Обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан, стимулирование жилищного строительства являются одними из первоочередных задач государственной жилищной политики.
Для достижения поставленных целей программой выделены шесть направлений и предусмотрена реализация мероприятий по каждому из них (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3253, - см. предыдущую редакцию).
- предоставление субсидий муниципальным образованиям на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (абзац в редакции, введенной в действие 10 августа 2007 года Законом Красноярского края от 10 июля 2007 года N 2-390, - см. предыдущую редакцию);
- переселение граждан, проживающих в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке непригодными для проживания (абзац в редакции, введенной в действие 5 июня 2008 года Законом Красноярского края от 22 мая 2008 года N 5-1629, - см. предыдущую редакцию);
- строительство жилых домов, реконструкция жилых помещений и нежилых зданий и приобретение жилых помещений с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимся в жилых помещениях (абзац в редакции, введенной в действие 10 августа 2007 года Законом Красноярского края от 10 июля 2007 года N 2-390, - см. предыдущую редакцию);
строительство жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, нуждающимся в жилых помещениях (абзац дополнительно включен с 18 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3253);
строительство жилых помещений в целях их предоставления на праве собственности ветеранам войны (абзац дополнительно включен с 18 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3253);
- развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
1.1. Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства
1. Основными проблемами по предоставлению земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.
Возможности использования земельных участков с существующими коммунальными сетями в настоящее время исчерпаны. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
2. Для обеспечения коммунальной инфраструктурой, необходимой для жилищного строительства, в соответствии с действующим законодательством программой предусматривается стимулирование деятельности муниципальных образований в виде государственной поддержки за счет средств краевого бюджета.
Меры государственной поддержки должны позволить помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих рост объемов жилищного строительства, и создать условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
абзац исключен 10 августа 2007 года Законом Красноярского края от 10 июля 2007 года N 2-390, - см. предыдущую редакцию.
3. В качестве мер по увеличению роста объемов жилищного строительства предполагается предоставление субсидий муниципальным образованиям на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства с учетом выполнения ими требований по разработке и принятию муниципальных нормативных документов по принятию правил землепользования и застройки, подготовке проектов планировки территорий, предназначенных для жилищного строительства, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (пункт в редакции, введенной в действие 10 августа 2007 года Законом Красноярского края от 10 июля 2007 года N 2-390, - см. предыдущую редакцию).
1.2. Переселение граждан, проживающих в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке непригодными для проживания
1. В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю по состоянию на 1 января 2006 года суммарная площадь жилищного фонда в Красноярском крае, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, составляет 2112,3 тыс. кв. метров, в том числе 18 процентов жилья является аварийным, представляющим угрозу для жизни проживающих в нем граждан.
Средний показатель удельного веса жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и представляющего угрозу для жизни проживающих в нем граждан, в Красноярском крае составляет 4 процента от жилищного фонда в муниципальных образованиях.
Жилищный фонд городских округов Красноярского края составляет более 60 процентов от общего жилищного фонда в Красноярском крае. Удельный вес жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и представляющих угрозу для жизни проживающих в нем граждан, в городских округах составляет около 7 процентов, в отличие от муниципальных районов, средний показатель которых составляет менее 4 процентов.
2. Реализация законов Красноярского края от 2 ноября 2001 года №16-1559 «О краевой целевой программе «Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2002-2005 годы» и от 6 декабря 2005 года №16-4138 «О краевой целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2006 год» не решила полностью проблему ликвидации жилищного фонда в Красноярском крае, признанного в установленном порядке непригодным для проживания.
В результате реализации в 2002-2005 годах краевой целевой программы «Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» введено в эксплуатацию 13 жилых домов (45,1 тыс. кв. метров), приобретено 6,69 тыс. кв. метров общей площади готового жилья, обеспечены благоустроенным жильем 2846 человек, снесено 60,28 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья.
Результаты реализации краевой целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» 2006 года: ввод в эксплуатацию 5165,6 кв. метра общей площади жилья, приобретение 231 кв. метра общей площади жилья, снос 6307,9 кв. метра ветхого и аварийного жилья, обеспечение жильем 299 человек.
3. В связи с тем, что муниципальные образования из-за ограниченных возможностей местных бюджетов не могут самостоятельно решить проблему обеспечения жильем граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, в том числе представляющем угрозу для жизни, финансирование мероприятий программы необходимо осуществлять за счет средств краевого бюджета и доли местного бюджета.
Для этих целей программой предусмотрены субсидии из средств краевого бюджета (далее - субсидии) бюджетам муниципальных образований, которые предоставляются при условии долевого участия муниципальных образований в финансировании мероприятий по строительству, реконструкции жилых домов или приобретению жилых помещений для переселения граждан, проживающих в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, в размере не менее 5 процентов от лимитов капитальных вложений, предусмотренных титульным списком на строительство, реконструкцию жилых домов и приобретение готового жилья.
4. В результате реализации программы гражданам, проживающим в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, предоставляются вне очереди благоустроенные жилые помещения по договору социального найма, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям и находящиеся в черте данного населенного пункта, согласно действующему жилищному законодательству.
При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете.
Разница стоимости, возникающая в результате предоставления гражданам по договору социального найма жилых помещений большей площади в случае отсутствия (в связи с проектным решением) подходящего по площади помещения, учитывается при определении объема субсидий и финансируется из краевого бюджета в соответствии с настоящей программой.