Недействующий


РОССЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
Саратовской области

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 29 мая 2003 года)

_____________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области
от 28.02.2005 № 21-ЗСО

_____________________________

принят Саратовской областной Думой
14 мая 1996 года

____________________________________________________

Документ с учетом изменений, внесенных

Законом Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО.

____________________________________________________

Настоящий Закон разработан в соответствии с требованиями статьи 72 Конституции Российской Федерации и положениями Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Он определяет общие для Саратовской области организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Саратовской области (далее - населения), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Саратовской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности (далее организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, производственной и иной деятельности организаций, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, на локализацию зон чрезвычайных ситуаций,прекращения действия характерных для них опасных факторов, а также на создание условий для скорейшего восстановления производственной и иной деятельности организаций и их нормального функционирования.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.


Статья 2. Законодательство области о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(статья в редакции, введенной Законом Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Законодательство области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Устава (Основного Закона) Саратовской области, настоящего Закона, Закона Саратовской области "Об областных резервах материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Саратовской области" и иных нормативных правовых актов области.

Статья 3. Цели настоящего Закона в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Целями настоящего Закона являются:

- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.


Статья 4. Областная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Областная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - областная подсистема РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства органа исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 5. Основные задачи областной подсистемы РСЧС

Основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- участие в разработке областных программ по очистке местности бывших военных полигонов от взрывоопасных предметов (абзац с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- проведение декларирования безопасности потенциально опасных организаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования областной подсистемы РСЧС определяются законодательством Российской Федерации (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с органом исполнительной власти и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.


Статья 7. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Органы государственной власти области, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО, см. предыдущую редакцию).


Статья 8. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно на всей территории области.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти области и местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства Федеральных органов исполнительной власти.

Выделение средств из резервных фондов области производится по заявкам органов местного самоуправления в тех случаях, когда чрезвычайная ситуация достигла таких масштабов, при которых средств города, районов и собственных средств организаций недостаточно для ее ликвидации.

ГЛАВА II. Полномочия органов государственной власти области, органов местного самоуправления и обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 9. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Органы законодательной и исполнительной власти области:

а) принимают в соответствии с Федеральными законами законы и иные нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

в) принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;

г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) создают при органе исполнительной власти области постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (управление, комитет), а также осуществляют общее руководство ими;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

ж) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

з) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

и) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.


Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий из 30 км зоны Балаковской АЭС и организуют их проведение;

в) принимают решения на отселение населения из зон чрезвычайных ситуаций в пределах своей территории;

г) осуществляют, в установленном порядке, сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

е) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти Саратовской области;

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

и) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 11. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»