. пенсионеров имеют пенсию ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров, что составляет 37 процентов от общего числа получателей пенсий (на 1 января 2005 года - 42,4 процента). Растет число одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов (2003 год - 100,4 тыс. человек, 2004 год - 182,1 тыс. человек, 2005 год  - 235,9 тыс. человек).

Тяжелое материальное положение, одиночество, неудовлетворительное физическое здоровье - все эти факторы приводят к снижению качества жизни граждан старшего поколения и свидетельствуют о необходимости социальной поддержки.

На 13,9 тыс. человек за последний год увеличилась численность инвалидов (2003 год - 188,2 тыс. человек, 2004 год - 201,0 тыс. человек,  2005 год - 214,9 тыс. человек).

На учете в органах социальной защиты населения края состоит 250,3 тыс. семей с детьми, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в крае.

Уменьшается численность многодетных семей: на начало 2003 года - 24841 семья (84290 детей), 2004 года - 21896 семей (73417 детей), 2005 года - 19310 семей (65221 ребенок), 2006 года - 17518 семей (58881 ребенок).

В результате реализации с 2000 по 2005 год  краевых целевых программ «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» адресную помощь получили 205 тысяч человек. Закон края от 13 декабря 2005 года №16-4209 «О краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2006 год» по итогам шести месяцев реализован на 50 процентов. За счет субвенций местным бюджетам оказана единовременная адресная материальная помощь 8620 гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на сумму 10344,4 тыс. рублей. Агентством социальной защиты населения администрации Красноярского края оказана единовременная адресная материальная помощь 110 гражданам на сумму 460 тыс. рублей. Удельный вес граждан, получивших адресную материальную помощь, от общей численности находящихся в трудной жизненной ситуации составил: в 2004 году  - 1 процент, в 2005 году - 1,4 процента, в 2006 году - приближается к  1,5 процента. Адресность социальной поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, является одной из стратегических целей социальной политики органов государственной власти края в ближайшей и среднесрочной перспективе. Несмотря на реализацию Закона края от 13 декабря 2005 года №16-4209 «О краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2006 год» проблема социальной поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, в крае сохраняется и нуждается в дальнейшем ее решении, для чего в соответствии с распоряжением Совета администрации края от 26.06.06 № 494-р (в ред. от 13.09.06 №765-р) разработана краевая целевая программа «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2007 год.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены разработка и реализация региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года  №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Расходные обязательства Красноярского края предусмотрены статьей 4 Закона края от 10 декабря 2004 года №12-2705 «О социальном обслуживании населения».

Раздел 2. Цель и задачи программы, сроки выполнения программы, целевые показатели


Выбор программных мероприятий обусловлен принципом адресности предоставляемой единовременной адресной материальной помощи.

Целью программы является социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:

предоставление единовременной адресной материальной помощи обратившимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

предоставление единовременной адресной материальной помощи обратившимся одиноким пенсионерам на текущий ремонт жилья.

Программными мероприятиями планируется охватить 2,38 процента нуждающихся граждан, что составит 15223 человека.

Срок выполнения программы - 2007 год.

Раздел 3. Механизм реализации программы


Органы местного самоуправления края наделяются полномочиями по предоставлению материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, отдельным законом края, регламентирующим наделение государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения.

Единовременная адресная материальная помощь носит заявительный характер. Получателями денежных средств являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Решение об оказании единовременной адресной материальной помощи, ее размере обратившимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, принимается по месту обращения граждан с учетом их нуждаемости комиссиями по оказанию единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, созданными агентством социальной защиты населения администрации Красноярского края, органами местного самоуправления муниципальных образований края. Главным условием предоставления социальной помощи населению считается наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не может справиться самостоятельно, используя все доступные способы. Каждая ситуация рассматривается индивидуально.

Размер единовременной адресной материальной помощи одиноким пенсионерам на текущий ремонт жилья определяется комиссиями по оказанию единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, созданными органами местного самоуправления муниципальных образований края.

Единовременная адресная материальная помощь обратившимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется один раз в год в размере не более 5,0 тыс. рублей на человека. Максимальный размер материальной помощи регламентируется статьей 9 Закона края от 10 декабря 2004 года №12-2705 «О социальном обслуживании населения».

Главными распорядителями бюджетных средств краевой целевой программы являются:

департамент финансов администрации  Красноярского края;

агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края.

Финансирование краевой целевой программы осуществляется за счет средств краевого бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Раздел 4. Организация управления программой и контроль за ходом ее исполнения


Контроль за ходом исполнения программы осуществляют служба финансового контроля администрации Красноярского края, агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края.

Контроль за эффективным расходованием средств краевого бюджета осуществляется агентством социальной защиты населения администрации Красноярского края путем проверки работы комиссий по оказанию единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, созданных органами местного самоуправления муниципальных образований края, и документов, представленных гражданами для получения единовременной адресной материальной помощи.

Отчеты и иная информация о ходе реализации программы, целевом использовании средств краевого бюджета представляются органами местного самоуправления муниципальных образований края в агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Ответственность за достоверность представляемых отчетных данных несет руководитель уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования края.

Агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края после проверки и обработки полученных данных направляет отчетные данные в департамент финансов администрации Красноярского края, департамент здравоохранения и социального развития администрации Красноярского края. Департамент здравоохранения и социального развития администрации Красноярского края ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 25 января очередного финансового года направляет в департамент планирования и экономического развития администрации Красноярского края информацию и отчет об исполнении программы, а в департамент финансов администрации Красноярского края - отчет об эффективности использования финансовых средств.

Финансирование мероприятий программы осуществляется по заявке агентства социальной защиты населения администрации Красноярского края в соответствии с бюджетной росписью.

Раздел 5. Оценка социальной эффективности программы


Социально-экономическая эффективность программы заключается в адресности предоставляемой единовременной материальной помощи, а также во введении встречных обязательств ее получателей, например, по трудоустройству, для использования всех возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Реализация краевой целевой программы снизит социальную напряженность малообеспеченных слоев населения, позволит экономно распределять денежные средства краевого бюджета за счет  индивидуального подхода в каждом конкретном случае и обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан.

По предварительным подсчетам, 2,38 процента от числа находящихся в трудной жизненной ситуации, что составляет  15223 обратившихся граждан, получат социальную помощь за счет средств краевого бюджета в 2007 году. Своевременно оказанная адресная материальная помощь позволит гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в кратчайшие сроки найти пути решения возникшей проблемы, нацелить их на самопомощь и активизацию трудового потенциала, экономических и моральных ресурсов, что, в свою очередь, снизит риск негативных последствий (лишение места жительства и постоянного места работы, разрыв семейных отношений и родственных связей, распродажа необходимого личного имущества, попадание в группу потенциальных нарушителей закона).


Раздел 6. Обоснование финансовых затрат


Объем финансирования мероприятий программы предусмотрен из расчета соотношения численности малообеспеченного населения в муниципальном образовании к количеству обратившихся граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, что составляет в общей сумме 25000,0 тыс. рублей.

Анализ обращений граждан за 2002-2005 годы показывает, что в органы социальной защиты населения муниципальных образований края по вопросу предоставления материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией обращается в среднем 2,15 процента от числа малообеспеченных граждан (642716 человек - количество малообеспеченных в крае). Средний размер оказанной материальной помощи за указанный период составил - 1,3 тыс. рублей. Однако размер единовременной адресной материальной помощи гражданам определяется индивидуально в каждом конкретном случае исходя из сложности ситуации и возможностей выхода из нее.

Общий объем финансирования подпункта 1.1 раздела 7 «Мероприятия краевой целевой программы «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2007 год предусмотрен из расчета соотношения численности малообеспеченного населения в крае  к количеству обратившихся граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, среднего размера оказываемой материальной помощи.

Объем субвенций бюджетам муниципальных образований края на оказание единовременной адресной материальной помощи  обратившимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, рассчитывается по формуле: , где:

- количество малообеспеченного населения в крае (642716 человек);

- количество обращающихся граждан (2,15 процента);

- средний размер оказываемой материальной помощи  (1,3 тыс. рублей).

Единовременная адресная материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется один раз в год в размере не более 5,0 тыс. рублей на человека.

В подпункте 1.2 раздела 7 «Мероприятия краевой целевой программы «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2007 год учитывается примерное количество обращений за предыдущие годы, предельный размер адресной материальной помощи 5,0 тыс. рублей и рассчитывается по формуле: , где:

- предполагаемое количество обратившихся граждан (477 человек);

- максимальный размер оказываемой материальной помощи (5,0 тыс. рублей).

Общий объем финансирования подпункта 2.1 раздела 7 «Мероприятия краевой целевой программы «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2007 год предусмотрен из расчета численности одиноких пенсионеров в крае  и количества обращений одиноких пенсионеров, чье жилье нуждается в срочном текущем ремонте (0,4 процента от количества одиноких пенсионеров в крае).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»