Действующий

О краевой целевой программе "Активизация инновационной деятельности в Красноярском крае"

 Приложение
к Закону Красноярского края
от 12 февраля 1999 г. N 5-303

ПАСПОРТ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ"

Наименование программы

Активизация инновационной деятельности в Красноярском крае


Основание для разработки программы

Закон Красноярского края N 12-384 от 17.12.96 "О краевых целевых программах".

Закон Красноярского края N 13-485 от 24.04.97 "О научной    деятельности и региональной научно  -  технической политике Красноярского края".                          

Указы Президента РФ от 13.06.96 г. N 884 "О доктрине развития Российской науки" и N 903 "О государственной поддержке высшего  образования и фундаментальной науки".                      

Распоряжение Правительства Российской Федерации N 573-Р от  20.05.98 г. "План действий по реализации Концепции реформирования Российской науки на период 1998 - 2000 годов".                                

Постановление Правительства Российской Федерации N 832 от  24.07.98 г. "Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 -  2000 годы"

Государственный заказчик

Администрация Красноярского края

Основные разработчики программы

Красноярский инновационный центр, высшие учебные заведения, Красноярский научный  центр СО РАН

Сроки реализации

1999 - 2000 гг.

Источник финансирования

Объем финансирования (тыс. руб.)

  

1999 г.

2000 г.

Администрация    Красноярского   края   

2000

3200

Министерство     общего и профессионального образования РФ

3200

3200

Министерство  науки и технологий РФ    

3200

3200

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере

1200

1200

Внебюджетные средства (хоз. договора с       предприятиями)

2000

2000

Итого:                  

11600

12800

Возврат финансовых средств (тыс. руб.) в результате  реализации программы (по    годам)

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Администрации    Красноярского края             

400

500

700

Министерству     общего и профессионального образования РФ

400

500

700

Министерству науки и  технологий РФ

400

500

700

ИТОГО:           

1200

                 1500

2100


Цель программы

Обеспечение условий активизации инновационной деятельности и организация выпуска  малотоннажной, наукоемкой продукции

Задачи программы

Разработка нормативно - правовой и законодательной базы для обеспечения условий активизации инновационной деятельности в крае;

совершенствование системы научно - технической, патентно-правовой и экологической экспертизы проектов;            

создание условий вхождения в отечественную и международную системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной и научно - предпринимательской деятельности;    

внедрение на предприятиях безотходных, ресурсно-энергосберегающих технологий, направленных на выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции в металлургической, машиностроительной, лесной, пищевой, сельскохозяйственной, строительной, электронной промышленности края;                                использование научного, промышленного и ресурсного потенциала края для развития малых и средних инновационных предприятий;          

реализация наукоемкой продукции и осуществление реинвестирования   полученных средств в новые инновационные проекты;        

привлечение и концентрирование финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, включая краевые, федеральные и внебюджетные источники, венчурный   капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты и техническую помощь;                           развитие опытно - экспериментальной и приборной базы научных исследований для совместного использования вузами и научными учреждениями;                            

сохранение окружающей среды и природно-ресурсной базы;                                                  создание новых рабочих мест

Конечные результаты

- изготовление двух интегрированных литейно-прессово-прокатных агрегатов для создания мини - заводов: одного - в составе  КраМЗа, другого - в составе ЭВРЗ;                       

- обеспечение КрАЗа и  СаАЗа  биметаллическими переходниками по ресурсо- и трудосберегающей технологии;                                

- изготовление на КЖБМК и промышленное внедрение АО "Авангард",     трестом "Жилстрой-1" серийных сталежелезобетонных панелей с проемами под зенитные фонари, перенапряженные панели покрытия, большепролетные составные панели пролетом до 48 м;                                       

- получение связующих материалов для дорожного строительства  из  бурых канско-ачинских углей и нефтяных остатков;             

- получение активных углей, ионообменников, коптильной жидкости  и технического дегтя, облагороженных экстрактов, порошковой целлюлозы, биосорбентов, звукоизоляционных материалов из древесных отходов и низкосортной древесины, а также буровых растворов и сорбентов для очистки промстоков из гидролизного лигнина;                    

- повышение надежности изделий электронной техники и увеличение   срока активного существования космических спутников связи до 10 - 15 лет;                                

- выпуск продуктов для пищевой, фармацевтической и парфюмерной промышленности;                             

- выпуск мебели для учебных заведений края, отвечающей современным эргономическим и экологическим требованиям;                  

- получение БАВ, биополимеров, пищевых и эфирных масел, глюкозо-фруктозных (инсулинсодержащих) сиропов из растительного сырья Красноярского края;                   

- выпуск блочно - модульных установок для подготовки, очистки и дезинфекции питьевой воды методами озонирования и электрохимической обработки;               

- внедрение ударно - акустической технологии подготовки и предварительного обогащения песков россыпных месторождений золота;      

- выпуск малогабаритных лесопожарных воздуходувок;                               

- выпуск совместного с ОАО "Красноярский судостроительный завод"    малотоннажного модульного оборудования для добычи золота;  

- производство сверхлегких баллонов для кислорода и ацетилена,  организация на их основе при ГП "Красмашзавод" производства аппаратов для медицины и портативных аппаратов газовой сварки и резки;           

- производство автономных ветро- и гидроэлектростанций для малых и отдаленных населенных пунктов края;                    

- производство октаноповышающей присадки ФК-4 к углеводородным топливам;                  

- создание комплекса для электромагнитного перемешивания электропроводных расплавов в сталеплавильных печах и сталеразливочных  ковшах.

Система контроля за исполнением программы

Контроль за выполнением программы осуществляется администрацией  края в лице комитета по науке и высшему образованию.

               

        1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

        Одним из проявлений экономического кризиса является свертывание производства наукоемких видов продукции и как следствие - деградация технологической структуры промышленности края, резкий спад спроса на научно - техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора. В то же время, несмотря на все трудности переходного периода, Красноярский край продолжает сохранять достаточно высокий научно - технический потенциал, включающий Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, 14 высших учебных заведений, ряд научно - производственных объединений и отраслевых научно - исследовательских институтов. Край имеет огромные природные ресурсы, развитую промышленность, а также большой потенциал как внутреннего рынка России, так и мирового рынка, который необходимо осваивать не только через продажу сырьевых ресурсов, но и наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Годы реформ показали, что край обладает и еще одним ценным ресурсом - предпринимательским потенциалом.

Таким образом, задача состоит в том, чтобы включить все эти ресурсы в экономическое и технологическое возрождение края. Для интеграции этих ресурсов необходимо развитие инновационной сферы на краевом уровне. В основе инновационной деятельности лежит научно - технический и организационно - экономический процесс, направленный на создание новых объектов техники и наукоемких технологий с последующим реинвестированием полученных финансовых средств в новые научно - технические проекты. Именно в инновационной сфере происходит превращение научно - технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами. Наиболее приемлемыми объектами для реализации инновационной деятельности являются малые и средние предприятия, отличающиеся повышенной мобильностью и способностью в меньшие сроки и с меньшими затратами и риском разрабатывать и внедрять наукоемкую продукцию.

В России лидирующая роль по развитию инновационной деятельности принадлежит высшей школе, имеющей многолетний опыт сотрудничества с промышленностью в рамках хоздоговорных тем, а также в широко развитую сеть проблемных и отраслевых лабораторий. Согласно "Концепции развития инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы на 1997 - 2000 гг." сегодня исполнителями инновационных программ являются 230 вузов и научных учреждений Минобразования РФ, в которых занято более 17 тысяч сотрудников. За период с 1991 по 1998 гг. вузами России в рамках инновационных программ создано свыше 1500 инновационных структур и малых предприятий в сфере науки, научного обслуживания, осуществляющих выпуск и реализацию наукоемкой продукции на своей базе или в кооперации с другими предприятиями. Их деятельность обеспечила создание более 28 тысяч дополнительных рабочих мест. Создано свыше 600 образцов высокотехнологической продукции, доходы от реализации которой в 1,5 - 3 раза превышают затраты на ее производство. Важным социальным аспектом выполнения инновационных программ стало сохранение в вузах основного состава научно - педагогических кадров.

В 1996 году Минобразования РФ, ГКНТ, Российский фонд технологического развития и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере заключили Соглашение о координации деятельности в сфере инновационного предпринимательства. К нему присоединились администрации Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Правительство Татарстана, которые подтвердили свое желание участвовать в финансировании совместно с вышеперечисленными организациями проектов, внедряемых на их территориях. Пилотной стадией межведомственного взаимодействия являлась деятельность, осуществляемая с 1997 года. В настоящее время принята Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно - технической сфере России на 1998 - 2000 гг., концептуальной основой которой является программа Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах" и  проект Концепции инновационной политики Российской Федерации. В "Плане действий по реализации Концепции реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годов" также большое внимание уделяется повышению инновационной активности и предлагается создать в регионах, имеющих высокий научно - технический и инновационный потенциал, инновационно-технологические центры.

       В 1998 году согласно постановлению администрации края N 42-п от 26.01.98 г. был создан Красноярский инновационный центр (КИЦ). Целью создания Красноярского  инновационного центра является поддержка инновационной деятельности вузов, академических и отраслевых институтов Красноярского края, выполнение инновационных научно - технических проектов, предпринимательства, новых наукоемких технологий, конверсионных процессов в регионе. Основными  направлениями деятельности КИЦ на 1998 - 99 годы являются:

               - инновационная деятельность в программах реструктуризации промышленных предприятий Красноярского края;

              - инновационная деятельность по федеральным программам;

              - сертификация промышленных товаров и услуг;

              - защита интеллектуальной и промышленной собственности, полученной в инновационных программах;

              - международная деятельность в области инновационного предпринимательства;

              - подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.

Финансирование Красноярского центра осуществляется за счет ассигнований, выделяемых Министерством общего и профессионального образования РФ, Министерством науки и технической политики РФ, администрацией Красноярского края, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Российским фондом технологического развития инновационной деятельности в научно - технической сфере, а также внебюджетных источников (средств предприятий, частных лиц и других).