ПАСПОРТ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ"
Наименование программы | Активизация инновационной деятельности в Красноярском крае |
| Закон Красноярского края N 12-384 от 17.12.96 "О краевых целевых программах". Указы Президента РФ от 13.06.96 г. N 884 "О доктрине развития Российской науки" и N 903 "О государственной поддержке высшего образования и фундаментальной науки". Распоряжение Правительства Российской Федерации N 573-Р от 20.05.98 г. "План действий по реализации Концепции реформирования Российской науки на период 1998 - 2000 годов". Постановление Правительства Российской Федерации N 832 от 24.07.98 г. "Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" |
Государственный заказчик | Администрация Красноярского края |
Основные разработчики программы | Красноярский инновационный центр, высшие учебные заведения, Красноярский научный центр СО РАН |
Сроки реализации | 1999 - 2000 гг. |
Источник финансирования | Объем финансирования (тыс. руб.) | |
| 1999 г. | 2000 г. |
Администрация Красноярского края | 2000 | 3200 |
Министерство общего и профессионального образования РФ | 3200 | 3200 |
Министерство науки и технологий РФ | 3200 | 3200 |
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере | 1200 | 1200 |
Внебюджетные средства (хоз. договора с предприятиями) | 2000 | 2000 |
Итого: | 11600 | 12800 |
Возврат финансовых средств (тыс. руб.) в результате реализации программы (по годам) | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
Администрации Красноярского края | 400 | 500 | 700 |
Министерству общего и профессионального образования РФ | 400 | 500 | 700 |
Министерству науки и технологий РФ | 400 | 500 | 700 |
ИТОГО: | 1200 | 1500 | 2100 |
Цель программы | Обеспечение условий активизации инновационной деятельности и организация выпуска малотоннажной, наукоемкой продукции |
Задачи программы | Разработка нормативно - правовой и законодательной базы для обеспечения условий активизации инновационной деятельности в крае; совершенствование системы научно - технической, патентно-правовой и экологической экспертизы проектов; создание условий вхождения в отечественную и международную системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной и научно - предпринимательской деятельности; внедрение на предприятиях безотходных, ресурсно-энергосберегающих технологий, направленных на выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции в металлургической, машиностроительной, лесной, пищевой, сельскохозяйственной, строительной, электронной промышленности края; использование научного, промышленного и ресурсного потенциала края для развития малых и средних инновационных предприятий; реализация наукоемкой продукции и осуществление реинвестирования полученных средств в новые инновационные проекты; привлечение и концентрирование финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, включая краевые, федеральные и внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты и техническую помощь; развитие опытно - экспериментальной и приборной базы научных исследований для совместного использования вузами и научными учреждениями; сохранение окружающей среды и природно-ресурсной базы; создание новых рабочих мест |
Конечные результаты | - изготовление двух интегрированных литейно-прессово-прокатных агрегатов для создания мини - заводов: одного - в составе КраМЗа, другого - в составе ЭВРЗ; - обеспечение КрАЗа и СаАЗа биметаллическими переходниками по ресурсо- и трудосберегающей технологии; - изготовление на КЖБМК и промышленное внедрение АО "Авангард", трестом "Жилстрой-1" серийных сталежелезобетонных панелей с проемами под зенитные фонари, перенапряженные панели покрытия, большепролетные составные панели пролетом до 48 м; - получение связующих материалов для дорожного строительства из бурых канско-ачинских углей и нефтяных остатков; - получение активных углей, ионообменников, коптильной жидкости и технического дегтя, облагороженных экстрактов, порошковой целлюлозы, биосорбентов, звукоизоляционных материалов из древесных отходов и низкосортной древесины, а также буровых растворов и сорбентов для очистки промстоков из гидролизного лигнина; - повышение надежности изделий электронной техники и увеличение срока активного существования космических спутников связи до 10 - 15 лет; - выпуск продуктов для пищевой, фармацевтической и парфюмерной промышленности; - выпуск мебели для учебных заведений края, отвечающей современным эргономическим и экологическим требованиям; - получение БАВ, биополимеров, пищевых и эфирных масел, глюкозо-фруктозных (инсулинсодержащих) сиропов из растительного сырья Красноярского края; - выпуск блочно - модульных установок для подготовки, очистки и дезинфекции питьевой воды методами озонирования и электрохимической обработки; - внедрение ударно - акустической технологии подготовки и предварительного обогащения песков россыпных месторождений золота; - выпуск малогабаритных лесопожарных воздуходувок; - выпуск совместного с ОАО "Красноярский судостроительный завод" малотоннажного модульного оборудования для добычи золота; - производство сверхлегких баллонов для кислорода и ацетилена, организация на их основе при ГП "Красмашзавод" производства аппаратов для медицины и портативных аппаратов газовой сварки и резки; - производство автономных ветро- и гидроэлектростанций для малых и отдаленных населенных пунктов края; - производство октаноповышающей присадки ФК-4 к углеводородным топливам; - создание комплекса для электромагнитного перемешивания электропроводных расплавов в сталеплавильных печах и сталеразливочных ковшах. |
Система контроля за исполнением программы | Контроль за выполнением программы осуществляется администрацией края в лице комитета по науке и высшему образованию. |
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Одним из проявлений экономического кризиса является свертывание производства наукоемких видов продукции и как следствие - деградация технологической структуры промышленности края, резкий спад спроса на научно - техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора. В то же время, несмотря на все трудности переходного периода, Красноярский край продолжает сохранять достаточно высокий научно - технический потенциал, включающий Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, 14 высших учебных заведений, ряд научно - производственных объединений и отраслевых научно - исследовательских институтов. Край имеет огромные природные ресурсы, развитую промышленность, а также большой потенциал как внутреннего рынка России, так и мирового рынка, который необходимо осваивать не только через продажу сырьевых ресурсов, но и наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Годы реформ показали, что край обладает и еще одним ценным ресурсом - предпринимательским потенциалом.
Таким образом, задача состоит в том, чтобы включить все эти ресурсы в экономическое и технологическое возрождение края. Для интеграции этих ресурсов необходимо развитие инновационной сферы на краевом уровне. В основе инновационной деятельности лежит научно - технический и организационно - экономический процесс, направленный на создание новых объектов техники и наукоемких технологий с последующим реинвестированием полученных финансовых средств в новые научно - технические проекты. Именно в инновационной сфере происходит превращение научно - технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами. Наиболее приемлемыми объектами для реализации инновационной деятельности являются малые и средние предприятия, отличающиеся повышенной мобильностью и способностью в меньшие сроки и с меньшими затратами и риском разрабатывать и внедрять наукоемкую продукцию.
В России лидирующая роль по развитию инновационной деятельности принадлежит высшей школе, имеющей многолетний опыт сотрудничества с промышленностью в рамках хоздоговорных тем, а также в широко развитую сеть проблемных и отраслевых лабораторий. Согласно "Концепции развития инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы на 1997 - 2000 гг." сегодня исполнителями инновационных программ являются 230 вузов и научных учреждений Минобразования РФ, в которых занято более 17 тысяч сотрудников. За период с 1991 по 1998 гг. вузами России в рамках инновационных программ создано свыше 1500 инновационных структур и малых предприятий в сфере науки, научного обслуживания, осуществляющих выпуск и реализацию наукоемкой продукции на своей базе или в кооперации с другими предприятиями. Их деятельность обеспечила создание более 28 тысяч дополнительных рабочих мест. Создано свыше 600 образцов высокотехнологической продукции, доходы от реализации которой в 1,5 - 3 раза превышают затраты на ее производство. Важным социальным аспектом выполнения инновационных программ стало сохранение в вузах основного состава научно - педагогических кадров.
В 1996 году Минобразования РФ, ГКНТ, Российский фонд технологического развития и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере заключили Соглашение о координации деятельности в сфере инновационного предпринимательства. К нему присоединились администрации Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Правительство Татарстана, которые подтвердили свое желание участвовать в финансировании совместно с вышеперечисленными организациями проектов, внедряемых на их территориях. Пилотной стадией межведомственного взаимодействия являлась деятельность, осуществляемая с 1997 года. В настоящее время принята Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно - технической сфере России на 1998 - 2000 гг., концептуальной основой которой является программа Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах" и проект Концепции инновационной политики Российской Федерации. В "Плане действий по реализации Концепции реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годов" также большое внимание уделяется повышению инновационной активности и предлагается создать в регионах, имеющих высокий научно - технический и инновационный потенциал, инновационно-технологические центры.
В 1998 году согласно постановлению администрации края N 42-п от 26.01.98 г. был создан Красноярский инновационный центр (КИЦ). Целью создания Красноярского инновационного центра является поддержка инновационной деятельности вузов, академических и отраслевых институтов Красноярского края, выполнение инновационных научно - технических проектов, предпринимательства, новых наукоемких технологий, конверсионных процессов в регионе. Основными направлениями деятельности КИЦ на 1998 - 99 годы являются:
- инновационная деятельность в программах реструктуризации промышленных предприятий Красноярского края;
- инновационная деятельность по федеральным программам;
- сертификация промышленных товаров и услуг;
- защита интеллектуальной и промышленной собственности, полученной в инновационных программах;
- международная деятельность в области инновационного предпринимательства;
- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.
Финансирование Красноярского центра осуществляется за счет ассигнований, выделяемых Министерством общего и профессионального образования РФ, Министерством науки и технической политики РФ, администрацией Красноярского края, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Российским фондом технологического развития инновационной деятельности в научно - технической сфере, а также внебюджетных источников (средств предприятий, частных лиц и других).